Дата введения - 1 марта 2024 г.
Взамен РД 52.18.600-2011
1 Область применения
Настоящий руководящий документ устанавливает общие правила внедрения и применения, контроля за внедрением, применением и соблюдением требований, учёта и отчётности о внедрении нормативных документов:
а) руководящих документов и рекомендаций, разработанных учреждениями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - нормативные документы Росгидромета - при изложении требований, относящихся и к руководящим документам Росгидромета и рекомендациям Росгидромета);
б) руководящих документов типовых и рекомендаций типовых, разработанных учреждениями Росгидромета по Программам Союзного государства (далее - типовые нормативные документы - при изложении требований, относящихся и к руководящим документам типовым и рекомендациям типовым);
в) национальных стандартов Российской Федерации, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации и подтверждению соответствия;
г) межгосударственных стандартов, введённых в действие в качестве национальных стандартов;
д) правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, разрешённых для применения на территории Российской Федерации.
Настоящий руководящий документ предназначен для применения управлениями центрального аппарата и учреждениями Росгидромета.
Примечание - Правила внедрения, применения, подтверждения соответствия реализуемой в лаборатории методики (метода) измерений, в том числе методики количественного химического анализа, требованиям нормативного документа на эту методику (метод), установлены ГОСТ Р 8.563, Р 50.2.060, РМГ 76.
2 Нормативные ссылки
В настоящем руководящем документе использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений
Р 50.2.060-2008 Государственная система обеспечения единства измерений. Внедрение стандартизованных методик количественного химического анализа в лаборатории. Подтверждение соответствия установленным требованиям
РД 52.04.576-97 Положение о методическом руководстве наблюдениями за состоянием и загрязнением окружающей природной среды. Общие требования
РД 52.18.610-2023 Положение о службе стандартизации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
РМГ 76-2014 Государственная система обеспечения единства измерений. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа
Примечание - При пользовании настоящим руководящим документом целесообразно проверить действие ссылочных документов:
- стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) - в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год;
- рекомендаций по стандартизации (Р 50) и рекомендаций по межгосударственной стандартизации (РМГ) - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому аннотированному перечню "Нормативные документы национальной и межгосударственной систем стандартизации", опубликованному по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты";
- нормативных документов Росгидромета (РД 52) - по РД 52.18.5-2012 "Перечень нормативных документов (по состоянию на 01.08.2012)" и по выпускам ежегодно издаваемого информационного указателя нормативных документов.
Если заменён ссылочный стандарт (документ), то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учётом всех внесённых в данную версию изменений. Если ссылочный стандарт (документ) отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем руководящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. [ГОСТ 1.1-2002, статья 4.1] |
3.2 внедрение нормативного документа: Процедура по выполнению организационно-технических мероприятий, обеспечивающих внедрение нормативного документа к дате введения в действие.
3.3 соблюдение требований нормативного документа: Выполнение установленных нормативным документом требований в процессе его применения.
3.4
применение нормативного документа: Использование нормативного документа в различных видах деятельности. [С учётом ГОСТ 1.1-2002, статья 7.5] |
4 Общие положения
4.1 Организацию и координацию работ по внедрению нормативных документов на государственной наблюдательной сети осуществляют управления центрального аппарата Росгидромета по соответствующим направлениям деятельности.
4.2 Научно-методическое руководство внедрением нормативных документов по производству наблюдений, обработке, контролю и передаче их результатов, контроль за правильностью их применения на государственной наблюдательной сети осуществляют научно-исследовательские учреждения (НИУ), головные по видам наблюдений, разработавшие эти нормативные документы (далее - НИУ-разработчики).
4.3 Организационно-методическое руководство внедрением нормативных документов в учреждениях осуществляют головная и базовые организации по стандартизации Росгидромета по закреплённым за ними направлениям деятельности в соответствии с РД 52.18.610.
4.4 Методическое руководство работами по внедрению, контролю за внедрением, применением и соблюдением требований нормативных документов в учреждении осуществляет, как правило, служба стандартизации (при наличии) совместно с подразделениями учреждения в соответствии с профилем их деятельности и в зависимости от содержания внедряемого нормативного документа. При отсутствии в учреждении службы стандартизации, проведение работ, указанных в разделах 6 и 7, решением руководителя учреждения возлагают на другое структурное подразделение, выполняющее иные функции. В этом случае в положение о данном подразделении дополнительно вносят соответствующие полномочия.
5 Правила внедрения и применения нормативного документа
5.1 Основаниями для внедрения в учреждении нормативного документа могут являться:
а) приказ руководителя Росгидромета об утверждении и введении в действие нормативного документа Росгидромета или типового нормативного документа;
б) предложение головного НИУ, осуществляющего в соответствии с РД 52.04.576 методическое руководство работой наблюдательной сети в пределах установленных ответственности и обязанностей;
в) предложения головной или базовых организаций по стандартизации Росгидромета по закреплённым за ними направлениям деятельности в соответствии с РД 52.18.610.
Примечание - Предложения по перечислениям б) и в) должны быть согласованы с управлениями центрального аппарата Росгидромета по соответствующим направлениям деятельности.
5.2 Внедрение нормативного документа в учреждении предусматривает в общем случае выполнение следующих работ:
а) постановку нормативного документа на учёт;
б) информирование подразделений учреждения о поступлении нормативного документа;
в) обеспечение учтёнными копиями нормативного документа заинтересованных специалистов подразделений;
г) изучение требований нормативного документа специалистами, на деятельность которых они распространяются;
д) внедрение нормативных документов, ссылки на которые даны в тексте внедряемого нормативного документа;
е) внесение при необходимости изменений в действующие нормативные документы в соответствии с требованиями внедряемого нормативного документа;
ж) определение подразделений, участвующих в работе по внедрению нормативного документа;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) подготовку и издание приказа о внедрении нормативного документа (далее - приказ о внедрении);
к) разработку при необходимости организационно-технических мероприятий по внедрению, обеспечивающих соблюдение требований нормативного документа во взаимосвязанной с ним нормативной и технической документации и других объектах стандартизации в соответствии с областью распространения.
5.3 Внедрение нормативного документа в учреждении осуществляют в соответствии с приказом о внедрении и организационно-техническими мероприятиями по внедрению (при наличии).
Допускается издавать один приказ на несколько нормативных документов. Форма приказа о внедрении приведена в приложении А.
5.4 Внедрение нормативного документа в учреждении должно быть завершено до начала применения требований нормативного документа в учреждении, к дате, установленной в приказе о внедрении, с которой требования данного нормативного документа становятся обязательными для применения в учреждении. При этом дату внедрения устанавливают в соответствии с датой введения в действие, указанной в приказе Росгидромета об утверждении и введении его в действие и/или нормативном документе.
В отдельных случаях при невозможности обеспечить внедрение и применение нормативного документа с установленной даты введения в действие учреждение должно согласовать дату внедрения с НИУ-разработчиком нормативного документа и управлением центрального аппарата Росгидромета по соответствующему направлению деятельности.
5.5 В управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) проект приказа о внедрении и организационно-технические мероприятия по внедрению (при необходимости) подготавливает подразделение или должностное лицо, назначенное начальником УГМС, ответственным за внедрение нормативного документа. Филиалы УГМС, в которых будет внедряться нормативный документ, подготавливают приказы о его внедрении в развитие приказа УГМС, копии которых представляют в УГМС.
5.6 Нормативный документ считается внедрённым в учреждении, если выполнены все организационно-технические мероприятия по внедрению (при наличии), нормативный документ применяется в учреждении, установленные в нём требования соблюдаются, утверждён акт внедрения нормативного документа (далее - акт внедрения).
6 Правила контроля за внедрением, применением и соблюдением требований нормативного документа
6.1 Контроль за внедрением нормативного документа
6.1.1 Контроль за внедрением нормативного документа в учреждении заключается в проверке выполнения приказа о внедрении и организационно-технических мероприятий по внедрению (при наличии).
6.1.2 Контроль за внедрением нормативного документа осуществляет комиссия, созданная по приказу руководителя учреждения, подготовленного руководителем подразделения, назначенного ответственным за внедрение нормативного документа. В состав комиссии включают представителей подразделений, на которых распространяются требования нормативного документа.
6.1.3 Результаты контроля комиссия отражает в акте внедрения, форма которого приведена в приложении Б.
В акте внедрения указывают наименования проверенных подразделений, перечень документов, подтверждающих внедрение нормативного документа. Акт внедрения составляют в течение одного месяца после выполнения организационно-технических мероприятий по внедрению. Допускается оформлять один акт внедрения нескольких нормативных документов, внедрённых по одному приказу.
Примечание - В УГМС акт внедрения подготавливает подразделение, которое было назначено ответственным за внедрение нормативного документа. Филиалы УГМС копии актов внедрения предоставляют в УГМС в течение одного месяца.
6.1.4 Акт внедрения утверждает руководитель учреждения или заместитель руководителя учреждения по направлению деятельности. Акт внедрения регистрируют в порядке, установленном в учреждении.
Копии утверждённого акта внедрения передают руководителям проверенных подразделений и при необходимости - руководителям заинтересованных подразделений и подразделения, назначенного ответственным за внедрение.
6.1.5 НИУ-разработчик нормативного документа должен оказывать учреждениям методическую помощь в его внедрении и применении. В порядке авторского надзора он имеет право запросить в учреждениях копию акта внедрения.
6.2 Контроль за применением и соблюдением требований нормативного документа
6.2.1 Контроль за применением и соблюдением требований нормативного документа проводят в целях:
а) проверки правильности его применения в соответствии с областью распространения;
б) создания условий, исключающих нарушение установленных в нём требований;
в) выявления фактов отступлений от требований или нарушения требований и определение их последствий;
г) установления причин, приведших к нарушению требований;
д) своевременного принятия мер по устранению и предупреждению выявленных нарушений.
6.2.2 В подразделениях учреждения контроль за соблюдением требований нормативных документов проводит комиссия в соответствии с утверждённым ежегодным планом проверок, созданная по приказу руководителя учреждения. При необходимости в состав комиссии, кроме специалистов учреждения, могут быть включены представители НИУ-разработчика нормативного документа и управления центрального аппарата Росгидромета по соответствующему направлению деятельности.
Комиссия проверяет наличие:
- актов внедрения;
- документов, подтверждающих применение и соблюдение требований внедрённого нормативного документа в соответствии с областью распространения;
- утверждённой отчётной научно-технической, нормативной и технической документации, выполненной в соответствии с требованиями нормативного документа.
Результаты контроля соблюдения требований нормативного документа оформляют актом, форма которого приведена в приложении В.
Копии акта передают членам комиссии, а также руководителям проверенных и заинтересованных подразделений.
6.2.3 Контроль применения и соблюдения требований нормативного документа в течение всего срока его действия осуществляют:
а) специалисты НИУ-разработчика нормативного документа - при осуществлении научно-методического руководства наблюдениями;
б) специалисты-нормоконтролёры при проведении нормоконтроля разработанной в учреждении отчётной научно-технической, нормативной и технической документации;
в) специалисты службы метрологии - при проведении метрологической экспертизы технической и нормативной документации;
г) специалисты по охране труда - при проверке соблюдения требований нормативных документов по охране труда (инструкций, правил);
д) руководители структурных подразделений учреждения;
е) химики-аналитики НИУ-разработчика - в процессе проверки правильности применения и подтверждения соответствия реализуемой в лаборатории методики (метода) измерений требованиям нормативного документа на эту методику (метод);
ж) специалисты лабораторий центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при реализации методики (метода) измерений в лаборатории в процессе проведения контроля стабильности результатов измерений и оперативного контроля процедуры выполнения измерений.
7 Правила учёта и отчётности о внедрении нормативных документов
7.1 Для учёта внедрённых нормативных документов в учреждении составляют перечень нормативных документов, внедрённых в учреждении, и/или формируют картотеку внедрённых нормативных документов. В перечень или карточку учёта внедрения нормативного документа вносят обозначение и наименование внедрённого нормативного документа, дату поступления в учреждение, дату введения, указанную в нормативном документе или в приказе Росгидромета об утверждении и введении в действие, номер и дату издания приказа о внедрении в учреждении, дату и номер акта внедрения, сокращённое наименование подразделения, ответственного за внедрение нормативного документа.
Ответственность за ведение перечня или картотеки внедрённых нормативных документов в учреждении возлагают, как правило, на подразделение, ответственное за внедрение, или на подразделение, осуществляющее комплектование фонда нормативных документов учреждения, для контроля внедрения нормативных документов в учреждении.
7.2 Приказы о внедрении, акты внедрения и акты проверки соблюдения требований нормативных документов хранят в учреждении до внедрения новых нормативных документов взамен отменённых.
Перечень и/или картотеку внедрённых нормативных документов хранят без ограничения срока хранения в подразделении, ответственном за внедрение.
7.3 Структурное подразделение, ответственное за внедрение нормативных документов, должно ежегодно составлять и направлять в головную организацию по стандартизации Росгидромета отчёт о внедрении нормативных документов в учреждении за прошедший год по состоянию на 1 января текущего года. Форма отчёта о внедрении нормативных документов приведена в приложении Г.
Сведения о внедрённых в учреждениях нормативных документах используются при подготовке сведений о состоянии работ в сфере стандартизации Росгидромета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководящий документ РД 52.18.600-2023 "Правила внедрения и применения нормативных документов" (утв. приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 28 декабря 2023 г. N 628)
Опубликование:
издание Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Обнинск, 2024 г.)
Дата введения - 1 марта 2024 г.
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-производственное объединение "Тайфун" (ФГБУ "НПО "Тайфун")
2 Разработчики Л.С. Сараева (руководитель разработки), М.В. Макарова (ответственный исполнитель)
3 Согласован:
- с Управлением государственной наблюдательной сети и научных исследований (УГСН) Росгидромета 21.12.2023;
- с Управлением мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ (УМЗА) Росгидромета 21.12.2023
4 Утверждён и введён в действие приказом Росгидромета от 28.12.2023 N 628
5 Зарегистрирован головной организацией по стандартизации Росгидромета ФГБУ "НПО "Тайфун" 27.12.2023
Обозначение руководящего документа РД 52.18.600-2023
6 Взамен РД 52.18.600-2011 "Порядок внедрения нормативных документов"
7 Срок первой проверки 2028 год
Периодичность проверки 5 лет