Дата вступления в законную силу - 17 мая 2024 г.
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании нормативных правовых актов недействующими в части, установил:
приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 25 ноября 2021 года N 43/Пр/108 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее также - Перечень на 2022 год) (л.д.33-44 т.1).
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 18 ноября 2022 года N 43/Пр/165 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее также - Перечень на 2023 год) (л.д.53-68 т.1).
Административный истец Ш. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании пунктов 88, 89, 90 и 91 Перечня на 2022 год, а также пунктов 109, 110, 111 и 112 Перечня на 2023 год, недействующими.
В обоснование заявленных административных требований Ш. указал, что является собственником нежилых помещений Н1, Н2, Н3 и Н4, находящихся в здании, расположенном по адресу: "адрес", в связи с чем уплачивает налог на имущество физических лиц. Основанием для включения данных помещений и самого здания в указанные перечни явился вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "Офисные центры, бизнес-центры". По мнению административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами данные помещения неправомерно отнесены к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, так как они не обладают перечисленными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками административно-делового центра для включения его в перечни, так как фактически помещения используются как складские, под кабинеты сотрудников, оптовую торговлю и жилые помещения. Кроме того, 4 декабря 2023 года вид разрешенного использования земельного участка изменен на "Обслуживание жилой застройки, Хранение автотранспорта". Поскольку включение объектов недвижимости в Перечни увеличило размер налога на имущество, административный истец считает свои права нарушенными, в связи с чем обратился в суд з настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец Ш. в суд не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Б. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнительных пояснениях (л.д.137-138, 177-178 т.1, л.д.111-114 т.2). Считал, что назначение земельного участка - "Офисные центры, бизнес-центры" с достоверностью не свидетельствует, что находящееся на нем здание должно использоваться как административно-деловой центр, а в нарушение указания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 гола N 46-П обследование здания с целью установления его фактического использования административным ответчиком не проводилось. Также представитель отметил, что нежилое помещение Н4 с кадастровым номером *** является жилым, оно в оспариваемые перечни не включено, однако в отношении него начисляется повышенный налог исходя из 2% от кадастровой стоимости, так как само здание с кадастровым номером *** включено в эти перечни, в связи с чем административный истец вправе оспаривать включение здания, хотя в отношении него налоги не начисляются.
Представитель административного ответчика К. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений (л.д.26-30, 202-203 т.1, л.д.115 т.2), согласно которым процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена; объекты недвижимости включены в оспариваемые перечни на 2022 и 2023 годы по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "Офисные центры, бизнес-центры". При этом фактического осмотра здания и расположенных в нем помещений не производилось. Также представитель административного ответчика указал, что административный истец является собственником земельного участка, им самостоятельно в 2014 году был определен данный вид использования участка, и только в 2023 году вид был изменен. На этом основании представитель считал, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 гола N 46-П не может быть применено к Ш, поскольку в постановлении рассмотрен вопрос о правах лица, которое арендует земельный участок и не имеет возможности изменить вид разрешенного использования участка.
Представитель заинтересованного лица управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, будучи надлежащим образом извещенным дате и месте рассмотрения настоящего административного дела, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил.
При таких обстоятельствах суд с учетом требований статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Согласно статье 401 указанного кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая здания, помещения.
Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года N 97-ЗС "Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой установлено 1 января 2020 года.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
- 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
При рассмотрении дела судом установлено, что под пунктом 89 Перечня на 2022 год указано здание по адресу: "адрес" кадастровый номер *** под пунктом 90 - помещение по адресу: "адрес" "адрес" кадастровый номер *** под пунктом 91 - помещение по адресу: "адрес" кадастровый номер *** под пунктом 92 - помещение по адресу: "адрес" кадастровый номер *** (л.д.33 т.1).
Также установлено, что под пунктом 109 Перечня на 2023 год указано здание по адресу: "адрес" кадастровый номер *** под пунктом 110 - помещение по адресу: "адрес" кадастровый номер *** под пунктом 111 - помещение по адресу: "адрес" кадастровый номер *** под пунктом 112 - помещение по адресу: "адрес" кадастровый номер *** (л.д.54 т.1).
В оспариваемые Перечни неоднократно вносились изменения в части включения и исключения из него отдельных объектов недвижимости. При этом данные изменения не касаются здания и помещений в нем по адресу: "адрес".
Анализ Перечня на 2022 год и Перечня на 2023 год позволяет суду сделать вывод о том, что они являются нормативными, поскольку отвечают признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налога на их имущество.
Также при рассмотрении дела установлено, что вышеуказанные нежилые помещения Н1, Н2, Н3 и Н4, расположенные в здании "адрес" принадлежат на праве собственности Ш. (л.д.90-98, 144-146 т.1). Ему же принадлежит и земельный участок площадью 1 950 кв. м, с кадастровым номером *** по данному адресу, на котором расположено указанное здание (л.д.99-110, 141-142т.1).
В связи с включением нежилых здания и помещений "адрес" в оспариваемые перечни налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате Ш. за 2022 год и за 2023 год в отношении нежилых помещений, должен быть установлен в размере 2% от кадастровой стоимости, а не 0, 5% от такой стоимости (л.д.147-149, 150-152 т.1).
В данном случае Ш. является субъектом регулируемых отношений, нормативные правовые акты применялись к административному истцу при расчете налоговых обязательств. Таким образом, с учетом положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Ш. является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативных правовых актов, данные требования должны быть рассмотрены в порядке главы 21 настоящего кодекса.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края - Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее Управление Алтайского края) (пункт 4 Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237 (далее Правила формирования перечня), пунктов 2.1.6, 2.1.38 Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48 - л.д.31т.1).
В соответствии с п. 5 Правил формирования перечня подготовку документов для формирования и определения уполномоченным органом Перечня, а также вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляет рабочая группа по подготовке проекта Перечня.
Состав рабочей группы определен распоряжением Губернатора Алтайского края от 21 марта 2017 года N 103-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 20 ноября 2018 года N 328-р (л.д.78, 79 т.1).
Из протоколов заседаний рабочей группы от 21 октября 2021 года и от 28 октября 2022 года следует, что ее членами было рекомендовано управлению Алтайского края рассмотреть и утвердить проекты Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год 2023 год соответственно (л.д.51, 76 т.1).
Из материалов административного дела следует, что приказы об утверждении оспариваемых Перечня на 2022 года и Перечня на 2023 год подписаны начальником Управления Алтайского края, нормативные правовые акты опубликованы на официальном сайте Алтайского края, официальном интернет-портале правовой информации, включены в федеральный регистр нормативных правовых актов (л.д.69-74 т.1). Кроме того, вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от 13 июня 2023 года по делу *** была проверена процедура принятия Перечня на 2022 год и Перечня на 2023 год (л.д.165-174 т.1), нарушений этой процедуры не установлено.
С учетом изложенного суд находит обоснованной позицию административного ответчика о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края, уполномоченным на то государственным органом - Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в установленном порядке, а также с соблюдением требований о его опубликовании и включении в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По данному основанию административным ответчиком данные акты не оспариваются.
Проверяя соответствие пунктов 88, 89, 90 и 91 Перечня на 2022 год и пунктов 109, 110, 111 и 112 Перечня на 2023 год положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В данном случае спорное нежилое здание расположено в границах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером *** вид разрешенного использования которого с 4 декабря 2014 года до 16 ноября 2023 года - "Офисные центры, бизнес-центры", с 16 ноября 2023 года - "Обслуживание жилой застройки (код 2.7); Хранение автотранспорта (2.7.1)" (л.д.99-100.128-129 т.1).
Как следует из информации, представленной филиалом ППК "Роскадастр" по Алтайскому краю в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером *** вид разрешенного использования - "Офисные центры, бизнес-центры" установлен на основании представленного Ш. в лице его представителя В, действующей на основании доверенности от 10 октября 2014 года, заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 1 декабря 2014 года и письма комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 4 августа 2014 года (л.д.128-129 т.1).
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Земельным кодексом Российской Федерации закреплено, что одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1); правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Установление федеральным законодателем вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в качестве условия для признания здания как административно-делового центра при включении его в Перечни для целей налогообложения предполагает, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, подлежащее включению в Перечни, является актуальным, достоверным, отвечающим требованиям ясности и определенности (кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 5-КАД22-40-К2, от 14 декабря 2022 года N 5-КАД22-39-К2).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, где под пунктом 1.2.7 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, где не предусмотрен такой вид использования как - "Офисные центры, бизнес-центры".
При этом, новый классификатор подлежал применению только если виды разрешенного использования земельных участков устанавливались после вступления в силу приказа от 1 сентября 2014 года N 540, т.е. после 24 декабря 2014 года; виды разрешенного использования земельных участков, установленные в соответствии с классификатором, утвержденным приказом от 15 февраля 2007 года N 393, являлись актуальными до их изменения в установленном порядке, так как частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** - "Офисные центры, бизнес-центры" установлен 4 декабря 2014 года, то есть до начала действия Классификатора видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, он являлся действующим до 16 ноября 2023 года вне зависимости от его соответствия этому классификатору. В связи с изложенным суд не принимает во внимание утверждение представителя административного истца о неопределенности вида разрешенного использования земельного участка в связи с его несоответствием данному классификатору.
Кроме того, данный вид использования был предусмотрен как основной вид разрешенного использования для общественно-деловой территориальной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденными решением барнаульской городской Думы от 9 ноября 2012 года N 834 (в редакции от 28 ноября 2014 года), которая распространялась на земельный участок по "адрес" (л.д.217-221 т.1).
Согласно информации, представленной на запрос суда комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (л.д.110 т.2), данный вид разрешенного использования "Офисные центры, бизнес-центры" не предполагал производственную деятельность. При этом согласно "ГОСТ Р 53524-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Конгрессная деятельность. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 775-ст, действующего до 1 января 2024 г.) под бизнес-центром понимается объект коммерческой недвижимости, имеющий в своем составе помещения, пригодные для проведения конгрессных мероприятий, а именно: организованных встреч представителей стран, отраслей, профессий или учреждений, организаций для обмена знаниями и опытом, поиска необходимых решений, проводимые самостоятельно или сопровождаемые выставочно-ярмарочными мероприятиями. Согласно этому ГОСТу конгрессная деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий.
Таким образом, избранный самостоятельно административным истцом вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "Офисные центры, бизнес-центры" предусматривает однозначно размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, никакой неопределенности в назначении и вида использования земельного участка у суда не возникает, соответственно является правомерным включение здания и находящихся в нем помещений в Перечни на 2022 год и на 2023 год, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При этом указание представителя административного истца на то, что обследование здания на предмет установления вида его фактического использования не проводилось, не может являться основанием для удовлетворения заявленных административных требований, поскольку обязанность административного ответчика по проведению такого обследования при наличии иных оснований для включения объектов в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не установлена.
Данный вывод суда вопреки позиции административного истца не противоречит правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 12 ноября 2020 г. N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", в котором речь идет об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В данном случае Ш. является собственником земельного участка, на котором расположено здание, при этом мер для изменения вида разрешенного использования земельного участка в спорные периоды не предпринимал, вид использования был изменен им лишь 16 ноября 2023 года.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судом не установлено несоответствия пунктов 88, 89, 90 и 91 Перечня на 2022 год и пунктов 109, 110, 111 и 112 Перечня на 2023 год в части включения в эти перечни нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес" а также находящихся в этом зданий помещений Н1, Н2 и Н3, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании нормативного правового акта не действующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Ш. о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 25 ноября 2021 года N 43/Пр/108, а также Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 18 ноября 2022 года N 43/Пр/165, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение принято 19 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 18 апреля 2024 г. N 3а-114/2024
Текст решения предоставлен Алтайского краевого суда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании