В целях совершенствования системы оповещения населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Правительства Ульяновской области от 09.01.2024 N 2-П "О системах оповещения населения на территории Ульяновской области", руководствуясь Уставом муниципального образования "город Ульяновск",
Администрация города Ульяновска постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения на территории муниципального образования "город Ульяновск".
2. Рекомендовать:
1) руководителям предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск", привести нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;
2) Ульяновскому филиалу публичного акционерного общества "Ростелеком", филиалу федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Волга", Ульяновскому филиалу федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - "Ульяновский областной радиотелевизионный передающий центр" обеспечить выполнение задач по оповещению и информированию населения на территории муниципального образования "город Ульяновск" об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Признать утратившими силу:
1) постановление администрации города Ульяновска от 28.07.2021 N 1083 "О системах оповещения населения на территории муниципального образования "город Ульяновск";
2) постановление администрации города Ульяновска от 29.09.2023 N 1173 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 28.07.2021 N 1083".
4. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня".
Временно исполняющий обязанности Главы города |
С.А. Мальченков |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
города Ульяновска
от 05.07.2024 N 737
Положение
о системах оповещения населения на территории муниципального образования "город Ульяновск"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системах оповещения населения на территории муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Положение) определяет назначение и основные задачи систем оповещения населения, созданных на территории муниципального образования "город Ульяновск" (далее - МО "город Ульяновск"), требования к таким системам оповещения населения, а также порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
локальная система оповещения - система оповещения, создаваемая в районах размещения потенциально опасных объектов, обеспечивающая оповещение и информирование персонала объекта, а также людей, находящихся в опасной зоне вблизи объекта;
основной центр оповещения - элемент пункта управления руководителя гражданской обороны.
Понятия "гражданская оборона" и "оповещение населения" используются в настоящем Положении в значениях, определённых Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Понятия "комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновении или о возникновении чрезвычайных ситуаций" и "зона экстренного оповещения" используются в настоящем Положении в значениях, определённых Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Понятие "сигнал оповещения" используется в настоящем Положении в значении, определённом ГОСТ Р 42.0.02-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий". Понятие "экстренные оперативные службы" используется в настоящем Положении в значении, определённом в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 N 1931 "Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в том числе порядка и сроков осуществления приёма, обработки и передачи вызовов по единому номеру "112" диспетчерским службам".
1.3. Сокращения, используемые в настоящем Положении:
ГО - гражданская оборона;
ЕТО - ежедневное техническое обслуживание;
ЗИП - запасные части, инструменты и принадлежности;
ЛСО - локальная система оповещения;
MCO - муниципальная система оповещения;
PCO - региональная система оповещения;
СМИ - средства массовой информации;
СОН - система оповещения населения;
TCO - технические средства оповещения;
УТП РСЧС - Ульяновская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;
ЭТД - эксплуатационно-техническая документация;
ЭТО - эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения муниципального образования "город Ульяновск".
1.4. МСО, созданная на территории города Ульяновска, включается в систему управления ГО и УТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения города Ульяновска, органов управления и сил ГО и УТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
1.5. СОН на территории города Ульяновска создаются на следующих уровнях функционирования УТП РСЧС:
на муниципальном уровне - MCO;
на объектовом уровне - ЛСО.
СОН всех уровней должны программно и технически сопрягаться.
MCO создаются органами местного самоуправления муниципального образования "город Ульяновск".
ЛСО создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Границами зон действия MCO являются административные границы МО "город Ульяновск".
Границами зон действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации:
для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов;
в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов.
1.6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности МСО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления МО "город Ульяновск" и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.7. МСО должна соответствовать требованиям, установленным приложением N 1 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/565 "Об утверждение Положения о системах оповещения населения" (далее - приказ N 578/565).
На МСО, создаваемые на территории МО "город Ульяновск", оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом N 578/565.
2. Назначение и основные задачи МСО
МСО, создаваемые на территории МО "город Ульяновск", предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств гражданской обороны, УТП РСЧС, населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Технологическая ПЭВМ основного центра оповещения является центральным звеном МСО и обеспечивает обработку операций по запуску системы оповещения, мониторинг оконечных устройств системы, хранение баз данных абонентов и сценариев оповещения. Технологическая ПЭВМ располагается в единой дежурно-диспетчерской службе МО "город Ульяновск".
2.1. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава гражданской обороны и муниципального уровня УТП РСЧС;
до специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории МО "город Ульяновск";
до дежурно-диспетчерских служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально-значимых объектов, находящихся на территории МО "город Ульяновск";
до людей, находящихся на территории МО "город Ульяновск".
2.2. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации:
до руководящего состава организаций, эксплуатирующих объекты производства и гидротехнического сооружения, объектового звена УТП РСЧС;
до единой дежурно-диспетчерской службы МО "город Ульяновск";
до объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
до персонала организаций, эксплуатирующих объекты производства и гидротехнические сооружения;
до оперативных дежурных служб органов управления гражданской обороны и УТП РСЧС;
до руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;
до людей, находящихся в зоне действий локальной системы оповещения.
3. Порядок задействования МСО
3.1. Задействование по предназначению МСО планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ЛСО задействуется в автоматизированном режиме по решению руководителей организаций.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления УТП РСЧС, получив в системе управления ГО и УТП РСЧС информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение в установленном порядке и немедленно доводят их до Главы города Ульяновска, председателя КЧС и ОПБ города, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и УТП РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования МСО.
В автоматическом режиме МСО запускаются по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от СОН вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных служб.
В автоматизированном режиме запуск МСО осуществляется оперативным дежурным единой дежурно-диспетчерской службы МО "город Ульяновск" с автоматизированных рабочих мест.
В ручном режиме функционирования:
дежурные (дежурно-диспетчерские) службы осуществляют включение оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и в редакции СМИ на передачу сигналов оповещения и экстренной информации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Приоритетный режим функционирования муниципальной СОН - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и УТП РСЧС, населения МО "город Ульяновск". Приоритетный режим функционирования MCO определяется положениями о MCO, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.4. Решение о задействовании МСО принимается Главой города Ульяновска.
Решение о задействовании ЛСО принимается соответственно руководителями организаций.
Запрос Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Ульяновской области (органа повседневного управления РСЧС) о задействовании МСО осуществляется в ходе доклада о получении (в системе управления ГО и РСЧС) сигналов оповещения и (или) экстренной информации Главе города Ульяновска.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путём включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до пяти минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более пяти минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объёмом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания)).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления УТП РСЧС.
Допускается трёхкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления УТП РСЧС совместно с органами повседневного управления УТП РСЧС.
3.6. Непосредственные действия (работы) по задействованию МСО осуществляются единой дежурно-диспетчерской службой органов повседневного управления УТП РСЧС и организаций телерадиовещания, привлекаемых к обеспечению оповещения. Порядок задействования систем оповещения определяется уровнем прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера.
В соответствии с установленным порядком использования МСО разрабатываются инструкции дежурных, единой дежурно-диспетчерской службы органов повседневного управления УТП РСЧС, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, утверждаемые руководителями этих органов (организаций) и согласованные с Главным управлением МЧС России по Ульяновской области.
3.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется КЧС и ОПБ МО "город Ульяновск".
3.8. Органы местного самоуправления МО "город Ульяновск", постоянно действующие органы управления УТП РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования МСО.
Органы местного самоуправления, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают о случаях несанкционированного задействования МСО соответствующие постоянно действующие органы управления УТП РСЧС.
3.9. Обеспечение оповещения населения на территории МО "город Ульяновск", не охваченной техническими средствами централизованного оповещения, осуществляется в ручном режиме функционирования органами местного самоуправления МО "город Ульяновск".
4. Поддержание в готовности МСО
4.1. Поддержание MCO, ЛСО в готовности организуется и осуществляется, органами местного самоуправления и организациями соответственно.
4.2. Готовность МСО достигается:
наличием актуализированных нормативных правовых актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования МСО;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) МСО, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектной документации на МСО технических средств оповещения;
регулярным проведением проверок готовности МСО;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный pecypc технических средств оповещения;
наличием и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по совершенствованию МСО.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности МСО организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности МСО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию МСО без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности МСО проверке подлежат ЛСО.
Комплексные проверки готовности MCO проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления УТП РСЧС и органов повседневного управления УТП РСЧС муниципального уровня, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверенных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
Комплексные проверки готовности ЛСО проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления МО "город Ульяновск" не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о MCO и ЛСО соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности МСО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности МСО, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом N 578/565, а также уточняется паспорт МСО.
Технические проверки готовности к задействованию MCO, ЛСО проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления УТП РСЧС, организации путём запуска соответствующего сценария оповещения и передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услуг связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование)), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска МСО.
4.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создаётся резерв технических средств оповещения (стационарных, мобильных и носимых).
Номенклатура, объём, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливаются создающими его органами местного самоуправления муниципального образования, организациями.
Создание либо совершенствование действующей МСО осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Методическими рекомендациями МЧС России и требованиями, изложенными в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утверждённому приказом N 578/565.
Вывод из эксплуатации действующей МСО осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса её технических средств, завершении модернизации (реконструкции) МСО или ввода в эксплуатацию вновь созданной МСО.
5. Организация ЭТО
5.1. ЭТО включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения МСО, созданной на территории МО "город Ульяновск", в работоспособном состоянии.
ТСО осуществляют приём, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Оконечные средства оповещения населения используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных ЭТД, являются работоспособными (исправными).
5.2. Задачами ЭТО являются:
предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД;
устранение неисправностей путём проведения текущего ремонта ТСО;
доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
продление сроков службы ТСО.
5.3. К мероприятиям ЭТО относятся:
планирование ЭТО;
техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;
оценка технического состояния МСО.
5.4. На муниципальном и объектовом уровнях функционирования УТП РСЧС ЭТО осуществляется органами местного самоуправления МО "город Ульяновск" и организациями соответственно.
5.5. ЭТО MCO осуществляется подведомственными организациями, органами местного самоуправления МО "город Ульяновск", предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - организации, осуществляющие ЭТО).
ЭТО ЛСО проводится организациями, в ведении или собственности которых находится ЛСО, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.
5.6. Порядок проведения ЭТО определяется нормативными правовыми и локальными актами соответствующего уровня.
5.7. Продление эксплуатационного pecypca TCO установленного ЭТД, осуществляется ежегодно постоянно действующим органом управления УТП РСЧС соответствующего уровня функционирования, в ведение которого входят вопросы поддержания в постоянной готовности систем оповещения, с участием представителей Главного управления МЧС России по Ульяновской области и организации, осуществляющей ЭТО. Для определения предельного срока эксплуатации TCO привлекаются представители производителей этих TCO.
Взамен TCO, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей МСО должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) TCO.
Отремонтированные TCO вводятся в эксплуатацию, резервные TCO возвращаются в состав ЗИП МСО.
Отремонтированные TCO включаются в резерв (состав ЗИП) МСО.
Выводу из эксплуатации подлежат TCO, у которых по совокупности:
выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплутационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления;
производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных TCO экономически нецелесообразно;
эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
5.8. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения планируется организацией, осуществляющей ЭТО.
5.9. Документами и исходными данными для планирования ЭТО являются:
ЭТД, в том числе формуляры (паспорта) TCO;
состояние TCO;
наличие ЗИП и средств измерений, необходимых для проведения ЭТО.
5.10. Планирующими документами по ЭТО являются:
план-график технического обслуживания TCO;
план проведения технического обслуживания TCO.
5.11. Для TCO предусмотрены следующие виды технического обслуживания:
ЕТО;
техническое обслуживание N 1 (далее - ТО-1);
техническое обслуживание N 2 (далее - ТО-2).
5.12. При переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды на TCO, эксплуатирующихся вне отапливаемых помещений, работы сезонного технического обслуживания осуществляются во время проведения ТО-1 и ТО-2.
5.13. Содержание работ по каждому виду технического обслуживания определено технологическими картами ЭТД.
5.14. План-график технического обслуживания TCO хранится в течение пяти лет и согласовывается с постоянно действующим органом управления УТП РСЧС соответствующего уровня функционирования, в полномочия которого входят вопросы поддержания в постоянной готовности МСО, в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 7 Положения об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утверждённого приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
5.15. План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) TCO хранится в течение трёх лет.
В плане проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО отражаются:
подготовительные мероприятия;
работы по проведению технического обслуживания, в том числе производство работ на высоте вне помещений;
мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Ульяновска от 5 июля 2024 г. N 737 "О системах оповещения населения на территории муниципального образования "город Ульяновск"
Вступает в силу с 10 июля 2024 г.
Опубликование:
газета "Ульяновск сегодня", 9 июля 2024 г. N 66