Комментарий к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Понятие "крестьянское (фермерское) хозяйство" не является новым для законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 348-1) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) определялось как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), введенный в действие с 1 января 1995 года, не содержит такой организационно-правой формы юридического лица, как фермерское хозяйство. Кроме того, ст.23 ГК РФ предусматривает, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без образования юридического лица с определением статуса главы такого хозяйства как индивидуального предпринимателя. Вместе с тем при рассмотрении споров, касающихся, в частности, налогообложения фермерских хозяйств, ВАС РФ исходил из того, что указанные хозяйства имели статус юридического лица (см. постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.1997 N 391/97 и от 11.11.1997 N 3976/97).
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) введен в действие со дня его официального опубликования (см. "Российская газета" от 17 июня 2003 года) и заменил Закон N 348-1; в связи с этим читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее.
Статьей 1 Закона N 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан (если фермерское хозяйство не создано одним гражданином), связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации [например, в целях главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (единый сельскохозяйственный налог) Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) фермерские хозяйства будут признаваться таковыми, если они отвечают условиям, предусмотренным ст.436.2 настоящего Кодекса].
Вышеназванной статьей Закона N 74-ФЗ также установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Статьей 2 ГК РФ также предусмотрено, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Вышеуказанные лица подлежат государственной регистрации:
- в соответствии со ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации;
- в соответствии со ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (как уже говорилось, с момента регистрации фермерское хозяйство приобретало права юридического лица).
Статьей 5 Закона N 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Действующий Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (в ред. от 23.06.2003 N 76-ФЗ, которая также вступает в действие с 1 января 2004 года) определяет порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, ст.20 Закона N 74-ФЗ предусмотрено, что фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, однако указанные формы объединений характерны для юридических лиц (ст.121 ГК РФ и ст.11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"); для объединения граждан организационно-правовые формы определены ст.7 Федерального закона от 19.07.1999 N 112-ФЗ "Об общественных объединениях".
Таким образом, вопрос о статусе фермерского хозяйства в Законе N 74-ФЗ с достаточной определенностью не решен (и кроме того, п.3 ст.23 этого Закона предусмотрено, что фермерские хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года).
В части субъектного состава фермерского хозяйства читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее. Как уже говорилось, в соответствии со ст.1 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством. Членами фермерского хозяйства, как это предусмотрено ст.3 Закона N 74-ФЗ, могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов, а также граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.
Однако действующее законодательство (в частности, Семейный кодекс Российской Федерации и ГК РФ) не содержит понятия "свойство". В постановлении Госкомстата России от 16.09.2002 N 177 "Об утверждении статистического инструментария для проведения выборочного обследования населения по проблемам занятости" содержится вспомогательная таблица для определения степени родства, свойства, но указанная таблица может быть применена только в целях статистического учета. Кроме того, в гражданском законодательстве (третья часть ГК РФ) используются такие понятия, как полнородные и неполнородные братья и сестры, двоюродные внуки и внучки, дяди и тети и другие; в связи с этим не совсем ясно, о родстве какой очереди (степени) идет речь в ст.3 Закона N 74-ФЗ и каким образом должно подтверждаться такое родство, так как в соответствии со ст.4 Закона N 74-ФЗ к соглашению о создании фермерского хозяйства необходимо приложить копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
В части членства участников фермерского хозяйства следует также иметь в виду, что в соответствии со ст.3 Закона N 74-ФЗ право на создание хозяйства имеют дееспособные граждане, то есть граждане, достигшие 18-летнего возраста. Вместе с тем в п.2 вышеназванной статьи Закона N 74-ФЗ предусмотрено, что дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства до достижения ими возраста 16 лет. Однако согласно ст.26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно могут совершать только сделки, определенные вышеуказанной статьей настоящего Кодекса, и по достижении 16 лет они вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. В остальных случаях вышеуказанные лица совершают сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. В отдельных случаях несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным. Согласно ст.27 ГК РФ это возможно, если несовершеннолетний работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (то есть должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя). Порядок объявления данного лица полностью дееспособным определен вышеназванной статьей ГК РФ (по решению суда или по решению органа опеки и попечительства).
Фермерское хозяйство действует на основании соглашения, которое заключают граждане, изъявившие желание создать такое хозяйство. В соответствии со ст.4 Закона N 74-ФЗ в соглашении отражаются в том числе сведения о членах фермерского хозяйства и о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства и наделении его определенными полномочиями (ранее действовавший Закон N 348-1 предусматривал, что главой крестьянского хозяйства являлся один из его дееспособных членов). Полномочия главы хозяйства установлены ст.17 Закона N 74-ФЗ и предусматривают в том числе его право осуществлять прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение. В связи с этим возникает вопрос о том, должны ли каким-либо образом (помимо членства на основании соглашения) оформляться отношения членов хозяйства в части исполнения возложенных на них обязанностей, то есть должны ли заключаться с членами хозяйства главой этого хозяйства трудовые или гражданско-правовые договоры на выполнение работ, поскольку от этого зависит решение ряда вопросов (например, налоговых, социальных), касающихся членов хозяйства.
Так, в соответствии со ст.15 Закона N 74-ФЗ члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей. При этом каждый член хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты личного дохода каждому члену фермерского хозяйства определяются также соглашением между членами фермерского хозяйства. Если отношения членов хозяйства будут оформляться как трудовые, то при заключении соглашения необходимо иметь в виду права и обязанности, гарантии, предусмотренные для работников и работодателей трудовым законодательством (в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовой договор, но без ведения трудовой книжки).
С точки зрения налогообложения также возникают вопросы, связанные с оформлением отношений членов хозяйства, в частности, будет рассматриваться глава хозяйства как работодатель, обязанный уплачивать единый социальный налог [при этом следует иметь в виду, что не подлежат обложению вышеназванным налогом доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, переработки и реализации в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства (ст.238 НК РФ)], или он будет выступать как налоговый агент при исчислении и удержании налога на доходы членов хозяйства [в соответствии со ст.217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет считая с года регистрации указанного хозяйства].
При определении имущественных отношений в фермерском хозяйстве следует руководствоваться как Законом N 74-ФЗ, так и ГК РФ. Так, в соответствии со ст.257 ГК РФ имущество фермерского хозяйства, поименованное в п.2 вышеназванной статьи настоящего Кодекса, принадлежит его членам на праве совместной собственности (согласно ст.244 ГК РФ совместной является общая собственность без определения долей собственников в праве собственности), если законом или договором между ними не установлено иное. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства, являются общим имуществом членов хозяйства и используются по соглашению между ними.
Статьей 6 Закона N 74-ФЗ определено, что перечень объектов, входящих в состав имущества хозяйства (с учетом положений п.1 вышеназванной статьи данного Закона), порядок формирования имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности, устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию и, как предусмотрено п.3 данной статьи Закона N 74-ФЗ, имущество может принадлежать членам на праве как совместной, так и долевой собственности.
При этом распоряжение имуществом хозяйства осуществляется главой хозяйства (сделка, совершенная главой хозяйства, считается совершенной в интересах хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах самого главы фермерского хозяйства), но порядок распоряжения определяется соглашением, заключенным между членами хозяйства в соответствии со ст.4 Закона N 74-ФЗ.
Основаниями прекращения фермерского хозяйства, как это предусмотрено ст.21 Закона N 74-ФЗ, являются следующие случаи:
- единогласное решение членов хозяйства;
- если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность хозяйства;
- несостоятельность (банкротство) хозяйства;
- создание на базе имущества хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
- решение суда.
Статьей 22 Закона N 74-ФЗ определено, что прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношений. При этом ГК РФ регулирует порядок прекращения юридического лица (глава 4 ГК РФ), а также порядок признания несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя (ст.25 ГК РФ). Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" также применяется к юридическим лицам и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям.
При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех членов имущество хозяйства подлежит разделу между членами хозяйства в соответствии с ГК РФ (ст.9 Закона N 74-ФЗ). Как предусмотрено ст.258 ГК РФ, при прекращении хозяйства по вышеуказанному основанию или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст.252 и 254 ГК РФ (земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным как ГК РФ, так и земельным законодательством).
Кроме того, в части раздела имущества следует также иметь в виду, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. Гражданин в случае его выхода из хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами хозяйства, а при недостижении согласия - в судебном порядке, но не может превышать один год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе из него.
Лицам, изъявившим желание покинуть хозяйство, следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.3 ст.9 Закона N 74-ФЗ гражданин, вышедший из хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность (ст.399 ГК РФ) в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода из хозяйства.
При разделе имущества фермерского хозяйства доли членов хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное (ст.258 ГК РФ).
В случае смерти члена фермерского хозяйства наследование имущества осуществляется в соответствии с ГК РФ (ст.10 Закона N 74-ФЗ). Статьей 1179 ГК РФ определено, что после смерти любого члена хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением правил ст.253-255 и 257-259 настоящего Кодекса. Если наследник умершего члена хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения - судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При этом, если иное не предусмотрено соглашением, доля наследодателя в имуществе хозяйства считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства компенсация ему не выплачивается.
Если после смерти члена фермерского хозяйства это хозяйство прекращается (в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства), а среди его наследников не имеется желающих продолжить ведение фермерского хозяйства, имущество хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст.258 и 1182 ГК РФ.
Г.Г. Иванова
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1