Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике от 9 июля 2024 г. N 3.6-02/2455@
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 3 июля 2024 года (проект N 594962-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
В целях решения поставленных в документах стратегического планирования задач по повышению эффективности электросетевого комплекса Федеральным законом закрепляется механизм создания единого центра ответственности за оказание услуг по передаче электрической энергии в субъектах Российской Федерации - системообразующей территориальной сетевой организации (далее - СТСО).
Согласно Федеральному закону, СТСО - это территориальная сетевая организация, определенная решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, функционирующая в границах данного субъекта Российской Федерации и обеспечивающая надежное функционирование расположенных в нем объектов электросетевого хозяйства.
СТСО определяется в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) к системообразующим и порядком определения СТСО, предусматривающим в том числе срок, на который присваивается статус СТСО, установленными Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается, что на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы определяются две СТСО, каждая из которых осуществляет функции в границах зоны деятельности, установленной для соответствующей организации решением высшего должностного лица города Москвы.
В соответствии с Федеральным законом, СТСО обеспечивает:
эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, а также ликвидацию последствий аварий на таких объектах на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения;
эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, права владения и пользования которыми перешли к ней в соответствии с договором о порядке использования объектов электросетевого хозяйства;
ликвидацию последствий аварий на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на объектах электросетевого хозяйства, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, которые принадлежат ТСО.
Федеральным законом предусматривается, что услуги по передаче электрической энергии оказываются потребителям (лицам, действующим в их интересах) только СТСО. При этом устанавливаются исключения в случае оказания услуг по передаче электрической энергии:
лицам, которым они оказываются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС),
лицам, которым указанные услуги оказываются ТСО на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России (далее - ЕЭС России) и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся.
СТСО не вправе отказать в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю, если его энергопринимающие устройства (за исключением устройств на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) в установленном порядке технологически присоединены к электрическим сетям ТСО либо к ЕНЭС на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность данная СТСО.
Федеральным законом устанавливается система договоров, в том числе: договоры, на основании которых организация по управлению ЕНЭС и ТСО оказывают СТСО услуги по передаче электрической энергии; договоры, в соответствии с которыми СТСО оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителю; договоры о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, заключаемые между СТСО и ТСО.
Федеральным законом предусматривается, что заключение договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства между СТСО и ТСО, а также собственником принадлежащих ТСО объектов электросетевого хозяйства (если у ТСО отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства), является обязательным и возмездным. Указанный договор должен заключаться с соблюдением ряда требований. Одним из таких требований является то, что СТСО после передачи ей прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства обеспечивает в соответствии с обязательными требованиями их эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, осуществляет приобретение электрической энергии в целях компенсации фактических потерь электрической энергии в таких объектах электросетевого хозяйства, а также осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение к указанным объектам энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Экономически обоснованные расходы СТСО, планируемые или фактически понесенные ею для исполнения означенных обязанностей, подлежат включению в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, за исключением расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, а также расходов на ликвидацию последствий аварий на объектах электросетевого хозяйства, используемых ТСО для оказания услуг по передаче электрической энергии, которые должны возмещаться на основании договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.
Федеральным законом предусматривается утверждение инвестиционных программ СТСО уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом устанавливается, что инвестиционная программа функционирующей на территории города Москвы СТСО, в уставном капитале которой доля участия субъекта Российской Федерации составляет менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Федеральный закон определяет последствия прекращения деятельности ТСО в связи с несоответствием критериям отнесения к таким организациям. Устанавливается, что СТСО имеет преимущественное право выкупа объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых с ней заключен договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, или объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются или оказывались после 1 января 2023 года ТСО услуги по передаче электрической энергии.
Федеральным законом устанавливается, что находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты электросетевого хозяйства передаются в безвозмездное владение и пользование СТСО или ТСО в случаях, порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. В случае если в отношении указанных объектов электросетевого хозяйства заключены концессионные соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), передача в безвозмездное владение и пользование СТСО или ТСО осуществляется по истечении срока действия соответствующего соглашения.
Федеральным законом предусматривается, что заключение исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по предложениям об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ТСО, направленным в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, формируется с обязательным привлечением представителей СТСО в качестве экспертов.
Федеральный закон наделяет федеральные органы власти правомочием в случаях и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, осуществлять урегулирование споров, связанных с участием СТСО в рассмотрении инвестиционных программ ТСО, возникающих между ТСО, СТСО и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон также вносит изменения в законодательство об электроэнергетике, предусматривающие поэтапное внедрение системы автоматического дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - субъект ОДУ). Создание данной системы связано с цифровым описанием всех объектов энергетики в виде цифровых моделей, в связи с чем Федеральным законом вводятся новые понятия: "цифровая информационная модель объекта электроэнергетики" и "средства дистанционного управления".
Федеральный закон закрепляет перечень объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется переход к дистанционному управлению из диспетчерских центров субъекта ОДУ. Также предусматривается, что в отношении существующих (находящихся в эксплуатации) объектов электроэнергетики обязанность по обеспечению дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта ОДУ будет определяться исходя из наличия технической возможности. При этом в отношении:
объектов, уже имеющих техническую возможность и которые введены в эксплуатацию до 1 января 2025 года, предусматривается осуществление перехода на дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта ОДУ до 1 января 2027 года;
объектов, не имеющих по состоянию на 1 января 2025 года технической возможности, техническая возможность создается при последующей их реконструкции, если таковая затрагивает оборудование и устройства, подлежащие дистанционному управлению из диспетчерских центров субъекта ОДУ;
объектов, на вывод из эксплуатации которых до 1 января 2027 года получено согласование уполномоченного органа, переход на дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта ОДУ не осуществляется.
Федеральным законом устанавливается обязанность системного оператора осуществлять формирование и поддержание в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем, в том числе на перспективные периоды. Субъектам электроэнергетики и потребителям электроэнергии, владеющим на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, предоставляется право осуществлять формирование и поддержание в актуальном состоянии цифровых информационных моделей таких объектов.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению критериев наличия в отношении объектов электроэнергетики технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта ОДУ и порядка определения наличия указанной технической возможности; установлению обязательного минимального состава оборудования и устройств, в отношении которых осуществляется дистанционное управление; утверждению правил формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики.
Согласно Федеральному закону, Минэнерго России утверждаются методические указания по моделированию электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, в том числе требования к обеспечению связывания цифровых информационных моделей, а также определяется порядок раскрытия и предоставления цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики или фрагментов таких моделей, включая сроки, объем, формат и условия их раскрытия и предоставления.
Федеральный закон предусматривает также регулирование порядка расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике. Правила расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике утверждаются Правительством Российской Федерации.
Корреспондирующие изменения вносятся в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации", Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
В целом Федеральный закон направлен на законодательное закрепление условий для технологического развития электроэнергетической системы, внедрение новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления, а также формирование единого центра ответственности, отвечающего за надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года. До 31 декабря 2024 года включительно не допускается изменение порядка взаиморасчетов по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии (в том числе, односторонний отказ от исполнения договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона), заключенным между ТСО, которой присвоен статус СТСО, и действующими в интересах потребителей электрической энергии энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками или энергоснабжающими организациями, иными ТСО.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.