Решение Алтайского краевого суда от 10 июня 2024 г. N 3а-71/2024
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Р. С." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании нормативных правовых актов, установил:
решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 531 от 29 ноября 2022 года (далее - решение N 531) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимой валовой выручки публичного акционерного общества "Р. С." - "А." (далее - ПАО "Р. С." - "А.") на территории Алтайского края на 2023-2027 годы.
Пунктом 1 приложения 2 к решению N 531 установлена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на 2023 год для филиала ПАО "Р. С." - "А." в размере 7 336 482, 87 тыс. руб.
Пунктом 1 приложения N 1 к решению N 531 установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 года филиала ПАО "Р. С." - "А." в размере 3 230 828 тыс. руб.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 589 от 27 декабря 2019 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2020-2024 годы.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 532 от 29 ноября 2022 года (далее - решение N 532) внесены изменения в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 589.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 538 от 2 декабря 2022 года (далее - решение N 538) исправлена описка (опечатка) в решении N 532.
Пунктом 8 таблицы на странице 7 решения N 532 (в редакции решения N 538) установлена необходимая валовая выручка для филиала ПАО "Р. С." - "А." в размере 7 113 308, 87 тыс. руб.
ПАО "Р. С.", с учетом уточнения требований, обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими решения N 531, решения N 532 (в редакции решения N 538) в части установления базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки на 2023 год, возложении обязанности принять замещающие нормативные правовые акты.
Полагают, что расчет базового уровня подконтрольных расходов и НВВ на 2023 год произведены управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление, Управление по тарифам, тарифный орган) с нарушением требований Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), поскольку необоснованно исключены расходы на страхование в размере 29 314, 88 тыс. руб, расходы на спецодежду и средства индивидуальной защиты в размере 52 856, 95 тыс. руб, расчётная предпринимательская прибыль в размере 450 956, 57 тыс. руб.
В судебном заседании представитель административного истца М. А.В. поддержала исковые требования, уточненные исковые требования по изложенным в административном иске, уточненном административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях основаниям (л.д.3-17, т.1, л.д.215-218, т.2, л.д.34-42, 163-165, т.3, л.д.108-113, 177-179, т.4, л.д.111-112, 187-189, т.5).
Представители административного ответчика А. Е.С., С. Ю.Е. в удовлетворении административных исковых требований просили отказать, полагая, что оспариваемые решения Управления являются законными по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 38-64, т.1, л.д.124-133, т.2, 149-159, т.3, 56-60, 89-98, 113-117, 147-151, т.5).
Федеральная антимонопольная служба в письменном отзыве отметили, что добровольные виды страхования (КАСКО, ДМС и пр.) не являются обязательными для регулируемых видов деятельности и не учитываются при утверждении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. Данные расходы могут быть понесены регулируемой организацией за счет сложившейся прибыли по результатам деятельности организации либо за счет нерегулируемых видов деятельности. При определении расходов на спецодежду и средства индивидуальной защиты необходимо руководствоваться Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, утв. приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н и от 25 апреля 2011 года N 340н. Регулируемая организация для обоснования расходов должна представить в орган регулирования расчет потребности в специальной одежде и специальной обуви в разрезе профессий с наименованием необходимых средств индивидуальной защиты на основании требований типовых норм с учетом периодичности выдачи, а также срока долгосрочного периода регулирования. Данный расчет должен быть произведен с учетом численности персонала, принятой при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики. Цены на приобретаемые товары (услуги) должны быть обоснованы в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего о наличии основания для частичного удовлетворения административных требований, исследовав письменные материалы административного и тарифного дел, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
В силу положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с пунктами 4.2 Положения Управление по тарифам устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального уровней таких цен (л.д.137-149, т.1).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 97 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.
Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности Управления, утвержденном приказом управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от 23 октября 2014 года N 209-пр "О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов". Этим же приказом утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками управления, в том числе начальник управления. В приказ неоднократно вносились изменения (л.д.105-135, т.1).
Как установлено при рассмотрении дела, ПАО "Р. С." является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или ином установленными федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. Филиал ПАО "Р. С." - "А." является обособленным подразделением ПАО "Р. С." на территории Алтайского края. Основными видами деятельности общества являются, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям; оперативно-техническое обслуживание; испытание объектов электросетей; подключение/отключение сетей (л.д.7-8, т.1 экспертного заключения).
Из обстоятельств дела следует, что 29 апреля 2022 года ПАО "Р. С." обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки филиала ПАО "Р. С." - "А." на 2023-2027 годы.
На основании этого заявления, поступившего в орган регулирования в тот же день, Управлением по тарифам было открыто дело об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, о чем общество было извещено письмом от 20 мая 2022 года. Письмами от 17 октября 2022 года и 21 ноября 2022 года ПАО "Р. С." представлены дополнительные материалы к предложению об установлении цен (тарифов). Ожидаемый размер скорректированной НВВ на содержание электрических сетей на 2023 год предложен в размере 11 427 519, 8 тыс. руб. без учета стоимости оплаты потерь электрической энергии.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 531 от 29 ноября 2022 года (далее - решение N 531) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимой валовой выручки публичного акционерного общества "Р. С." - "А." (далее - ПАО "Р. С." - "А.") на территории Алтайского края на 2023-2027 годы.
Пунктом 1 приложения 2 к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 531 от 29 ноября 2022 года установлена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на 2023 год для филиала ПАО "Р. С." - "А." в размере 7 336 482, 87 тыс. руб. (л.д.150-153, т.1)
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 589 от 27 декабря 2019 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на территории Алтайского края, на 2020-2024 годы.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 532 от 29 ноября 2022 года (далее - решение N 532) внесены изменения в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 589.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 538 от 2 декабря 2022 года (далее - решение N 538) исправлена описка (опечатка) в решении N 532.
Пунктом 8 таблицы на странице 7 решения N 532 (в редакции решения N 538) установлена необходимая валовая выручка для филиала ПАО "Р. С." - "А." в размере 7 113 308, 87 тыс. руб. (л.д. 156-166, т.1).
Данные правовые акты являются нормативными, поскольку содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере передачи электрической энергии, следовательно, могут быть оспорены ПАО "Р. С." в суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Данные решения приняты на основании заявления ПАО "Р. С." - "А." по которому Управление по тарифам открыло дело. Управлением по тарифам составлено Экспертное заключение по делу, в которое внесены дополнения 5 июня 2024 года (л.д.154-181, т.5). Дата заседания Правления Управления определена на 28 ноября 2022 года. 28-29 ноября 2022 года на заседании Правления управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов приняты указанные решения N 532, N 531 и составлен Протокол заседания Правления N 46, согласно которому в повестку дня были включены вопросы N 1, 2 о внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2019 года N 589, об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки филиала ПАО "Р. С." - "А." на территории Алтайского края на 2023-2027 годы. В заседании приняли участие 7 членов правления, из которых 6 проголосовали за принятие решений, 1 член правления проголосовал против. Копии решений направлены в адрес управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю и Прокуратуру Алтайского края, копи решений и выписка из протокола заседания Правления направлены в адрес Федеральной антимонопольной службы.
Решения от 29 ноября 2022 года N 531 и N 532 опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2022 года, зарегистрированы в Реестре нормативных правовых актов Алтайского края - государственные регистрационные номера RU22000202203584 21 февраля 2023 года, RU22000202203607 22 февраля 2023 года соответственно.
По форме решения соответствуют требованиям постановления Правительства Алтайского края от 17 августа 2017 года N 304 "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края".
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий, нарушений требований к форме нормативных правовых актов, процедуре их принятия, опубликования и вступления в силу судом при рассмотрении дела не установлено. Не ссылался на данные обстоятельства и административный истец.
Проверяя соответствие Решений от 29 ноября 2022 года N 531 и N 532 положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Общество полагает, что установленная на 2023 год НВВ филиала определена Управлением по тарифам в экономически необоснованном размере.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пунктом 12 Методических указаний предусмотрено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе, затраты на сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования.
Как следует из пунктов 24, 29 Основ ценообразования, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах.
При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).
В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).
Из Экспертного заключения, дополнения к Экспертному заключению следует, что регулирующим органом при расчете расходов на спецодежду и средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) на долгосрочный период регулирования учтены фактически понесенные затраты в предыдущем периоде регулирования, исходя из фактической численности персонала, которому осуществлялась выдача спецодежды и СИЗ, а так же с учетом износа спецодежды и периодичности её выдачи, исходя из Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 25 апреля 2011 года N 340н (далее - Типовые нормы).
Не соглашаясь с определёнными органом регулирования затратами по данной статье, административный истец указывает, что расчет расходов следовало производить исходя из штатной численности основного персонала и требований Типовых норм выдачи спецодежды в полном объеме по нормам.
В ходе проведенного Управлением по тарифам анализа, представленных Обществом документов по данной статье установлено несоответствие данных о количестве выданной спецодежды, зафиксированной в личных карточках учета выдачи спецодежды сотрудникам, и бухгалтерских документах - актах списания затрат на спецодежду. Данное обстоятельство не отрицалось представителем административного истца в судебном заседании 16 мая 2024 года.
В ходе судебного разбирательства представители Общества настаивали на том, что расчет единиц, подлежащей выдаче спецодежды следует производить исходя из штатной численности работников филиала, которым требуется спецодежда и требований Типовых норм по каждой должности.
Управлением по тарифам проанализированы акты о списании спецодежды за 2019-2021 годы, сводные данные представлены в таблице по количеству выданных штук (л.д.96-97, т.5). Так же органом регулирования проанализирована форма П-4, содержащая сведения о средней численности работников Общества и сделан вывод о несоответствии штатной численности работников и фактической. Кроме того, установлено несоответствие количества, выданной работникам спецодежды по актам списания и личным карточкам работников, разница составила 21 817 штук. Таким образом, Обществом не представлено экономическое обоснование по данной статье затрат.
С учетом проведенного анализа, опираясь на выше указанные нормы регулирующий орган установил затраты по статье "Спецодежда" в размере 62 241, 99 тыс. руб, с учетом доли распределения на регулируемый вид деятельности в размере 98, 7%, индексов - дефляторов на 2022 год - 13, 9%, на 2023 год - 6% и периодичности выдачи спецодежды, распределив установленные затраты примерно равномерно на 5 лет.
Суд приходит к выводу, что Управлением по тарифам верно произведен расчет затрат по статье "Спецодежда". Доводы административного истца об обратном не соответствуют указанным нормам права и анализу фактически понесенных затрат в предыдущем периоде регулирования.
В отношении не включения органом регулирования затрат на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) на сумму 707, 78 тыс. руб, на добровольное медицинское страхование персонала в размере 15 149, 85 тыс. руб, на страхование зданий, сооружений и оборудования - 13 295, 6 тыс. руб, суд с решением ответчика соглашается.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, прочие расходы.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.
В ходе анализа расходов на страхование Управлением по тарифам были рассмотрены и проанализированы представленные административным истцом документы, обосновывающие затраты на добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО): пояснительная записка по статье "Добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО)" на 2023 год; таблица "Свод-КАСКО"; таблица "Реестр договоров и полюсов КАСКО"; копии договоров добровольного страхования автотранспортных средств (КАСКО), заключенных в 2019, 2020, 2021 годах, содержащих в том числе перечни транспортных средств, подлежащих страхованию; копии полюсов страхования автотранспортных средств КАСКО (полное (повреждение, хищение).
Согласно положениям статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (пункт 1).
По договору имущественного страхования могут быть застрахованы имущественные интересы, в частности, риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (подпункт 1 пункта 2).
Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества (пункт 1 статьи 930 ГК РФ).
В пояснительной записке к тарифной заявке Обществом указано, что добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО) является обязательным для ПАО "Р. С." в соответствии с СО 5.073 "Положение об обеспечении страховой защиты". Также расходы по статье "Добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО)" предусмотрены в рамках исполнения требований "Программы страховой защиты Общества".
Отказывая во включение данных затрат в НВВ Общества регулирующий орган обоснованно указал, что СО 5.073 является внутренним документом Общества, который не может являться основанием для определения целесообразности и экономической необходимости учета в регулируемых ценах (тарифах) затрат на добровольное страхование.
Доказательств того, что при отсутствии указанного вида добровольного страхования ведение Обществом регулируемого вида деятельности ставится под угрозу, в материалах тарифного дела не имеется. Предоставление тех или иных привилегий и бонусов, дополнительных гарантий является правом коммерческой организации, вместе с тем они не должны учитываться в качестве базовых для целей тарифного регулирования исходя, прежде всего, из принципа их определения (ограничения) только усмотрением самого субъекта регулирования, что нарушило бы интересы неопределенного круга лиц при включении данных расходов в расчет тарифа.
Так же в пояснительной записке к тарифной заявке Обществом указано, что в рамках добровольного страхования автотранспортных средств (КАСКО) страхованию подлежат следующие категории (типы) транспортных средств: легковые; грузовые; автобусы; строительная техника; дорожно-строительная техника; техника, используемая в добывающих отраслях промышленности; сельскохозяйственная техника; лесохозяйственная техника и оборудование; техника, используемая при прокладке трубопроводов; подъемно-транспортное оборудование; аварийно-спасательная техника; коммунальная техника; иная специализированная техника.
При этом административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об участии в регулируемой деятельности таких автомобилей как: MITSUBISHI PAJERO SPORT, TOYOTA LAND CRUISER, TOYOTA CAMRY, MERCEDES-BENZ, Volkswagen Touareg.
Таким образом, расходы по статье "Расходы на добровольно страхование автотранспортных средств (КАСКО)" правомерно исключены управлением по тарифам из состава НВВ административного истца.
Обществом на 2023 год заявлены к включению расходы по статье "Расходы на страхование зданий, сооружений и оборудования".
В ходе анализа, представленных документов регулирующим органом рассмотрены: пояснительная записка; таблица "Реестр договоров к статье "Расходы на страхование зданий, сооружений и оборудования" по филиалу ПАО "Р. С." - "А."; таблица "Расчет затрат по статье "Расходы на страхование зданий, сооружений и оборудования" по филиалу ПАО "Р. С." - "А." за 2021 год и на 2022, 2023 годы"; копии счетов на оплату страхового взноса АО "СОГАЗ" за 1-4 кварталы 2021 года; копии платежных поручений по оплате страховой премии за 1-4 кварталы 2021 года и другие документы.
ПАО "Р. С." в пояснительной записке в качестве причины необходимости осуществления страхования зданий, сооружений и оборудования обозначена обязанность добровольного страхования для общества в соответствии с СО 5.073 "Положение об обеспечении страховой защиты".
Как установлено судом, в представленном договоре страхования имущества юридических лиц N 21РТК0053/28.4000.454.20 от 28 декабря 2020 года перечислено все имущество, находящееся на балансе Общества, в связи с чем регулирующий орган пришел к обоснованному выводу, что из представленных материалов с достоверностью невозможно определить какие объекты входят в состав производственных фондов, относящихся в регулируемому виду деятельности (так на позиция 115 Перечня застрахованного имущества филиала ПАО "Р. С." - "А." указано здание овощехранилища).
Так же в пояснительной записке Общество ссылается на необходимости заключения договоров страхования в результате частых на территории Алтайского края возникающих стихийных бедствий, метеорологических явлений, а также противоправных действий третьих лиц (кража, вандализм, порча).
Проанализировав представленные обосновывающие материалы, эксперты Управления пришли к выводу, что сетевой организацией не представлены документы, подтверждающие факты наступления страховых случаев, предусмотренных в результате наступления обозначенных событий.
Кроме того, как пояснили представители административного ответчика в ходе судебного разбирательства, в состав НВВ Общества на 2023 год определены расходы на ремонт основных фондов в размере 265 177, 2 тыс. руб, а также расходы на услуги вневедомственной и сторожевой охраны в размере 46 261, 00 тыс. руб, которые могут быть направлены филиалом на компенсацию затрат, возникших в результате стихийных бедствий, метеорологических явлений, а также противоправных действий третьих лиц.
Так же сетевая компания не лишена возможности возмещения затрат на ремонт зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств с виновных лиц, в случае нанесения ущерба, хищения в рамках действующего законодательства.
С учетом указанных обстоятельств обоснован отказ тарифного органа по включению в НВВ организации расходов на страхование зданий, сооружений и оборудования как не связанных с осуществлением регулируемой деятельности.
ПАО "Р. С." заявлены расходы на 2023 год по статье "Расходы на добровольное медицинское страхование персонала".
Для анализа Обществом представлены: пояснительная записка; таблица "Расчет страхования персонала ДМС и НС"; таблица "Реестр договоров ДМС и НС", копия договора добровольного личного страхования от 30 июня 2021 года N 28.4000.220.21 между ПАО "Р. С." и АО "А. с."; таблицы распределения затрат, копии счетов.
При изучении централизованных договоров личного страхования от 18 июня 2020 года и от 30 июня 2021 года экспертами Управления установлено, что страховыми рисками в рамках указанных договоров признаются, в том числе, смерть в результате авиакатастрофы, кораблекрушения, экстренная помощь за пределами РФ. Страховая защита по всем рискам для всех застрахованных предоставляется круглосуточно (24 часа в сутки), территория страхования - весь мир.
Из приложений к договорам усматривается, что застрахованы так же члены семей сотрудников, которые не имеют отношение к осуществлению регулируемых видов деятельности.
В ходе судебного разбирательства представителями административного истца не представлено доказательств невозможности получения сотрудниками Общества квалифицированной медицинской помощи в рамках программы ОМС.
Из представленных административным истцом расчетов по форме N 4-ФСС следует, что взносы на обязательное социальное страхование оплачиваются компанией ежегодно по ставке 0, 4% и компенсируются в рамках тарифа.
Таким образом, регулирующий орган пришел к обоснованному выводу, что затраты на добровольное страхование напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности организации, в связи с чем не могут перекладываться на потребителей электрической энергии вследствие их экономической необоснованности.
Заслуживает внимание довод Управления по тарифам об отсутствии доказательств использования части автомобилей административного истца в осуществлении регулируемой деятельности. Так Обществом заявлены расходы на обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в отношении следующих автомобилей: MITSUBISHI PAJERO SPORT, TOYOTA LAND CRUISER, TOYOTA CAMRY, MERCEDES-BENZ, Volkswagen Touareg, MITSUBISHI PAJERO, Lexus, Toyota Hiace и др.
В материалы дела представлены путевые листы на автомобили TOYOTA CAMRY, HUNDAI SONATA (л.д. 57-81, т. 4), в которых не содержится информация о цели использования автомобилей, в путевых листах содержится указание на улицу, либо населенный пункт в которые выезжали автомобили. Представители административного истца пояснили, что все путевые листы в организации заполняются подобным образом.
Из положений Устава ПАО "Р. С." следует, что Общество кроме регулируемой осуществляет иные виды деятельности, в частности услуги связи, транспортные услуги, услуги аренды. Поскольку в путевых листах содержится перечисленная выше информация, у регулятора возникли обоснованные сомнения в использовании транспорта для осуществления только регулируемой деятельности.
ПАО "Р. С.", являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности.
Учитывая Методические указания по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей, утвержденные приказом Госстроя России от 5 сентября 2000 года N 200 Управление по тарифам обоснованно исключило расходы, понесенные Обществом в связи со страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении транспортных средств, не относящихся к регулируемому виду деятельности.
Так же обоснованно исключены из состава НВВ Общества расходы на страхование беспилотного воздушного судна Matrice 210 как экономически не обоснованные. Поскольку в материалы тарифной заявки представлен договор страхования со сроком действия до 31 декабря 2022 года, не представлен проект договора на 2023 год, актуальные коммерческие предложения, собранные сетевой организацией в 2022 году. Приобщенное единственное коммерческое предложение от АО "СОГАЗ" с указанием намерения заключить договор страхования на период с 1 января 2023 год по 31 декабря 2025 год противоречит требованиям, изложенным в пункте 29 Основ ценообразования, а так же не охватывает период регулирования с 2026 года по 2027 год.
В соответствии с абзацем 19 пункта 2 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки сетевой организации, используемую при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, остающейся в распоряжении сетевой организации и расходуемой по ее усмотрению.
Расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.
По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне (п. 34 Основ ценообразования).
Из Экспертного заключения и пояснений представителей административного ответчика судом установлено, что при расчете размера НВВ на 2023 год Управлением по тарифам в НВВ административного истца не включена расчетная предпринимательская прибыль.
Обосновывая свою позицию по не включению указанного параметра, регулирующий орган ссылался на то, что Общество не выразило возражений по поводу отсутствия расчетной предпринимательской прибыли в НВВ сетевой организации до принятия оспариваемых решений, что свидетельствует о согласии Общества с таким решением, а также на то, что на 2023 год расчетная предпринимательская прибыль не включена в НВВ всех сетевых организаций Алтайского края.
Суд находит решение Управления по тарифам в указанной части не основанным на вышеприведенных нормах права
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2022 года N АКПИ22-353 со ссылкой на определение понятия "расчетная предпринимательская прибыль", содержащегося в абзаце 19 пункта 2 Основ ценообразования, и на основании анализа Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 511-р сделан вывод о том, что включение в необходимую валовую выручку сетевых организаций расчетной предпринимательской прибыли при определенных условиях, закрепленных в Основах ценообразования, является одним из экономических стимулов для достижения основных задач и ориентиров развития электросетевого комплекса Российской Федерации, определенных на период до 2030 года.
С учетом изложенного, суд приходит в выводу о необоснованном исключении из расчета НВВ административного истца расчетной предпринимательской прибыли и, соответственно, неверном установлении необходимой валовой выручки на 2023 год.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что при принятии решений N 531 и N 589 (в редакции решения от 2 декабря 2022 года N 538) при определении размера НВВ на 2023 год для ПАО "Р. С." допущены нарушения положений Основ ценообразования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований ПАО "Р. С." в части.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем признание его недействующим со дня принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом суд учитывает, что признание решения не действующим в части с момента вступления настоящего решения в законную силу, свидетельствовало бы об иллюзорности судебной защиты.
Руководствуясь разъяснениями пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд также приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части нормативные правовые акты.
С учётом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования публичного акционерного общества "Р. С." удовлетворить в части.
Признать недействующим с момента принятия решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 531 от 29 ноября 2022 года "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки публичного акционерного общества "Р. С." - "А." на территории Алтайского края на 2023-2027 годы" в части пункта 1 Приложения N 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) на 2023 год для филиала публичного акционерного общества "Р. С." - "А.".
Признать недействующим с момента принятия решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 532 от 29 ноября 2022 года "О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 N 589 (в редакции решения от 2 декабря 2022 года N 538) в части п. 8 на странице 7, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь), учтенную при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Алтайском крае на 2023 год для публичного акционерного общества "Р. С." (филиал "А.").
Возложить на управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части решения.
В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Сообщение о данном решении опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил частично исковые требования о признании недействующими решений о долгосрочных параметрах регулирования и необходимой валовой выручке, установленных для филиала сетевой организации. Суд установил, что расчеты, произведенные органом регулирования, содержат нарушения норм законодательства, что повлияло на определение экономически обоснованного размера выручки. Обязанность по принятию новых нормативных актов возложена на ответчика.
Решение Алтайского краевого суда от 10 июня 2024 г. N 3а-71/2024
Текст решения предоставлен Алтайского краевого суда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании