Вопросы и ответы
Январская подборка читательской почты весьма разнообразна по тематике. Здесь и продолжение темы ноябрьского выпуска 2003 г.- вопросы, касающиеся порядка оформления безвозмездной субсидии на приобретение жилья для военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, по программе "Государственные жилищные сертификаты", и характеристика введенного недавно Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и разъяснение нового порядка наследования банковских вкладов. Несколько вопросов касается порядка и условий проведения лотерей, установленных вступившим в силу с 1 января 2004 г. новым Законом "О лотереях". Читателям отвечает адвокат Людмила Грудцына.
Я прослужил в органах МВД 28 лет, уволился по выслуге лет с должности дежурного помощника начальника учреждения N 30/7 приказом об увольнении от 10 апреля 1987 г. По месту службы - в поселке Полевой Тамбовской области мне была выделена ведомственная квартира. В 1997 г. по состоянию здоровья (инвалид III группы) я был вынужден переехать с супругой в г. Электросталь Московской области. Ведомственную квартиру сдал. При увольнении удостоверения на право пользования льготами я не получил. В г. Электросталь зарегистрировался в одной комнате трехкомнатной коммунальной квартиры (жилая площадь - 17,4 кв.м, общая 26,2 кв.м, в двух других комнатах проживают две семьи), которую приватизировал в 2000 г. 5 апреля 2002 г. администрацией г. Электросталь я был поставлен на учет по улучшению жилищных условий. Состою в общей очереди под N 1018, а в списках первоочередников под N 471. Сейчас мне 66 лет, супруге - 63. Скажите, пожалуйста, имею ли я право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья на основании Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"?
Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - Программа) была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 675 эта программа была включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг.
Программа "Государственные жилищные сертификаты" была разработана в соответствии с поручением Президента РФ от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 и направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (в том числе подлежащих переселению из закрытых военных городков), а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей. Программа устанавливает основной механизм обеспечения жильем названных категорий граждан и определяет основные источники финансирования программных мероприятий, включая государственные средства, собственные средства граждан и кредитные ресурсы банков.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" Программа охватывает сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, уволенных со службы из этих органов и учреждений, а также членов их семей. Таким образом, несмотря на то, что Вы были уволены в 1987 г., действие программы должно распространяться на Вас и Вашу жену.
Однако согласно разделу 2 Программы ("Основные цели, задачи и положения") право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют следующие категории граждан:
1) военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, не имеющие жилья для постоянного проживания на территории России и за ее пределами и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;
2) сотрудники органов внутренних дел России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, не имеющие жилья для постоянного проживания на территории России и за ее пределами и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;
3) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Таким образом, необходимо одновременное соблюдение четырех обязательных условий:
1) достижение предельного возраста;
2) срок службы более 10 лет;
3) отсутствие жилья для постоянного проживания;
4) официальное признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Поскольку у Вас имеется постоянное место жительства, в Вашем случае из четырех условий соблюдены лишь три.
Согласно Программе основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания являются:
- отсутствие жилого помещения;
- проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилья для постоянного проживания;
- проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилья для проживания.
Более того, граждане становятся участниками Программы только после того, как дадут письменное согласие на участие в ней и на снятие с очереди на получение муниципального или государственного жилья в случае приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата. Поэтому Вы не имеете права на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья на основании Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты".
В своем письме Вы упомянули о том, что при увольнении по выслуге лет удостоверения на право пользования льготами не получили. Остановимся на этом подробнее. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы или службы в органах внутренних дел в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила учета военнослужащих). Согласно п.8 Правил учета военнослужащих право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется строго в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз.
Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности.
При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими необходимыми документами в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию.
Таким образом, предоставление Вам и Вашей супруге комнаты в коммунальной квартире, а затем постановка на учет по улучшению жилищных условий, - все это стало возможным благодаря оригиналу удостоверения, направленному в военкомат г. Электросталь Московской области. Городской военный комиссариат обязан выдать Вам копию удостоверения на право пользования льготами по первому требованию.
В течение какого времени орган местного самоуправления обязан принять решение, подтверждающее правильность постановки гражданина, уволенного с военной службы, на очередь по улучшению жилищных условий либо исключить его из списков очередников? Должен ли орган местного самоуправления известить гражданина о своем решении?
Согласно п.20 Правил учета военнослужащих на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий, орган местного самоуправления, ведающий учетом и распределением жилой площади, заводит специальное учетное дело. В нем должны содержаться все представляемые в соответствии с Правилами учета документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с п.21 Правил учета орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение одного месяца обязан принять решение, подтверждающее правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь либо исключить его из списков очередников и о своем решении в течение трех месяцев уведомить не только гражданина, но и командира (начальника) воинской части по последнему месту его службы.
Слышал, что недавно были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Что представляет собой регистрационное дело индивидуального предпринимателя и кто вправе запрашивать информацию, содержащуюся в этом реестре?
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила). Правила разработаны в соответствии с ГК РФ, федеральными законами "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "Об информации, информатизации и защите информации".
Государственный реестр, являясь федеральным информационным ресурсом, содержит сведения:
1) о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре.
Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью государственного реестра. Согласно п.19 Правил в регистрационное дело индивидуального предпринимателя включаются документы, представленные при государственной регистрации и внесении изменений в государственный реестр, решения регистрирующего органа о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, а также листы записей государственного реестра.
Что касается второй части вопроса - кто вправе запрашивать информацию, содержащуюся в реестре, - то согласно п.28 Правил по запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность в соответствии с российским законодательством (паспорт), регистрирующий орган (налоговая инспекция) вправе сопоставить содержащиеся в государственном реестре персональные данные индивидуального предпринимателя с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, данным, содержащимся в государственном реестре. Отметим важную подробность- налоговая инспекция вправе, но не обязана предоставлять такую информацию. Согласно п.29 Правил срок предоставления сведений об индивидуальном предпринимателе не может составлять более 5 дней с даты получения запроса. Срочное предоставление сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.
Бесплатно информация предоставляется:
- государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, а также иным лицам, определенным федеральными законами и актами Правительства РФ;
- индивидуальному предпринимателю (информация о нем и о физических лицах, получивших сведения о его месте жительства).
Информация предоставляется за плату (при представлении одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату):
- индивидуальному предпринимателю (при повторной выдаче документа, подтверждающего внесение записи о нем в государственный реестр);
- физическим и юридическим лицам (сведения об индивидуальном предпринимателе, за исключением его паспортных и иных персональных данных);
- физическим лицам (о соответствии содержащихся в запросе персональных данных индивидуального предпринимателя сведениям, содержащимся в государственном реестре);
- физическим лицам (сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя).
Согласно п.32 Правил размер платы за предоставление информации составляет 2 МРОТ, а за срочное предоставление информации - 4 МРОТ.
Слышал, что недавно были внесены изменения в порядок наследования банковских вкладов. В чем они заключаются? Правда ли, что нововведения существенным образом ущемляют права наследодателей - владельцев банковских вкладов?
Действительно, 11 ноября 2003 г. принят Федеральный закон N 145-ФЗ, вносящий дополнения в виде ст.8.1 в Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации". Согласно названной статье, если до введения в действие части третьей ГК РФ вкладчиком (на основании ст.561 ГК РСФСР) было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае его смерти, то находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в состав наследственного имущества и на порядок и условия их выдачи не распространяются нормы раздела V "Наследственное право" части третьей ГК РФ. В случае смерти вкладчика выдача таких денежных средств лицу, указанному в распоряжении, осуществляется банком на основании документов, удостоверяющих факт смерти вкладчика.
Это общее правило, из которого, однако, существует одно исключение: если лицо, указанное в распоряжении, умерло до дня смерти владельца вклада или в один день с ним, то распоряжение на случай смерти утрачивает свою силу, а находящиеся на нем денежные средства включаются в состав наследственного имущества владельца вклада и на порядок и условия их выдачи распространяются нормы раздела V "Наследственное право" части третьей ГК РФ.
Напомним, что согласно ст.561 ГК РСФСР граждане, имевшие вклады в государственных трудовых сберегательных кассах или в Государственном банке СССР, могли сделать распоряжение сберегательной кассе или банку о выдаче вклада на случай своей смерти любому лицу или государству, и тогда вклад не входил в состав наследственного имущества. Если вкладчик не сделал распоряжения сберегательной кассе или банку, то в случае смерти вкладчика его вклад переходил к наследникам на общих основаниях наследования.
Такое правило действовало до 1 марта 2002 г. Согласно ч.3 ст.1128 ГК РФ и принятого в продолжение этой нормы постановления Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 351 "Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках" права на денежные средства, в отношении которых в банке совершено завещательное распоряжение, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Эти средства выдаются наследникам на основании свидетельства о праве на наследство. За фразой "на общих основаниях" стоит необходимость соблюдения норм о праве на обязательную долю в наследстве. Иными словами, если у наследодателя есть обязательный наследник (ст.1149 ГК РФ), а кроме вклада нет другого наследственного имущества, то обязательный наследник с 1 марта 2002 г. получает право на долю даже с банковского вклада (чего раньше не допускалось).
Таким образом, лица, сделавшие распоряжения по денежному вкладу до 1 марта 2002 г., теперь могут рассчитывать на то, что в случае их смерти всю сумму вклада унаследует лицо, указанное в этом распоряжении, т.е. воля наследодателя будет выполнена.
Однако получается, что лица, сделавшие завещательные распоряжения по вкладу до 1 марта 2002 г., но умершие до 11 ноября 2003 г. (момента вступления в силу Федерального закона от 26 ноября 2001 г. "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"), оказываются ущемленными в правах, поскольку на их распоряжения, сделанные в момент действия ГК РСФСР, распространяются нормы ГК РФ, применение которых в принципе противоречит воле наследодателя. Ведь в момент завещания вклада наследодатель рассчитывал на то, что, например, вся имеющаяся в тот момент сумма перейдет к указанному им наследнику (чего не может произойти, если у наследодателя есть иждивенцы). Думается, применение этой нормы породит многочисленные судебные разбирательства. Нельзя не заметить, что новые правила наследования банковских вкладов существенно ухудшают положение наследников по сравнению с прежними правилами. Поскольку денежный вклад включен в наследственную массу, наследник может получить его только на основании свидетельства о праве на наследство. Это означает, что нотариус скорее всего выдает свидетельство не ранее чем через полгода со дня смерти наследодателя (даже если наследник вклада - единственный) и только после уплаты налога на имущество, переходящее в порядке наследования, а также пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.
Хочу завещать свой банковский вклад внучке. Скажите, пожалуйста, что необходимо указать в завещательном распоряжении? Могу ли я впоследствии изменить содержание завещательного распоряжения или отменить его вовсе?
Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 351 "Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках" совершение завещательного распоряжения производится гражданином в письменной форме в том банке, в котором находится этот счет, по правилам ст.1128 ГК РФ. Завещательные распоряжения совершаются бесплатно. Его составление, подписание и удостоверение осуществляется при соблюдении двух условий:
1) личность завещателя удостоверяется паспортом или другими документами, исключающими любые сомнения относительно личности гражданина;
2) информирование завещателя о содержании ст.1128, 1130, 1149, 1150 и 1162 ГК РФ, о чем делается отметка в завещательном распоряжении (если Вас не информируют о содержании этих статей, Вы вправе требовать разъяснения их содержания).
Завещательное распоряжение подписывается завещателем с указанием даты его составления. Оно может быть написано от руки либо с использованием технических средств (электронно-вычислительной машины, пишущей машинки и др.). В завещательном распоряжении указываются:
- место и дата его совершения;
- место жительства завещателя;
- имена, отчества, фамилии граждан, полное наименование и местонахождение юридического лица, которым завещается вклад.
Завещатель может составить одно завещательное распоряжение на все денежные средства, размещенные на нескольких счетах в банке, либо на денежные средства, размещенные на одном из этих счетов. Если завещатель желает, чтобы денежные средства с его счета после его смерти были выданы нескольким наследникам, то в завещательном распоряжении он указывает, кому из них какая доля завещается. Денежные средства, завещанные нескольким лицам без указания доли каждого, выдаются всем этим лицам в равных долях. Завещатель вправе указать в завещательном распоряжении другое лицо, которому вклад должен быть выдан в случае если лицо, в пользу которого завещаны денежные средства, умрет ранее самого завещателя или подаст заявление об отказе от принятия завещанных денежных средств.
Поправки и приписки в завещательном распоряжении не допускаются. Завещательное распоряжение составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью служащего банка и печатью. Первый экземпляр выдается завещателю, а второй регистрируется в книге завещательных распоряжений и подшивается в специальную папку завещательных распоряжений, хранящуюся в банке в несгораемом шкафу.
Служащий банка на счете завещателя делает отметку о составленном завещательном распоряжении. Если завещатель пожелает изменить или отменить завещательное распоряжение, он должен обратиться в тот банк, в котором составлялось завещательное распоряжение, и подать об этом собственноручно подписанное завещательное распоряжение. Служащий банка должен установить личность завещателя, проверить новое завещательное распоряжение и приобщить его к ранее составленному.
Завещатель вправе изменить или отменить завещательное распоряжение (ст.1130 ГК РФ) путем оформления нотариально удостоверенного завещания, в котором необходимо сделать указание об отмене или изменении конкретного завещательного распоряжения, либо нотариально удостоверенного отдельного распоряжения об отмене завещательного распоряжения, один экземпляр которого должен быть направлен в банк.
В случае смерти завещателя нотариус направляет в банк запрос (с приложением удостоверенной копии свидетельства о смерти наследодателя) с просьбой подтвердить факт удостоверения конкретного завещательного распоряжения сотрудником банка и факт его отмены или изменения. Ответ на запрос подписывается руководителем банка с проставлением печати и направляется нотариусу в течение месяца. Если к запросу приложена копия завещательного распоряжения наследодателя, ответ на запрос может быть изложен под текстом этого завещательного распоряжения.
Слышал, что с 1 января 2004 г. вступил в силу новый Закон о лотереях. Какие виды лотерей устанавливает новый закон и что понимается под "лотереей", "выигрышем" и "призовым фондом"?
Действительно, с 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях". Согласно ст.2 Закона лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа.
Под выигрышем понимается часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи. Призовой фонд лотереи - это совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.
Согласно ст.3 Закона о лотереях на территории Российской Федерации виды лотереи определяются в зависимости от способа ее проведения, организатора лотерей и технологии ее проведения. Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Тиражной называется лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
В бестиражной лотерее выигрышные билеты определяются на стадии их изготовления, т.е. до распространения среди участников лотереи. Участник бестиражной лотереи может непосредственно после внесения платы за участие и получения лотерейного билета определить, является его билет выигрышным или нет.
В комбинированной лотерее выигрышные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.
В зависимости от способа формирования призового фонда лотереи подразделяются на два вида - платная и стимулирующая. Во втором случае право на участие в лотерее не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи.
В зависимости от территории ее проведения лотереи подразделяются на международные, всероссийские, региональные и муниципальные.
Международная лотерея проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации. Порядок проведения международной лотереи на территории Российской Федерации определяется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Всероссийская лотерея проводится на всей территории Российской Федерации, региональная лотерея - на территории одного субъекта Российской Федерации, а муниципальная - на территории одного муниципального образования.
В зависимости от организатора лотерея может быть государственной (организатор - Российская Федерация) или негосударственной (Российская Федерация или субъект Российской Федерации). От имени Российской Федерации организатором лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, а от имени субъекта Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи.
В зависимости от технологии проведения лотереи подразделяются на проводимые:
1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени;
2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.
Слышал, что существуют обязательные нормативы лотереи. Расскажите, пожалуйста, о них. И второй вопрос. Существуют ли единые требования к лотерейным билетам?
Согласно ст.10 Закона о лотереях к обязательным нормативам относятся:
1) размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от ее проведения должен составлять не менее 50%, но не более 80%;
2) размер целевых отчислений, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее 10% выручки от проведения лотереи.
Согласно ст.12 Закона о лотереях лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
2) наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение на проведение лотереи;
3) государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи;
4) наименование лотереи;
5) номер лотерейного билета;
6) наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона;
7) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;
8) размер призового фонда (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
9) фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
10) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша;
11) информация о месте и сроках получения выигрышей.
Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке, по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и по усмотрению организаторов международной лотереи дополнительно на иностранных языках. Данное требование не распространяется на зарегистрированные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного билета.
Что делать человеку, купившему лотерейный билет, если розыгрыш призового фонда так и не был проведен? Можно ли вернуть потраченные деньги и как?
Согласно ст.20 Закона о лотереях приостановка или досрочное прекращение проведения лотереи не освобождает организатора от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов и совершения других необходимых действий. Организатор лотереи обязан вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен. Если этого не произошло, Вы имеете право обратиться в суд с иском к организатору лотереи и потребовать возврата потраченной суммы, а также возмещения процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст.395 ГК РФ.
Какое наказание грозит организаторам лотереи, не получившим разрешения на ее проведение, а также несвоевременно перечислившим целевые отчисления в обязательные фонды или утаившим размеры реальной прибыли? Насколько строг закон?
Согласно ст.25 Закона о лотереях КоАП РФ был дополнен статьей 14.27 (нарушение закона о лотереях), вступившей в силу с 1 января 2004 г.
Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ; на должностных лиц - от 40 до 200 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ.
Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, нежели предусмотренные законодательством о лотереях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 200 МРОТ; на юридических лиц - от 1000 до 5000 МРОТ. Есть большие сомнения в сопоставимости сумм штрафов и размерами практически неконтролируемых материальных средств, которыми располагают организаторы лотерей.
От редакции:
Уважаемые читатели! В связи с большим количеством ваших вопросов ответы на них готовятся в порядке поступления и даются в тематических подборках. Убедительно просим по возможности прилагать к письмам копии документов (справок, исков, выписок). Это поможет подготовить точные и полные ответы. Вопросы можно задавать в письмах в редакцию или непосредственно адвокату Людмиле Юрьевне Грудцыной по телефону (095)374-80-20.
Л. Грудцына,
адвокат
"Адвокат", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.