Информация и ее правовое регулирование
Практическая реализация правового регулирования в какой-либо области общественных отношений становится невозможной, если не определить объект, по отношению к которому такое регулирование осуществляется. Единым объектом правоотношений в условиях "информационной революции" является информация. С ней связаны не только динамика развития процессов информатизации страны, состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации, но и функционирование и устойчивое развитие всех сфер жизнедеятельности общества в целом. Именно уяснение понятия информации, ее сущности в качестве объекта правового регулирования позволит более четко осмыслить проблемы современного состояния информационного обеспечения России, исследовать тенденции и перспективы развития законодательства в этой области, определить цели, задачи, принципы и основные направления информационного обеспечения нашей страны в современных условиях.
В этой связи следует отметить, что понятие "информация" сегодня употребляется весьма широко. Трудно найти такую область знаний, где бы оно не использовалось. Существует множество теорий, в которых с позиций разных наук, различных научных школ и даже различных идеологических установок исследуются всевозможные срезы этой категории. Дефиниции информации рассматриваются со многих сторон, разные авторы выявляют ее всевозможные сущностные аспекты.
Так, в литературе по философским и техническим вопросам теории информации и кибернетики понятие "информация" очень часто определяют как: передача разнообразия, мера определенности в переданном сообщении; оригинальность, новизна, мера сложности структур; вероятность выбора; специфическое средство познания; логико-семиотическое построение; средство уменьшения неопределенности; разрозненное многообразие; негэнтропийный принцип информации; мера выбора самоорганизующейся системы и др.*(1)
Определить понятие "информация" с точки зрения правовой науки, исходя из такой многоаспектности подходов, достаточно сложно. Поэтому целью нашей работы является попытка на основе анализа различных дефиниций, сформулированных в отечественных и зарубежных источниках, дать определение информации через признаки, содержащиеся в этом понятии.
Что же такое информация? В латинском языке "informatio" означает "разъяснение", "изложение", "осведомление". Именно поэтому первично понятие "информация" функционировало как элемент языка повседневно-бытовой коммуникации.
Впервые объектом глубокого научного исследования оно стало с появлением кибернетики. Основатель этой науки Н. Винер определил, что информация - это не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему*(2). Как видим, здесь отражены два важных признака этого понятия, которые признаются большинством исследователей информации как феномена.
Во-первых, устанавливается, что информация нематериальна. Именно этот признак обусловливает специфику правового регулирования информационных отношений.
Во-вторых, в определении Н. Винера указывается, что информация - это определенное содержание, то есть сведения, факты, получаемые из внешнего мира в процессе приспособления, а следовательно, в процессе взаимодействия с внешним миром.
Подобное определение можно найти и в словаре С.И. Ожегова, где информация - это "сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством"*(3). Там же раскрывается понятие "сведения" - это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо*(4).
Исходя из официального законодательного определения, информацией являются "сведения". Так, в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация определяется как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (ст.2)*(5). Частично с этим следует согласиться, поскольку при движении информации в процессе создания, распространения, преобразования и потребления подавляющее большинство общественных отношений возникает именно по поводу информации как сведений или сообщений. Однако представляется, что данное определение слишком лаконично. Даже дополненное словами "в виде, понятном для восприятия человеком", оно не полностью отражает все сущностные признаки понятия "информация"*(6).
В целом ряде федеральных законов используется понятие документированной информации, которая, по общей оценке, является главным объектом правового регулирования. Однако, как показал анализ, эти определения существенно разнятся по содержанию. Так, в соответствии с федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене"*(7) документированная информация (документ) - это "зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". В федеральных законах "Об обязательном экземпляре документов"*(8) и "О библиотечном деле"*(9) под документом понимается "материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования".
Следует обратить внимание, что если в первом случае к классифицирующим признакам документа отнесены фиксация информации на материальном носителе и наличие реквизитов, то во втором случае среди критериев охранных свойств документа установлены ограничения по знаковой системе (только текст, звукозапись или изображение) и по целям использования, где не предусмотрена возможность использования в личных целях, а также возможность производить информацию.
С внедрением в сферу юридической деятельности технических средств фиксации, хранения и передачи информации к ее источникам и носителям стали относить фото-, кино- и иные изображения, а также звукозапись. Это породило и узаконило такие понятия, как фото-, кино-, видео-, фоно- и иные документы. Так, в Законе РФ "О средствах массовой информации"*(10) в качестве документированной информации выступают имеющие постоянное название и текущий номер периодические печатные издания, материалы передач, вышедшие в эфир радио-, теле-, видеозаписи.
В некоторых отраслях права используются новые понятия информации. Например, понятие служебной и коммерческой тайны (ст.129 ГК РФ). Уголовный кодекс вводит в российское законодательство понятие "компьютерная информация" (гл.28).
Выше приведены лишь наиболее характерные определения понятия "информация". Как видим, все они различны, и можно сделать вывод, что общие подходы к пониманию информации российской правовой доктриной до сих пор не выработаны. Но, тем не менее, анализ вышеперечисленных подходов к определению информации позволяет выделить ряд основных признаков, которые, на наш взгляд, имеют существенное значение для уяснения сущности данного понятия.
Во-первых, как отмечается в подавляющем большинстве определений, информация представляет собой определенные сведения, факты, данные о различных процессах и явлениях, протекающих в природе и обществе.
Во-вторых, информацию можно представить как процесс, то есть в этом случае она является сообщением какому-либо субъекту определенных сведений, передачей информации.
В-третьих, - и это отражает психологическую сторону значения информации, - та оценка, которую человек дает в своем сознании определенным явлениям, тоже является информацией.
Еще одним важным признаком информации, которым, с одной стороны, обусловлена сложность правового регулирования общественных отношений, связанных с информацией, трудность установления правового режима, а с другой - определена простота и легкость возникновения, изменения и прекращения указанных отношений, является нематериальный характер информации.
И в этой связи информация как нематериальное благо является особым объектом права. Для информации не страшен физический износ, она подвержена лишь моральному старению. Информация неосязаема, непотребляема, неистребима. Ее можно передать одновременно очень большому числу субъектов.
Информация имеет свои свойства - например, полезность, полноту, достоверность, новизну и ценность, которые качественно характеризуют ее. Количественно информацию можно оценить при помощи таких понятий, как "информационный объем", "плотность", "емкость", "информативность". Если владелец информации "продал" ее другому субъекту, то он не лишился этой информации. Своеобразно также понимание терминов "хищение информации", "присвоение информации". В результате продажи информации покупатель еще не получает на нее права собственности.
Полагаем, что оптимальное решение данной противоречивой ситуации может заключаться в том, чтобы связать право собственности на информацию с материальными носителями. Ими являются: документы, информационные ресурсы страны и государства, архивы, библиотеки, информационные системы (включая автоматизированные), печатные издания. Такой подход к данной проблеме намечен в Законе РФ "Об информации, информатизации и защите информации". В соответствии со ст.6 данного Закона право собственности относится не к информации, а к ее материальным носителям - информационным ресурсам, документам.
Следует поддержать официальную точку зрения, потому что информация как объект права (в своем материализованном виде) является вещью. Для обоснования последнего необходимо вспомнить, что "вещь - суть материальные предметы внешнего по отношению к человеку окружающего мира. Ими являются как предметы материальной и духовной культуры (то есть продукты человеческого труда), так и предметы, созданные самой природой"*(11).
Следовательно, информация, являясь объектом нематериальным, не может рассматриваться без материального носителя. При этом следует различать отношения по поводу информации, носителя информации и информации, находящейся на носителе информации.
Таким образом, на основании основных признаков информации с точки зрения правовой науки информацию можно определить как нематериальный объект в системе взаимодействий в рамках человеческого общества, который представляет собой сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, а также результаты их оценки в сознании человека. Информация не может существовать вне материального носителя - физического объекта, иного энергетического субстрата или социальных и психологических процессов. Формой бытия информации является движение. Постоянно циркулируя в физической или социальной среде, она удовлетворяет потребности людей в общении и взаимодействии. При этом информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, "привязана" к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом "подготовлена" для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.
В этой связи следует отметить, что информация как объект права имеет ряд особенностей. Среди основных свойств информации, принципиальных для правового опосредования отношений по поводу информации, различают:
1) идеальность (виртуальность) информации. Это одна из самых важных ее особенностей как объекта права. Саму по себе информацию невозможно ощутить, поэтому в большинстве случаев она опосредуется в результате действий субъекта, осуществленных под воздействием воспринятой им информации, либо становится объектом права после ее фиксации на материальном носителе;
2) неисчерпаемость информации. Информация может использоваться неограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в том числе из разных мест и одновременно;
3) самостоятельность информации как объекта. Независимость от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения зафиксированы;
4) нелинейность информации (способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, "сжатию"). При воздействии на результат между количественными и качественными характеристиками информации отсутствует прямая зависимость. Значительный объем полученных данных может не оказать на ход событий ровным счетом никакого влияния, тогда как единичное краткое сообщение способно радикальным образом изменить его или течение процесса;
5) обособляемость информации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него;
6) оборотоспособность информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений. В результате овеществления информации появляется возможность передачи информации от одного субъекта к другому;
7) неотчуждаемость информации основывается на том, что знания неотчуждаемы от человека, их носителя.
Кроме того, информация как нематериальное благо имеет множество разнообразных смысловых оттенков. Так, в зависимости от тех или иных обстоятельств в повседневной жизни информация может быть актуальной и устаревшей, объективной и субъективной, точной и ложной, основательной и необоснованной, многоплановой и однобокой, обличающей и оправдывающей, укрепляющей и компрометирующей и т.д. Представляется, что информацию в зависимости от вида, формы, объема, носителя и т.д. можно классифицировать следующим образом:
- по виду информации: правовая, научно-техническая, политическая, статистическая, персональная, экономическая, финансовая и т.д.;
- по способу обработки: ручная, механическая, автоматизированная;
- по форме организации ресурсов: а) традиционные формы - документ, массив, фонд, архив; б) автоматизированные формы - автоматические информационные системы, автоматические системы управления, информационно-поисковые системы, банки данных и т.д.;
- по видам носителя: на бумаге, в виде изображения, на машиночитаемом носителе, в электронном виде и т.д.;
- по признаку собственности: общественное достояние, государственная, муниципальная, частная собственность;
- по доступу к информации: общедоступная; информация, доступ к которой не может быть ограничен; информация с ограниченным доступом; закрытая; не подлежащая распространению.
В зависимости от вида информации в ее правовом регулировании следует выделять различные приоритеты. Так, в отношении общедоступной информации важно соблюдение конституционных ограничений ее содержания и обеспечение доступа к ней. В действующих законах предусмотрены следующие виды нарушений информационных прав и свобод: непредоставление сведений, несвоевременное предоставление сведений, сокрытие информации, сообщение ложных (недостоверных) сведений, ограничение права на предоставление информации, искажение сведений, нарушение свободного международного информационного обмена.
Должностные лица обязаны предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом. Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации влечет ответственность в соответствии со ст.140 Уголовного кодекса РФ.
Общедоступной (открытой) является информация из государственных информационных ресурсов, за исключением той, которая относится к какому-либо из видов тайны.
Общедоступность официальной документированной информации обеспечивается двояким образом: путем систематической публикации в официальных открытых платных изданиях (бюллетенях, сборниках) информации о решениях, принимаемых государственными и общественными органами и организациями; в виде предоставления заинтересованным гражданам, органам и организациям, представителям общественности запрашиваемых сведений, не отнесенных к категории информации с ограниченным доступом.
Приходится, к сожалению, признать, что действующая система доступности официальной документации еще далека от совершенства. В частности, вызывает затруднения доступ к информации, содержащейся в нормативных правовых актах, издаваемых министерствами и ведомствами (ведомственных нормативных актах - инструкциях, положениях и т.п.). Публикация этих документов (причем не всех, а только тех, которые носят нормативный общеобязательный характер) в настоящее время осуществляется ограниченными тиражами, в основном в ведомственных бюллетенях, что определяет их недостаточную доступность. (Примером тому может служить "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации", с содержанием которого можно ознакомиться лишь в пределах здания самого министерства, а также в центральных библиотеках страны. Аналогичное положение с изданиями Минналогслужбы, Банка России, других министерств и ведомств.)
Не лучше обстоит дело с реализацией второго названного выше способа обеспечения права на доступ к официальной документированной информации - предоставления открытой информации органами и организациями по запросам заинтересованных физических и юридических лиц. В настоящее время трудно себе представить, чтобы каждое заинтересованное лицо имело возможность беспрепятственно получить интересующую его информацию в министерстве, аппарате местного органа власти и управления, любой организации, владеющей этой информацией.
Следует также признать порочной получившую широкое распространение (особенно в высших органах государственной власти и управления) практику отнесения информации из государственных информационных ресурсов к категории "для служебного пользования", используемую, в частности, для информации, связанной с определением порядка реализации прав граждан, полномочий и функций органов управления и организаций и др. (Например, списки телефонов сотрудников органов власти и управления изданы и используются соответствующими структурами под грифом "для служебного пользования".)
Безусловно, давно назрела необходимость создания целостной системы специальных организаций и служб (ведомственных, отраслевых, региональных, специализированных), действующих преимущественно на основе автоматизированной обработки информации и предоставляющих информационные услуги всем заинтересованным физическим и юридическим лицам. Одной из современных форм реализации конституционного права на доступ к информации должно быть создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации.
Полагаем, что реализация Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)"*(12), которой предусмотрен широкий комплекс мер, направленных на обеспечение общедоступности государственных информационных ресурсов и оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, позволит расширить объем открытой информации о деятельности органов государственной власти и управления и обеспечит гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем.
Что касается информации, доступ к которой не может быть ограничен, то, как уже отмечалось, в Конституции РФ охарактеризован перечень сведений, которые не подлежат какому-либо ограничению доступа. В статье 42 декларируется право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое не может быть ограничено. В случае, если это состояние угрожает жизни и здоровью людей, должностные лица обязаны информировать население об этом. Статьей 237 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей.
В законах, устанавливающих ограничения доступа к информации, вводится перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. Так, в статье 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"*(13) перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию. В статье 10 Закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" приведен список документированной информации, доступ к которой запрещено ограничивать. Открытой для всех желающих информацией является, например, годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков открытого акционерного общества, обязанного публиковать их для всеобщего сведения (п.1 ст.97 ГК РФ).
Применительно к информации ограниченного доступа и закрытой информации на первое место выступают ее защита от несанкционированного доступа и регулирование специфики различных тайн. В статье 10 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" вся информация с ограниченным доступом подразделяется на содержащую государственную тайну и конфиденциальную.
Закон "О государственной тайне" устанавливает порядок отнесения сведений к государственной тайне и режим защиты этой информации. В нем же определяются государственные структуры, обеспечивающие безопасность охраняемой государством информации, и порядок ее использования. Ответственность за сбор и неправомерное использование сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена ст.275, 276, 283, 284 Уголовного кодекса РФ.
Конституция России гарантирует, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24). Статьи 136-139 Уголовного кодекса РФ устанавливают ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В соответствии с Конституцией право на тайну переписки и переговоров может быть ограничено только на основании судебного решения.
Существует информация, которая в силу закона или иного нормативного акта не может составлять коммерческую или служебную тайну, но в то же время и не относится к категории общедоступной, поскольку обязанность знакомить с ней всех желающих законом не предусмотрена. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" в качестве таковых указаны документы о платежеспособности организации; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда; документы об уплате налогов и обязательных платежей и др.*(14) Подобная информация может быть предоставлена желающим по договору об оказании платных услуг, не исключены и безвозмездные услуги.
Аналогичное требование закреплено в п.2 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"*(15), где сказано, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения об объеме и составе имущества такой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате труда, об использовании безвозмездного труда граждан не могут быть предметом коммерческой тайны.
Бывает, что организация располагает весьма ценной информацией, не входящей в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, однако по тем или иным причинам не принимает мер к охране ее конфиденциальности. Получение, использование, разглашение такой информации (не охраняемой самой организацией с помощью режима коммерческой тайны) рассматривается в качестве формы недобросовестной конкуренции (п.1 ст.10 ГК РФ, ст.10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(16)). Это влечет обязанность возместить убытки потерпевшей стороне (ст.15 ГК РФ, ст.26 указанного закона).
Конфиденциальность подобной информации, не признанной ее владельцем коммерческой тайной, охраняется и с помощью норм о соответствующих договорах. Например, ст.727 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что если сторона по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических заданиях, в том числе не защищенных законом, она не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия стороны - владельца информации. Порядок пользования такой информацией определяется соглашением сторон.
Особое место среди рассмотренных видов информации занимает информация, которая не может быть отнесена к конфиденциальной, но в то же время требует ограничения своего распространения в силу ее негативного влияния на состояние общества. К такой информации относят информацию, возбуждающую национальную, расовую или религиозную ненависть и вражду, порнографические материалы, сведения, связанные с посягательствами на честь, доброе имя и деловую репутацию. Действия, связанные с распространением информации, не подлежащей распространению, подлежат уголовному преследованию в соответствии с положениями ст.241, 280, 282, 353, 354, 357 УК РФ.
Следует отметить, что информация, выступающая в правоотношениях в виде служебной, коммерческой, государственной и иной охраняемой законом тайны, имеет определенные идентифицирующие признаки. Как было сказано выше, основной формой существования информации, с которой может быть связана коммерческая, служебная и государственная тайна, является документ. Именно зафиксированная на материальном носителе документированная информация (документ) с реквизитами, облеченная в форму, позволяющую ее идентифицировать, как правило, подлежит правовой защите.
При этом в понятие "документ" вкладываются различные значения. Его разнообразное понимание обусловлено спецификой предмета и метода исследования конкретной отрасли науки и практики. В целом, как было указано выше, документированная информация описывается как организационная форма, которая определяется как единая совокупность:
а) содержания информации;
б) реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры;
в) материального носителя информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены.
Содержание документа всегда является результатом определенной волевой деятельности составившего его лица. Обязательным реквизитом документа, как исходящего от государственной или общественной организации, так и составленного гражданином, является подпись лица, от имени которого он исходит. Исключением из этого правила являются документы, форма и содержание которых точно установлены специальными нормативными актами, не предусматривающими подписи юридического лица, от которого они исходят (избирательные бюллетени, всевозможные билеты). Во всех остальных случаях письменные акты любого содержания, в том числе письма, записки, заявления и т.п., не имеющие подписи, документами считать нельзя.
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью*(17).
Состав документированной информации неоднороден. В хозяйственной деятельности государства, юридических лиц и граждан документы являются носителями прежде всего экономической и правовой информации.
Носителями экономической информации они становятся в силу того, что с их помощью осуществляется первичное наблюдение и первичная регистрация хозяйственных операций. Цифровые показатели, сгруппированные и обобщенные по определенной системе и зафиксированные в соответствующих документах, дают возможность оценивать эффективность хозяйственной деятельности, показывать движение товарно-материальных ценностей и т.п. (К подобным документам принято относить такие письменные акты, как платежное требование, чек, товарно-транспортная накладная, расходный кассовый ордер, платежная ведомость и т.п.)
Носителями правовой информации документы становятся также в силу того, что они содержат правовые нормы. По роли в правовой системе эта информация подразделяется на нормативную правовую и ненормативную правовую.
Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.
Ненормативная правовая информация создается, как правило, в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм.
С понятием документа, документированной информации тесно связано понятие "информационные ресурсы". Информационные ресурсы - это "отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах" (гл.2 Закона "Об информации, информатизации и защите информации"). Документирование информации - обязательное условие включения ее в информационные ресурсы.
Информация может быть ресурсом и объектом права собственности и других вещных прав самых разных субъектов: отдельного лица (гражданина); юридического лица; государства в целом. Эти субъекты и производят, создают определенный информационный продукт и потребляют его в разных видах, обращая в информационный ресурс своей деятельности*(18).
Особыми информационными объектами выступают нематериальные блага. В соответствии со ст.150 ГК РФ нематериальные блага включают в себя жизнь, здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, личную и семейную тайны, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Проявление нематериальных благ в качестве информации, в частности, возможно в тех случаях, когда необходимо защищать честь, достоинство или личную репутацию человека и гражданина. Здесь следует говорить о сведениях, порочащих честь, достоинство и личную репутацию гражданина, то есть об информации, которая искажена и не соответствует личностным качествам данного человека.
Информацией являются также личная и семейная тайны.
Нематериальные блага характеризуются двумя неразрывно связанными между собой признаками: отсутствием материального (имущественного) содержания и неразрывной связью с личностью носителя, предопределяющей неотчуждаемость и непередаваемость этого блага. В то же время эти признаки носят условный характер, так как ущемление нематериальных благ может иметь для их носителя весьма ощутимые последствия экономического характера. Кроме того, многие из нематериальных благ изначально предназначаются для того, чтобы циркулировать в гражданском обороте и приносить прибыль. Это относится, в частности, к такому нематериальному благу, как интеллектуальная собственность.
Сегодня к объектам интеллектуальной собственности относят произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности, программы для ЭВМ и базы данных в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах"*(19), результаты творческой деятельности в сфере производства - в том числе изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации, ноу-хау в соответствии с Патентным законом Российской Федерации*(20).
Не будем подробно останавливаться на исследовании обозначенной проблематики. Проблема переплетения институтов собственности и исключительных прав в объектах информационного права, разграничения регулирования данных отношений нормами института вещного права, нормами права интеллектуальной собственности и прежде всего исключительных прав создателя результата интеллектуальной деятельности относительно информационных ресурсов, технологий и услуг - предмет отдельного исследования и многочисленных, порой очень острых дискуссий не только в рамках национального права. Следует лишь сказать, что каждая из названных позиций содержания исключительных прав автора чрезвычайно важна в связи с открывшимися в современных условиях возможностями представления произведений и иных объектов авторского права в глобальных сетях, широким применением копирования, оцифрованием источников информации и другими средствами воспроизведения информации.
В настоящее время особое значение приобретают вопросы корпоративного, межгосударственного и глобального интереса к информационным ресурсам. Все это требует тщательного исследования с точки зрения правовой защиты и выработки адекватных правовых механизмов регулирования отношений в данной сфере.
Т.В. Закупень,
профессор кафедры правового обеспечения
рыночной экономики РАГС при Президенте РФ,
доктор юридических наук,
С.Ю. Соболь,
юрист, научный сотрудник Четвертого
научно-исследовательского института
Министерства обороны РФ
"Журнал российского права", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Ващекин Н.П., Абрамов Ю.Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск, 1990. С.15; Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986; Брюллиэн Л. Научная неопределенность и информация. М., 1966; Земан И. Познание и информация. М., 1966; Черри К. Человек и информация. М., 1972; Кадомцев Б.Б. Динамика и информация // Успехи физических наук. 1994. N 5; Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995; Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997; Юзвишин И.И. Информациология. М., 1996.
*(2) См.: Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1968. С.201.
*(3) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С.253.
*(4) См.: Там же. С.698.
*(5) СЗ РФ. 1995. N 8. Ст.609.
*(6) См.: Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. С.41.
*(7) См.: СЗ РФ. 1995. N 8. Ст.609.
*(8) См.: СЗ РФ. 1995. N 1. Ст.1.
*(9) См.: Там же. Ст.2.
*(10) См.: Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст.300.
*(11) См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. Ч.1. С.195.
*(12) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст.531.
*(13) См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст.4673.
*(14) См.: Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. 1992. N 1-2. Ст.7.
*(15) См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.145.
*(16) См.: Ведомости РФ. 1991. N 16. Ст.499.
*(17) См.: Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст.127.
*(18) Следует отметить, что по вопросу о праве собственности на информацию в российской правовой доктрине существуют разные точки зрения. Ряд ученых считают, что распространять институт собственности на нематериальные объекты (коим, по их мнению, является информация) ошибочно. В данной статье авторы относят право собственности не к информации как объекту нематериальному, а к ее материальным носителям - информационным ресурсам, документам. (Примеч. авт.)
*(19) См.: Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст.1242.
*(20) См.: Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст.2319.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация и ее правовое регулирование
Авторы
Т.В. Закупень - профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАГС при Президенте РФ, доктор юридических наук
С.Ю. Соболь - юрист, научный сотрудник Четвертого научно-исследовательского института Министерства обороны РФ
"Журнал российского права", 2004, N 1