Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Обзор обобщения анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях обеспечения единообразных подходов к применению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) за 2023 год

Приложение
к приказу Федеральной
службы по труду и занятости
от 31 мая 2024 г. N 149

 

Обзор обобщения анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях обеспечения единообразных подходов к применению Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
за 2023 год

 

Введение

 

Федеральная служба по труду и занятости (далее - Роструд) образована в марте 2004 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Сфера деятельности Роструда определена Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 (далее - Положение N 324).

Роструд находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), определенном Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Роструда, ГИТ, государственные инспекторы труда).

Роструд в соответствии с п. 4 Положения N 324, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальными органами Роструда, осуществляющими федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона о специальной оценке труда, являются государственные инспекции труда или межрегиональные территориальные государственные инспекции труда.

Схема размещения территориальных органов Роструда утверждена приказом Минтруда России от 18 января 2023 г. N 22 и включает 79 государственных инспекций труда и 3 межрегиональные территориальные государственные инспекции труда.

Основные задачи и подходы к совершенствованию надзора в сфере труда:

- обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда;

- формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;

- создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;

- внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;

- развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Основу действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров (статья 10 ТК РФ).

 

2. Порядок реализации, правоприменительная, судебная практика, практика прокурорского реагирования, возникающие проблемы при реализации, пути решения возникающих проблем, предпринимаемые меры, лучшие практики, предложения по совершенствованию законодательства по вопросам ведения административного производства

 

Наряду с полномочиями по непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию по ним решений о привлечении к административной ответственности виновных в допущенных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица ГИТ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9, 19.41, 19.6, 19.7, 19.7.5-1, 19.26, ст.19.4 ч. 1, ст. 19.5 ч. 1, ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности

 

Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности производится в соответствии с правилами, установленными статьей 4.5 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении за нарушение трудового законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения).

По всем административным правонарушениям с недлящимися сроками (например, нарушение сроков выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, оплаты отпуска и т.п.) срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с даты совершения административного правонарушения. При длящихся административных правонарушениях указанный срок исчисляется со дня выявления правонарушения, исходя из практики - со дня оформления акта проверки.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем обнаружения длящегося правонарушения, а в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Срок давности привлечения к ответственности за административные правонарушения против порядка управления (статьи 19.4, 19.4.1, 19.5 КоАП РФ), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (статья 20.25 КоАП РФ), рассматриваемые судьями, в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ составляет три месяца.

При этом, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, при учете сроков давности привлечения к административной ответственности инспекции труда обращают внимание на субъект привлечения и санкцию соответствующей статьи КоАП РФ.

Например, в адрес ГИТ из прокуратуры поступило постановление о возбуждении административного производства в отношении главного врача ГБУЗ "Т", в котором должностному лицу вменялось нарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ на основании решения районного суда об отмене дисциплинарного взыскания работнику. Должностным лицом ГИТ начатое административное производство было прекращено, в связи с истечением сроков давности.

По заявлению бывшей работницы АО "Ж" о несогласии с расследованным легким несчастным случаем, происшедшим с ней 18.06.2021 г. на территории работодателя в соответствии со ст. 229.3 ТК РФ было проведено дополнительное расследование. В ходе расследования были установлены причины и лица, допустившие нарушения обязательных требований, вместе с тем, привлечь лиц не представлялось возможным, так как истек срок привлечения к административной ответственности - пострадавшая обратилась более чем через год.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.12.2021 г. N 45 необходимо иметь в виду, что административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, не являются длящимися.

Административное правонарушение, заключающееся в уклонении от оформления трудового договора в случае, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, будет окончено по истечении предусмотренных частью 2 статьи 67 ТК РФ трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Например, при принятии решения о привлечении к административной ответственности юридического лица ООО "С" в связи с нарушением требований пунктов 5, 13 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 290н, выразившихся в неуказании в карточках учета выдачи средств индивидуальной зашиты номеров сертификатов и деклараций соответствия, в отношении работников принятых на работу более года назад, был сделан вывод о том, что данное правонарушение относится к категории длящихся, в связи с чем юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

 

Признание лица потерпевшим (статья 25.2 КоАП РФ)

 

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Согласно части 3 статьи 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и, если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Например, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АО "Ж" по основанию предусмотренному ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ за допущенные нарушения обязательных требований предусмотренных абз. 3 ч. 3 ст. 214, абз. 6 ч. 3 ст. 214 ТК РФ выразившихся в не реализации мероприятий предусмотренных системой управления охраны труда, в качестве потерпевшего была признана жена погибшего в связи с несчастным случаем работника.

 

Извещение лиц, привлекаемых к административной ответственности, о времени и месте возбуждения и рассмотрения административного дела (статья 25.15 КоАП РФ)

 

Извещение лиц, привлекаемых к административной ответственности, о времени и месте возбуждения и рассмотрения административного дела должностными лицами гострудинспекции происходит в соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ, а также на основе пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5, согласно которому лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Извещение лиц, привлекаемых к административной ответственности, о времени и месте возбуждения административного дела производится путем вручения лично под роспись или направления почтовым отправлением (заказным с уведомлением) соответствующего уведомления, в котором указывается место и время составления протокола об административном правонарушении, а также лицу разъясняются права, предусмотренные КоАП РФ. В целях оперативного извещения практикуется также извещение лиц через органы прокуратуры (по отдельной договоренности), по факсу и по электронной почте, с последующим направлением в гострудинспекции подтверждения получения уведомления с личной подписью лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и (или) штампом входящей корреспонденции (в отношении юридических лиц).

Свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются к должностному лицу, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из ЕГРИП.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, должностное лицо, в производстве которого находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Также разъясняется, что в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя или защитника, при отсутствии от них ходатайства о переносе срока рассмотрения дела в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие, в соответствии с ч. 4.1. ст. 8.2 КоАП РФ.

В 2023 году продолжает сохраняться практика, когда привлекаемые лица уклоняются от получения уведомлений о времени и месте возбуждения и рассмотрения административного дела, что затрудняет процедуру привлечения виновных к административной ответственности должностными лицами и приводит к истечению срока для привлечения к административной ответственности.

Например, должностным лицом ГИТ вынесены постановления в отношении В. по ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отсутствии должностного лица, уведомленного о времени и месте рассмотрения дел (извещение было возвращено, ввиду отказа от получения), которые также направлены указанному лицо по почте заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации. Указанные постановления В. также не получены, вернулись в связи с истечением срока хранения. Указанные постановления вступили в законную силу и направлены в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Кроме того, на основании возбужденных административных производств по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ мировым судом В. привлечен к административной ответственности.

 

Определение должностных лиц, виновных в совершении административного правонарушения, обоснование наличие у лица организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий (статья 2.4 КоАП РФ)

 

Определение должностных лиц, виновных в совершении административного правонарушения, обоснование наличия у лица организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий должностными лицами ГИТ происходит в соответствии с КоАП РФ, а также действующими у работодателя локальными нормативными актами (должностная инструкция, приказ о вступлении в должность, приказ о возложении полномочий, приказ о возложении функций по контролю).

Для целей обоснования совершения административного правонарушения должностным лицом в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении дополнительно истребуются следующие документы: приказ о назначении на должность, трудовой договор, должностная инструкция, приказы о возложении обязанностей, правила внутреннего трудового распорядка, табель учета рабочего времени.

Субъектами административной ответственности за нарушения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выступают в том числе: работодатели - юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - работодатели), их должностные лица, допустившие нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем (части 1-2, 4-7 статьи 5.27, статья 5.27.1 КоАП РФ); физические или должностные лица, не уполномоченные работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц (части 3, 5 статьи 5.27 КоАП РФ).

К числу должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности по статьям 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, следует относить лиц, совершивших административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в отношении его производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ) и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год (часть 1 статья 4.5 КоАП РФ).

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. При этом такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.

При выявлении противоречий в полномочиях нескольких должностных лиц, неоднозначности толкования зон их ответственности наиболее целесообразным является привлечение к административной ответственности руководителя юридического лица, как основного представителя работодателя.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Например: в ходе расследования тяжелого несчастного случая, происшедшего в ООО "К" было установлено, что пострадавший был допущен к исполнению обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Должностное лицо организации, на которого в соответствии с локальными нормативными документами возложена обязанность по проведению психиатрического освидетельствования, является специалист по ОТ. В связи с чем, данное должностное лицо было привлечено к административной ответственности. Также, при расследовании несчастного случая в ООО "К" установлено, что водитель автомобиля Газель допущен к управлению транспортным средством без проведения обязательного предрейсового медицинского осмотра. Приказом генерального директора ООО "К" начальник цеха ООО "К" назначен лицом, ответственным за контроль исполнения в рамках договора. Учитывая вышеизложенное, начальник цеха ООО "К" привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В ходе расследования тяжелого несчастного случая произошедшего в ГБУ "И" со сторожем учреждения было установлено, что заместителем директора по общим вопросам ГБУ "И", в функциональные обязанности которого согласно должностной инструкции входит осуществление контроля за соблюдением сотрудниками учреждения дисциплины труда, был допущен до работы сторож, находящийся в состоянии алкогольного опьянения. Учитывая данное обстоятельство заместитель директора по общим вопросам ГБУ "И" был привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

 

Квалификация административного правонарушения

 

Квалификация административного правонарушения должностными лицами ГИТ происходит в зависимости от типа конкретного административного правонарушения. При этом учитывается, что норма части 1 статьи 5.27 КоАП РФ является общей по отношению к специальным нормам, изложенным в частях 3, 4 и 6 названной статьи, а нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет административную ответственность по соответствующей части статьи 5.27.1 КоАП РФ.

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ учитывается, что квалификации в качестве административного правонарушения не подлежат частичная невыплата (в размере менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев либо полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, иных установленных законом выплат работникам, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем (физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации), поскольку такие действия (бездействие) содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьями 145.1 УК РФ.

В случае установления указанных обстоятельств, при рассмотрении дела об административном правонарушении, данное дело подлежит прекращению с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (пункт 3 часть 1.1 статья 29.9 КоАП РФ, подпункт "а" пункт 1 часть 2 статья 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Например, при рассмотрении вопроса о квалификации административного правонарушения возбужденного в отношении ООО "А" по основанию предусмотренному ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение обязательных требований абз. 8 ч. 3 ст. 214 ТК РФ выразившихся в неприобретении и невыдаче работнику средств индивидуальной защиты, должностное лицо ГИТ правильно квалифицировало данное правонарушение по указанной выше санкции КоАП РФ, поскольку работнику не были выданы средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" к 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Также, в ГИТ поступило постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МКОУ СОШ по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившегося в ненадлежащем оформление трудовых договоров. Постановление прокурора имело неправомерную квалификацию части статьи 5.27 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 3 части 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 г. N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ). Поскольку недостатки постановления прокурора о возбуждении дела об административном являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, определением должностного лица гострудинспекции постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вместе с материалами дела возвращены прокурору на доработку.

Постановлением заместителя прокурора от 29.09.2023 г. о возбуждении дела об административном правонарушении в числе прочего директору ООО "Г" X. вменено невключение в трудовые договоры с работниками условий, обязательных для включения в трудовой договор. Данные деяния квалифицированы прокурором по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Из смысла разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 г. N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", отсутствие в трудовом договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, является ненадлежащим оформлением трудового договора. Таким образом, не указание работодателем ООО "Г" в трудовом договоре работников условий, обязательных для включения в трудовой договор, подлежало квалификации по части 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также в Постановлении Верховного Суда РФ от 24.05.2018 N 73-АД18-2. Поскольку санкциями части 4 статьи 5.27 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 данного Кодекса, переквалификация деяния X. была невозможна, так как повлекла бы ухудшение его положения, что недопустимо. С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении X в части невключения в трудовые договоры условий, обязательных для включения, было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

Привлечение к административной ответственности виновных лиц при наличии признаков, указывающих на наличие состава уголовного преступления (пункт 7 части 1 статьи 24.5, пункт 3 части 1.1 статьи 29.9, часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ)

 

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

При наличии признаков, указывающих на наличие состава уголовного преступления, должностные лица гострудинспекции направляют соответствующую информацию и документы в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по статье 145.1 УК РФ.

Например, в 2023 году в отношении должностного лица МУП "Ж" материалы были направлены в СУ СК, возбуждено уголовное дело.

По результатам расследования смертельного несчастного случая в ООО "К" по ст. 143 УК РФ возбуждено уголовное дело в отношении инженера, ответственного за техническое состояние башенных кранов.

По результатам расследования группового смертельного несчастного случая в ИП возбуждено уголовное дело по ст. 216 УК РФ.

По результатам расследования смертельного несчастного случая в ООО "Э" возбуждено уголовное дело по ст. 143 УК РФ в отношении тракториста и заместителя директора по строительству.

Также, в 2023 г. прокуратурой согласована внеплановая документарная проверка в отношении ООО "В" по факту невыплаты работникам заработной платы. По результатам проверки факты невыплаты заработной платы работникам подтвердились. Глубина задолженности пять месяцев, что подпадает под уголовную ответственность, предусмотренную статьей 145.1 УК РФ. ГИТ составлен акт, ООО "В" выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в отношении юридического лица ООО "Белее" составлен протокол по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ. В отношении законного представителя ООО "В" (генерального директора) направлена информация в СУ СК России для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 145.1 УК РФ.

Вместе с тем, достаточно часто решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается за пределами срока, установленного для привлечения к административной ответственности, поэтому виновное лицо так остается и не привлеченным ни к уголовной ответственности, ни к административной ответственности.

В случае установления указанных обстоятельств, при рассмотрении дела об административном правонарушении, данное дело подлежит прекращению с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (пункт 3 часть 1.1 статья 29.9 КоАП РФ).

Копии материалов расследования несчастных случаев ГИТ в порядке межведомственного взаимодействия передаются в следственные органы для учета и использования в работе.

 

Указание в протоколе события административного правонарушения, надлежащее описание вменяемого нарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ)

 

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5, существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Отсутствие надлежащего описания события правонарушения в протоколе об административном правонарушении при его составлении должностным лицом свидетельствует об отсутствии выявления самого события правонарушения, поскольку не установлены юридически значимые обстоятельства, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и лишает возможности принять по делу законное и обоснованное решение.

Таким образом, надлежащее оформление протокола об административном правонарушении является основой успешного рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения виновных лиц к ответственности. Позиция судов общей юрисдикции сводится к невозможности устранения недостатков протокола на стадии непосредственного рассмотрения дела, и хотя в ряде случаев протокол возвращается для исправления имеющихся недостатков, в большинстве случаев противоречия и неточности оцениваются при рассмотрении последующей жалобы на постановление о назначении административного наказания в качестве безусловного основания для прекращения дела об административном правонарушении ввиду отсутствия события или состава правонарушения.

Например, в отношении ООО "С" возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, так ООО "С" являясь работодателем и ответственным лицом за соблюдением требований охраны труда, в том числе выдачу СИЗ работникам и будучи в силу примечания к ст. 2.10 КоАП РФ юридическим лицом, несет ответственность за ненадлежащее исполнение требований трудового законодательства РФ, допустило нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые были выявлены в ходе инспекционного визита, а именно: в нарушении ст. 221 ТК РФ в ООО "С" не обеспечена выдача работникам средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. Так, оператор упаковочной машины А. не обеспечен очками защитными, выдача которых предусмотрена п. 116 приложения к Приказу от 9 декабря 2014 г. N 997н "Об утверждении Типовых нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".

 

Причины возвращения протокола об административном правонарушении обратно

 

Одной из причин возвращение судами протоколов является отсутствие в материалах дел об административных правонарушениях сведений о надлежащем уведомлении лиц, привлекаемых к административной ответственности о времени и месте составления протокола. Указанная проблема возникает в связи с тем, что некоторые суды не считают надлежащим уведомлением случаи, когда фактически такое письмо не было получено адресатом, а было возвращено гострудинспекции в связи с истечением сроков хранения.

Также наиболее часто протоколы, направляемые в суд, возвращаются по причине истечения трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, что, как правило, вызвано особенностями работы судебной системы.

Имеют место и другие причины возвращения судами протоколов об административном правонарушении.

Например, решением районного суда от 16.05.2023 г. отменено постановление о привлечении должностного лица ООО "А" к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и дело направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что в постановлении отсутствует время совершения действий (бездействия) по невыплате им заработной платы.

Причиной возврата протоколов может явиться неполнота представленных материалов, выразившаяся в том, что материал не сшит (не скреплен), не пронумерован, отсутствует опись, в остальных случаях - неправильное заполнение документов Почтой России (не проставлена отметка об истечении срока хранения, о неудачной попытке вручения и проч.).

 

Привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 19.4.1. КоАП РФ

 

Одним из оснований, для привлечения виновных лиц к административной ответственности, является воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля. В данном случае должностным лицом инициируется административное производство по статье 19.4.1 КоАП РФ.

Например, МУП "И" было привлечено к административной ответственности за воспрепятствование в проведении проверки по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. За аналогичное нарушение в связи с непредставлением документов к административной ответственности в виде штрафа привлечены ООО "К" и ОБУЗ "Р". Указанные юридические лица привлечены к ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей каждое.

В ходе проведения рейдового осмотра в отношении ООО "С" контролируемым лицом не был предоставлен ряд предусмотренных решением о проведении проверки документов. По данному факту было возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренным ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, протокол был направлен на рассмотрение в мировой суд. Постановлением мирового судьи юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Вместе с тем, при привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 19.4.1. КоАП РФ мировыми судами часто применяется наказание с применением санкции статье 2.9 КоАП РФ в виде предупреждения и устного замечания, что влечет безнаказанность юридических, должностных и лиц осуществляющих деятельность без образования юридического лица.

Например, в декабре 2023 г. в отношении ИП был составлен протокол по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в связи с воспрепятствованием в проведении внепланового КНМ по требованию органов прокуратуры. Материалы были направлены для рассмотрения в суд. Постановлением судьи назначено наказание в виде предупреждения.

Несоразмерность наказания, предусмотренного в настоящее время статьей 19.4.1 КоАП РФ очевидна, необходимо увеличить размер и вид наказания.

 

3. Порядок реализации, правоприменительная, судебная практика, практика прокурорского реагирования, возникающие проблемы при реализации, пути решения возникающих проблем, предпринимаемые меры, лучшие практики, предложения по совершенствованию законодательства, по вопросам проведения профилактических мероприятий

 

Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

 

В 2023 году работодателям вынесено 788 557 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе в отношении образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, предприятий малого бизнеса.

В силу статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ инспекторы труда объявляют предостережение контролируемому лицу в следующих случаях:

- в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований;

- в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Данная информация может быть получена без взаимодействия с организациями и индивидуальными предпринимателями. К ней относятся сведения, полученные из других органов государственной или муниципальной власти, из средств массовой информации, а также при обращениях граждан в ГИТ, при осуществлении госинспекторами труда мониторинга передачи результатов проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ. Невозможность определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований выступает основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия - тоже основание для предостережения в силу статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ. По фактам возможных нарушений трудового законодательства, не связанным с угрозой жизни и здоровью работников, с которыми обращались граждане в ГИТ, в основном применялись только профилактические меры воздействия: вынесение предостережений о недопустимости нарушений требований трудового законодательства. ГИТ предостережение направляется при наличии у органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе контрольных мероприятий, которые проводились без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (кроме анонимных), информации от других органов и СМИ.

Предостережение как мера профилактического характера хорошо себя зарекомендовала при применении ее по результатам мероприятий, связанных с поступлением в ГИТ из медицинского учреждения извещения о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию по форме N 59-НСП/у. После получения указанного предостережения работодатели в большинстве случаев предоставляют документы о расследовании несчастных случаев с легким исходом в органы СФР, а также сообщения о последствиях несчастного случая на производстве в ГИТ.

Например, так, ГИТ в отношении ООО "Л" вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с получением извещения о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию. С работником А. произошел несчастный случай на производстве, в результате которого он получил повреждения здоровья (травму). После выдачи предостережения в гострудинспекцию поступил акт расследования несчастного случая с легкими последствиями, а также сообщение последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве. Полагаем выдачу предостережений по вышеуказанным извещениям эффективной мерой, позволяющей напомнить работодателям о необходимости направления Сообщений в ГИТ, а также является эффективной мерой профилактики сокрытия несчастных случаев.

В январе 2023 г. в ГИТ поступило обращение гражданина о нарушении трудовых прав в ОГБУЗ о выплате заработной платы ниже МРОТ, в связи с включением в расчет заработной платы и доведения ее до МРОТ оплаты работы во вредных условиях труда (4%). После осуществления оценки достоверности сведений, указанных в обращении работника, должностным лицом ГИТ принято решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения требований трудового законодательства. Предостережение работодателем исполнено, работнику произведен перерасчет заработной платы в общей сумме 3 986,70 рублей.

В ГИТ поступило обращение работника ООО "Т" о нарушении трудовых прав в части выплаты окончательного расчета при увольнении не в полном объеме со стороны работодателя. В адрес ООО "Т" направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства В ответ на объявленное предостережение работнику произведена доплата окончательного расчета при увольнении в размере 32 434,14 рублей.

 

Основания для выдачи предостережения

 

Основанием для выдачи предостережений послужили сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований:

- поступление обращений граждан, в том числе устных, по телефонам "горячих линий";

- поступление информации из СФР России и ФНС России о размере начисленной заработной платы и фактической численности;

- поступление информации из СФР России о легких несчастных случаях;

- нарушений, выявленных при проведении проверки органами прокуратуры с привлечением специалистов инспекции труда;

- мониторинг ФГИС СОУТ в части соблюдения работодателями порядка проведения специальной оценки условий труда.

Данная информация может быть получена без взаимодействия с организациями и индивидуальными предпринимателями. К ней относятся сведения, полученные из других органов государственной или муниципальной власти, из средств массовой информации, а также при обращениях граждан в ГИТ, при осуществлении инспекторами труда мониторинга передачи результатов проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ, также сведения, поступившие из ОСФР и другие.

 

Оформление предостережения

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ в предостережении указывается:

- какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований;

- какие обязательные требования могут нарушить данные действия (бездействия) контролируемого лица, со ссылкой на нормативно-правовой акт, устанавливающий соответствующие требования;

- предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения установленных законодательством требований.

Кроме того, в предостережении указываются:

- наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;

- дата и номер предостережения;

- наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

- контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения;

- право направления возражения на данное предостережение.

Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Например, в ноябре 2023 г. в ГИТ поступило обращение Г. о ненадлежащем содержании выданного ей направления на обязательное психиатрическое освидетельствование МБДО УЦРР "Д". ГИТ было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение работодателем было рассмотрено и исполнено, в направлении на обязательное психиатрическое освидетельствование работодателем были указаны сведения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.05.2022 г. N 342н.

Поступило обращение гражданина в отношении ООО "Т" о не внесении записи об увольнении в сведения о трудовой деятельности работника. На основании поступивших сведений ООО "Т" было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и запрос о предоставлении информации (направленно на электронный адрес организации и Почтой России). Работодатель предоставил сведения о том, что он в действительности не может внести запись об увольнении работника в связи с отсутствием заявления об увольнении от самого Работника. Заявителю был направлен ответ с разъяснением статьи 80 ТК РФ. Работодатель, получив заявление об увольнении от работника предоставил в ГИТ ответ на предостережение о направлении сведений об увольнении в СФР РФ.

 

Направление предостережения работодателю

 

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.

Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя ГИТ на основании представления (служебной записки) должностного лица.

Предостережение может быть составлено в форме электронного документа и подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 21 Федерального закона N 248-ФЗ).

Предостережение составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (приложение 15).

 

Осуществление консультирования

 

В силу статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ должностные лица территориальных органов Роструда по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)).

Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Должностные лица ГИТ осуществляют консультирование по следующим вопросам:

- организация и осуществление государственного контроля (надзора);

- порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- гарантии и защита прав контролируемых лиц;

- эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;

- исполнение решений контрольных (надзорных) органов.

По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев, установленных положением о видах контроля. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом N 59-ФЗ.

 

Осуществления профилактического визита

 

Положениями статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ профилактический визит отнесен к видам профилактических мероприятий, обязательных для осуществления в рамках видов государственного контроля (надзора). Согласно статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по труду и занятости или ее территориального органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Общее количество проведенных профилактических визитов в 2023 году составило 190 329.

Данный вид профилактического мероприятия является перспективным в тех случаях, когда по поступившим в ГИТ обращениям не удается установить достоверность сведений о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и, соответственно, не представляется возможным по таким обращениям провести контрольно-надзорные мероприятия.

Например, 18.12.2023 г. в адрес ГИТ от ООО "В" поступил запрос на проведение профилактического мероприятия по месту осуществления деятельности контролируемым лицом. В соответствии со ст. 52 Федерального закона N 248-ФЗ, на основании данного запроса было вынесено решение о проведении профилактического визита.

Также, при проведении профилактического визита в июне 2023 года инспектор труда совместно с должностными лицами работодателя ООО "Ф" значительную часть времени уделили вопросам выстраивания работоспособной системы управления охраной труда, как комплексу взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (профилактическому визиту предшествовал несчастный случай со смертельным исходом, происшедший в этой организации. В ходе расследования несчастного случая, происшедшего в результате нарушений государственных нормативных требований охраны труда, были выявлены неэффективно работающие элементы СУОТ, сбой в которых и привел к несчастному случаю). Входе профилактического визита работодателем достигнуто понимание важности разработки действительно работающей и эффективной системы управления охраной труд, как части общей системы управления, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества).

 

Основание проведения профилактического визита

 

Обязательные профилактические визиты в 2023 году проводились в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом, в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, плановые проверки которых были отменены в соответствии с положениями Постановления N 336.

Например, в связи с отнесением организаций ООО "У", АО "П", ФГБОУ ВО "С" и др., отнесенных к категории высоко риска, в 2023 году были проведены профилактические визиты в рамках которых были проведены профилактические беседы по следующим вопросам: о соблюдении требований трудового законодательства РФ, в т.ч. ст.ст. 22, 136, 140, 214, 219, 220, 221, 227, 229, 230, 236 ТК РФ; об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Необязательные профилактические визиты проводились на основании информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Также необязательные профилактические визиты проводились по запросу контролируемого лица.

Например, 26.01.2023 г. в ГИТ поступило заявление от контролируемого лица МБОУ "Г" о проведении профилактического визита по соблюдению требований правил по охране труда при работе на высоте.

После проведения расследования тяжелого несчастного случая в ООО "В" по письменному обращению контролируемого лица был проведен профилактический визит. В ходе профилактического визита была проведена работа с отделом кадров по вопросам: оформления трудовых договоров, порядка отчетности в СФР, порядок увольнения за прогулы и т. д.; проведена работа с отделом по охране труда, рассмотрены вопросы: разработка программ обучения работников, порядок обеспечения работников СИЗ, порядок организации проведения специальной оценки условий труда, проведение трехступенчатого контроля на рабочих местах. В ходе проведения мероприятия был постоянный контакт с представителями юридического лица в режиме: вопрос-ответ.

При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований, за исключением профилактических визитов, указанных в пунктах 11(4) и 11(5) Постановления N 336, по результатам которых возможна выдача предписаний.

Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 8 часов.

 

Уведомление работодателя о проведении профилактического визита

 

О проведении профилактического визита контролируемые лица должны быть уведомлены не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения путем направления соответствующего уведомления с приложением решения о проведении профилактического визита.

Также информация о предстоящем профилактическом визите размещена в ЕРКНМ.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

В 2023 году отказов со стороны работодателей о проведении профилактических визитов не поступало.

 

Взаимодействие с работодателем при проведении профилактического визита

 

Как правило, визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи, в рамках профилактических визитов также осуществлялось консультирование.

В ходе проведения профилактических визитов, независимо от оснований их проведения, должностными лицами ГИТ выстраивается активный диалог с представителями контролируемого лица, направленный на корректную и эффективную подачу информации о применении обязательных требований трудового законодательства, как с элементами повествования, так и в формате вопрос - ответ.

Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

 

Оформление результатов профилактического визита

 

По результатам проведения профилактического визита должностным лицом ГИТ оформляется акт, который, помимо размещения во ФГИС ЕРКНМ, также направляется в адрес контролируемого лица посредством почтовой или электронной связи. В акте профилактического визита перечисляются обязательные требования трудового законодательства, особенности применения которых были освящены в ходе профилактического мероприятия.

 

Основные выводы по результатам контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда. Предложения по повышению эффективности и результативности контроля (надзора) в сфере установленных полномочий.

 

1. Принятые изменения в законодательстве, запрещающие завершать ликвидацию организаций до погашения, имеющейся задолженности по заработной плате перед работниками, не решают вопросы выплаты имеющейся задолженности по заработной плате. Необходимо продолжить совершенствование законодательства, которое позволит погашать задолженность организаций перед работниками на стадии введения и реализации процедур банкротства.

2. Контрольная (надзорная) деятельность в сфере труда осуществляется в соответствии с Постановлением N 1230.

Роструд осуществляет межведомственное взаимодействие с Социальным фондом России, ФНС России и другими ведомствами. Целью взаимодействия является выявление и предотвращение нарушений трудового законодательства посредством обмена информацией и сведениями, полученными каждой из сторон в процессе реализации контрольных полномочий, которые могут свидетельствовать о нарушениях закона.

В 2023 году Рострудом проводилась системная работа по подготовке приказа Минтруда России по вопросам взаимодействия и получения Рострудом сведений от ФНС России о возможных нарушениях трудового законодательства.

После проведенной совместной работы по подготовке нормативного правового акта приказом Минтруда России от 2 февраля 2024 г. N 40н утвержден Перечень сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия.

Получаемую информацию и сведения территориальные органы Роструда будут использовать для организации и проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе по вопросам выплаты заработной платы и оформления трудовых отношений.