Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Печеркиной А.В.,
с участием прокурора Забродиной Е.А.,
представителя административного истца Доровских А.Ю.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области Тертышного А.Н.,
представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белоусовой Татьяны Николаевны о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП), установил:
постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (далее - Постановление N 306-ПП) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа капитального ремонта).
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее - Перечень, нормативный правовой акт).
Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован 29 апреля 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Впоследствии в нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения Постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП, от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, от 5 июля 2017 года N 493-ПП, от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП, от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП, от 27 августа 2020 года N 578-ПП, от 29 апреля 2021 года N 259-ПП, от 11 ноября 2021 года N 757-ПП, от 7 апреля 2022 года N 237-ПП, от 15 февраля 2024 года N 77-ПП.
На момент рассмотрения дела Постановление N 306-ПП действует в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП.
Указанное постановление опубликовано 16 февраля 2024 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, N 41910.
Изначально Постановлением N 306-ПП плановый период проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 10 (далее - Дом) был предусмотрен в следующие сроки: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений - 2018 - 2020 годы (строка 299).
Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: Перечень дополнен указанием на проведение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта; услуги строительного контроля. Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не изменился - 20182020 годы (строка 309).
Постановлениями Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, от 5 июля 2017 года N 493, от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП, от 10 августа 2018 года 2018 года N 508-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП плановый период проведения капитального ремонта в отношении Дома и указанных выше работ не изменялся (строки 18127, 17879, 17850, 17826, 17831).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления от 5 июля 2017 года следует читать как "N 493-ПП"
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 августа 2020 года N 578-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: плановый период проведения капитального ремонта Дома в отношении спорных работ перенесён на 2021 - 2023 годы (строка 18023).
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 ноября 2021 года N 757-ПП плановый период проведения капитального ремонта в отношении Дома в отношении спорных работ определен на 2021 - 2023 годы (строка 18876).
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: плановый период проведения капитального ремонта в Дома в отношении спорных работ перенесён на 2024 - 2026 годы (строка 9500).
Белоусова Т.Н., являясь собственником квартиры под N 4 в доме 10 по ул. 1 Мая в г. Первоуральске обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строку 9500 Перечня (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП) в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 10 в отношении следующих видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт инженерных систем водоотведения, строительный контроль на 2024 - 2026 годы.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права как собственника квартиры, расположенной в Доме, поскольку административный ответчик произвольно, без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, перенес установленный срок капитального ремонта Дома в отношении спорных работ на 2024 - 2026 годы, что противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 14 мая 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены: Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, администрация Первоуральского городского округа.
Представитель административного истца Доровских А.Ю. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области Тертышный А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений на административный иск (т. 1 л.д. 30-36), указав, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Региональная программа капитального ремонта проходит ежегодную актуализацию на основании предложений, направляемых в уполномоченный орган иными исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области и Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Формирование Региональной программы осуществлялось на основании сведений органов местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов на территории Свердловской области, предоставленных Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области (в ходе реорганизации преобразовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области).
Представитель заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) Романова Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (т. 1 л.д. 233-236). Указала, что при принятии решений о проведении капитального ремонта в рамках реализации Региональной программы органы местного самоуправления исходят из объема средств в фонде капитального ремонта общедомового имущества, формируемого на счете регионального оператора в границах соответствующего муниципального образования Свердловской области. Указание планового периода проведения части работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома обусловлено фактором фактической обеспеченности запланированных видов работ.
Представитель заинтересованного лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Направил в материалы дела письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать (т. 1 л.д. 205209), указывая, что удовлетворение требований административного иска без учета возможных источников финансирования приведет к нарушению норм о финансовой устойчивости регионального оператора.
Административный истец Белоусова Т.Н., представители заинтересованных лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, администрации Первоуральского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду заблаговременно не сообщили.
На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Забродиной Е.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Белоусова Т.Н., указала, что является собственником квартиры под N 4 в доме 10 по ул. 1 Мая в г. Первоуральске, в отношении многоквартирного дома по вышеуказанному адресу оспариваемой нормой перенесен срок проведения капитального ремонта, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административный истец является одним из субъектов отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вступившими в законную силу судебными актами (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 45-АПА19-22, решение Свердловского областного суда от 20 июля 2021 года по делу N 3а-293/2021, вступившее в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года по делу N 66а-1310/2021, решение Свердловского областного суда от 30 октября 2023 года по делу N 3а-835/2023, вступившее в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 февраля 2024 года по делу N 66а-199/2024) установлено, что Постановление N 306-ПП (в редакции от 1 июня 2023 года N 377-ПП) принято в пределах
предоставленных Правительству Свердловской области полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП (строка 9500) установлен срок проведения ремонта Дома в отношении следующего перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества: ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль на 2024 - 2026 годы.
Постановление от 15 февраля 2024 года N 77-ПП принято на заседании Правительства Свердловской области, что подтверждается выпиской из протокола заседания Правительства Свердловской области, опубликовано 16 февраля 2024 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, N 41910.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт, действующий на момент рассмотрения дела в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя оспариваемую норму нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, решения о переносе периода проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по вышеуказанному адресу на более поздний срок общим собранием собственников дома не принималось.
Каких-либо иных обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые могли являться основанием для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников, при рассмотрении дела судом также не установлено.
Недостаточная финансовая устойчивость регионального оператора в силу действующего законодательства также не может рассматриваться в качестве основания переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период и сокращения перечня планируемых видов услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 10 было предусмотрено изначально Постановлением N 306-ПП, услуги строительного контроля дополнены на основании Постановления Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
В этой связи, действующая на момент рассмотрения судом дела редакция Региональной программы капитального ремонта в отношении оспариваемых административным истцом видов работ: ремонт
внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт инженерных систем водоотведения полностью охватывается понятием "ремонт внутридомовых инженерных систем", не дополняет и не расширяет перечень изначально установленных Постановлением N 306-ПП и планируемых видов работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 10, а лишь конкретизирует его по видам предоставляемых коммунальных ресурсов.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма, а именно, строка 9500 Перечня в части указания (переноса) на 2024 - 2026 год планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 10 в отношении следующих работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт инженерных систем водоотведения, строительный контроль не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в частности, положениям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" является основанием для признания нормативного правового акта не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Свердловской области подлежит взысканию уплаченная Белоусовой Т.Н. при обращении в суд государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д. 8).
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Белоусовой Татьяны Николаевны удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строку 9500 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах - Приложения к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП) в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Первоуральск, ул. 1 Мая, д. 10 на 2024 - 2026 годы в отношении следующих видов работ: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт инженерных систем водоотведения, строительный контроль.
Сообщение о принятии решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Белоусовой Татьяны Николаевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья |
С.И. Жейнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействующей норму, устанавливающую плановый период капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, поскольку изменение сроков было осуществлено без решения общего собрания собственников, что нарушает требования Жилищного кодекса. Суд указал на отсутствие оснований для переноса сроков, а также на необходимость соблюдения процедурных норм при изменении программы капитального ремонта.
Решение Свердловского областного суда от 4 июня 2024 г. N 3а-621/2024 "По административному исковому заявлению Белоусовой Татьяны Николаевны о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП)"
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 17 июля 2024 г.
"Областная газета" от 17 июля 2024 г. N 154 (9965)