Российская организация с участием капитала немецких компаний занимается оптовой торговлей табачными изделиями. Как применяется оговорка п.3 Протокола к ст.7 и 9 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года в части издержек на рекламу при исчислении НДС?
Согласно п.28 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п.4 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса. В соответствии с п.4 ст.264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, и согласно ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, применяются правила международного договора.
Кроме того, ст.7 НК РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся обложения налогами и сборами, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Протокола к ст.7 и 9 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве, независимо от того, выплачиваются эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу. Таким образом, согласно положениям вышеуказанного Соглашения все расходы на рекламу подлежат вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли российских организаций с участием капитала немецких компаний.
В соответствии со ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Исходя из вышеизложенного если расходы на рекламу осуществлены российскими организациями с участием капитала немецких компаний для операций, признаваемых объектами обложения НДС, и вышеуказанные российские организации, следуя положениям международного договора, для целей налога на прибыль включают без ограничений данные расходы на рекламу в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции, вычету подлежат все суммы НДС, уплаченные в связи с осуществлением данных рекламных расходов, без учета норм, установленных главой 25 НК РФ.
С.В. Плужникова
1 января 2004 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1