Решение Волгоградского областного суда от 18 июня 2024 г. N 3а-75/2024
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Курниковой А.В. при ведении протокола помощником судьи Волковой Е.А., с участием прокурора Еланскова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 18 июня 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Потребительского гаражно-эксплуатационного общества "Лада-1" о признании недействующим с момента его принятия решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД "О внесении изменений в Городское положение от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД "О земельном налоге на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области" в части признания утратившим силу абзаца второго пункта 1 раздела 2 "Налоговые ставки",
установил:
постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 ноября 2005 года N 6/1 утверждено Городское положение от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД "О земельном налоге на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области" (далее - Городское положение N 1-ВГД), в которое в последующем неоднократно вносились изменения и дополнения (т. 2 л.д. 110).
Согласно пункту 1 раздела 2 "Налоговые ставки" Городского положения от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД в редакции от 26 ноября 2019 года налоговые ставки установлены в следующих размерах:
- 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков гаражных кооперативов для хранения индивидуального транспорта;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области и используемых для сельскохозяйственного производства;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- абзац исключен - Решение Волжской городской Думы Волгоградской области от 27 ноября 2015 года N 209-ВГД;
- 1,0 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предназначенных для хранения автотранспортных средств для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков (т. 2 л.д. 145).
Оспариваемым Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД, подписанным главой городского округа и опубликованным в газете "Волжский муниципальный вестник" 30 ноября 2021 года (выпуск N 47), внесены изменения в Городское положение от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД, признаны утратившими силу абзацы второй, седьмой пункта 1 раздела 2 "Налоговые ставки". Нормативный правовой акт вступил в силу "не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу" (т. 1 л.д. 7, 49, 71, 102).
В результате утраты силы абзацем вторым пункта 1 раздела 2 Городского положения N 1-ВГД, предусматривавшего налоговую ставку в отношении земельных участков гаражных кооперативов для хранения индивидуального транспорта в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участка, налог для истца за 2022 год исчислен в соответствии с абзацем 9 пункта 1 раздела 2 Городского положения N 1-ВГД в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, установившим размер ставки "в отношении прочих земельных участков".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзацем 8 пункта 1 раздела 2"
ДД.ММ.ГГГГ. Потребительское гаражно-эксплуатационное общество "Лада-1" (далее - Общество) обратилось в "..." с указанным исковым заявлением. С учетом заявлений об уточнении предмета и оснований иска от 15 и 17 апреля 2024 года просит о признании незаконным Решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД в части признания утратившим силу абзаца второго пункта 1 раздела 2 "Налоговые ставки" Городского Положения от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД (т. 1 л.д. 4, 156, 168, т. 2 л.д. 16).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено МИФНС N 1 по Волгоградской области (т. 1 л.д. 39).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело направлено по подсудности в Волгоградский областной суд, куда поступило ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 109, 134).
В обоснование своих доводов (с учетом заявлений об уточнении предмета и оснований иска, письменных пояснений), ссылаясь на несоответствие оспариваемых положений абзацу 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), статье 6 Федерального Закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 3.7 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец указал, что фактически ставка земельного налога увеличена с 0,1% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, земельный налог, подлежащий уплате Обществом, увеличился в 15 раз, а именно с 50322,00 рублей за 2021 год до 754527,00 рублей за 2022 год, что влечет увеличение членских взносов также в 15 раз. Отметил, что члены Общества (собственники гаражей) фактически являются и собственниками земельных участков, на которых расположены эти сооружения. Считает, что такое исчисление налога на земельный участок нарушает права и законные интересы Общества и делает невозможным оплату земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Швецова Е.В. поддержала заявленные требования. Отметила, что до 2024 года земельный участок N "..." площадью "..." кв. м находился в постоянном (бессрочном) пользовании Общества, которое из членских взносов оплачивало земельный налог. В 2024 году этот земельный участок разделен на два участка: N "..." площадью "..." кв. м и N "..." площадью "..." кв. м. На земельный участок, на котором расположены гаражи (N "..."), оформлен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа - "..." и Обществом. Годовой размер арендной платы составляет 17963,14 рублей. На вопросы суда пояснила, что членские взносы в Обществе составляют 3500,00 рублей с человека в год. Информацию об изменении размера взносов членов Общества в связи с увеличением в 2022 году налоговой ставки или снижением размера оплаты за земельный участок по причине заключения договора аренды в 2024 году представить не может. По ее сведениям количество членов Общества составляет примерно 700 человек. Соответственно нагрузка по оплате земельного налога на одного члена Общества за 2022 год (754527,00 рублей) равна примерно 1000, 00 рублей в год, считает ее чрезмерной с учетом затрат на заработную плату сотрудников Общества и иные производственные расходы. Отмечает, что в настоящее время все поступающие средства направляются на погашение задолженности по земельному налогу за 2022 - 2023 годы.
В судебном заседании представитель административного ответчика Волжской городской Думы Волгоградской области Воронцова О.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала представленные возражения (т.1 л.д. 46).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Добрыднева Л.Б. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала представленные возражения (т. 1 л.д. 34).
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица МИФНС N 1 по Волгоградской области возражал против удовлетворения заявленных требований (т. 1 л.д. 151).
Представитель заинтересованного лица ИФНС N 1 по Волгоградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимал, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Судом принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что истец как юридическое лицо выступал в качестве плательщика земельного налога в отношении земельного участка гаражного кооператива для хранения индивидуального транспорта в период до заключения ДД.ММ.ГГГГ договора аренды и являлся субъектом отношений, регулируемых абзацем вторым пункта 1 раздела 2 Городского положения N 1-ВГД, признанного утратившим силу оспариваемым положением нормативного правового акта. Указанные обстоятельства административным ответчиком не опровергаются (т. 1 л.д.8 - 13, 18-19).
Оспариваемые положения направлены на урегулирование общественных отношений в сфере налогов, рассчитаны на неоднократное применение, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Решение Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт.
Принимая во внимание, что Решение Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД содержит нормы, обязательные для исполнения Потребительским гаражно-эксплуатационным обществом "Лада-1", оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы истца, исковое заявление подано при наличии права на такое обращение.
Проверяя полномочия Волжской городской Думы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его подготовки, принятия и опубликования, а также содержание Решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД на предмет противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.
Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Из положений пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) следует, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, в частности, систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 35 названного Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 5 статьи 1 НК РФ).
В силу статьи 12 НК РФ представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 6 НК РФ нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт: издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом; вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом; запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом; разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом; изменяет установленные в соответствии с настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе; иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с Уставом городского округа - г. Волжский Волгоградской области установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, отнесены к компетенции Волжской городской Думы (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 26 Устава).
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 12 НК РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Следует отметить, что исполнение муниципальным образованием публично-правовых обязанностей происходит в рамках утвержденного в установленном законом порядке местного бюджета. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является сбалансированность бюджета (абзац седьмой статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации), который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд обращает внимание на необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам и организациям соответствующих прав.
Согласно содержанию пояснительной записки к проекту оспариваемого нормативного правового акта проект разработан на основании предложений Контрольно-счетной палаты Волгоградской области в целях пополнения доходной части бюджета городского округа - г. Волжский Волгоградской области, поскольку утвержденный Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20 октября 2020 года N 79-н средний уровень кадастровой стоимости земельных участков категории "Земли населенных пунктов" по городскому округу - г. Волжский Волгоградской области ниже показателя предыдущей оценки на 57,6%, что влечет уменьшение поступлений в местный бюджет земельного налога, рассчитываемого с применением кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 52).
Суд приходит к выводу о том, что принятие указанного выше решения обусловлено объективными причинами (существенное снижение предполагаемых поступлений в местный бюджет земельного налога с 1 января 2023 года) и не носит произвольного характера.
Таким образом, оспариваемое в части решение о признании утратившим силу абзаца второго пункта 1 раздела 2 "Налоговые ставки" Городского Положения от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД, которым для гаражных кооперативов для хранения индивидуального транспорта ранее установлена льготная ставка земельного налога, принято компетентным органом в надлежащей форме при наличии необходимого кворума с соблюдением установленной процедуры и официально опубликовано в надлежащем порядке, требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит, его принятие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 НК РФ, не повлекло (т. 1 л.д. 50-73).
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом (пункт 1 статьи 388 поименованного кодекса).
Согласно абзацу 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ для гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 0,1 процента.
Статьей 6 Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.7, в соответствии с которой предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Из содержания Выписки из ЕГРЮЛ усматривается, что ПГЭО "Лада-1" является юридическим лицом с основным видом экономической деятельности "деятельность стоянок для транспортных средств", что истцом не оспаривается.
Не могут служить основанием для удовлетворения административного искового заявления утверждения административного истца о несоответствии оспариваемого в части решения абзацу 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ, статье 6 Федерального Закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 3.7 Федерального Закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку положения нормативных правовых актов, сопоставляемых в данном случае, имеют различные предметы регулирования, которые с учетом объективно обусловленных отличий между отдельными категориями налогоплательщиков, предполагают использование дифференцированного подхода к определению юридически значимых обстоятельств, влекущих применение их положений, приведенные истцом нормы не регулируют налоговых правоотношений, касающихся оплаты земельного налога юридическими лицами.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Не подлежат анализу доводы административного истца о необоснованно высоком размере налоговой ставки, примененной для расчета налога за 2022 - 2023 годы, и финансовой несостоятельности Общества, поскольку оспариваемой нормой величина ставки не устанавливалась, а положения абзаца 9 пункта 1 раздела 2 Городского положения N 1-ВГД, предусматривающего размер ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка "в отношении прочих земельных участков", предметом проверки в рамках настоящего дела не являются ввиду отсутствия таких исковых требований.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзацем 8 пункта 1 раздела 2"
С учетом изложенного следует отказать в удовлетворении исковых требований Потребительского гаражно-эксплуатационного общества "Лада-1" о признании недействующим с момента его принятия Решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД "О внесении изменений в Городское положение от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД "О земельном налоге на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области" в части признания утратившим силу абзаца второго пункта 1 раздела 2 "Налоговые ставки".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Потребительского гаражно-эксплуатационного общества "Лада-1" о признании недействующим с момента его принятия решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 24 ноября 2021 года N 173-ВГД "О внесении изменений в Городское положение от 24 ноября 2005 года N 1-ВГД "О земельном налоге на территории городского округа - г. Волжский Волгоградской области" в части признания утратившим силу абзаца второго пункта 1 раздела 2 "Налоговые ставки".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов Волжской городской Думы Волгоградской области газете "Волжский муниципальный вестник".
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья |
А.В. Курникова |
Справка: мотивированное решение изготовлено 2 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о признании недействующим решения местной Думы, изменяющего налоговые ставки на земельные участки гаражных кооперативов. Суд установил, что изменения были приняты в соответствии с законом и не нарушают права истца, поскольку новые ставки были обоснованы необходимостью пополнения бюджета.
Решение Волгоградского областного суда от 18 июня 2024 г. N 3а-75/2024
Опубликование:
официальный сайт Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)