Комментарий к Приказу КФМ России от 11.08.2003 N 104
"Об утверждении Рекомендаций по отдельным положениям правил
внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими
операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма"
Начиная с 1 февраля 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), направленный на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В ст.3 Закона N 115-ФЗ определено:
1) доходы, полученные преступным путем, - это денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
2) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст.193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями Кодекса.
Обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если она совершается на сумму, равную 600 000 руб. и более, а по своему характеру относится к одному из нижеследующих видов операций:
- операция с денежными средствами в наличной форме, соответствующая требованиям подпункта 1 п.1 ст.6 Закона N 115-ФЗ;
- зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.6 Закона N 115-ФЗ;
- операции по банковским счетам (вкладам) согласно подпункту 3 п.1 ст.6 Закона N 115-ФЗ;
- иные сделки с движимым имуществом, определенные в подпункте 4 п.1 ст.6 Закона N 115-ФЗ.
В ст.7 Закона N 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представлять о таких операциях в уполномоченный орган по его письменному запросу информацию, соответствующую требованиям подпункта 2 п.1 ст.7 этого Закона. Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения в части проводимых операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, то эта организация обязана направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях вне зависимости от того, относятся ли они к операциям, приведенным в ст.6 Закона N 115-ФЗ.
Работники организаций, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые представили соответствующую информацию в уполномоченный орган, имеют право не информировать об этом своих клиентов или иных лиц.
На основании Закона N 115-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р утверждены Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 N 245 - Положение о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Приказом Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) от 11.08.2003 N 104 утверждены Рекомендации по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Рекомендации по отдельным положениям внутреннего контроля).
Вышеуказанные Рекомендации должны использоваться при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, на которых возложена обязанность разработки этих правил с учетом специфики их деятельности.
В п.1.2 Рекомендаций по отдельным положениям внутреннего контроля приведены организации, в обязанность которых входит разработка вышеуказанных правил: это, в частности, страховые организации, лизинговые компании, организации федерально-почтовой связи и т.д.
Учитывая п.2 ст.7 Закона N 115-ФЗ, Рекомендации по отдельным положениям внутреннего контроля содержат перечень мер, которые необходимо осуществить по каждому направлению работы, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Так, согласно п.2 Рекомендаций по отдельным положениям внутреннего контроля организациям предлагается:
осуществлять идентификацию и изучать клиентов организации и иных участников операции.
При разработке соответствующей программы организациям целесообразно составлять анкеты по форме, приведенной в приложении N 1 к Рекомендациям по отдельным положениям внутреннего контроля, данные которой позволяют получить необходимую информацию о клиенте организации и иных участниках;
выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, которые имеют целью легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
Для выявления операций, не подлежащих обязательному контролю, хотя и связанных с денежными средствами и или иным имуществом, или подлежащих контролю, организациям рекомендовано специально разработать критерии выявления необычных сделок на основе приложений N 2, 3 Рекомендаций по отдельным положениям внутреннего контроля.
В приложении N 2 к вышеуказанным Рекомендациям содержатся критерии выявления необычных сделок, а в приложении N 3 - признаки необычных сделок.
Так, например, к критериям выявления необычных сделок относятся:
- немотивированный отказ в представлении клиентом сведений (кроме установленных нормативными правовыми документами), запрашиваемых организацией согласно сложившейся у нее практике;
- предложение клиентом высоких размеров комиссионного вознаграждения по проводимой сделке;
- использование нестандартного порядка проведения расчетов по сделке, отличного от обычной практики проведения расчетов по аналогичным сделкам;
- предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке третьим лицам, включая банк-нерезидент;
- внесение клиентом значительных изменений в ранее уже согласованную схему сделки перед началом ее осуществления, в частности по движению денежных средств или иного имущества;
- отсутствие необходимой информации о клиенте в официальных справочных изданиях и невозможность осуществить с ним связь по указанным им адресам и телефонам и т.д.
В рекомендованный перечень признаков необычных сделок включено, в частности, следующее:
- перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу или поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы;
- предложение клиента существенным образом (например, более чем в два раза) увеличить размер страховой суммы и в связи с этим увеличить размер страховой премии согласно договору страхования жизни, заключенному юридическим или физическим лицом;
- частое внесение изменений в договор страхования в связи с заменой как страхователя, застрахованного, так и выгодоприобретателя и т.д.
Исходя из вышеизложенного и предусмотрен контроль за осуществлением необычных сделок в п.18, 19, 20, 21 Рекомендуемого перечня в Приложении N 3 к Рекомендациям по отдельным положениям внутреннего контроля.
В п.3 Рекомендаций приведены требования к подготовке и обучению кадров, установлению функций и полномочий ответственного лица и сотрудников структурного подразделения организации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (приложение N 7).
В приложении N 4 Рекомендаций по отдельным положениям внутреннего контроля содержатся рекомендуемые критерии оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, к которым относятся виды деятельности, подверженные высокому риску осуществления вышеуказанных операций, в частности:
1) деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме по чекам, инкассацией денежных средств.
Кредитная организация, как указано в ст.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Следовательно, если деятельность организации не отвечает вышеуказанным требованиям, она не является кредитной организацией и имеет повышенную степень риска в отношении осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
2) деятельность физических и юридических лиц, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ, включая кредитные организации, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Иначе говоря, если деятельность физических или юридических лиц (их обособленных подразделений) производится на территории иностранного государства, не связанного международными договорами о сотрудничестве с компетентными органами иностранных государств в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, то у них велика степень риска по проведению операций, имеющих непосредственное отношение к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) туристическая деятельность (туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий).
В ст.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) определено следующее:
- туристическая деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
- туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Следует отметить, что Федеральный закон от 07.08.2001 N 121-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"" не внес поправок в Закон N 132-ФЗ.
В то же время исходя из формирования туристического продукта, обозначенного в ст.9 Закона N 132-ФЗ, имеется риск, что клиенты туристической организации могут осуществлять операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
4) осуществление внешнеэкономической деятельности.
На внешнеэкономическую деятельность, служащую предметом государственного регулирования, оказывают также влияние нормы и правила международного регулирования экспортно-импортных операций, отличающиеся от государственного.
Договор (контракт), заключаемый между предпринимателями разных стран, по своему содержанию, отработанному в течение длительного времени, является регулятором взаимоотношений партнеров. Договор представляет собой, по своей сути, документ, детально регламентирующий действия подписавших его сторон, совершающих сделку.
Стороны оформляют внешнеторговую сделку контрактом исключительно на добровольной основе, и по этой причине договорные отношения всегда носят индивидуальный характер, хотя и включают ряд типовых элементов.
Вышеуказанное подтверждает мнение КФМ России о том, что при осуществлении внешнеэкономических операций могут быть созданы благоприятные условия для осуществления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
5) торговля (особенно экспорт и импорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни и т.д.
Согласно п.2.9 Рекомендаций по отдельным положениям внутреннего контроля при выявлении признаков операции, подлежащей обязательному контролю, сотрудник организации, обнаруживший необычную сделку, составляет сообщение по форме, приведенной в приложении N 6 к вышеуказанным Рекомендациям.
В состав рекомендуемых реквизитов данного Сообщения входят:
1) сведения о самой операции (сделке) с указанием принадлежности к операции, подлежащей обязательному контролю, или к необычной сделке с содержанием этой операции (сделки).
В этих целях у организации отдельно выявляются и фиксируются операции, подлежащие обязательному контролю на основании п.2.1.2 Рекомендаций по отдельным положениям внутреннего контроля, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, не подлежащие обязательному контролю, но связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и являющиеся необычными сделками;
2) сумма и валюта операции (сделки).
Согласно п.2.6 Рекомендаций по отдельным положениям внутреннего контроля организации рекомендуется фиксировать информацию об операции (сделке) таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести все детали операции (сделки), с учетом специфики деятельности организации, в том числе сумму операции, валюту платежа, данные об участниках операции.
Но при этом не следует упускать из виду ст.6 Закона N 115-ФЗ, установившую, что обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., и относящуюся по своему характеру к операциям, указанным в п.2 ст.6 вышеуказанного Закона, а также в приложениях N 2 и N 3 к Рекомендациям по отдельным положениям внутреннего контроля;
3) сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).
Эти сведения должны соответствовать требованиям подпункта 2 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ, к которым относятся:
- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операции с денежными средствами или иным имуществом;
- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;
4) описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой сделка квалифицируется как необычная.
В п.3 ст.7 Закона N 115-ФЗ указано, что, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п.2 ст.7 данного Закона программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст.6 Закона N 115-ФЗ;
5) сведения о сотруднике, составившим сообщение, его подпись на нем;
6) дата составления сообщения.
Так как документы, подтверждающие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат по законодательству Российской Федерации хранению не менее пяти лет, то дата составления сообщения должна указываться в обязательном порядке;
7) подпись непосредственного руководителя подразделения (в случае его наличия).
Дополнительно к вышеизложенному читателям журнала необходимо иметь в виду следующее:
1) Рекомендации по отдельным положениям внутреннего контроля будут дополняться и изменяться в зависимости от законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) организациям следует периодически обновлять сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, но не реже одного раза в год, если организация оценивает риск осуществления клиентом операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1