Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента образования
и науки города Москвы
от 11 октября 2021 г. N 563
Положение
о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте образования и науки города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
1.2. Положение определяет цели, задачи и принципы мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся (далее - Диагностики), условия, формы и методы проведения Диагностик, порядок организации и проведения Диагностик, обработки материалов Диагностик и анализа результатов Диагностик по основным общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и дополнительным общеобразовательным программам (далее - образовательные программы) или их частей, в отношении которых проводятся Диагностики.
1.3. Диагностики проводятся в образовательных организациях в течение учебного года в соответствии с настоящим Положением.
1.4. Диагностики являются одним из основных инструментов объективной оценки комплексной системы оценки качества образования в городе Москве.
1.5. Содержание контрольных измерительных материалов Диагностик определяется на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ.
1.6. Контроль за проведением Диагностик в образовательных организациях осуществляет Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент).
2. Основные цели, задачи и принципы Диагностик
2.1. Диагностики проводятся с целью повышения качества образования, формирования информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
2.2. Основные задачи Диагностик:
- формирование региональной базы данных результатов Диагностик;
- выявление факторов, влияющих на качество образования, и обеспечение участников отношений в сфере образования достоверной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, с целью дальнейшего совершенствования образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в городе Москве (далее - образовательные организации);
- оценка предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- выявление и ликвидация у обучающихся дефицитов знаний и компетентностей;
- формирование долгосрочной стратегии проведения общегородских Диагностик с учётом федеральных целевых индикаторов;
- определение направлений повышения квалификаций работников системы образования, в том числе по результатам выявленных дефицитов знаний и компетентностей у обучающихся;
- оптимизация количества контрольных, проверочных и диагностических работ, проводимых в образовательных организациях, с учётом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования;
- предоставление достоверной и объективной информации для формирования рейтинга вклада образовательных организаций, их структурных единиц, классов (групп), обучающихся, педагогических работников в качественное образование.
2.3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении:
Диагностическая работа - форма оценки результатов обучения.
Региональный оператор - организация, осуществляющая независимую оценку качества подготовки обучающихся, в том числе обеспечивающая организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение проведения Диагностик.
Спецификация - документ, определяющий структуру и содержание диагностической работы, утверждаемый региональным оператором.
Контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) - набор заданий, позволяющий надёжно и объективно оценить уровень и качество подготовки обучающихся.
Участники Диагностик - обучающиеся в составе классов (групп), зарегистрированные в качестве лиц, в отношении которых проводятся Диагностики.
Организаторы - работники образовательных организаций, обеспечивающие сопровождение и координацию участников Диагностик, а также соблюдение условий проведения Диагностик.
Лица, задействованные в Диагностиках, - участники Диагностик и организаторы.
Независимые наблюдатели - физические лица, уполномоченные на осуществление мониторинга за процедурой проведения Диагностик.
Эксперт - физическое лицо, привлекаемое для экспертизы КИМ и проверки ответов диагностических работ.
Инструктивно-методические материалы - совокупность рекомендаций и обязательных требований по организации и проведению Диагностик, предназначенных для лиц, задействованных в Диагностиках.
План Диагностик - документ, определяющий предметы, классы, даты и формы проведения, а также формы мониторинга обеспечения объективности Диагностик в учебном году.
Расписание Диагностик - документ, определяющий даты и время проведения Диагностик, предметы, номера и литеры классов (групп), в которых проводятся Диагностики, а также формы проведения Диагностик в каждой образовательной организации.
Инцидент - факт несоответствия процедуры проведения Диагностик требованиям инструктивно-методических материалов, которое может повлиять на достоверность и объективность результатов Диагностик.
2.4. Диагностики проводятся по следующим принципам:
- технологичность - единые правила проектирования тестовых заданий, проведения Диагностик и анализа результатов;
- объективность - осуществление мониторинга за процедурой проведения Диагностик с обязательным привлечением независимых наблюдателей;
- стандартизация - соответствие структуры заданий Диагностик структуре заданий государственной итоговой аттестации и международных сопоставительных исследований.
3. Условия, формы, методы проведения Диагностик
3.1. Диагностики проводятся в условиях комплексной безопасности образовательных организаций, комфортности и доступности для участников Диагностик.
3.2. Диагностики проводятся в компьютерной или бланковой формах с последующей обработкой материалов Диагностик и проверкой работ обучающихся.
3.3. Диагностики осуществляются методами тестирования и (или) анкетирования.
3.4. План Диагностик утверждается Департаментом в сроки, необходимые для включения Диагностик в единый график проведения оценочных процедур образовательных организаций на учебный год.
3.5. В плане Диагностик могут быть предусмотрены обязательные Диагностики и Диагностики, в которых образовательные организации могут принимать участие на инициативной основе.
3.6. Диагностики проводятся в 3 этапа: подготовительный этап, этап проведения, этап обработки материалов и анализа результатов.
3.7. В случаях, определяемых региональным оператором, в период проведения Диагностик организуется штаб по проведению мониторинга объективности Диагностик (далее - Штаб).
4. Организация и проведение Диагностик
4.1. Диагностики проводятся в соответствии с расписанием Диагностик, которое формируется региональным оператором и не менее чем за 3 рабочих дня до начала Диагностик передаётся в образовательные организации (размещается в личном кабинете образовательной организации).
4.2. В расписании Диагностик указываются дата и время проведения Диагностик, предметы, номера и литеры классов (групп), в которых проводятся Диагностики, форма проведения Диагностик.
4.3. Расписание уроков в образовательных организациях в дни проведения Диагностик корректируется с учётом утверждённого расписания Диагностик.
4.4. Время начала Диагностик определяется не ранее 09:00, время окончания Диагностик определяется не позднее 17:00 дня проведения Диагностик. Продолжительность Диагностик определяется спецификацией.
4.5. Время, выделенное на подготовительные и заключительные мероприятия Диагностик (распределение обучающихся в аудиториях, проведение инструктажа, выдача материалов Диагностик и их сбор по завершении выполнения задании и т.д.), в продолжительность выполнения Диагностик не включается.
4.6. Во время проведения Диагностик в аудитории могут находиться участники Диагностик, организаторы и независимый наблюдатель.
4.7. В ходе проведения Диагностик не допускается обсуждение КИМ с обучающимися или работниками образовательной организации.
4.8. Все инциденты фиксируются независимыми наблюдателями в листе наблюдений и (или) в информационном ресурсе, обеспечивающем регистрацию и обработку инцидентов.
4.9. Инциденты, выявленные в ходе проведения Диагностик, устраняются в соответствии с алгоритмами обработки инцидентов, принятыми в рамках работы Штаба.
4.10. В ходе регистрации и обработки инцидентов результаты Диагностик могут быть аннулированы решением Штаба.
4.11. Региональный оператор:
- обеспечивает разработку КИМ;
- обеспечивает автоматическую и экспертную проверку работ обучающихся;
- обеспечивает мониторинг процедуры проведения Диагностик с привлечением независимых наблюдателей в аудиториях и независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров);
- разрабатывает инструктивно-методические материалы;
- разрабатывает формы представления материалов с результатами Диагностик;
- проводит анализ результатов Диагностик;
- формирует отчёт о результатах Диагностик;
- принимает меры для исключения несанкционированного доступа к материалам Диагностик;
- реализует программы повышения квалификации работников системы образования, в том числе по результатам выявленных дефицитов знаний и компетентностей у обучающихся;
- создаёт и обеспечивает функционирование работы Штаба, определяет его состав, порядок утверждения организационной структуры, обязанностей и функционала, графика и плана работы, алгоритма обработки инцидентов, порядка принятия решений Штабом по инцидентам.
4.11.1. На этапе подготовки к Диагностикам региональный оператор обеспечивает:
- разработку и размещение на сайте регионального оператора для ознакомления инструктивно-методических материалов, спецификаций, демонстрационных вариантов КИМ;
- сбор заявок образовательных организаций и контекстной информации о реализации образовательных программ, необходимой для подготовки КИМ;
- формирование на основе сведений, предоставленных образовательными организациями, базы данных об участниках Диагностик;
- формирование и передачу в образовательные организации расписания Диагностик;
- обучение и консультации организаторов, независимых наблюдателей;
- размещение КИМ в информационном ресурсе, обеспечивающем проведение Диагностик в компьютерной форме;
- передачу в образовательные организации материалов Диагностик, включающих КИМ и бланки ответов в специальных заклеенных пакетах, а также инструктивно-методических материалов, протоколов организаторов и листов наблюдений независимых наблюдателей в открытых конвертах, или загрузку и отправку через личный кабинет образовательной организации материалов Диагностик в информационном ресурсе, обеспечивающем проведение Диагностик в компьютерной форме, в случае их самостоятельного тиражирования образовательной организацией при проведении Диагностик в бланковой форме.
4.11.2. При проведении Диагностик в компьютерной форме региональный оператор обеспечивает:
- организацию работы Штаба;
- доступ участникам Диагностик к информационному ресурсу, обеспечивающему проведение Диагностик;
- автоматическую проверку выполненных заданий с выбором ответа и кратким ответом;
- очное и дистанционное наблюдение за процедурой Диагностик с привлечением независимых наблюдателей.
4.11.3. При проведении Диагностик в бланковой форме региональный оператор обеспечивает очное наблюдение за процедурой проведения Диагностик с привлечением независимых наблюдателей в аудитории.
4.11.4. На этапе обработки материалов и анализа результатов региональный оператор обеспечивает:
- автоматическую обработку материалов Диагностик;
- проверку диагностических работ;
- экспертную проверку заданий с развёрнутым ответом;
- формирование совокупной оценки участника Диагностик на основе автоматической оценки ответов и экспертной оценки развёрнутых ответов;
- создание архива документации завершившихся Диагностик (бланки ответов подлежат уничтожению через 2 месяца после утверждения результатов).
4.11.5. Результаты Диагностик обрабатываются региональным оператором в течение 4 недель со дня проведения Диагностик.
4.11.6. По итогам этапа обработки материалов и анализа результатов региональный оператор готовит формы представления материалов Диагностик и отчёты о результатах Диагностик.
4.11.7. Результаты Диагностик доводятся региональным оператором в установленном им порядке до сведения образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.12. Государственное автономное учреждение города Москвы "Центр цифровизации образования" обеспечивает:
- видеонаблюдение в аудиториях во время проведения Диагностик;
- техническое сопровождение видеонаблюдения в аудиториях во время подготовки и проведения Диагностик;
- техническое сопровождение независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров) во время проведения Диагностик;
- трансляцию проведения Диагностик посредством видеонаблюдения в аудиториях во время их проведения, а также доступ к материалам видеонаблюдения в течение 4 недель после окончания проведения Диагностик;
- разработку и поддержку информационного ресурса, обеспечивающего регистрацию и обработку инцидентов;
- техническое и технологическое сопровождение работы Штаба во время проведения Диагностик;
- обучение независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров) на подготовительном этапе в сроки, установленные п. 3.4 настоящего Положения.
4.13. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы обеспечивает размещение, условия для работы независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров) во время проведения Диагностик, в том числе питьевой режим, подготовку аудиторий, автоматизированных рабочих мест.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 11 октября 2021 г. N 563 "Об утверждении Положения о порядке организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.