Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 05 июля 2024 г. N 430-п
Порядок
организации социальной занятости инвалидов в Тюменской области
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации социальной занятости в Тюменской области (далее - Порядок) устанавливает правила организации в Тюменской области социальной занятости инвалидов, не занятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.
1.2. При организации социальной занятости соблюдается:
а) доступность социальной занятости для инвалидов, в том числе организация доступной для инвалидов среды и приближенность к месту проживания инвалидов организаций, реализующих социальную занятость, с учетом их транспортной доступности для инвалидов;
б) свобода инвалида в выборе видов деятельности в рамках социальной занятости и организаций, реализующих социальную занятость;
в) ориентация социальной занятости на развитие способностей инвалидов участвовать в продуктивной деятельности в целях социальной адаптации и вовлечения в жизнь общества;
г) ориентация на производство востребованных обществом продукции и услуг и на их реализацию;
д) регулярный характер участия инвалидов в социальной занятости;
е) информирование инвалидов о возможности участия в социальной занятости, в том числе при обращении за социальными услугами.
II. Основные понятия, используемые в Порядке
2.1. Социальная занятость инвалидов направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества и не предполагает осуществление трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
2.2. Целевая группа - инвалиды (дети-инвалиды в возрасте 14 лет и старше), имеющие в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, заключение об установлении 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности.
2.3. Уполномоченные организации - организации, уполномоченные на осуществление деятельности по социальной занятости инвалидов, располагающие помещениями, оборудованием и специалистами для обучения инвалидов, нуждающихся в организации социальной занятости, элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, коммуникативным, культурным, бытовым), не требующим получения специального образования, и применение их при выполнении несложных (простых) видов продуктивной деятельности со значительной помощью других лиц, а также располагающие вспомогательными средствами и материалами, необходимыми для предоставления услуг по организации социальной занятости инвалидов.
2.4. Базовое учреждение - базовое учреждение по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Тюменской области, осуществляющее информационно-методическую, аналитическую деятельность по социальной занятости инвалидов, а также разработку методических рекомендаций по организации социальной занятости инвалидов для участников межведомственного взаимодействия (автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области "Областной центр реабилитации инвалидов").
III. Механизм и порядок межведомственного взаимодействия при реализации Порядка
3.1. Участниками межведомственного взаимодействия при реализации Порядка являются:
а) Департамент социального развития Тюменской области - осуществляет организацию и координацию межведомственного взаимодействия;
б) Департамент образования и науки Тюменской области;
в) Департамент культуры Тюменской области;
г) Департамент физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области;
д) уполномоченные организации. Перечень уполномоченных организаций определяется локальным актом органа государственной власти Тюменской области в сфере курируемой деятельности;
е) базовое учреждение.
3.2. Участниками межведомственного взаимодействия осуществляются следующие виды деятельности:
а) информирование целевой группы об организации социальной занятости инвалидов в Тюменской области, о деятельности уполномоченных организаций;
б) осуществление совместной деятельности участников межведомственного взаимодействия в рамках реализации мероприятий по социальной занятости инвалидов;
в) обеспечение преемственности по организации социальной занятости инвалидов при смене уполномоченных организаций;
г) формирование реестра уполномоченных организаций в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27.11.2020 N 721-п "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра организаций, предоставляющих реабилитационные и абилитационные мероприятия (услуги) инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в Тюменской области".
3.3. Порядок, форма, состав информации, необходимой для передачи в рамках межведомственного взаимодействия в целях оказания услуг по социальной занятости, сроки подготовки и направления межведомственного запроса о представлении документов и (или) информации, запрашиваемых участниками межведомственного взаимодействия, определяются в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 16.07.2021 N 400-п "Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Тюменской области".
IV. Порядок организации социальной занятости инвалидов
4.1. Социальная занятость инвалидов осуществляется с согласия инвалидов на безвозмездной основе.
4.2. Основанием для рассмотрения вопроса об организации социальной занятости является поданное гражданином или его законным представителем в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальной занятости с указанием предпочтений по организации социальной занятости либо обращение в интересах инвалида иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (далее - представитель) непосредственно в уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Заявление подается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Личное участие гражданина не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает гражданина права на личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг.
Заявление может быть подано в электронной форме через личный кабинет федерального или регионального портала с подписанием электронной подписью в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" и иных нормативных правовых актов.
4.3. При личном приеме для установления личности гражданина, его законного представителя, представителя (в случае если заявление подается законным представителем, представителем гражданина) предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, его законного представителя, представителя (при наличии). После установления личности гражданина (законного представителя, представителя гражданина) документы подлежат возврату гражданину (законному представителю, представителю гражданина). При поступлении заявления в электронной форме, по почте сведения, содержащиеся в указанных документах, запрашиваются у соответствующих органов, в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области (СМЭВ).
Сведения о наличии инвалидности, об индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления запрашиваются у оператора федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов".
4.4. Уполномоченная организация при приеме от гражданина, законного представителя, представителя гражданина заявления, поданного лично:
а) разъясняет гражданину, законному представителю, представителю гражданина порядок и условия организации социальной занятости инвалидов;
б) регистрирует заявление в журнале учета заявлений о предоставлении социальной занятости в организации по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, осуществляет сканирование представленного заявления и возвращает подлинник заявления с отметкой о регистрации заявления гражданину, законному представителю, представителю.
При приеме заявления в электронной форме, уполномоченная организация в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления регистрирует его и направляет гражданину, законному представителю, представителю уведомление о регистрации заявления через личный кабинет федерального или регионального портала.
Информацию о ходе рассмотрения заявления гражданин, его законный представитель, представитель может получить по устному или письменному обращению, в случае подачи заявления в электронной форме - через личный кабинет федерального или регионального портала.
4.5. Принятие решения о предоставлении социальной занятости либо об отказе в предоставлении социальной занятости осуществляется уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Датой подачи заявления считается день его регистрации.
4.6. Основанием для отказа в предоставлении социальной занятости является несоответствие гражданина требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка.
Уполномоченная организация в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения направляет гражданину, его законному представителю, представителю, уведомление об отказе в предоставлении социальной занятости с указанием основания отказа на почтовый (электронный) адрес, указанный в заявлении, а в случае подачи заявления в электронной форме - через личный кабинет федерального или регионального портала.
4.7. В уполномоченных организациях в целях организации социальной занятости инвалидов обеспечиваются:
а) организация структурных подразделений (ремесленные, трудовые, творческие, производственные мастерские, подсобное сельское хозяйство (огород, теплицы, цветники, мелкий/крупный рогатый скот, птицы), далее - мастерские) для обеспечения обучения инвалидов, нуждающихся в организации социальной занятости, элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, коммуникативным, культурным, бытовым), соответствующим способностям инвалидов и не требующим получения специального образования, и их участия в выполнении несложных (простых) видов труда со значительной помощью других лиц;
б) оценка способности инвалидов из числа целевой группы осуществлять несложные (простые) виды деятельности исключительно со значительной помощью других лиц и определения нуждаемости такого инвалида в организации социальной занятости.
4.8. Реализация социальной занятости инвалидов осуществляется в три этапа:
а) на первом этапе определяется нуждаемость инвалида в организации социальной занятости, оцениваются навыки инвалида (социально-коммуникативные, гигиенические, двигательные, бытовые), его способности и предпочтения к труду и социальному взаимодействию. Инвалид приглашается уполномоченной организацией для ознакомительного (пробного) участия в различных производственных процессах, осуществляется подборка доступных для него несложных (простых) видов труда (трудовых операций) в соответствии с его способностями и предпочтениями;
б) на втором этапе осуществляется индивидуальное обучение инвалида элементарным навыкам и умениям, необходимым для выполнения подобранного вида деятельности, норм и правил взаимоотношений, социального взаимодействия участников социальной занятости, социально-средовая ориентация в условиях выбранной мастерской, формирование мотивации к участию в труде;
в) на третьем этапе создаются условия для адаптации инвалида к осуществлению деятельности в рамках социальной занятости, включающие в том числе:
- предоставление постоянной помощи других лиц для выполнения подобранных видов деятельности;
- социально-психологическое сопровождение, предусматривающее содействие в межличностной коммуникации, основы эффективного общения (диалогическая форма общения); в выполнении доступных социальных ролей (профессиональных, общественных); в соблюдении морально-этических норм, норм общественной морали и правил современного общества;
- организацию отдыха;
- персональную помощь в осуществлении действий (участия в действиях) по передвижению, самообслуживанию, соблюдению санитарно-гигиенических правил, получению информации, ориентации и коммуникации.
4.9. Для инвалидов, имеющих выраженные затруднения в выполнении несложных (простых) видов труда со значительной помощью других лиц, организуются несложные (простые) виды развивающей (целенаправленной) деятельности путем моделирования бытовых и социальных ситуаций, участие инвалидов в которых способствует развитию и поддержанию коммуникативных, гигиенических, двигательных, бытовых и трудовых навыков, навыков принятия решений и их исполнения.
Подбор видов деятельности для таких инвалидов с их участием, в том числе в каком-либо производственном процессе, осуществляется с учетом динамики состояния здоровья и способности участвовать в социальной занятости.
V. Перечень услуг при реализации социальной занятости
5.1. Социальная занятость включает следующие услуги:
а) услуги, направленные на определение нуждаемости инвалидов в организации социальной занятости, на подбор подходящих инвалидам несложных (простых) видов труда;
б) услуги, направленные на обучение инвалидов навыкам, необходимым для выполнения трудовых действий, правилам трудового распорядка, нормам труда и социального взаимодействия;
в) услуги, направленные на организацию доступных для инвалидов производственных процессов с несложными (простыми) видами труда, на адаптацию рабочих мест для участия инвалидов в производственных процессах и на обеспечение доступных для инвалидов трудовых обязанностей;
г) услуги, направленные на организацию несложных (простых) видов развивающей (целенаправленной) деятельности для инвалидов, имеющих выраженные затруднения в участии в труде с помощью других лиц;
д) услуги, направленные на организацию социального взаимодействия участников социальной занятости, а также на организацию их отдыха (перерывов) во время социальной занятости;
е) услуги, обеспечивающие участие инвалидов в социальной занятости, включая социально-психологическое, социально-педагогическое сопровождение и ассистивные услуги по персональной помощи инвалидам в передвижении, получении информации, в ориентации и коммуникации;
ж) услуги, обеспечивающие уход за инвалидами во время их участия в социальной занятости (помощь при одевании и раздевании, смене абсорбирующего белья, приеме пищи, питья и других гигиенических процедурах);
з) услуги по сопровождению передвижения инвалидов от места жительства к месту участия в социальной занятости и обратно.
5.2. Информация о предоставленных инвалидам услугах в рамках реализации социальной занятости уполномоченной организацией фиксируется в Карте учета услуг в рамках реализации социальной занятости по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
VI. Организация мониторинга и оценки качества и эффективности организации социальной занятости
6.1. Базовое учреждение проводит мониторинг социальной занятости инвалидов в Тюменской области по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (далее - Мониторинг).
6.2. Мониторинг осуществляется на основе информации, поступающей в Базовое учреждение от участников межведомственного взаимодействия посредством систем электронного документооборота и делопроизводства.
Базовое учреждение ежегодно до 05 октября предоставляет в Департамент социального развития Тюменской области сводную информацию о результатах социальной занятости инвалидов в Тюменской области. Сводная информация предоставляется посредством систем электронного документооборота и делопроизводства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.