Правовое регулирование обеспечения жильем военнослужащих в период Великой Отечественной войны
В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706, в числе основных принципов развития военной организации государства названы реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни*(1). Поэтому совершенствование законодательства о социальной защите военнослужащих является на протяжении последнего времени одним из важнейших условий проведения военной реформы в Российской Федерации.
Неотъемлемой составляющей осуществляемых в этом направлении мероприятий является проблема реализации конституционного права военнослужащих на жилище.
В последние годы проблема обеспечения военнослужащих жилыми помещениями весьма обострилась и приобрела общегосударственный характер. В 2002 году количество военнослужащих, не имеющих жилья, достигло 157,4 тыс. человек*(2), а с учетом нуждающихся в улучшении жилищных условий их число составило 172,6 тыс.*(3) При этом в силовых структурах более пяти тысяч лиц, выслуживших установленные сроки службы, не могут быть уволены в силу невозможности выполнить предусмотренное законом условие об обязательном предоставлении им жилья. В то же время их содержание ежемесячно обходится федеральному бюджету в 13,8 млн рублей*(4).
Причина такой ситуации - не только в ограниченных возможностях федерального бюджета, но и в имеющихся недостатках правового регулирования реализации права на жилище военнослужащих как важной составляющей статуса военнослужащих в целом.
В этой связи в последнее время все активнее обсуждаются предложения новаторского характера о введении новых форм решения жилищной проблемы военнослужащих, которые требуют, разумеется, тщательной предварительной проработки*(5). Изложенными обстоятельствами и объясняется актуальность исследования ранее существовавшей в России практики обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Необходимо отметить, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением жилья этой категории граждан, было неодинаковым в разные периоды отечественной истории и имело свои специфические особенности, поскольку во многом являлось отражением существовавшего в тот или иной конкретный период времени политического и экономического строя в России.
По мнению автора, серьезного внимания заслуживает рассмотрение вопроса об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ставшей тяжелейшим испытанием для всего советского народа.
Как известно, в течение всего периода войны действовал режим военного положения, введенный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении"*(6), который предусматривал широкий комплекс жестких мер ограничительного характера в отношении граждан. Тем не менее вопросам социального обеспечения военнослужащих, в том числе жильем, уделялось серьезное внимание. Уже через несколько дней после начала войны Постановлением СНК СССР от 28 июля 1941 г. N 1902 "Об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной Армии" (п.2) было предусмотрено сохранение за лицами, добровольно вступившими в действующую армию, занимаемой ими жилой площади. Спустя неделю, в условиях мобилизации в действующую армию граждан нескольких призывных возрастов Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931 "О сохранении жилой площади за военнослужащими и о порядке оплаты жилой площади семьями военнослужащих в военное время"*(7) были установлены следующие гарантии жилищных прав уже для всех "лиц, состоящих в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войсках НКВД", а именно: а) сохранение за ними на время войны занимаемой перед мобилизацией жилой площади; б) отмена взимания квартирной платы в случаях, если освобождаемое военнослужащим жилье оставалось незаселенным; в) установление пониженных (льготных) ставок оплаты жилых помещений для семей военнослужащих всех категорий, в том числе среднего, старшего и высшего начальствующего состава; г) исключение при исчислении квартирной платы жилой площади, "падающей на долю военнослужащего"; д) установление обязанности граждан, временно вселенных на жилую площадь военнослужащего (так называемых временных жильцов), по немедленному освобождению этой жилой площади в случае возвращения военнослужащего из действующей армии.
Перечисленные в Постановлении СНК СССР от 4 июня 1943 г. N 632 "О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны"*(8) льготы были распространены на членов семей погибших или без вести пропавших военнослужащих. Как было разъяснено в приказе Народного комиссара коммунального хозяйства РСФСР от 16 апреля 1943 г. N 108 "О сохранении после смерти военнослужащего за его семьей права пользования на льготы, установленные постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931"*(9), действие льгот в части оплаты жилья распространялось на время войны на членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
В соответствии с Постановлением СНК СССР N 1931 норма о сохранении за военнослужащими занимаемой ими жилой площади на время войны была также дополнительно закреплена в специально принятых нормативных актах по вопросам предоставления жилья в Москве, Киеве и Харькове*(10).
Кроме того, отдельными постановлениями СНК РСФСР предусматривалось сохранение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, ранее установленных для некоторых категорий квалифицированных работников, в случае их призыва в действующую армию*(11).
В целях защиты жилищных прав военнослужащих действующей армии в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. N 24/9/а/У "О приостановлении производством всех незаконченных производством судебных дел по искам о выселении из жилых помещений лиц, состоящих по призыву и мобилизации в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота, а также членов их семей"*(12) все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей были приостановлены производством. Одновременно было приостановлено и исполнение решений о выселении из жилых помещений лиц данной категории.
В переломный период войны, начиная с 1943 года, в СССР стали приниматься нормативные акты по вопросам жилищного обеспечения отдельных категорий военнослужащих высшего командного состава и оказания финансовой поддержки военнослужащим и членам их семей в восстановлении разрушенного войной жилья. Так, в соответствии с Постановлением СНК СССР от 28 апреля 1943 г. N 462 "Об обеспечении семей генералов и лиц старшего начальствующего состава Красной Армии, умерших, погибших в боях и пропавших на фронте без вести" за семьями лиц указанной категории закреплялась жилая площадь, занимаемая ими по месту их постоянного жительства, а в случае оккупации места постоянного проживания семье предоставлялась соответствующая жилая площадь в избранном ею месте жительства. Такой подход к решению жилищной проблемы членов семей погибших на войне лиц высшего и старшего начальствующего состава был распространен постановлениями СНК СССР от 12 мая 1943 г. N 509 и от 31 мая 1943 г. N 618 соответственно на семьи генералов, комиссаров государственной безопасности, комиссаров милиции, лиц старшего начальствующего состава (майоров, подполковников и полковников) НКВД и НКГБ, а также адмиралов и капитанов третьего, второго и первого ранга Военно-Морского Флота*(13).
Подтверждением особого внимания к жилищным правам командного состава Красной Армии и других силовых ведомств было Постановление Государственного Комитета Обороны от 28 июня 1944 г. N ГОКО-6116 "О материально-бытовом обеспечении генералов, адмиралов, комиссаров государственной безопасности, комиссаров милиции и старшего офицерского состава Красной Армии, ВМФ, войск и органов НКВД СССР и НКГБ СССР, имеющих срок выслуги 25 лет и более"*(14), которым военнослужащим данной категории было предоставлено право пользования закрепленной за ними жилой площадью без ограничения ее размеров.
На основании распоряжения СНК СССР от 4 сентября 1943 г. N 17090-р "О выдаче ссуды на восстановление и капитальный ремонт домов, принадлежащих военнослужащим, в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов" коммунальные банки были наделены полномочиями на выдачу по решениям горисполкомов ссуд членам семей военнослужащих на капитальный ремонт домов в освобожденных от оккупации районах*(15). Через три месяца распоряжением СНК СССР от 16 ноября 1943 г. N 21889-р этот порядок выдачи ссуд был распространен на всю территорию СССР. Причем в целях ускорения получения ссуды и начала процедуры ремонта домов, пострадавших от военных действий, циркулярным письмом Цекобанка от 24 ноября 1943 г. N 601397 "О порядке выдачи коммунальными банками ссуд членам семей военнослужащих на восстановление и капитальный ремонт домов, принадлежащих военнослужащим"*(16) было установлено, что в случае невозможности получения доверенности от военнослужащего, являющегося владельцем дома, ссуды могли выдаваться совершеннолетним членам семьи военнослужащего под их временные обязательства.
С учетом отсутствия необходимого количества жилья и вынужденно проводимой политики "принудительного уплотнения", в завершающий период войны и после ее окончания большое внимание в СССР уделялось вопросам правового регулирования выселения граждан из занимаемого ими жилья. Особое значение этот вопрос имел для военнослужащих, поскольку в соответствии с Постановлением СНК СССР N 1931 занимаемое ими до направления в действующую армию жилье должно было освобождаться временно проживавшими в нем гражданами. Единственное исключение Постановлением СНК СССР от 28 июня 1945 г. N 1512 "О предоставлении возвращающимся в г. Киев военнослужащим и их семьям взамен довоенной их жилплощади, занятой в настоящее время деятелями науки и искусства, другой жилплощади" было сделано для творческих работников, проживавших в квартирах военнослужащих в Киеве. Но и в этом случае военнослужащие должны были обеспечиваться Совнаркомом УССР равноценной жилплощадью, хотя в Киеве лишь "по возможности", а в обязательном порядке только во Львове и Черновцах.
Однако, несмотря на соответствующую норму, закрепленную в Постановлении СНК СССР N 1931, на практике нередко встречались различные спорные ситуации, требующие, в том числе, и судебного разрешения. В частности, спорный характер имело определение круга лиц, на которые распространялось действие данной нормы. Фактически речь шла о возможности приравнивания к военнослужащим сотрудников различных формирований военизированного типа. В этой связи Прокуратурой СССР 18 февраля 1944 г. было дано следующее разъяснение (за N 8-Н-3): "Постановление СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931 распространяется на лиц, состоящих в рядах Красной Армии, флота и войск НКВД. Сотрудники военно-дорожных отрядов НКВД, как не находящиеся в составе войск НКВД, не пользуются льготами, установленными постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931".
Различные подходы в правоприменительной практике проявлялись также при решении вопросов о возможности выселения в административном порядке военнослужащих, занимающих в качестве "временных жильцов" квартиры других военнослужащих, о распространении действия Постановления СНК СССР N 1931 на военнослужащих, направленных в Красную Армию из мест заключения (что, например, касалось ряда известных советских военачальников, необоснованно репрессированных перед войной), и по другим вопросам осуществления военнослужащими своих жилищных прав*(17).
В целях исключения различного толкования судами Постановления СНК СССР N 1931 Пленумом Верховного Суда СССР было принято Постановление от 12 января 1945 г. N 1/2/У "О судебной практике по делам о возврате жилплощади военнослужащим и возвращающимся из эвакуации членам их семей, а также другим гражданам"*(18), в котором давались следующие разъяснения: а) суды неправильно принимают к своему производству иски военнослужащих и членов их семей о выселении лиц, временно вселенных на их жилплощадь, поскольку жилплощадь по возвращении военнослужащего должна освобождаться временными жильцами немедленно, в противном случае они подлежат выселению в административном порядке; б) лица, вселенные на жилплощадь военнослужащих, в том числе и по ордерам местных жилищных органов, проживают на ней временно и подлежат выселению в административном порядке независимо от того, к какой категории они сами относятся; в) военнослужащие (и члены их семей) имеют право требовать выселения в административном порядке со своей жилплощади лиц, временно вселенных на нее, лишь при условии, если эта жилплощадь принадлежала им к моменту призыва в ряды Красной Армии и вселение временных жильцов состоялось после призыва военнослужащего в Красную Армию или после эвакуации членов его семьи по обстоятельствам военного времени в другое место.
Порядок административного выселения в таких случаях определялся ст.93 Кодекса о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семей от 23 апреля 1930 г., то есть в двухнедельный срок с момента подачи заявления заинтересованными лицами и учреждениями (в случае временного заселения с разрешения местных жилищных органов), или Постановлением СНК СССР от 1 июля 1943 г. N 712 "О порядке административного выселения лиц, самоуправно занявших жилую площадь"*(19) (в случае самоуправного заселения). Причем в последнем случае решение прокурором вопроса о санкции на выселение должно было быть принято в течение не более суток с момента подачи заявления, а само выселение осуществлялось в семидневный срок со дня дачи санкции.
Принятые в годы войны меры по правовому регулированию жилищных прав военнослужащих в целом положительно оценивались в послевоенной юридической литературе как адекватные обстановке военного времени и объективно необходимые*(20), когда были разрушены почти треть городского жилищного фонда (1209 тыс. домов) и 3,5 млн домов в селах, в результате чего без жилья осталось около 25 млн человек*(21).
Решение на государственном уровне проблемы жилищного обеспечения военнослужащих Красной Армии как воинов страны, внесшей решающий вклад в победу над фашистской Германией и испытавшей на себе основную тяжесть лишений военного времени, приобретало первостепенное значение и имело не только социальный, но и явно выраженный политический характер.
Проблема обеспечения жильем военнослужащих в первый послевоенный период требовала оперативного реагирования и создания соответствующей правовой базы, которая была сформирована за непродолжительное время путем принятия ряда нормативных актов, первым и основным из которых стало Постановление СНК СССР от 21 сентября 1945 г. N 2436 "О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и семьям военнослужащих"*(22). В нем, в частности, предусматривалось: а) продление до конца 1946 года действия Постановления СНК СССР от 4 июня 1943 г. N 632 "О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны" (п.2); б) введение обязанности наркоматов и ведомств передавать в распоряжение исполкомов местных Советов депутатов трудящихся 10 процентов всей жилой площади во вновь выстроенных и восстановленных домах. В свою очередь, исполкомам местных Советов предлагалось заселять указанную площадь исключительно нуждающимися в жилье демобилизованными, семьями военнослужащих, инвалидами Отечественной войны и семьями погибших воинов (п.8); в) установление обязанности Цекобанка выдавать семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и нуждающимся семьям военнослужащих ссуды на строительство и восстановление жилых домов в сумме от 5 до 10 тысяч рублей со сроком погашения от 5 до 10 лет (п.5).
Кроме того, Постановлением СНК СССР N 2436 было введено правило, предусматривающее обязательное выделение части жилой площади во вновь построенных жилых домах военному ведомству для ее последующего предоставления военнослужащим. В последующем оно получило закрепление и в иных нормативных актах, действовало в течение длительного времени и распространялось на Министерство обороны СССР, пограничные войска КГБ СССР и внутренние войска МВД СССР. Размер выделенной таким образом жилой площади устанавливался и распределялся целевым порядком пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, среди указанных силовых ведомств решениями исполкомов местных Советов.
Необходимо отметить, что практика выделения части жилой площади во вновь построенных жилых домах военному ведомству существовала и до войны в отдельных регионах СССР, например, в Узбекской CCP*(23). Однако закрепление на законодательном уровне в масштабах СССР она получила только в Постановлении СНК СССР N 2436, на основании которого соответствующие постановления были приняты и советами министров ряда союзных республик*(24).
Правовой режим жилой площади, предоставленной за счет такого источника военнослужащим, в целом не отличался от обычного. С военнослужащими офицерского состава, вселенными в счет десятипроцентной квоты в дома, принадлежащие государственным учреждениям, предприятиям и общественным организациям, управляющими домов заключались договоры жилищного найма*(25). В то же время, с учетом введенной Постановлением СНК СССР от 21 октября 1938 г. практики закрепления жилья за начальниками гарнизонов, действовало правило, в соответствии с которым при освобождении выделенного в счет данного лимита жилья оно подлежало последующему заселению только военнослужащими или демобилизованными*(26).
Выработанный в 1945 году особый подход к решению жилищной проблемы военнослужащих с использованием материальных ресурсов практически всех министерств и ведомств СССР в последующем признавался в научной литературе обоснованным с учетом особого статуса военнослужащих. Давая ему оценку, П.И. Седугин и В.Ф. Яковлев, например, отмечали, что выделение специальной квоты в жилищном фонде для заселения семьями военнослужащих способствовало получению ими жилья в приоритетном порядке среди всех категорий граждан, имеющих право на получение жилья в первоочередном порядке*(27). Таким образом, послевоенным жилищным законодательством был установлен новый порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, характеризующийся наличием специальных гарантий государственного характера с использованием жилищного фонда всех министерств и ведомств СССР.
Что касается упомянутого Постановления СНК СССР от 21 октября 1938 г., фактически первая объективно критическая оценка этого акта была дана спустя почти сорок лет после его принятия в статье одного из ведущих отечественных специалистов в области жилищного права В.Н. Литовкина "Льготы по обеспечению жилой площадью семей защитников Родины"*(28). Принцип закрепления жилья за военным ведомством автор назвал во многом "случайным". В подтверждение своей позиции он приводил примеры из практики, когда основанием для вселения военнослужащего в жилое помещение являлось не предыдущее проживание в нем другого военнослужащего, а иные причины (например, вступление в брак), имеющие "случайный" характер. В этой связи им высказывалось предложение признать утратившим силу Постановление СНК СССР от 21 октября 1938 г. или сохранить его действие только в отношении жилья, изначально выделенного целевым порядком Министерству обороны, - тогда его последующее закрепление за начальником гарнизона будет правомерным как предопределенное предыдущими решениями. Однако проблема формирования и сохранения жилищного фонда военного ведомства рассматривалась тогда прежде всего как социально-политическая, поэтому предложения В.Н. Литовкина по понятным причинам не были реализованы. В последующем, после распада СССР, это Постановление СНК фактически утратило силу как не согласующееся со сложившимися новыми отношениями собственности в Российской Федерации и по причинам финансово-экономического характера.
В послевоенном жилищном законодательстве предусматривалась и такая мера по решению жилищной проблемы военнослужащих, как предоставление ссуд (долгосрочных кредитов) на строительство жилых домов. Использование военнослужащими возможности получения ссуды было, как правило, тесно связано с предоставлением им земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Для решения данного вопроса был последовательно принят ряд нормативных актов различного уровня. Первым из них стало отвод в бессрочное и бесплатное пользование земельных участков под застройку жилых домов в городах, рабочих поселках и дачных местностях генералам и офицерам с выслугой не менее 25 лет*(29).
* * *
Рассмотренные в статье материалы позволяют прийти к выводу о том, что во время Великой Отечественной войны, несмотря на исключительную сложность ситуации, когда, по сути, речь шла о выживании советского народа и существовании государства, был принят ряд нормативных актов, которыми устанавливались дополнительные гарантии жилищных прав военнослужащих, включая такие как:
а) сохранение за ними на время войны занимаемой перед мобилизацией жилой площади;
б) отмена взимания квартирной платы в случаях, если освобождаемое военнослужащим жилье оставалось незаселенным;
в) установление пониженных (льготных) ставок оплаты жилых помещений для семей военнослужащих всех категорий, в том числе среднего, старшего и высшего начальствующего состава;
г) исключение при исчислении квартирной платы жилой площади, "выпадающей на долю военнослужащего";
д) установление обязанности граждан, временно вселенных на жилую площадь военнослужащего (так называемых временных жильцов), по немедленному освобождению этой жилой площади в случае возвращения военнослужащего из действующей армии;
е) введение особого порядка жилищного обеспечения отдельных категорий военнослужащих высшего командного состава и членов их семей;
ж) оказание финансовой поддержки военнослужащим и членам их семей в восстановлении разрушенного войной жилья.
Предпринятые государством меры по охране жилищных прав военнослужащих позволили повысить уровень их социальной защищенности в целом, способствовали укреплению морального духа военнослужащих действующей армии и, в конечном счете, - отражению агрессии фашистской Германии и победе в Великой Отечественной войне.
Осуществленные сразу же после окончания Великой Отечественной войны меры по решению жилищной проблемы военнослужащих были адекватны сложившейся обстановке, объективно необходимы и имели комплексный характер, то есть включали в себя организационные, финансовые, правовые вопросы, а именно:
а) обязательное выделение практически всеми министерствами и ведомствами СССР, а также местными Советами депутатов трудящихся части жилой площади во вновь построенных и вводимых в эксплуатацию жилых домах (в размере 10 процентов) военному ведомству для предоставления квартир военнослужащим;
б) предоставление военнослужащим долгосрочного кредита на строительство жилых домов в городах, поселках городского типа и сельской местности;
в) предоставление земельных участков военнослужащим в целях индивидуального строительства жилых домов.
Однако основной и преобладающей формой обеспечения жильем военнослужащих являлось выделение им квартир из специально формируемого жилищного фонда военного ведомства. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство с одновременным осуществлением специального кредитования военнослужащих на практике все же имело в тот период времени факультативный характер.
В заключение следует отметить, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2003 года существенное внимание уделено вопросам модернизации военной организации государства, отмечено, что "сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны". Обращает внимание сделанный в Послании впервые за последние годы акцент на необходимость "законодательного оформления" наиболее насущных вопросов проведения военной реформы*(30).
Как отмечается в аналитических материалах аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, совершенствование системы социального обеспечения военнослужащих в ходе военного строительства относится к приоритетным направлениям развития военной организации российского государства на период до 2010 года*(31). С учетом изложенного совершенствование законодательства о реализации права военнослужащих на жилище в современных условиях приобретает особую значимость. Поскольку в научной литературе последнего времени обращается внимание на необходимость усиления внимания к методологическим аспектам ее решения*(32), думается, что исследование отечественного опыта правового регулирования отношений, связанных с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями (как положительного, так и негативного), является актуальным и заслуживает серьезного внимания.
Л.М. Пчелинцева,
профессор кафедры гражданского права Военного университета
Министерства обороны РФ, кандидат юридических наук,
профессор
"Журнал российского права", N 2, февраль 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: СЗ РФ. 2000. N 17. Ст.1852.
*(2) См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 году. М., 2003. С.55.
*(3) См.: Некоторые итоги. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации // Информационный бюллетень "Президентский контроль". 2002. N 10. С.14-15.
*(4) См.: Итоги проверок. О работе Главного контрольного управления Президента Российской Федерации в 2002 году // Информационный бюллетень "Президентский контроль". 2003. N 4. С.23.
*(5) См. об этом: Пчелинцева Л.М. Совершенствование правовых основ реализации права на жилище военнослужащих Российской Федерации с учетом зарубежного опыта: теоретические аспекты // Актуальные проблемы жилищного права. М., 2003. С.129-134.
*(6) См.: Ведомости СССР. 1941. N 29.
*(7) См.: СП СССР. 1941. N 17. Ст.342.
*(8) См.: СП СССР. 1943. N 8. Ст.140.
*(9) См.: Жилищные законы. Сборник важнейших законов СССР и РСФСР, постановлений, инструкций и приказов по жилищному хозяйству / Сост. Т.Д. Алексеев. М., 1947. С.133.
*(10) См.: Постановление СНК СССР от 24 августа 1944 г. N 1151 "О жилищно-санитарной норме в г.г. Киеве и Харькове" (п.3) и Решение Исполнительного комитета Московского Городского совета депутатов трудящихся от 2 июня 1944 г. N 12/31 "О мероприятиях по жилищному хозяйству г. Москвы" (п.4). Документы опубликованы не были.
*(11) См., например: Постановление СНК РСФСР от 19 декабря 1941 г. N 698 "О сохранении за семьями квалифицированных работников сельских местностей, призванных в ряды Красной Армии и Военно-Морского Флота, льгот по жилой площади и коммунальным услугам" // СП РСФСР. 1941. N 7. Ст.40.
*(12) См.: Жилищное законодательство. Систематизированный сборник законов, постановлений, приказов и инструкций, действующих на 1 июня 1944 г. М., 1944. С.210.
*(13) См.: Там же. С.183.
*(14) См.: Артамонов Н.В. Льготы офицерам, прапорщикам, мичманам, сверхсрочнослужащим Вооруженных Сил СССР и их семьям. М., 1974. С.9.
*(15) См.: Жилищное законодательство. Систематизированный сборник законов, постановлений, приказов и инструкций, действующих на 1 июня 1944 г. С.131.
*(16) См.: Жилищные законы. Сборник важнейших законов СССР и РСФСР, постановлений, инструкций и приказов по жилищному хозяйству / Сост. Т.Д. Алексеев. С.21.
*(17) См.: Бардин П.И. Надзор районного прокурора за законностью административного выселения граждан с жилплощади. М., 1946. С.6-30.
*(18) См.: Судебная практика Верховного Суда СССР. 1945. Вып.1. С. 3-4.
*(19) См.: СП СССР. 1943. N 10. Ст.165.
*(20) См.: Аксназий С.И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право. М., 1956. С.33.
*(21) См.: Прокопченко И.П. Жилищное и жилищно-строительное законодательство. М., 1977. С.30.
*(22) См.: Сборник жилищного законодательства / Отв. ред. В.И. Замятин. М., 1963. С.210.
*(23) См.: Постановление СНК Узбекской ССР от 9 сентября 1938 г. "Об обеспечении жилой площадью в городах лиц командного и начальствующего состава кадров Рабоче-крестьянской Красной Армии и сотрудников Народного Комиссариата внутренних дел Узбекской ССР" // СЗ Узбекской ССР. 1947. Т. 1. С.229.
*(24) См., например: Постановление СНК Эстонской ССР от 2 октября 1945 г. "О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и семьям военнослужащих" // Ведомости Верховного Совета Эстонской ССР. 1945. N 36. Ст.573.
*(25) См.: Петров A.M., Глазман Ю.М. Основные вопросы советского жилищного законодательства. Сталинград, 1956. С.20-21.
*(26) См.: Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С.95-96; Васильченко Л.В. Договор жилищного найма в ведомственных домах. М., 1973. С.16-23; Власова А.Г., Замятин В.И., Скрипка В.Р. Жилищное законодательство. М., 1970. С. 25-26; Чигир В.Ф. Советское жилищное право. Минск, 1968. С.29-30.
*(27) См.: Жилищное законодательство: Комментарий / Под ред. В.Ф. Яковлева, П.И. Седугина. М., 1991. С.119.
*(28) См.: Советское государство и право. 1975. N 11. С.137-138.
*(29) См.: Жилищные законы. Сборник важнейших законов СССР и РСФСР, постановлений, инструкций и приказов по жилищному хозяйству / Сост. Т.Д. Алексеев. М., 1957. С.137-140, 353.
*(30) См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2003. С.51-55.
*(31) См.: Есин В.Ф., Афиногенов Д.А. Перспективы военной реформы в Российской Федерации: о содержании, сущности и необходимости проведения военной реформы в России // Научные проблемы национальной безопасности в Российской Федерации. Вып.3. М., 2002. С.234-245.
*(32) См., например: Певень Л., Шишканов А. Социальная защита военнослужащих - у критической черты // Правозащитник. 2002. N 4. С. 64-70.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование обеспечения жильем военнослужащих в период Великой Отечественной войны
Автор
Л.М. Пчелинцева - профессор кафедры гражданского права Военного университета Министерства обороны РФ, кандидат юридических наук, профессор
"Журнал российского права", 2004, N 2