Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.17. Требования к охране, защите и воспроизводству лесов
В соответствии со статьями 51, 60.1, 61, 122 Лесного кодекса РФ, а также Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов охрана, защита и воспроизводство городских лесов осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьей 84 Лесного кодекса РФ.
Согласно статьи 19 Лесного кодекса РФ, в случае если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов не возложено на муниципальные образования, в пределах полномочий, установленных статьей 84 Лесного кодекса РФ, а также на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение перечисленных работ путём проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны, защиты лесов и их воспроизводства является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
2.17.1. Требования к мерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия
Требования к охране лесов от пожаров устанавливаются Лесным кодексом РФ, а также Правилами пожарной безопасности в лесах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.07.2011 N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды".
Согласно пункту 6 части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в части охраны лесов относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ и Правилами пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (включающее противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры противопожарного обустройства лесов, согласно статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов"):
прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление;
эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения;
благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ;
установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;
создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек;
установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение и контроль над пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Мониторинг пожарной опасности осуществляется в соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса РФ и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2014 N 276 "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров".
В целях мониторинга пожарной опасности и лесных пожаров в городских лесах Ростовского городского лесничества рекомендуется осуществление наземного патрулирования лесов.
В качестве противопожарного обустройства в городских лесах Ростовского городского лесничества предлагается:
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах;
- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
- устройство прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос;
- устройство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов);
- устройство пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря и пр.
В качестве источников водоснабжения на противопожарные нужды предлагается использовать стационарные пункты водозабора, расположенные на территории населённого пункта.
В целях создания и содержания систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в соответствии с установленными нормативами необходимо содержание пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Нормативы противопожарного обустройства в Ростовском городском лесничестве установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах", утверждёнными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" и отражены в таблице 2.17.1.1.
Таблица 2.17.1.1 - Мероприятия по противопожарному обустройству лесов. Виды и объёмы мероприятий по противопожарному устройству лесов (Район степей европейской части Российской Федерации)
N п/п |
Меры противопожарного обустройства лесов |
Ед. изм. |
Количество проектируемых мероприятий |
||
Защитные леса | |||||
Норматив на 1000 га |
Требуется по нормативам на срок действия регламента |
Проектируется ежегодно по лесоводственным соображениям |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, в виде: |
- |
- |
- |
- |
1.1. |
стендов |
шт. |
не менее одного на лесничество (участковое лесничество). лесопарк |
не менее одного на лесопарк |
5 |
1.2. |
плакатов |
шт. |
0.5 |
3 |
6 |
1.3. |
объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей |
шт. |
0.5 |
3 |
7 |
2. |
Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ |
шт. |
2 |
9 |
17 |
3. |
Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности |
шт. |
1.8 |
9 |
18 |
4. |
Лесные дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров |
- |
- |
- |
- |
4.1. |
строительство |
км |
0.5 |
2.22475 |
не планируется.1 |
4.2. |
реконструкция |
км |
0.6 |
2.6697 |
не планируется.1 |
4.3. |
эксплуатация |
км |
суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог |
суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог |
17,460 |
5. |
Строительство, реконструкция и эксплуатация посадочных площадок для самолетов, вертолётов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов |
шт. |
не менее одной на лесничество (участковое лесничество) |
не планируется |
|
6. |
Прокладка противопожарных разрывов |
км |
не планируется |
не планируется |
16,266 |
6.1. |
Прокладка просек |
км |
3.5 |
15.573 |
по мере необходимости |
6.2. |
Устройство противопожарных минерализованных полос |
км |
4.2 |
18.688 |
72,724 |
7. |
Прочистка и обновление: |
- |
- |
|
- |
7.1. |
просек |
км |
1 |
4.450 |
27,14 |
7.2. |
противопожарных минерализованных полос |
км |
15 |
66.743 |
145,449 |
8. |
Строительство, реконструкция и эксплуатация |
- |
- |
- |
- |
8.1. |
пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) |
шт. |
0.1 |
1 |
не планируется |
8.2. |
пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря |
шт. |
по одному на добровольную пожарную дружину |
по одному на добровольную пожарную дружину |
4 |
9. |
Устройство (эксплуатация) пожарных водоёмов: |
1 КППО |
1 |
1 |
не проектируется |
2 КППО |
0.5 |
0.5 |
|||
3-5 КППО |
0.3 |
0.3 |
|||
9.1. |
Устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения |
шт. |
1.8 |
9 |
9 |
10. |
Эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения |
шт. |
по количеству имеющихся |
по количеству имеющихся |
по количеству имеющихся |
11. |
Снижение природной пожарной опасности лесов путём регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий |
га |
в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, с лесохозяйственным регламентом и планом тушения лесных пожаров на территории лесничества |
не планируется |
|
12. |
Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов |
га |
4 |
17.798 |
не планируется |
13. |
Проведение работ по гидромелиорации: |
|
|
|
не планируется |
13.1. |
строительство лесоосушительных систем на осушенных землях |
км |
0.01 |
0.0445 |
|
13.2. |
строительство дорог на осушенных лесных землях |
км |
0.02 |
0.0890 |
|
13.3. |
создание шлюзов на осушенной сети |
км |
по необходимости |
по необходимости |
|
14. |
Создание и содержание противопожарных заслонов |
- |
|
|
не планируется |
14.1. |
шириной 120-130 м |
км |
0.01 |
0.0445 |
|
14.2. |
шириной 30-50 м |
км |
0.01 |
0.0445 |
|
14.3. |
Устройство лиственных опушек шириной 150-300 м |
км |
0.2 |
0.8899 |
Примечание:
1. Общая протяженность дорог всех назначений в городских лесах составляет 60,66 км.
2. Размещается вне территории лесничества (возможно на основе договорных отношений создание ПСПИ на территории местного пункта МЧС).
3. Устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения планируется на р. Дон и р. Темерник, иных водных объектах, не входящих в состав лесов. Помимо имеющихся планируется использовать стационарные пункты водозабора, расположенные на территории населённого пункта.
Вид и количество приобретаемого инвентаря и оборудования для устройства пункта сосредоточения устанавливаются на основании действующих Нормативов противопожарного обустройства лесов, утверждённых приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов".
Нормы по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.
Информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также общая характеристика лесов Ростовского городского лесничества должна быть зафиксирована в плане тушения лесных пожаров.
Планы тушения лесных пожаров
План тушения лесных пожаров разрабатывается в отношении городских лесов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы", утверждается на один календарный год.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (статья 53.5 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 5 статьи 11 Лесного кодекса РФ, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в и безопасности граждан при выполнении работ.
Класс пожарной опасности в лесах определяется в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.07.2011 N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды".
Таблица 2.17.1.2 - Классификация природной пожарной опасности лесов
Класс природной пожарной опасности лесов |
Объект загорания (характерные типы леса, вырубок, лесных насаждений и безлесных пространств) |
Наиболее вероятные виды пожаров, условия и продолжительность периода их возможного возникновения и распространения |
I (природная пожарная опасность - очень высокая) |
Хвойные молодняки. Места сплошных рубок: лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам (особенно захламлённые). Сосняки лишайниковые и вересковые. Расстроенные, отмирающие и сильно повреждённые древостои (сухостой, участки бурелома и ветровала, недорубы), места сплошных рубок составлением отдельных деревьев, выборочных рубок высокой и очень высокой интенсивности, захламлённые гари |
В течение всего пожароопасного сезона возможны низовые пожары, а на участках с наличием древостоя - верховые. На вейниковых и других травяных типах вырубок по суходолу особенно значительна пожарная опасность весной, а в некоторых районах и осенью |
II (природная пожарная опасность - высокая) |
Сосняки-брусничники, особенно с наличием соснового подроста или подлеска из можжевельника выше средней густоты. Лиственничники кедрово-стланниковые. |
Низовые пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона; верховые - в периоды пожарных максимумов (периоды, в течение которых число лесных пожаров или площадь, охваченная огнём, превышает средние многолетние значения для данного района) |
III (природная пожарная опасность - средняя) |
Сосняки-кисличники и черничники, лиственничники-брусничники, кедровники всех типов, кроме приручейных и сфагновых, ельники-брусничники и кисличники |
Низовые и верховые пожары возможны в период летнего максимума, а в кедровниках, кроме того, в периоды весеннего и особенно осеннего максимумов |
IV (природная пожарная опасность - слабая) |
Места сплошных рубок таволговых и долгомошниковых типов (особенно захламлённые). Сосняки, лиственничники и лесные насаждения лиственных древесных пород в условиях травяных типов леса. Сосняки и ельники сложные, липняковые, лещиновые, дубняковые, ельники-черничники, сосняки сфагновые и долгомошники, кедровники приручейные и сфагновые, березняки-брусничники, кисличники, черничники и сфагновые, осинники-кисличники и черничники, мари |
Возникновение пожаров (в первую очередь низовых) возможно в травяных типах леса и на таволговых вырубках в периоды весеннего и осеннего пожарных максимумов; в остальных типах леса и на долгомошниковых вырубках - в периоды летнего максимума |
V (природная пожарная опасность - отсутствует) |
Ельники, березняки и осинники долгомошники, ельники сфагновые и прирученные. Ольшаники всех типов |
Возникновение пожара возможно только при особо неблагоприятных условиях (длительная засуха) |
Распределение площади в Ростовском городском лесничестве по классам природной пожарной опасности приведено в табл. 2.17.1.3.
Таблица 2.17.1.3 - Распределение площади по классам природной пожарной опасности
(площадь, га) | ||||||||
N п/п |
Лесничество |
Площадь по классам пожарной опасности, га |
Итого |
Средний класс |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
||||
1 |
Ростовского городское лесничество |
7,6 |
69,6 |
2 289,3 |
248,6 |
1 834,4 |
4 449,5 |
4 |
|
Всего |
7,6 |
69,6 |
2 289,3 |
248,6 |
1 834,4 |
4 449,5 |
4 |
|
% |
0,2 |
1,6 |
51,5 |
5,6 |
41,2 |
100 |
- |
В Ростовском городском лесничестве применяется местная шкала пожарной опасности, разработанная по установленной методике на основе комплексных показателей и соответствующей им фактической горимости лесов конкретного региона, утверждена в 1976 году Министерством лесного хозяйства РСФСР.
На основании действующих климатических норм и многолетних климатических данных приняты нижеследующие критерии пожарной опасности в лесах, таблица 2.17.1.4.
Таблица 2.17.1.4 - Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах |
Величина комплексного показателя |
Степень пожарной опасности |
Май - Июнь | ||
I |
0 - 100 |
Отсутствует |
II |
101 - 350 |
Малая |
III |
351 - 1000 |
Средняя |
IV |
1001 - 4000 |
Высокая |
V |
Более 4000 |
Чрезвычайная |
Июль - Октябрь | ||
I |
0 - 200 |
Отсутствует |
II |
201 - 800 |
Малая |
III |
801 - 1700 |
Средняя |
IV |
1701 - 6000 |
Высокая |
V |
Более 6000 |
Чрезвычайная |
Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса
Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов (далее - Нормы) устанавливаются в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах", в зависимости от площади используемых лесных участков, количества объектов, объемов работ и численности работающих.
В случаях, если Нормы составят не целое число, необходимо провести округление в большую сторону до целого числа. Формулировка в нормах "на каждые ... га арендованной площади" (при объёмах более 100 тыс. га) означает, что нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров рассчитываются пропорционально указанной площади (объёма использования лесов), исходя из установленных нормативов с округлением до целого числа в большую сторону. Данное правило аналогично применяется для расчёта нормативов при формулировке "на каждые ... работающих человек".
Средства предупреждения и тушения лесных пожаров должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих техническое регулирование в области пожарной безопасности.
В случае, если арендованная площадь (согласно договору аренды лесного участка) представлена несколькими лесными участками (2 и более), не имеющими общих границ, независимо от вида и объёма использования лесов, пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря должен формироваться для каждого участка в отдельности, исходя из установленных нормативов с распределением ресурсов пожаротушения пропорционально объёмам участков.
Предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Во всех случаях работники, участвующие в недопущении распространения или тушении лесных пожаров, обеспечиваются защитными касками, средствами защиты органов дыхания и зрения, защитными рукавицами (по мере износа) и средствами гигиены.
Указанные средства должны быть на каждом лесном участке, где выполняются работы, или сосредоточены на одном из нескольких участков, расположенных в пределах лесного квартала.
Тушение пожаров в городских лесах, на территории Ростовского городского лесничества, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности среди прочего относится осуществление тушения пожаров в пределах населённого пункта, в том числе в городских лесах.
Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами
В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется их радиационное обследование и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.
Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.06.2017 N 283 "Об утверждении особенностей осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов").
Охрана лесов от нефтяного загрязнения
В соответствии со статьей 60.14 Лесного кодекса РФ в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации.
Особенности охраны лесов от нефтяного загрязнения, а также осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2.17.2. Требования к защите лесов (нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий, профилактических мероприятий по защите лесов, мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, а также других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий)
Защита лесов от вредных организмов, отнесённых к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
Защита лесов от вредных организмов осуществляется в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047.
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
а) лесозащитное районирование;
б) государственный лесопатологический мониторинг;
в) проведение лесопатологических обследований;
г) предупреждение распространения вредных организмов;
д) иные меры санитарной безопасности в лесах, в том числе:
- рубку аварийных деревьев - рубку деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан;
- агитационные мероприятия, в том числе профилактические беседы с населением о санитарной безопасности в лесах, проведение открытых уроков в образовательных учреждениях о санитарной безопасности в лесах, развешивание аншлагов и плакатов, а также размещение информационных материалов в средствах массовой информации о необходимости соблюдения правил санитарной безопасности в лесах.
Лесопатологические обследования (далее - ЛПО) проводятся в лесах с учётом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, предназначенных для лесовосстановления, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.
Для решения вопроса о необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется контрольное лесопатологическое обследование, по результатам которого заинтересованными органами принимается решение о сроках и объёмах проведения работ или об отсутствии необходимости в их проведении.
Проведение мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов обеспечивается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2047, в соответствии с частью 1 статьи 60.7 Лесного кодекса РФ и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 N 912 "Об утверждении правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов".
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение:
1) профилактических мероприятий по защите лесов;
2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений;
3) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.
Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
СОМ назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными неблагоприятными факторами, а также в очагах болезней леса и массового размножения вредных насекомых, вызвавших повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности и устойчивости лесных насаждений, нарушению их целевых функций.
К СОМ относятся рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке).
Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с Правилами осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, Правилами санитарной безопасности в лесах, правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами, утверждёнными в установленном лесным законодательством порядке.
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки.
Отвод лесосек под санитарные сплошные и выборочные рубки производится по результатам ЛПО, проводимого инструментальным способом в соответствии с правилами заготовки древесины.
При назначении сплошной и выборочной санитарной рубки отбираются деревья 5-й категории состояния. Ветровал, бурелом и снеголом относят к 5-й категории состояния.
Допускается назначение в санитарную рубку деревьев иных категорий состояния в следующих случаях.
В защитных и эксплуатационных лесах:
деревья хвойных пород 4-й категории состояния;
деревья 3-4-й категорий состояния (сильно ослабленные и усыхающие) назначаются в рубку при повреждении корневой губкой (в сосняках) и деревья различных видов вяза - при повреждении голландской болезнью;
деревья осины 4-й категорий состояния - при повреждении осиновым трутовиком;
в лесных насаждениях, пройденных лесным пожаром текущего года, в течение одного года после его ликвидации: деревья с наличием обугленности древесины корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 деревьев) или высушивания луба не менее 3/4 окружности ствола (наличие пробной площади также обязательно), деревья мягколиственных пород с обугленностью древесины не менее 1/2 окружности ствола и 1/3 высоты.
Выборочная санитарная рубка не должна приводить к нарушению жизнеспособности насаждений, значительному снижению их целостности, продуктивности или целевых свойств лесов.
После проведения выборочных санитарных рубок полнота лесных насаждений не должна быть ниже установленных Правилами осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов минимальных допустимых значений полноты, до которых назначаются выборочные санитарные рубки.
Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается весь древостой на выделе или лесопатологическом выделе. При неоднородности санитарного и лесопатологического состояния насаждения на лесотаксационном выделе куртины насаждений без признаков ослабления не подлежат рубке и не включаются в эксплуатационную площадь лесосек.
Сплошные санитарные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, если насаждения полностью утрачивают свои целевые функции и, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
Уборка неликвидной древесины проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений при наличии неликвидной и дровяной древесины более 90% от общего запаса погибших и поврежденных деревьев, а также в случаях, когда заготовка древесины погибших или поврежденных насаждений запрещена.
Планирование объемов СОМ отражается в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и/или ЛПО.
В Ростовском городском лесничестве на период действия данного регламента планируется индивидуальная защита деревьев: лечение ран, обрезка отдельных усыхающих и поврежденных ветвей, удаление плодовых тел дереворазрушающих грибов, пломбирование дупел.
При таксации было выявлено наличие аварийных деревьев и рассчитана лесосека, представленная в таблице 2.17.2.1.
Таблица 2.17.2.1 - Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий
N п.п. |
Показатели |
Ед. изм. |
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений |
Уборка аварийных деревьев |
Уборка неликвидной древесины |
Итого |
||
всего |
в том числе |
|||||||
сплошная |
выборочная |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Городские леса | ||||||||
Хозяйство: Хвойное | ||||||||
Сосна крымская | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
2,2 |
0 |
2,2 |
0 |
0 |
2,2 |
дес кбм |
4,4 |
0 |
4,4 |
0 |
0 |
4,4 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
0,7 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,7 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
1,5 |
0 |
1,5 |
0 |
0 |
1,5 |
|
- ликвидный |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого по хозяйству: Хвойное | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
2,2 |
0 |
2,2 |
0 |
0 |
2,2 |
дес кбм |
4,4 |
0 |
4,4 |
0 |
0 |
4,4 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
0,7 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,7 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
1,5 |
0 |
1,5 |
0 |
0 |
1,5 |
|
- ликвидный |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Хозяйство: Твердолиственное | ||||||||
Дуб нагорн. в/с сем | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
112,7 |
0 |
112,7 |
0 |
8,7 |
121,4 |
дес кбм |
412,6 |
0 |
412,6 |
0 |
48,2 |
460,9 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
20 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
37,6 |
0 |
37,6 |
0 |
0,9 |
38,5 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
137,5 |
0 |
137,5 |
0 |
0 |
137,5 |
|
- ликвидный |
93,2 |
0 |
93,2 |
0 |
0 |
93,2 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Ясень зеленый | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
19 |
0 |
19 |
0 |
3 |
22 |
дес кбм |
19 |
0 |
19 |
0 |
17,4 |
36,4 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
20 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
6,3 |
0 |
6,3 |
0 |
0,3 |
6,6 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
6,3 |
0 |
6,3 |
0 |
0 |
6,3 |
|
- ликвидный |
4,1 |
0 |
4,1 |
0 |
0 |
4,1 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Ясень обыкн. | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
2,4 |
0 |
2,4 |
0 |
0 |
2,4 |
дес кбм |
3,6 |
0 |
3,6 |
0 |
1,2 |
4,8 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
10 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
0,8 |
0 |
0,8 |
0 |
0 |
0,8 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
1,2 |
0 |
1,2 |
0 |
0 |
1,2 |
|
- ликвидный |
0,8 |
0 |
0,8 |
0 |
0 |
0,8 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Клен остролистный | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
15,5 |
0 |
15,5 |
0 |
1,2 |
16,7 |
дес кбм |
52,6 |
0 |
52,6 |
0 |
10,4 |
63 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
20 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
5,2 |
0 |
5,2 |
0 |
0,1 |
5,3 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
17,6 |
0 |
17,6 |
0 |
0 |
17,6 |
|
- ликвидный |
12,1 |
0 |
12,1 |
0 |
0 |
12,1 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Клен ясенелистный | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
2,6 |
0 |
2,6 |
0 |
4,6 |
7,2 |
дес кбм |
2,6 |
0 |
2,6 |
0 |
3,6 |
6,2 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
20 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
0,9 |
0 |
0,9 |
0 |
0,5 |
1,3 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
0,9 |
0 |
0,9 |
0 |
0 |
0,9 |
|
- ликвидный |
0,6 |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
0,6 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Вяз обыкновенный | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
3,4 |
0 |
3,4 |
0 |
7 |
10,4 |
дес кбм |
1,7 |
0 |
1,7 |
0 |
10,4 |
12,1 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
20 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
1,1 |
0 |
1,1 |
0 |
0,7 |
1,8 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
0,6 |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
0,6 |
|
- ликвидный |
0,4 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0,4 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Акация белая | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
7,6 |
0 |
7,6 |
0 |
62,7 |
70,3 |
дес кбм |
14,3 |
0 |
14,3 |
0 |
46,9 |
61,2 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
20 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
2,5 |
0 |
2,5 |
0 |
6,3 |
8,8 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
4,8 |
0 |
4,8 |
0 |
0 |
4,8 |
|
- ликвидный |
3,3 |
0 |
3,3 |
0 |
0 |
3,3 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Гледичия | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
21 |
дес кбм |
0 |
0 |
0 |
0 |
16,8 |
16,8 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
0 |
0 |
0 |
0 |
2,1 |
2,1 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- ликвидный |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого по хозяйству: Твердолиственное | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
163,2 |
0 |
163,2 |
0 |
108,2 |
271,4 |
дес кбм |
506,5 |
0 |
506,5 |
0 |
154,9 |
661.4 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
54,4 |
0 |
54,4 |
0 |
10,8 |
65,2 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
168,9 |
0 |
168,9 |
0 |
0 |
168,9 |
|
- ликвидный |
114,5 |
0 |
114,5 |
0 |
0 |
114,5 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Хозяйство: Мягколиственное | ||||||||
Береза | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
6,9 |
0 |
6,9 |
0 |
0 |
6,9 |
дес кбм |
14,5 |
0 |
14,5 |
0 |
0,9 |
15,4 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
10 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
2,3 |
0 |
2,3 |
0 |
0 |
2,3 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
4,8 |
0 |
4,8 |
0 |
0 |
4,8 |
|
- ликвидный |
2,8 |
0 |
2,8 |
0 |
0 |
2,8 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Тополь канадский | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
4,5 |
0 |
4,5 |
0 |
1,1 |
5,6 |
дес кбм |
26,1 |
0 |
26,1 |
0 |
11,4 |
37,4 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
3 |
0 |
20 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
1,5 |
0 |
1,5 |
0 |
0,1 |
1,6 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
8,7 |
0 |
8,7 |
0 |
0 |
8,7 |
|
- ликвидный |
5,8 |
0 |
5,8 |
0 |
0 |
5,8 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого по хозяйству: Мягколиственное | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
11,4 |
0 |
11,4 |
0 |
1,1 |
12,5 |
дес кбм |
40,6 |
0 |
40,6 |
0 |
12,3 |
52,8 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
3,8 |
0 |
3,8 |
0 |
0,1 |
3,9 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
13,5 |
0 |
13,5 |
0 |
0 |
13,5 |
|
- ликвидный |
8,6 |
0 |
8,6 |
0 |
0 |
8,6 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Итого по объекту: | ||||||||
1 |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
176,8 |
0 |
176,8 |
0 |
109,3 |
286,1 |
дес кбм |
551,5 |
0 |
551,5 |
0 |
167,2 |
718,7 |
||
2 |
Срок вырубки или уборки |
лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Ежегодный размер пользования: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
площадь |
га |
58,9 |
0 |
58,9 |
0 |
11 |
69,9 |
|
выбираемый запас, всего: |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
- корневой |
дес кбм |
183,9 |
0 |
183,9 |
0 |
0 |
183,9 |
|
- ликвидный |
124,1 |
0 |
124,1 |
0 |
0 |
124,1 |
||
- деловой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В качестве санитарно-оздоровительных мероприятий в городских лесах также предлагаются профилактические мероприятия по защите лесов, не связанные с проведением рубок погибших и повреждённых лесных насаждений, установленные в таблице 2.17.2.2.
В предстоящем периоде должны строго выполняться профилактические и санитарные мероприятия общего характера, направленные на устранение условий, благоприятствующих размножению вредных насекомых и грибных заболеваний.
Таблица 2.17.2.2 - Характеристика видов и объемов санитарно-оздоровительных и истребительных мероприятий, не связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ед. изм. |
Объём мероприятий |
Срок проведения |
Ежегодный объём мероприятия |
1. Профилактические | |||||
1.1 Лесохозяйственные | |||||
1. |
- |
- |
- |
- |
- |
1.2 Биотехнические | |||||
1. |
Изготовление гнездовий |
шт. |
200 |
на ревизионный период |
20 |
2. |
Ремонт гнездовий |
шт. |
200 |
-//- |
по мере износа |
3. |
Устройство кормушек для птиц |
шт. |
200 |
-//- |
20 |
4. |
Огораживание муравейников |
шт. |
200 |
-//- |
20 |
5. |
Расселение муравейников |
шт. |
200 |
-//- |
20 |
1.3 Другие мероприятия | |||||
1. |
Лесопатологическое обследование и мониторинг |
га |
4 449,5 |
20 |
Определяется ежегодно |
2. |
Надзор за появлением очагов вредителей и болезней леса |
га |
4 449,5 |
на ревизионный период |
- |
3. |
Приобретение лабораторного оборудования, наглядных пособий, литературы по лесозащите |
|
по мере необходимости |
- |
- |
4. |
Пропаганда лесозащиты и др. |
|
информация в СМИ |
на ревизионный период |
- |
Наиболее действенными методами санитарного и экологического оздоровления лесов является рубка погибших и повреждённых лесных насаждений и очистка лесных участков от неликвидной древесины.
Объёмы СОМ рассчитаны на основании материалов лесоустройства, анализа выполненных объёмов за прошедший ревизионный период.
Специальных обследований по определению очагов вредных организмов не проводилось, параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов не приводится (таблица 2.17.2.3.).
Таблица 2.17.2.3. - Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов
Наименование мероприятия |
Единицы измерения |
Объем мероприятия |
Срок проведения |
Ежегодный объем мероприятия |
- |
- |
- |
- |
- |
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определённых видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2016 N 457 "Об утверждении порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах".
2.17.3. Требования к воспроизводству лесов
В соответствии со статьей 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, повреждённые леса подлежат воспроизводству. Согласно части 3 и 4 статьи 65 Лесного кодекса РФ при воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений. При воспроизводстве лесов не допускается применение нерайонированных семян лесных растений, а также семян лесных растений, посевные и иные качества которых не проверены.
Воспроизводство лесов осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками.
Воспроизводство лесов включает в себя:
1) лесное семеноводство;
2) лесовосстановление;
3) уход за лесами;
4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Лесовосстановление
Методы лесовосстановления определены статьей 62 Лесного кодекса РФ и регламентируются Правилами лесовосстановления.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Лесовосстановление обеспечивается:
а) на лесных участках, переданных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков (статья 62 Лесного кодекса РФ);
б) на других лесных участках - органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ;
в) на основании проекта лесовосстановления лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов;
г) на основании проекта лесовосстановления лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий.
Лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, прогалинах, землях, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления. Лесовосстановление осуществляется путём естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Искусственное лесовосстановление представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений, в том числе посев, посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, агротехнический уход за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста), а также иные мероприятия, предусмотренные Правилами лесовосстановления, до момента отнесения земель, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, к землям, на которых расположены леса.
Комбинированное лесовосстановление представляет собой сочетание естественного и искусственного лесовосстановления.
Естественное лесовосстановление происходит вследствие природных процессов и осуществления мер содействия естественному лесовосстановлению, включающих сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка основных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, уход за подростом основных лесных древесных пород, минерализацию поверхности почвы, а также иные мероприятия, предусмотренные Правилами лесовосстановления.
В целях лесовосстановления обеспечивается ежегодный учёт площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями Правил лесовосстановления в степной зоне района степей европейской части Российской Федерации обеспечивается естественное, комбинированное (путём минерализации почвы), либо искусственное лесовосстановление.
Способы лесовосстановления указаны в таблице 2.17.3.1.
На территории городских лесов имеются участки, нуждающиеся в лесовосстановлении, лесовосстановительные мероприятия приведены в таблицах 2.17.3.2 и 2.17.3.3.
Таблица 2.17.3.1 - Способы лесовосстановления в зависимости от естественного лесовосстановления ценных лесных древесных пород
Способы лесовосстановления |
Древесные породы |
Группы типов леса, типы лесорастительных условий |
Количество жизнеспособного подроста и молодняка, тыс. штук на 1 га |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Естественное лесовосстановление |
путем мероприятий по сохранению подроста, ухода за подростом |
Сосна |
Очень сухие и сухие боры, субори и судубравы |
Более 4 |
Дуб |
Очень сухие и сухие дубравы и судубравы |
Более 3 |
||
Свежие дубравы и судубравы, влажные и пойменные дубравы |
Более 2 |
|||
Естественное лесовосстановление |
путем минерализации почвы, ухода за подростом |
Сосна |
Очень сухие и сухие боры, субори и судубравы |
1,5 - 4,0 |
Свежие боры, субори и судубравы |
0,5 - 2,0 |
|||
Влажные боры, субори и судубравы |
0,5 - 1,5 |
|||
Комбинированное лесовосстановление |
Дуб |
Очень сухие и сухие дубравы и судубравы |
2 - 3 |
|
Свежие дубравы и судубравы, влажные и пойменные дубравы |
1 - 2 |
|||
Искусственное лесовосстановление |
Сосна |
Очень сухие и сухие боры, субори и судубравы |
Менее 1,5 |
|
Свежие боры, субори и судубравы, влажные боры, субори и судубравы |
Менее 0,5 |
|||
Дуб |
Очень сухие и сухие дубравы и судубравы |
Менее 2 |
||
Свежие дубравы и судубравы, влажные и пойменные дубравы |
Менее 1 |
Таблица 2.17.3.2 - Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению
площадь, га | |||||||
Показатели |
Не покрытые лесной растительностью земли |
Лесосеки сплошных рубок и вырубок предстоящего периода |
Лесоразведение |
Всего |
|||
Гари и погибшие насаждения |
Вырубки |
Прогалины и пустыри |
Всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, всего: |
0 |
0 |
72,9 |
72,9 |
0 |
0 |
72,9 |
В том числе по способам: | |||||||
Искусственное (создание лесных культур), всего: |
0 |
0 |
72,9 |
72,9 |
0 |
0 |
72,9 |
Из них по породам: | |||||||
- хвойным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- твердолиственным |
0 |
0 |
37,1 |
37,1 |
0 |
0 |
37,1 |
дуб семенной |
0 |
0 |
11,4 |
11,4 |
0 |
0 |
11,4 |
ясень |
0 |
0 |
2,2 |
2,2 |
0 |
0 |
2,2 |
акация |
0 |
0 |
23,5 |
21,8 |
0 |
0 |
21,8 |
- мягколиственным |
0 |
0 |
32 |
32 |
0 |
0 |
32 |
береза |
0 |
0 |
1,1 |
1,1 |
0 |
0 |
1,1 |
тополь |
0 |
0 |
30,9 |
30,9 |
0 |
0 |
30,9 |
- прочие древесные породы |
0 |
0 |
3,8 |
3,8 |
0 |
0 |
3,8 |
орех |
0 |
0 |
1,3 |
1,3 |
0 |
0 |
1,3 |
абрикос |
0 |
0 |
2,5 |
2,5 |
0 |
0 |
2,5 |
Комбинированное лесовосстановление, всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из них по породам: | |||||||
- хвойным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- твердолиственным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- мягколиственным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Содействие естественному лесовосстановлению, путем сохранения подроста всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из них по породам: | |||||||
- хвойным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- твердолиственным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- мягколиственным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Естественное лесовосстановление, всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе по породам |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- хвойным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- твердолиственным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- мягколиственным |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Земли, нуждающиеся в лесоразведении |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2.17.3.3 - Ведомость проектируемых мероприятий по воспроизводству лесов в лесничестве
N п/п |
Проектируемые мероприятия |
Ед. изм. |
N кварталов |
N выделов |
Площадь, га |
ФЛВ |
Объем выруб. др., куб. м |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Городские леса муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" | ||||||||
1 |
Культуры реконструкции частичные |
га |
5 |
1 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
ИТОГО культуры реконструкции частичные: |
0,2 |
- |
- |
|
||||
1 |
Создание лес, культур |
га |
5 |
4 |
0,2 |
Пустырь |
- |
|
2 |
Создание лес, культур |
га |
7 |
5 |
0,9 |
Прогалина |
- |
|
3 |
Создание лес, культур |
га |
11 |
1 |
0,6 |
Пустырь |
- |
|
4 |
Создание лес, культур |
га |
11 |
5 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
5 |
Создание лес, культур |
га |
11 |
12 |
0,2 |
Пустырь |
- |
|
6 |
Создание лес, культур |
га |
11 |
14 |
1,2 |
Прогалина |
- |
|
7 |
Создание лес, культур |
га |
11 |
24 |
0,8 |
Пустырь |
- |
|
8 |
Создание лес, культур |
га |
12 |
6 |
0,8 |
Прогалина |
- |
|
9 |
Создание лес, культур |
га |
16 |
7 |
1,2 |
Прогалина |
- |
|
10 |
Создание лес, культур |
га |
16 |
8 |
0,4 |
Прогалина |
- |
|
11 |
Создание лес, культур |
га |
17 |
7 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
12 |
Создание лес, культур |
га |
17 |
19 |
0,4 |
Прогалина |
- |
|
13 |
Создание лес, культур |
га |
17 |
21 |
0,6 |
Прогалина |
- |
|
14 |
Создание лес, культур |
га |
18 |
5 |
1,1 |
Прогалина |
- |
|
15 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
6 |
2,8 |
Прогалина |
- |
|
16 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
15 |
0,5 |
Прогалина |
- |
|
17 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
20 |
0,3 |
Прогалина |
- |
|
18 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
23 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
19 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
24 |
0,8 |
Пустырь |
- |
|
20 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
25 |
0,5 |
Прогалина |
- |
|
21 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
27 |
7,8 |
Прогалина |
- |
|
22 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
28 |
0,6 |
Пустырь |
- |
|
23 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
29 |
4 |
Прогалина |
- |
|
24 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
31 |
2,3 |
Прогалина |
- |
|
25 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
34 |
0,4 |
Прогалина |
- |
|
26 |
Создание лес, культур |
га |
19 |
35 |
1,8 |
Прогалина |
- |
|
27 |
Создание лес, культур |
га |
20 |
17 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
28 |
Создание лес, культур |
га |
20 |
18 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
29 |
Создание лес, культур |
га |
21 |
22 |
0,9 |
Прогалина |
- |
|
30 |
Создание лес, культур |
га |
21 |
23 |
0,5 |
Прогалина |
- |
|
31 |
Создание лес, культур |
га |
26 |
11 |
0,3 |
Прогалина |
- |
|
32 |
Создание лес, культур |
га |
26 |
12 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
33 |
Создание лес, культур |
га |
27 |
5 |
0,3 |
Прогалина |
- |
|
34 |
Создание лес, культур |
га |
27 |
6 |
1,6 |
Прогалина |
- |
|
35 |
Создание лес, культур |
га |
27 |
26 |
1,3 |
Прогалина |
- |
|
36 |
Создание лес, культур |
га |
33 |
10 |
1,2 |
Прогалина |
- |
|
37 |
Создание лес, культур |
га |
33 |
12 |
2,6 |
Прогалина |
- |
|
38 |
Создание лес, культур |
га |
34 |
6 |
0,1 |
Пустырь |
- |
|
39 |
Создание лес, культур |
га |
36 |
29 |
0,7 |
Прогалина |
- |
|
40 |
Создание лес, культур |
га |
37 |
12 |
1 |
Прогалина |
- |
|
41 |
Создание лес, культур |
га |
39 |
19 |
0,9 |
Прогалина |
- |
|
42 |
Создание лес, культур |
га |
39 |
21 |
1,6 |
Пустырь |
- |
|
43 |
Создание лес, культур |
га |
40 |
14 |
0,2 |
Прогалина |
- |
|
44 |
Создание лес, культур |
га |
40 |
15 |
1,1 |
Прогалина |
- |
|
45 |
Создание лес, культур |
га |
42 |
4 |
0,9 |
Прогалина |
- |
|
46 |
Создание лес, культур |
га |
51 |
8 |
2,3 |
Прогалина |
- |
|
47 |
Создание лес, культур |
га |
54 |
14 |
12,3 |
Прогалина |
- |
|
48 |
Создание лес, культур |
га |
55 |
10 |
2,8 |
Прогалина |
- |
|
49 |
Создание лес, культур |
га |
55 |
13 |
6,4 |
Прогалина |
- |
|
50 |
Создание лес, культур |
га |
65 |
3 |
2,2 |
Прогалина |
- |
|
51 |
Создание лес, культур |
га |
67 |
3 |
0,1 |
Прогалина |
- |
|
ИТОГО создание лесных культур: |
72,7 |
- |
- |
|
||||
ИТОГО лесовосстановление: |
72,9 |
- |
- |
|
Уход за лесами
Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (часть 1 статьи 64 Лесного кодекса РФ).
Уход за молодняками (осветление и прочистка) может осуществляться как способом равномерной рубки деревьев по всей площади, так и неравномерной (группами, коридорами, куртинами). При рубках в лесных культурах применяется неравномерный коридорный способ рубок, которым предусматривается рубка деревьев коридорами вдоль рядов культур, в сочетании с равномерным способом рубки нежелательных деревьев в рядах культур и междурядьях.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 64 Лесного кодекса РФ).
Порядок ухода за лесом определён приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 534 "Об утверждении Правил ухода за лесами".
При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста (далее - рубки ухода за лесом), направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.
С целью повышения продуктивности лесов, их эстетической и рекреационной привлекательности предусмотрены рубки ухода, запроектированные в качестве прореживания в молодняках, а также прореживания, проходных и рубок сохранения в насаждениях соответствующих групп возраста, направленные на снижение полноты насаждений.
Ведомость проектируемых мероприятий по уходу за лесами представлены в таблице 2.17.3.4.
Лесное семеноводство
Объекты лесного семеноводства на территории городских лесов отсутствуют, создание подобных объектов не планируется.
Таблица 2.17.3.4 - Нормативы и параметры ухода за молодняками и иных мероприятий по уходу за лесами, не связанных с рубками ухода
Наименование видов ухода за лесами |
Наименование лесничества |
Хозяйство |
Древесная порода |
Площадь, га |
Вырубаемый запас, куб. м. |
Срок повторяемости, лет |
Ежегодный размер |
||
Площадь, га |
Вырубаемый запас, куб. м |
||||||||
общий |
с 1 га |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Проведение рубок ухода за лесами, в том числе: |
Ростовское городское лесничество |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
осветление |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
прочистка |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого: |
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Уход за лесами путём проведения агролесомелиоративных мероприятий |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Иные мероприятия по уходу за лесами, в том числе: |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
реконструкция малоценных лесных насаждений |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
уход за плодоношением древесных пород |
-//- |
|
|
|
|
|
|
|
|
обрезка сучьев деревьев |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
удобрение лесов |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
уход за опушками |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
уход за подлеском |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
уход за лесами путём уничтожения нежелательной древесной |
-//- |
||||||||
растительности |
-//- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
другие мероприятия |
-//- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.