О применении законодательства
при переходе прав на пенсионные накопления
Современная пенсионная система Российской Федерации основана на сочетании принципов перераспределения (социальной солидарности) и накопления (индивидуальной ответственности). Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании - принципиально новое явление для отечественной системы социального обеспечения. Несмотря на то, что реальное установление накопительной части трудовой пенсии начинается с 2013 года, уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Один из них - переход прав на пенсионные накопления.
Трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из базовой, страховой и накопительной частей. Законодатель, предусмотрев возможность выплаты пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица его правопреемникам, не включил накопительную часть в состав пенсии по случаю потери кормильца. Право на получение соответствующей денежной суммы возникает у родственников застрахованного лица, если в течение жизни последний уплачивал взносы на финансирование накопительной части пенсии.
В первую очередь, необходимо определить состав накопительного элемента, форму собственности и порядок перехода прав на денежные средства, входящие в структуру накопительной части.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"*(1) пенсионные накопления представляют собой "совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования". Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"*(2) в ст.3 подробно раскрывает структуру денежных средств, составляющих накопительный элемент. Пенсионные накопления включают в себя:
- суммы страховых взносов, поступившие в фонд от застрахованных лиц, управляющих компаний, соответствующих пенсионных фондов для последующей выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам;
- средства, переданные соответствующим фондом в доверительное управление управляющим компаниям;
- средства, поступившие в фонд для передачи в другой пенсионный фонд согласно заявлению застрахованного лица.
Полномочиями по обязательному пенсионному страхованию, помимо Пенсионного фонда РФ, наделены негосударственные пенсионные фонды (в частности, в сфере определения размера и управления накопительной частью трудовой пенсии), что является принципиально новым для российского законодательства. Кроме того, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"*(3) в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ*(4) наделяет негосударственный пенсионный фонд правом выплат пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного лица в случае смерти последнего.
Согласно статье 5 ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства пенсионных накоплений являются собственностью РФ, не подлежат изъятию, не могут быть предметом залога или иного обеспечения исполнения обязательств собственника, а также других субъектов данных отношений. С целью обеспечения сохранности денежных средств законодателем установлен их особый правовой режим.
Данное положение противоречит ст.3 и 16 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", согласно которым пенсионные накопления признаются собственностью негосударственных пенсионных фондов на основании заявления застрахованного лица о передаче пенсионных накоплений. Оно противоречит и Конституции РФ, а также иным федеральным законам. Как известно, пенсионные накопления формируются за счет поступивших страховых взносов, а ст.13 Налогового кодекса РФ признает взносы в государственные социальные внебюджетные фонды федеральными налогами. Следовательно, право собственности Российской Федерации на указанные денежные средства не может быть изменено по желанию застрахованного лица, так как оно не обладает правом владения, пользования и распоряжения в полном объеме указанными денежными средствами (за исключением распоряжения на случай смерти и возможности передачи в негосударственный пенсионный фонд), а наделено правом требования соответствующей компенсации социально-страхового риска лишь при наступлении страхового случая.
Представляется также спорным и вопрос о правопреемстве пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.
Согласно ст.1110, 1112 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства. В состав наследства входят вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, принадлежащие наследодателю на день открытия наследства. Права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в него не включаются. Очевидно, законодатель не распространил нормы наследственного права на отношения, связанные с переходом прав на пенсионные накопления, поскольку, во-первых, право на получение пенсии (следовательно, и пенсионных накоплений) неразрывно связано с личностью умершего, во-вторых, денежные средства, входящие в состав накопительного элемента, не являются собственностью наследодателя.
Сравнительный анализ норм наследственного права и основных положений пенсионного законодательства, устанавливающих порядок и условия перехода прав на средства пенсионных накоплений, позволяет сформулировать следующие выводы.
Денежные средства, составляющие накопительную часть трудовой пенсии, могут быть выплачены Пенсионным фондом или негосударственным пенсионным фондом в случае наступления смерти застрахованного лица, уплачивающего страховые взносы, правопреемникам последнего при наличии одного из условий: если факт смерти имел место до назначения умершему накопительной части трудовой пенсии по старости или же до перерасчета этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений. Согласно пункту 10 ст.17 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, которая включается в трудовой стаж, после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части данной пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера. Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" такой порядок перерасчета не установлен. Полагаем, что в этом случае возможно применить аналогию закона, поскольку, согласно ст.36.2 вышеназванного нормативного акта, негосударственные пенсионные фонды вправе осуществлять выплаты правопреемникам застрахованных лиц в соответствии с порядком, установленным ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании анализа юридических норм, предусматривающих условия перехода прав на пенсионные накопления, можно сделать вывод о том, что, если застрахованному лицу выплачивалась пенсия по инвалидности, в состав которой также входит накопительный элемент, это не станет препятствием в получении соответствующих денежных средств его родственниками.
Федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О негосударственных пенсионных фондах" устанавливают возможность распоряжения на случай смерти застрахованного лица пенсионными накоплениями посредством подачи заявления в Пенсионный фонд. В отличие от института завещания, предусмотренного ГК РФ, вышеназванные законы не оговаривают форму заявления и порядок его составления. В пункте 12 ст.9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сказано только, что застрахованное лицо должно указать в заявлении правопреемников из числа родственников, предусмотренных п.6 ст.16 данного нормативно-правового акта, или других лиц, которым может быть произведена такая выплата.
Согласно ограничительному толкованию, застрахованное лицо может указать в заявлении только лиц из числа родственников, установленных в п.6 ст.16 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или же из числа нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении (то есть возможных получателей в будущем пенсии по случаю потери кормильца). Первую позицию можно обосновать посредством применения систематического и телеологического способов толкования. Так, само понятие "заявление" введено ст.9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Более того, целью пенсионного законодательства является компенсация последствий социально-рисковых ситуаций, в данном случае это смерть кормильца. Однако встает вопрос: если на момент составления заявления управомоченное лицо являлось нетрудоспособным иждивенцем кормильца, но утратило этот статус на момент смерти застрахованного лица, насколько в данном случае практически оправданно введение соответствующих ограничений в праве застрахованного лица?
Расширительное толкование вышеуказанной нормы закона состоит в том, что право на распоряжение пенсионными накоплениями не ограничено законодательно определенным кругом лиц. Эта позиция может быть обоснована посредством использования логико-языковых способов толкования норм закона. По какому пути пойдет практика, покажет время.
ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что пенсионные накопления переходят в собственность лиц, указанных в заявлении, и лишь при отсутствии заявления данным правом наделяются родственники умершего. В статье 1111 ГК РФ аналогичным образом установлен приоритет наследования по завещанию. Однако нормы наследственного права делают исключение из данного принципа: свобода завещания ограничивается правом на обязательную долю, которым наделен менее защищенный в социальном плане круг близких родственников наследодателя, а также нетрудоспособные иждивенцы умершего. Пенсионное законодательство не дает аналогичных гарантий вышеуказанной категории лиц.
Законодатель не предусмотрел в заявлении возможность застрахованного лица лишить всех правопреемников права на получение денежных средств, в отличие от института завещания в рамках гражданского права.
Завещание составляется в двух экземплярах, один из которых выдается на руки завещателю, другой хранится в делах нотариуса. Сведения о составленных завещаниях передаются в Нотариальную палату субъекта РФ, поэтому даже в случае утери завещания сведения о нем сохраняются, и при оформлении наследственного дела оно может быть истребовано нотариусом. Заявление застрахованного лица о распоряжении пенсионными накоплениями составляется в одном экземпляре и хранится в пенсионном фонде, следовательно, лица, в пользу которых сделано соответствующее заявление, в случае смерти застрахованного лица могут не знать о его существовании, поэтому в законе необходимо установить обязанность пенсионного фонда уведомлять указанных в заявлении лиц.
Обратимся к анализу круга родственников, имеющих право на получение пенсионных накоплений при отсутствии заявления застрахованного лица. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" объединяет данную категорию лиц понятием "родственники". В свою очередь, в ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" указанный круг лиц определен понятием "правопреемники", и ст.38 названного нормативно-правового акта содержит отсылочную норму к ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Негосударственный пенсионный фонд наделен аналогичными полномочиями: ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" устанавливает обязанность данных организаций по выплате накопительной части трудовой пенсии правопреемникам застрахованного лица в равных долях, но не раскрывает само понятие "правопреемство", а делает ссылку на соответствующую статью ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В юридической литературе правопреемство определяется как "переход права от одного лица к другому непосредственно в силу закона или соглашения; новый субъект в правоотношении заступает на место первоначального, и перешедшие к нему права остаются тождественными правам первоначального субъекта". В теории различают универсальное правопреемство, например, при наследовании, и сингулярное, например, уступка права требования. В данной ситуации термин "правопреемство" не соответствует содержанию права, переходящего к родственникам застрахованного лица: при наступлении страхового случая умерший был бы наделен правом на получение пенсии, родственники же застрахованного лица получают определенную денежную сумму, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета.
Согласно Закону о трудовых пенсиях в первую очередь право на получение накопительной части трудовой пенсии имеют дети, супруг и родители. В ГК РФ к первой очереди также относятся наследники по праву представления - это внуки наследодателя и их потомки. Внуки в пенсионном законодательстве отнесены к правопреемникам второй очереди вместе с братьями, сестрами, дедушками и бабушками. Примечательно, что Закон о трудовых пенсиях не уточняет, какой степени родства должны быть братья и сестры, имеющие право на получение пенсионных накоплений. Думается, что данная неточность в законодательстве может породить проблемы на практике.
Важно отметить, что Закон о трудовых пенсиях, в отличие от норм наследственного права, не предусматривает в качестве правопреемников застрахованного лица нетрудоспособных иждивенцев умершего, которые согласно нормам ГК РФ являются наследниками так называемой скользящей очереди и обязательно наследуют по закону вместе и наравне с той очередью, которая призывается к наследованию. Отсутствие права у данной категории лиц на получение пенсионных накоплений можно считать пробелом в пенсионном законодательстве.
В ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мы можем увидеть и недостатки в законодательной технике. Так, порядок и очередность перехода прав умершего застрахованного лица к его правопреемникам предусмотрены в п.6 ст.16 данного Закона, статья называется "Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца", и термин "застрахованное лицо", смерть которого наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии, заменен в ней термином "умерший кормилец".
Выплата правопреемникам застрахованного лица средств пенсионных накоплений осуществляется в равных долях в рамках первой очереди, а в случае отсутствия правопреемников первой очереди данные права переходят к "родственникам второй очереди". Однако в ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О негосударственных пенсионных фондах" не установлены порядок и сроки выплаты правопреемникам застрахованного лица средств пенсионных накоплений. Поэтому встает вопрос: в течение какого срока родственники застрахованного лица должны обратиться в соответствующий пенсионный фонд за получением денежных средств? Каким образом компетентный орган будет устанавливать правопреемников умершего, если обратившийся за получением пенсионных накоплений родственник скроет других членов семьи?
В свою очередь, в рамках наследственного права данная проблема решается посредством установления шестимесячного срока принятия наследства, по истечении которого нотариус вправе выдать свидетельство о праве на наследство наследникам, в установленном законом порядке принявшим наследство.
Представляется, что в пенсионном законодательстве эта проблема может быть решена внесением соответствующих дополнений в действующие нормативно-правовые акты, а именно посредством установления срока обращения правопреемников застрахованных лиц с соответствующим заявлением в пенсионный фонд.
О.В. Фрик,
соискатель кафедры социального права
юридического факультета Омского госуниверситета
"Журнал российского права", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: СЗ РФ. 2001. N 52. Ст.4920.
*(2) См.: СЗ РФ. 2002. N 30. Ст.3028.
*(3) См.: СЗ РФ. 1998. N 19. Ст.2071.
*(4) См.: СЗ РФ. 2003. N 2. Ст.166.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О применении законодательства при переходе прав на пенсионные накопления
Автор
О.В. Фрик - соискатель кафедры социального права юридического факультета Омского госуниверситета
"Журнал российского права", 2004, N 1