Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Порядку проведения оценки
регулирующего воздействия
проектов нормативных
правовых актов
Томской области
Методические рекомендации
по составлению сводного отчета об оценке регулирующего воздействия
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по составлению сводного отчета об оценке регулирующего воздействия разработаны с целью методической поддержки разработчиков проектов нормативных правовых актов Томской области, участвующих в процедуре оценки регулирующего воздействия.
2. При подготовке настоящих Методических рекомендаций использовались методические рекомендации по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.12.2022 N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации".
II. Составление сводного отчета об оценке регулирующего воздействия
3. Общие рекомендации по формированию сводного отчета.
3.1. Сводный отчет должен быть составлен по форме, предусмотренной приложением N 4 к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Томской области.
В случае, если разработчиком не внесены в сводный отчет сведения, внесение которых предусмотрено указанной формой, уполномоченный орган возвращает разработчику сводный отчет, а также иные документы без подготовки заключения на доработку.
3.2. К моменту размещения сводного отчета на региональном портале для проведения публичных консультаций разработчиком должны быть заполнены все разделы сводного отчета.
3.3. На региональном портале размещается электронная (сканированная) копия сводного отчета, подписанного руководителем разработчика.
4. Рекомендации по заполнению раздела 1 "Общая информация" сводного отчета.
4.1. В разделе 1 сводного отчета должны быть приведены сведения о разработчике проекта акта, вид и наименование проекта акта, наличие (отсутствие) в проекте акта обязательных требований, степень регулирующего воздействия проекта акта, срок проведения публичных консультаций, в течение которого разработчиком проекта акта принимаются предложения, контактная информация исполнителей разработчика.
4.2. В случае проведения разработчиком обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования в сводном отчете дополнительно указываются период, в течение которого проводилось обсуждение идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, а также количество замечаний, предложений и мнений, полученных в связи с проведением указанного обсуждения.
5. Рекомендации по заполнению раздела 2 "Проблема, на решение которой направлен предлагаемый вариант правового регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы".
5.1. Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды) и (или) видов дополнительных расходов областного бюджета (в том числе выпадающих доходов областного бюджета, возникающих у участников соответствующих общественных отношений и (или) органов государственной власти Томской области вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке нормативных правовых актов Томской области не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы. По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
5.2. По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
5.3. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы в том числе следующие источники информации:
- обращения участников общественных отношений в органы государственной власти Томской области, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
- данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба областному бюджету и бюджетам муниципальных образований Томской области);
- данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения;
- обращения и запросы органов государственной власти Томской области и (или) органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области в органы государственной власти Томской области.
5.4. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативных эффектов существования данной проблемы (пункт 2.2 раздела 2 сводного отчета), которые могут проявляться в следующем:
- наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе областному бюджету и бюджетам муниципальных образований Томской области (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
- наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации, а также анализа обращений граждан и организаций);
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
- наличие других негативных эффектов для общества, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
5.5. В пункте 2.3 раздела 2 сводного отчета приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда они были предприняты, а также какой был результат и почему предпринятые меры не привели к достижению поставленной цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов, в том числе бюджетных, затраченных ранее на решение данной проблемы.
5.6. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства органов государственной власти) разработчику в пункте 2.4 раздела 2 сводного отчета необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
5.7. Разработчиком приводится в пункте 2.5 раздела 2 сводного отчета описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в субъектах Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
При анализе опыта регулирования в других субъектах Российской Федерации разработчикам необходимо обращать внимание, насколько соотносимыми являются экономические, географические, социальные условия в указанных субъектах Российской Федерации. Это связано с тем, что зачастую решение одинаковых проблем в различных регионах одним и тем же способом приводило к различным результатам в силу разницы в указанных условиях.
5.8. В пункте 2.6 раздела 2 сводного отчета приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
6. Рекомендации по заполнению раздела 3 "Цели предлагаемого правового регулирования" сводного отчета.
6.1. При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, описанной в разделе 2 сводного отчета, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
6.2. При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
- формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
- цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
- формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
- формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
- формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
- в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
- ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
При определении периодичности мониторинга достижения целей предлагаемого правового регулирования необходимо учитывать, что срок оценки индикаторов достижения целей предлагаемого правового регулирования, на основании которых делается вывод о достижении или недостижении целей регулирования, не должен превышать 5 лет.
7. Рекомендации по заполнению раздела 4 "Описание предлагаемого правового регулирования и иных возможных вариантов решения проблемы" сводного отчета.
7.1. В настоящем разделе разработчик описывает предлагаемый проектом акта вариант правового регулирования, который должен быть направлен на решение проблемы и преодоление связанных с ней негативных эффектов, указанных в разделе 2 сводного отчета.
7.2. В процессе выбора наилучшего варианта правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные, с его точки зрения, варианты такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
7.3. При заполнении пункта 4.3 сводного отчета разработчик приводит обоснование эффективности предполагаемого правового регулирования решения проблемы с точки зрения защищенности охраняемых законом ценностей (необходимость и достаточность для снижения рисков охраняемых законом ценностей), размера затрат и выгод субъектов регулирования, областного бюджета, актуальности предполагаемого правового регулирования, сроков достижения такого же уровня защищенности охраняемых законом ценностей от рисков причинения вреда, который планируется получить вследствие введения предполагаемого регулирования, негативные эффекты предполагаемого регулирования и их сопоставление с альтернативными способами регулирования.
8. Рекомендации по заполнению раздела 5 "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" сводного отчета.
8.1. Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
8.2. В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях, регионах, экономике в целом.
9. Рекомендации по заполнению раздела 6 "Новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Томской области или сведения об их изменении, а также порядок их реализации" сводного отчета.
9.1. Разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права (далее также - функции) органов государственной власти Томской области, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом акта.
Разработчику также необходимо указать, каким из органов государственной власти Томской области данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
9.2. Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых или отмена существующих функций) органов государственной власти Томской области разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам государственной власти Томской области, реализующим соответствующие функции.
10. Рекомендации по заполнению раздела 7 "Оценка расходов областного бюджета (возможных поступлений), связанных с введением предлагаемого правового регулирования" сводного отчета.
10.1. Разработчиком дается оценка расходов областного бюджета и оценка возможных поступлений, связанных с введением предлагаемого правового регулирования, в том числе дополнительных расходов областного бюджета, а также снижения дохода областного бюджета, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в отношении новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов государственной власти Томской области, указанных в разделе 6 сводного отчета.
10.2. При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся с необходимыми расшифровками и пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности инспекторов", "расходы на создание информационной системы мониторинга").
11. Рекомендации по заполнению раздела 8 "Новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязательные требования, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, включая порядок организации их исполнения и связанные с ними расходы" сводного отчета.
11.1. Разработчиком приводятся новые (или изменяемые) обязательные требования, обязанности, запреты, ограничения, ответственность, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения запретов, ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в государственные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
11.2. Разработчиком приводится оценка расходов и возможных доходов, связанных с введением предлагаемого правового регулирования. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах.
Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых) обязательных требований, обязанностей, запретов, ограничений, ответственности, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
11.3. При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
11.4. При оценке издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, которые могут возникнуть в связи с введением предлагаемого регулирования, рекомендуется руководствоваться методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01.02.2024 N 54 "Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования".
11.5. Также разработчиком указываются издержки и выгоды субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иных адресатов предлагаемого правового регулирования, не поддающиеся количественной оценке. При их отсутствии делается соответствующая запись в разделе 8 сводного отчета.
12. Рекомендации по заполнению раздела 9 "Риски решения проблемы предложенным вариантом решения проблемы и риски негативных последствий" сводного отчета.
12.1. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке сводного отчета разработчиком производится:
- оценка рисков решения проблемы предложенным вариантом решения проблемы (рисков невозможности достичь целей регулирования);
- оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого варианта регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
12.2. При оценке рисков решения проблемы предложенным вариантом решения проблемы рассматриваются следующие виды рисков.
Риски несоответствия между вариантом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других регионах, "пилотное" внедрение проекта акта, правовой эксперимент.
Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного варианта решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны положениями иных нормативных правовых актов, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты Томской области) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта Томской области.
Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом.
Риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как органами государственной власти Томской области, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения государственных гражданских служащих Томской области и представителей хозяйствующих субъектов.
Риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным вариантом.
12.3. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого правового регулирования разработчиком должны приниматься во внимание в том числе следующие виды рисков:
- риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
- риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
- риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
- риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
- риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
- социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
- макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда);
- производственные (влияние на развитие техники и технологий);
- последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
12.4. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
- меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу и другие);
- оценка степени контроля рисков.
В качестве степени контроля рисков в сводном отчете могут указываться:
- полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
- частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
- возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
12.5. Наличие рисков решения проблемы предложенным вариантом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком варианта решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Если предлагаемый вариант решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, в пункте 4.3 раздела 4 сводного отчета разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).
13. Рекомендации по заполнению раздела 10 "Определение индикаторов для оценки достижения целей предлагаемого правового регулирования" сводного отчета.
13.1. Разработчику необходимо указать количественно измеримые индикаторы, характеризующие степень достижения целей регулирования (на основании которых можно сделать вывод о достижении или недостижении целей регулирования).
Индикаторы (индикатор) достижения целей предлагаемого правового регулирования и их целевые и текущие значения должны быть указаны по каждой цели.
13.2. В случае, если индикатор достижения целей предлагаемого правового регулирования не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
Кроме того, указывается информация о методах расчета индикаторов достижения целей предлагаемого правового регулирования, источниках информации для его расчета, а также об издержках и выгодах адресатов предлагаемого правового регулирования, не поддающиеся количественной оценке.
14. Рекомендации по заполнению раздела 11 "Сведения, касающиеся оценки воздействия правового регулирования на состояние конкуренции" сводного отчета.
14.1. Разработчиком приводятся сведения о влиянии предлагаемого правового регулирования на состояние конкуренции (конкурентной среды в отрасли).
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, определены Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определены обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции и другие принципы.
14.2. В настоящее время государственная политика по развитию конкуренции реализуется в соответствии с Национальным планом ("дорожной картой") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы".
В соответствии с указанным Национальным планом конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р утвержден стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации принятый в том числе с целью установления системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики.
15. Рекомендации по заполнению раздела 12 "Предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта Томской области, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного правового акта Томской области либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения" сводного отчета.
15.1. Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта Томской области, наличие и сроки переходного периода.
Если отдельные положения нормативного правового акта Томской области вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
15.2. Если предлагаемым правовым регулированием установлен переходный период, приводится обоснование необходимости такого переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти Томской области, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.