Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 2 июля 2024 г. N 158
Приложение N 2
к Положению об учетной политике
Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
Положение
об инвентаризации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об инвентаризации (далее - Положение) устанавливает правила проведения в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, в том числе на забалансовых счетах, сроки ее проведения и оформления результатов инвентаризаций.
1.2. Целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества, имущественных прав, иных активов;
сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского (бюджетного) учета;
проверка полноты отражения в учете активов и обязательств;
определение фактического состояния имущества и его оценка;
документальное подтверждение наличия активов и обязательств.
2. Порядок проведения инвентаризации
2.1. Инвентаризации подлежит все имущество Судебного департамента независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств Судебного департамента, в том числе на забалансовых счетах. Также инвентаризации подлежит имущество, находящееся на ответственном хранении у Судебного департамента.
Инвентаризацию имущества, переданного в безвозмездное пользование, аренду проводит ссудополучатель, арендополучатель.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных (материально ответственных) лиц (далее - ответственные лица).
В случае отсутствия лица, ответственного за инвентаризируемые объекты, по причине временной нетрудоспособности, в иных случаях неявки, зафиксированных в Табеле учета использования рабочего времени, инвентаризация может проводиться без участия ответственного лица.
Если обстоятельство, послужившее основанием для отсутствия ответственного лица на рабочем месте (например, временная нетрудоспособность, отпуск), наступило до начала проведения инвентаризации вверенного имущества, работнику - ответственному лицу направляется уведомление с указанием времени и места проведения инвентаризации, а также предложение принять участие в ней. Факт направления работнику уведомления следует зафиксировать.
Если работник в письменной форме откажется от участия, не ответит на уведомление, или причина его отсутствия не позволяет обеспечить явку, а также если основания отсутствия ответственного лица на рабочем месте возникли в день начала проведения инвентаризации, инвентаризация проводится в присутствии свидетелей из числа работников Судебного департамента, которые не входят в состав инвентаризационной комиссии. Списочный состав свидетелей определяется поручением (иным документом) руководителя или председателя инвентаризационной комиссии при наделении его такими полномочиями. Объективность и достоверность контрольного мероприятия будут обеспечивать привлеченные свидетели. При этом в инвентаризационных описях делается отметка об отсутствии ответственного лица.
2.2. Инвентаризация имущества, иных активов и обязательств Судебного департамента проводится обязательно:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (проводится сразу после окончания соответствующего события. Когда есть угроза жизни или здоровью - после устранения причин, из-за которых провести инвентаризацию невозможно);
при смене ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при передаче (возврате) имущества в аренду, управление, безвозмездное пользование;
перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
при реорганизации, ликвидации учреждения перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России;
ежеквартально - в кассе;
в других случаях - по решению руководителя.
Сроки проведения плановых инвентаризаций установлены в Графике проведения инвентаризации.
Кроме плановых инвентаризаций могут проводиться внеплановые сплошные и выборочные инвентаризации. Внеплановые инвентаризации проводятся на основании Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439).
2.3. Инвентаризация проводится методами осмотра, подсчета, обмера (далее - методы осмотра).
В случаях, когда применение методов осмотра для выявления фактического наличия объектов инвентаризации невозможно или не представляется возможным без существенных затрат (в т.ч. имущества, выданного работникам в личное пользование), инвентаризационная комиссия использует альтернативные способы (методы) инвентаризации, в том числе с использованием цифровых технологий, таких как:
1) видео- и фотофиксация;
2) фиксация (актирование), в том числе:
подтверждение наличия (обоснованности владения) данными государственных (муниципальных) реестров (информационных ресурсов), содержащих информацию об объекте инвентаризации, посредством запросов или средствами технологической интеграции информационных систем.
Записывать видео инвентаризации может:
назначенный председателем член инвентаризационной комиссии на телефон с камерой (он же производит фотосъемку имущества по местам его хранения);
ответственное лицо с применением средств видеосвязи в режиме реального времени.
При этом члены инвентаризационной комиссии дистанционно проводят проверку наличия/отсутствия объекта и его технического состояния.
Файлы с видео- и фотофиксацией ответственный член инвентаризационной комиссии отправляет другим членам инвентаризационной комиссии, чтобы зафиксировать наличие имущества и оформить это в инвентаризационных описях.
В работе инвентаризационной комиссии используются при необходимости данные государственных реестров и (или) информационных систем (например, Единой информационной системы в сфере закупок, Единого государственного реестра недвижимости, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра юридических лиц, Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", Реестра государственных (муниципальных) информационных систем, Единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
2.4. При коллективной материальной ответственности инвентаризация проводится обязательно:
при смене руководителя коллектива или бригадира;
при выбытии из коллектива или бригады более 50 процентов работников;
по требованию одного или нескольких членов коллектива или бригады.
2.5. Для оформления инвентаризации инвентаризационная комиссия применяет формы, утвержденные приказами Минфина от 30.03.2015 N 52н и от 15.04.2021 N 61н:
решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439);
изменение Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447);
инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). По объектам, переданным в аренду, безвозмездное пользование, а также полученным в аренду, безвозмездное пользование и по другим основаниям, составляются отдельные описи (ф. 0504087);
инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463);
акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836);
решение о прекращении признания активами объектов НФА (ф. 0510440).
Для каждого вида имущества оформляется своя форма инвентаризационной описи (сличительной ведомости).
До начала инвентаризации на основании решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439) инвентаризационные описи формируются и заполняются бухгалтерией в части сведений об объектах по данным бухгалтерского учета и направляются председателю инвентаризационной комиссии до даты начала инвентаризации, указанной в решении о проведении инвентаризации (ф. 0510439).
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов.
Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах отдельно по каждому месту хранения ценностей и ответственным лицам.
Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и ответственные лица, что подтверждает факт проверки инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии.
По завершении инвентаризации ответственные лица дают расписку об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у ответственных лиц.
Имущество, которое поступило во время инвентаризации, принимают ответственные лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносят его в отдельную инвентаризационную опись. В акт о результатах инвентаризации такое имущество не включается. Описи прилагают к акту о результатах инвентаризации.
2.6. Для проведения инвентаризации в Судебном департаменте создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Ответственным лицом рабочей инвентаризационной комиссии назначается один из членов основной инвентаризационной комиссии с правом голоса. Остальные члены рабочей инвентаризационной комиссии права голоса не имеют. Состав рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем/уполномоченным лицом Судебного департамента.
Рабочие инвентаризационные комиссии создаются решением о проведении инвентаризации (ф. 0510439) без издания отдельного приказа.
В состав комиссий входят работники Судебного департамента, способные оценить состояние имущества и обязательств, а также могут быть включены работники Контрольно-ревизионного управления. В состав комиссии, уполномоченной на проведение инвентаризации денежных средств, финансовых активов и обязательств, входят работники, осуществляющие ведение бухгалтерского учета.
Норматив (кворум), необходимый для признания решения инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) правомочным, устанавливается в размере 75%. Кворум определяет соотношение в процентном выражении присутствующих членов комиссии, принимающих решение, к общему числу членов комиссии.
Инвентаризация приостанавливается, если отсутствует более одной трети от общего числа членов комиссии.
Возобновление инвентаризации производится после восстановления необходимого числа членов комиссии.
Детальные правила работы комиссии, ее права, ответственность и полномочия устанавливаются в отдельном локальном акте - положении об инвентаризационной комиссии.
2.7. В целях проведения инвентаризации оформляется решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439).
Внесение изменений в решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439), в том числе по причине отмены ранее принятого решения о проведении инвентаризации, допускается до начала проведения инвентаризации. Такое решение о внесении изменений оформляется изменением решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447). После наступления даты начала проведения инвентаризации внесение изменений в решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) не допускается.
Лист согласования, прилагаемый к решению о проведении инвентаризации (ф. 0510439), изменению решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447), подписывается председателем инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), председателем комиссии по поступлению и выбытию активов, руководителями структурных подразделений, в которые входят члены инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий), главным бухгалтером.
2.8. Ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят. Их присутствие при проверке фактического наличия имущества обязательно. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные и не учтенные бухгалтерией на момент проведения инвентаризации.
С ответственных лиц члены инвентаризационной комиссии обязаны взять расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают сотрудники, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
2.9. Инвентаризации без каких-либо изъятий подлежат:
имущество, принадлежащее Судебному департаменту на праве оперативного управления, независимо от его местонахождения (нефинансовые и финансовые активы, денежные средства и денежные документы);
обязательства, в том числе кредиторская задолженность;
имущество, не принадлежащее Судебному департаменту, но числящееся в бухгалтерском учете, в том числе на забалансовых счетах: находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное в безвозмездное пользование;
имущество, не учтенное по каким-либо причинам, но находящееся на момент инвентаризации в помещениях, принадлежащих Судебному департаменту на праве оперативного управления.
2.10. Не допускается определять фактическое наличие активов со слов ответственных лиц или по данным регистров бухгалтерского учета.
3. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, финансовых активов, обязательств и финансовых результатов
3.1. Инвентаризация основных средств, учтенных на балансовых счетах 101.00 "Основные средства", а также имущества на забалансовых счетах 01 "Имущество, полученное в пользование", 02 "Материальные ценности на хранении", 21 "Основные средства в эксплуатации" проводится с учетом следующего:
3.1.1. В ходе инвентаризации комиссия проверяет:
фактическое наличие объектов основных средств, эксплуатируется ли оно по назначению;
состояние объектов основных средств - выявляются объекты, нуждающиеся в ремонте, восстановлении, списании;
сохранность инвентарных номеров основных средств, нанесенных на объект и их составные части, приспособления, принадлежности.
Данные об эксплуатации и физическом состоянии объектов основных средств комиссия указывает в инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи (ф. 0504087) комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
11 - в эксплуатации;
12 - требуется ремонт;
13 - находится на консервации;
14 - требуется модернизация;
15 - требуется реконструкция;
16 - не соответствует требованиям эксплуатации;
17 - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
11 - продолжить эксплуатацию;
12 - ремонт;
13 - консервация;
14 - модернизация, дооснащение (дооборудование);
15 - реконструкция;
16 - списание;
17 - утилизация.
3.1.2. При проведении инвентаризации зданий (помещений) проверяются:
наличие правоустанавливающей документации;
соответствие учетных данных правоустанавливающим документам;
сверка имеющихся правоустанавливающих документов на объекты недвижимости с данными Единого государственного реестра недвижимости;
внешнее состояние конструктивных элементов здания, внешней и внутренней отделки, окон, дверей, узлов и компонент инженерных и коммунальных систем (при выявлении неисправностей формируются рекомендации по проведению ремонтно-восстановительных работ).
3.2. При проведении инвентаризации земельных участков осмотр объектов не производится. Инвентаризация осуществляется путем проверки правоустанавливающих документов, подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования, наличие сервитута, а также проверки факта и документального оформления предоставления и получения земельных участков в аренду, безвозмездное пользование. Проводится сверка имеющихся правоустанавливающих документов на каждый земельный участок, находящийся в пользовании у Судебного департамента, с данными бухгалтерского учета и с данными Единого государственного реестра недвижимости. Проводится проверка наличия документов о подтверждении кадастровой стоимости земельных участков и своевременность их предоставления в бухгалтерию ответственным лицом.
3.3. По объектам недвижимого и движимого имущества, полученным и переданным в возмездное или безвозмездное пользование, на хранение, в доверительное управление, концессию, проверяется соответствие данных бухгалтерского учета документам, являющимся основанием и оформляющим получение и передачу такого имущества. В случае передачи части объекта недвижимости в возмездное или безвозмездное пользование анализируется корректность расчета части стоимости такого объекта.
В отношении имущества, переданного в аренду, безвозмездное пользование, при проведении годовой инвентаризации для подтверждения фактического наличия такого имущества признаются результаты инвентаризации, проведенной при передаче комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, безвозмездное пользование.
3.4. Инвентаризация нематериальных активов (включая права пользования нематериальными активами).
При проведении инвентаризации проверяется изменение факторов, которые влияют на срок полезного использования нематериальных активов, в том числе нематериальных активов с неопределенным сроком использования, прав пользования нематериальными активами. При изменении этих факторов срок полезного использования нематериальных активов уточняется. Перечень факторов для проверки:
ожидаемый срок получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом нематериальных активов;
срок действия прав Судебного департамента на результат интеллектуальной деятельности и периода контроля над активом;
срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности;
срок полезного использования иного актива, с которым объект нематериальных активов непосредственно связан;
типичный жизненный цикл для актива и публичная информация об оценках сроков полезной службы аналогичных активов, которые используются аналогичным образом;
технологические, технические и другие типы устаревания.
Графы 8 и 9 инвентаризационной описи (ф. 0504087) комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
11 - в эксплуатации;
14 - требуется модернизация;
16 - не соответствует требованиям эксплуатации;
17 - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
11 - продолжить эксплуатацию;
14 - модернизация, дооснащение (дооборудование);
16 - списание.
3.5. Материальные запасы комиссия проверяет по каждому ответственному лицу и по местам хранения.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504087).
Графы 8 и 9 инвентаризационной описи (ф. 0504087) комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
51 - в запасе для использования;
52 - в запасе для хранения;
53 - ненадлежащего качества;
54 - поврежден;
55 - истек срок хранения.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
51 - использовать;
52 - продолжить хранение;
53 - списать;
54 - отремонтировать.
3.6. При проведении инвентаризации расчетов проводится проверка контрагентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) на предмет их наличия в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также сверка наименования и ИНН (КПП) контрагентов, отраженных в бухгалтерском учете, с данными в Едином государственном реестре юридических лиц.
Инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами комиссия проводит методом подтверждения, выверки с учетом следующих особенностей:
определяет сроки возникновения задолженности;
выявляет суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы);
сверяет данные бухгалтерского учета с суммами в актах сверки с поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также с бюджетом и внебюджетными фондами - по налогам и взносам;
выявляет кредиторскую задолженность, не востребованную кредиторами, а также дебиторскую задолженность, безнадежную к взысканию и сомнительную в соответствии с положением о задолженности.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504089).
Инвентаризация дебиторской задолженности по расходам, образовавшимся в связи с авансированием государственных контрактов (договоров), проводится перед составлением бюджетной отчетности. По состоянию на 1 июля и на 1 января инвентаризация проводится с направлением актов сверки расчетов контрагентам. По состоянию на 1 октября инвентаризация проводится путем сверки с данными учета.
3.7. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности производится путем полного (полистного) пересчета. При проверке бланков строгой отчетности комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков.
В ходе инвентаризации кассы комиссия:
проверяет кассовую книгу, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, доверенности на получение денег, реестр депонированных сумм и другие документы кассовой дисциплины;
сверяет суммы, оприходованные в кассу, с суммами, списанными с лицевого (расчетного) счета;
проверяет соблюдение кассиром лимита остатка наличных денежных средств, своевременность депонирования невыплаченных сумм зарплаты.
Результаты инвентаризации наличных денежных средств комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504088). Результаты инвентаризации денежных документов и бланков строгой отчетности - в инвентаризационной описи (ф. 0504086).
4. Оформление результатов инвентаризации и выявленных расхождений
4.1. Результаты инвентаризаций оформляются документами по формам, установленным действующим законодательством, и утверждаются руководителем/уполномоченным лицом Судебного департамента.
4.2. По всем расхождениям (недостачам и излишкам, пересортице) инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения ответственных лиц. На основании этих объяснений и материалов проверок инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета.
4.3. По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии подготавливает руководителю Судебного департамента предложения:
по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо их списанию;
по оприходованию излишков;
по урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета при пересортице путем проведения зачета излишков и недостач, возникших в ее результате;
иные предложения.
4.4. Соответствующие решения на основании данных годовых инвентаризационных описей формируются Комиссией по поступлении и выбытии активов не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения Акта о результатах инвентаризации. Утвержденные руководителем/уполномоченным лицом Судебного департамента решения комиссии по поступлению и выбытию активов по итогам годовой инвентаризации должны быть переданы в бухгалтерию не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты представления годовой бюджетной отчетности.
4.5. Инвентаризационные разницы отражаются в бухгалтерском учете и бюджетной отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бюджетной отчетности, отражаются в годовой бюджетной отчетности.
Результаты инвентаризации при реорганизации (ликвидации) отражаются в бюджетной отчетности, представляемой на дату реорганизации (ликвидации).
5. График проведения инвентаризации
Инвентаризация проводится со следующей периодичностью и в сроки:
N |
Наименование объектов |
Сроки проведения |
Период |
1. |
Нефинансовые активы (основные средства, материальные запасы, нематериальные активы, права пользования активами) |
ежегодно, на 1 ноября |
год |
2. |
Капитальные вложения, по которым не было движения в течение года |
ежегодно, на 1 ноября |
год |
3. |
Непроизведенные активы |
ежегодно на 1 января |
год |
4. |
Финансовые активы (финансовые вложения, денежные средства на счетах) |
ежегодно, на 1 января |
год |
5. |
Денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности |
ежеквартально, |
квартал |
6. |
Дебиторская и кредиторская задолженность |
два раза в год: на 1 октября - для выявления безнадежной и сомнительной задолженности в целях списания с балансового учета; на 1 января - для подтверждения данных о задолженности в годовой отчетности |
|
7. |
Дебиторская задолженность по расходам, образовавшаяся в связи с авансированием государственных контрактов (договоров) |
на 1 июля на 1 октября на 1 января |
|
8. |
Расходы и доходы будущих периодов, резервы |
ежегодно, на 1 января |
год |
9. |
Внеплановые инвентаризации всех видов имущества |
в соответствии с Решением о проведении инвентаризации (ф. 0510439) |
|
<< Назад |
||
Содержание Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 июля 2024 г. N 158 "О внесении изменений в Положение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.