Компания или кампания?
На святочной неделе Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, созданный на основании Указа В. Путина от 26.11.03, провел свое первое заседание.
Напомним, что этот совещательный орган создан "в целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны."
Руководителем Совета на полгода Путин предложил премьера Касьянова. При Совете созданы Комиссия по противодействию коррупции (ее возглавил вице-премьер Б. Алешин) и Комиссия по разрешению конфликта интересов (Д. Козак). Совет должен сам формировать и состав названных Комиссий. Комиссаров пока не назначили.
Члены Совета участвуют в его заседаниях лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. Это поименно: Б. Грызлов, С. Миронов (спикеры палат ФС) В. Зорькин, В. Лебедев, В. Яковлев (председатели КС, ВС, ВАС РФ), - вместе с Касьяновым всего шесть человек. Просматривается стойкая тенденция: многим придется бороться как бы с самим собой или соседом по "цеху". Алешину, например, придется постоянно контактировать, в силу его функций по административной реформе, непосредственно с самим собой. Любопытно, что комиссия по административной реформе уже из 5 тыс. функций госорганов проанализировала 4 тыс., из них более 800 функций признаны избыточными, 350 функций - дублирующими и более 500 - требующими сокращения масштабов исполнения. То есть из 4 тыс. изменениям подлежат 41%
Бороться с "вещью в себе" придется еще как минимум нескольким членам высшего Совета, коррупция особенно нетерпима "в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией" (из речи Путина). Как заметил один профессиональный наблюдатель: "В таком виде эта проблема поднималась 12 раз начиная с 1998 года, а подзаконным актам более низкого уровня вообще счет потерян". В новом УК более тридцати антикоррупционных статей. Но невозможно заставить чиновников исполнять законы.
Что делать в Совете председателю арбитражного суда? А тем более - Верховного!? Что президент-юрист думал о прописях судейского статуса? (Ведь дело "оборотня в погонах" и др. априори окажется в подведомственности Лебедева. Или эти дела будут передавать соседям, к правосудию - польскому, болгарскому или кто там еще разберется в русской речи?) Какие у комиссий будут властные полномочия, кто в них войдет? Будут это бюджетные чиновники или общественные представители? Или будет создаваться собственный аппарат? Никаких мер реальной борьбы с коррупцией в указе не предусмотрено. И каким же будет это реальное противодействие - густой туман.
А вот противодействие еще на стадии самих деклараций о борьбе с гидрой нарастает опережающим темпом. Все больше бизнесменов считает, что "коррупция - это благо для России... Есть даже такая метафора: коррупция - это некая смазка между бизнесом и бюрократией. Без этой смазки просто ничего не будет крутиться... " (из исследования фонда "Индем").
Некоторые специалисты полагают, что недостает лишь органа, уполномоченного президентом на проведение первичных проверок причин неисполнения правоохранительными органами своих прямых обязанностей по борьбе с коррупцией. "Если Путин реально прикажет начать борьбу, то, будьте уверены, начнут, и кадры найдут, и средства, и все остальное".
По словам же создателя Совета, для начала надо дать точную классификацию самого понятия коррупция". И это нас опять возвращает к нетленности смысла нашей прошлогодней публикации "В поиске термина" (см. эж-ЮРИСТ", N 33, 2003 г.): пока власть определяется в азах (понятии, его классификации и самом термине), на обвинения "коррупционер" будет поступать правомерный ответ: "От такого слышу".
Впрочем, пока на всех "эстрадных" площадках исполняют обкатанный антикоррупционный шлягер, во властных коридорах - исключительно при выключенном диктофоне - поговаривают, что борьба может начаться совсем даже и неслышно, испытанными дедовскими методами, повсеместным внедрением "засланных казачков" и развитием так любимого западным миром института всеобщего доносительства друг на друга. Лиха беда начало цивилизованного пути. Если это только не составная предвыборной кампании кандидата Путина.
Н. Гетьман,
корреспондент "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 3, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru