В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", пунктом 3 статьи 2 Закона Калининградской области от 21 сентября 2018 года N 208 "О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в сфере гражданской обороны" Правительство Калининградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое положение о региональной системе оповещения населения Калининградской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области привести муниципальные нормативные правовые акты в части, касающейся порядка оповещения и информирования населения, в соответствие с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также положением, указанным в пункте 1 настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу постановления Правительства Калининградской области:
1) от 04 июля 2011 года N 499 "Об утверждении положения о системах оповещения населения Калининградской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
2) от 04 июня 2015 года N 307 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Калининградской области от 04 июля 2011 года N 499";
3) от 30 мая 2016 года N 272 "О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Калининградской области от 04 июля 2011 года N 499".
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности |
А.С. Беспрозванных |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Калининградской области
от 15 июля 2024 г. N 291-п
Положение
о региональной системе оповещения населения Калининградской области
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее положение определяет назначение, состав, задачи и требования к региональной системе оповещения населения Калининградской области (далее - региональная система оповещения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Оповещение населения Калининградской области включает доведение до населения сигналов оповещения и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны (далее - ГО), а также территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области (далее - территориальная подсистема РСЧС), для применения населением Калининградской области средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью населения Калининградской области, а также о правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по региональной системе оповещения и муниципальным системам оповещения населения Калининградской области, которые являются сегментами региональной системы оповещения.
3. Региональная система оповещения включается в систему управления ГО Калининградской области и территориальной подсистемой РСЧС, обеспечивающей доведение до органов управления и сил ГО и территориальной подсистемой РСЧС, населения Калининградской области сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
4. Региональная система оповещения состоит из комбинации взаимодействующих элементов, включающих специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), средства оповещения населения Калининградской области в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналы, линии связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Региональная система оповещения создается специально уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в сфере ГО, в области защиты населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Границей зоны действия региональной системы оповещения является административная граница Калининградской области.
7. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения являются составной частью комплекса проводимых органами исполнительной власти Калининградской области мероприятий по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Создание региональной системы оповещения осуществляется в соответствии с Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 года N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
9. Региональная система оповещения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Положение о системах оповещения).
Глава 2. Назначение и основные задачи региональной системы оповещения
10. Региональная система оповещения предназначена для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации до населения Калининградской области, органов управления и сил ГО и территориальной подсистемы РСЧС.
11. Основной задачей региональной системы оповещения является доведение сигналов оповещения и (или) экстренной информации до:
1) высшего должностного лица Калининградской области, его заместителей и других должностных лиц ГО и территориальной подсистемы РСЧС;
2) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области;
3) единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Калининградской области;
4) сил ГО Калининградской области и территориальной подсистемы РСЧС;
5) дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
6) людей, находящихся на территории Калининградской области.
Глава 3. Порядок задействования региональной системы оповещения
12. Задействование по предназначению региональной системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим положением, планом ГО и защиты населения Калининградской области и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Калининградской области.
13. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления регионального уровня территориальной подсистемы РСЧС, получив по системе управления ГО и территориальной подсистемой РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают их получение и немедленно доводят сигналы оповещения и (или) экстренную информацию до высшего должностного лица Калининградской области.
14. Решение о задействовании региональной системы оповещения принимается высшим должностным лицом Калининградской области или должностным лицом, исполняющим его обязанности.
15. Населению Калининградской области, не охваченному региональной системой оповещения, сигналы оповещения и (или) экстренная информация доводятся при помощи организационных мероприятий, включающих в себя отправку посыльных по закрепленным маршрутам (пеших, на автотранспорте), привлечение специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, мобильных и носимых средств оповещения, ручных механических сирен и электромегафонов.
16. Передача сигналов оповещения и (или) экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режиме функционирования региональной системы оповещения.
17. В автоматическом режиме функционирования региональная система оповещения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) региональной системы оповещения.
18. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) региональной системы оповещения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) региональной системы оповещения населения Калининградской области, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
19. В ручном режиме функционирования:
1) уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления территориальной подсистемой РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
20. Основной режим функционирования региональной системы оповещения - автоматизированный.
21. Передача сигналов оповещения и (или) экстренной информации населению Калининградской области осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до трех минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудиосообщений и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более пяти минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается 3-кратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудиосообщения и аудиовизуальные сообщения, а также текстовые и графические сообщения населению Калининградской области о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно.
22. Сигналы оповещения и (или) экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС.
23. Задействование региональной системы оповещения осуществляется:
1) с основного рабочего места - оперативным дежурным пункта управления государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны" (далее - ГБУ "ОГПС и ГО");
2) с запасного (резервного) рабочего места - оперативным дежурным отдела дежурно-диспетчерской службы ГБУ "ОГПС и ГО".
24. Для обеспечения своевременной передачи населению Калининградской области сигналов оповещения и (или) экстренной информации комплексно могут использоваться:
1) сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
2) сети проводного радиовещания;
3) сети уличной радиофикации;
4) сети кабельного телерадиовещания;
5) сети эфирного телерадиовещания;
6) сети подвижной радиотелефонной связи;
7) сети местной телефонной связи;
8) сети связи операторов связи и ведомственные сети;
9) сети систем персонального радиовызова;
10) информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
11) громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
25. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения Калининградской области и определении способов и сроков оповещения населения Калининградской области в рамках региональной системы оповещения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Калининградской области.
26. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС при передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области, инструкциями должностных лиц дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, привлекаемых к обеспечению оповещения органов управления и сил ГО и территориальной подсистемы РСЧС.
27. Специально уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в сфере ГО, в области защиты населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Глава 4. Поддержание в готовности региональной системы оповещения
28. Поддержание в постоянной готовности к использованию региональной системы оповещения организуется специально уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в сфере ГО, в области защиты населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Эксплуатация региональной системы оповещения осуществляется ГБУ "ОГПС и ГО".
29. Готовность региональной системы оповещения достигается:
1) наличием актуализированных нормативных правовых актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования региональной системы оповещения;
2) наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) региональной системы оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
3) наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
4) наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на региональную систему оповещения технических средств оповещения;
5) готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
6) регулярным проведением проверок готовности региональной системы оповещения;
7) своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
8) наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и Калининградской области, обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
9) своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, региональной системы оповещения.
30. В целях контроля за поддержанием в готовности региональной системы оповещения организуются и проводятся следующие виды проверок:
1) комплексные проверки готовности систем оповещения населения Калининградской области с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения Калининградской области;
2) технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения без включения оконечных средств оповещения населения Калининградской области.
31. При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения Калининградской области проверке подлежат региональная система оповещения, все муниципальные системы оповещения населения Калининградской области и КСЭОН.
32. Комплексные проверки готовности систем оповещения населения Калининградской области проводятся 2 раза в год комиссией по проверке готовности систем оповещения населения Калининградской области, создаваемой приказом специально уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области в сфере ГО, в области защиты населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - комиссия).
В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти Калининградской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области, ГБУ "ОГПС и ГО", постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС муниципального уровня, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Калининградской области), задействуемых при оповещении населения Калининградской области.
Включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и (или) информации до населения Калининградской области осуществляются в дневное время в первую среду марта и октября.
33. В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения и настоящего положения.
34. По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Калининградской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной системы оповещения, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
35. По результатам комплексной проверки готовности систем оповещения населения Калининградской области оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности региональной системы оповещения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения, а также уточняется паспорт региональной системы оповещения.
36. Технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" как циркулярно по всей региональной системе оповещения, так и выборочно по установленному графику, но не реже одного раза в сутки.
37. График технических проверок готовности к задействованию региональной системы оповещения разрабатывается ГБУ "ОГПС и ГО", согласовывается начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области и утверждается руководителем специально уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области в сфере ГО, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
38. Перед проведением всех видов проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения на территории Калининградской области.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц Российской Федерации, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщений в области защиты населения и территорий Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения на территории Калининградской области не допускается.
39. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
40. Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Калининградской области.
41. Вывод из эксплуатации действующей региональной системы оповещения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств указанной региональной системы оповещения, завершении ее модернизации (реконструкции) и после ввода в эксплуатацию новой региональной системы оповещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональная система оповещения предназначена для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения или экстренной информации до населения Калининградской области, органов управления и сил ГО и территориальной подсистемы РСЧС.
Определены задачи и требования к системам оповещения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
По результатам комплексной проверки готовности систем оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности региональной системы оповещения, а также уточняется паспорт региональной системы оповещения.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Калининградской области от 15 июля 2024 г. N 291-п "Об утверждении положения о региональной системе оповещения населения Калининградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Калининградской области"
Вступает в силу с 16 июля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 июля 2024 г. N 3900202407160006