Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 марта 2024 г. N 612-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 г. N 451-ПП
Текстовая часть Государственной программы
города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение"
1. Характеристика текущего состояния сферы коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения города Москвы
Город Москва обладает крупнейшей и наиболее развитой коммунально-инженерной инфраструктурой в сравнении с любым городом Российской Федерации.
Систематическая работа в области поддержания систем жизнеобеспечения самого большого мегаполиса Европы позволяет оказывать москвичам качественные и своевременные коммунальные услуги, а также обеспечивать безопасное функционирование коммунальных систем.
Система электроснабжения города Москвы включает в себя порядка 132 тысяч км линий электропередачи (далее - ЛЭП) всех классов напряжения, из них более 56 тысяч км, находящихся в эксплуатации акционерного общества "Объединенная энергетическая компания", и порядка 76 тысяч км, находящихся в эксплуатации публичного акционерного общества "Россети Московский регион". Основными проблемами сферы электроснабжения города Москвы являются: высокая концентрация электрических нагрузок на один квадратный километр города; качественные характеристики практически всех элементов топливно-энергетического комплекса не соответствуют масштабам его развития, и все более актуальны задачи технического переоснащения систем электроснабжения; потери электроэнергии при ее генерации, передаче и потреблении; постоянно растущий спрос на электроэнергию. Важнейшей проблемой энергетической отрасли в настоящее время также остается старение основного оборудования теплоэлектростанций. Ежегодный ввод в эксплуатацию трансформаторной мощности, строительство и реконструкция ЛЭП позволяют сохранить долю сетей электроснабжения, находящихся в удовлетворительном состоянии на уровне 100 процентов. Подключение силами компаний новых социальных, транспортных и иных объектов к сетям электроснабжения позволяет обеспечить доступность электросетевой инфраструктуры.
Система теплоснабжения города Москвы включает в себя более 18 тысяч км тепловых сетей, находящихся в эксплуатации публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК"). Максимально установленная выработка тепла в городе Москве составляет более 48 тысяч Гкал/ч, из них более 43 тысяч Гкал/ч публичного акционерного общества "Мосэнерго" и порядка 5 тысяч Гкал/ч ПАО "МОЭК". Дефицит тепловой энергии в городе Москве отсутствует, поскольку в настоящее время установленная мощность источников теплоснабжения превышает нагрузку потребителей. В рамках инвестиционной программы ПАО "МОЭК" проводится реконструкция тепловых сетей, оборудования объектов теплоснабжения (центральных тепловых пунктов, районных тепловых станций, квартальных тепловых станций, малых котельных), что позволяет сохранить долю тепловых сетей, находящихся в удовлетворительном состоянии, на уровне 100 процентов и снизить технологические потери тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям до уровня 514 463,6 Гкал. Ежегодно производится подключение новых объектов к сетям теплоснабжения, что увеличивает доступность услуги теплоснабжения для потребителей города Москвы. Для дальнейшего повышения надежности и качества теплоснабжения города Москвы требуется дальнейшая модернизация, замена оборудования некоторых источников, выработавших свой ресурс, подлежащих в ближайшей перспективе замене или существенной реконструкции с привлечением значительных объемов инвестиций.
Система газоснабжения города Москвы включает в себя порядка 8 тысяч км газовых сетей, находящихся в эксплуатации акционерного общества "МОСГАЗ", также 13 газопроводов-дюкеров высокого и среднего давления (общая протяженность газопроводов-дюкеров составляет порядка 9,74 км), большая часть которых проложена в центральной части города. Основными направлениями в развитии газового хозяйства столицы являются ускоренная модернизация газораспределительной сети за счет перекладки и реконструкции элементов системы с целью минимизации количества объектов со сроком эксплуатации, превышающим нормативные значения; строительство новых газопроводов и газораспределительных пунктов (далее - ГРП) для повышения надежности подачи газа на крупные объекты энергетики; ликвидация проблемных зон и участков на территории города Москвы с учетом территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы за счет увеличения пропускной способности зауженных участков сети и строительства дополнительных источников подачи газа. Проводимые работы по реконструкции и перекладке газопровода, ремонту электрозащитных установок и ГРП позволяют поддерживать долю сетей газопровода, находящихся в удовлетворительном состоянии, на уровне 100 процентов, обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию газораспределительной системы города Москвы.
Система коллекторного хозяйства города Москвы включает в себя порядка 816 км сетей коммуникационных коллекторов, в которых содержатся 1 097 км тепловых сетей, 8 042 км силовых кабелей, 19 486 км кабелей связи и 785 км водопроводных сетей. Коллекторы оснащены инженерными системами диспетчерского управления, электроснабжения, освещения, водоудаления, вентиляции, сигнализации загазованности, а также охранной и пожарной сигнализацией. На территории Центрального административного округа города Москвы загруженность системы коллекторов очень высокая, поэтому недостаточная пропускная способность действующих коллекторов является одной из ключевых проблем коллекторного хозяйства города Москвы. Для уменьшения степени износа ежегодно выполняются работы по модернизации, реконструкции коммуникационных коллекторов и техническому переоснащению систем жизнеобеспечения коллекторов. Проводимое строительство и реконструкция коллекторов позволяют сохранять долю коллекторов, находящихся в удовлетворительном состоянии, на уровне 100 процентов, создавать инфраструктуру для прокладки и технической эксплуатации городских инженерных коммуникаций, а также обеспечивать надежное безаварийное функционирование коллекторного хозяйства.
Система водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы и системы технического водоснабжения включают в себя порядка 13 тысяч км водопроводных сетей, более 9,6 тысяч км канализационных сетей. Резерв мощности московских станций водоподготовки составляет 52 процента (проектная мощность системы водоснабжения составляет 6,37 млн куб. м/сутки). Максимальная мощность всей канализационной системы города Москвы составляет 6,28 млн куб. м/сутки. В целях обеспечения качества питьевой воды, отвечающего нормативным требованиям, определены основные направления развития системы водоснабжения города Москвы: переход на наилучшие доступные технологии водоподготовки при производстве питьевой воды со строительством озоносорбционных блоков на Западной станции водоподготовки; модернизация в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы существующих водозаборных узлов с внедрением современных методов очистки воды; реконструкция и модернизация водопроводной сети, в том числе замена запорной арматуры, в целях обеспечения качества воды, поставляемой потребителям, повышения надежности водоснабжения и снижения аварийности. Выполняемые акционерным обществом "Мосводоканал" (далее - АО "Мосводоканал") мероприятия позволяют поддерживать долю водопроводно-канализационных сетей, находящихся в удовлетворительном состоянии, и долю абонентов, обеспеченных бесперебойной подачей воды, на уровне 100 процентов. Ежегодные мероприятия по строительству и реконструкции очистных сооружений позволяют поддерживать надежность работы систем водоотведения в соответствии с нормативными требованиями и обеспечивать потребности жителей и организаций, расположенных на территории города Москвы, в услугах канализации. За счет проводимых мероприятий АО "Мосводоканал" обеспечена устойчивая работа системы водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы.
Система водоотведения поверхностного стока включает в себя более 8,8 тысяч км водосточной сети. Протяженность водосточных сетей в городе Москве постоянно увеличивается. Централизованная система водоотведения города Москвы также включает в себя 252 очистных сооружения и более 441 тысячи смотровых колодцев и дождеприемных решеток. Помимо проведения работ по поддержанию водосточной сети в работоспособном состоянии, Государственным унитарным предприятием города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" (далее - ГУП "Мосводосток") ведется целенаправленная работа по реконструкции и развитию дождевой канализации в местах, где ранее выявлялись скопления воды. Ежегодное выполнение ремонтных работ на сетях дождевой канализации, обслуживаемых ГУП "Мосводосток", позволяет постоянно сокращать количество проблемных мест. Положительную динамику удается достигать, в том числе применяя современные технологии при производстве работ (метод санации). Основным направлением развития системы водоотведения поверхностного стока является комплексная реконструкция очистных сооружений, создание технологически законченного цикла обработки и утилизации осадков сточных вод, создание системы локальных очистных сооружений в районах новой жилой застройки, развитие системы теледиагностики и санации трубопроводов, снижение неравномерности поступления сточных вод за счет строительства аварийно-регулирующих резервуаров. Путем поддержания технической исправности водосточной системы создаются условия для максимально комфортного пребывания жителей и гостей столицы на улицах города Москвы.
Единая светоцветовая среда города Москвы включает в себя более 795 тысяч осветительных приборов и более 615 тысяч опор наружного освещения. Количество объектов в городе Москве, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой, составляет 2 212 штук. В городе Москве уделяется особое внимание эксплуатации осветительных установок. Поддержание качественных и количественных параметров осветительных установок является важной задачей для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности людей. Для эксплуатации средств освещения, телемеханических систем, оборудования и материалов, применяемых в осветительных установках, привлекаются квалифицированные специалисты в области электротехники, светотехники, слаботочных систем. В области развития единой светоцветовой среды города Москвы реализуется комплексный подход к освещению города Москвы с учетом его структуры, административно-территориального деления, исторических и культурных особенностей, традиций и иных аспектов. Такой подход, помимо прочих аспектов, выгоден экономически, так как комплексные решения позволяют более рационально распределять финансирование.
Сеть общественных туалетов города Москвы включает в себя 328 бесплатных городских стационарных общественных туалетов. Часть стационарных туалетов нуждается в систематическом капитальном ремонте, так как востребованность объектов данного типа в часы пик может достигать колоссальных показателей, кроме того, многие из них построены в первой половине XX века. Капитальный ремонт туалетов проводится с применением новых технологий, организацией безбарьерной среды в части адаптации для маломобильных групп населения, применением энергосберегающих технологий и материалов. Кроме того, туалеты оснащаются "тревожной кнопкой", с помощью которой можно немедленно вызвать вневедомственную охрану в случаях вандализма и противоправных действий. Ежегодно проводится комплекс работ по вводу в эксплуатацию общественных туалетов, продолжительное время не работавших по причине проблем с подключением к городским коммунальным сетям, а также новых объектов. Выполняемые мероприятия в рамках развития сети общественных туалетов позволяют обеспечить надлежащей санитарной услугой жителей и гостей столицы, в том числе маломобильных групп населения в местах массового пребывания.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности в городе Москве включают в себя комплекс мер, позволяющих достичь экономии топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) на всех этапах, включая переработку первичного ресурса (природный газ, нефтепродукты и иные ресурсы), передачу и транспортировку в сетях вторичного ресурса (электроэнергия, тепловая энергия) и конечное потребление всех ТЭР и воды. Сокращение выбросов парниковых газов при производстве энергетических ресурсов составляет 11 441,392 тысяч тонн эквивалента CO2 (диоксида углерода). В реализации проектов в данной сфере участвуют отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы (с привлечением подведомственных организаций) и крупные ресурсоснабжающие организации. Особое внимание при согласовании инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, уделяется наличию и выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с учетом отобранных и рекомендованных к внедрению в городе Москве решений и технологий. Немаловажным проектом остается внедрение энергосберегающих технологий в жилом секторе и в государственных организациях города Москвы. Основными проблемами в области энергосбережения и повышения энергоэффективности по-прежнему являются отсутствие бережного отношения к природным ресурсам, должного уровня популяризации энергосбережения и мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности как в социальной сфере, так и в быту. В рамках указанных мероприятий планируется осуществить работы по развитию энергосберегающих проектов и технологий, организации участия города Москвы в общегородских и международных выставках, фестивалях и конференциях.
Обращение с отходами и противооползневые работы включают в себя мероприятия по содержанию и эксплуатации закрытых для приема отходов полигонов твердых промышленных и бытовых отходов "Саларьево", твердых бытовых отходов "Дмитровский", "Хметьево" и "Малинки" в целях недопущения вредного воздействия на окружающую среду, эксплуатацию контейнеров типа "Колокол" для раздельного сбора (накопления) стеклянной и пластиковой тары, установленных в парках, крупных транспортно-пересадочных узлах и у объектов социальной сферы, обезвреживание и переработку отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп, включая их сбор и транспортирование, оказание услуг полного цикла по обеспечению радиационной безопасности населения города Москвы, утилизацию бесхозных автотранспортных средств.
Итоги реализации Государственной программы города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение" (далее - Государственная программа) в 2023 году демонстрируют отсутствие значительных рисков недостижения ее конечных результатов.
Цель Государственной программы по гарантированному обеспечению потребителей города Москвы необходимым набором коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры города Москвы будет достигнута в полном объеме в период реализации Государственной программы благодаря применяемым эффективным методам долгосрочного планирования.
2. Прогноз развития сферы коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения города Москвы. Планируемые показатели и результаты Государственной программы
Наравне с ростом экономики растет нагрузка на коммунально-инженерную инфраструктуру города Москвы. Реализация городской политики в сфере коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения позволяет обеспечивать потребности потребителей в полном объеме путем поддержания на уровне 100 процентов сетей инженерно-коммунальной инфраструктуры в удовлетворительном состоянии и обеззараживание современными методами воды, поставляемой по централизованным системам водоснабжения, на уровне 100 процентов.
Основным макроэкономическим показателем, характеризующим успешную реализацию политики в сфере энергосбережения, является энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП). К 2026 году планируется поддерживать значение показателя на уровне 2,7 кг условного топлива/тысяча рублей.
Указанные тенденции развития коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения будут достигаться за счет реализации мероприятий Государственной программы.
3. Цели и задачи Государственной программы, описание структурных элементов Государственной программы
Целями реализации Государственной программы являются гарантированное обеспечение потребителей города Москвы необходимым набором коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры города Москвы и снижение энергоемкости ВРП.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач в рамках реализации Государственной программы:
- обеспечение безаварийного и бесперебойного электроснабжения потребителей города Москвы;
- повышение надежности энергосистемы;
- определение прогнозных тепловых нагрузок по районам города Москвы и городу Москве в целом;
- снижение уровня износа подземных газопроводов;
- снижение уровня износа коллекторного хозяйства;
- повышение надежности работы системы водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормативными требованиями;
- создание новых и модернизация имеющихся мощностей объектов поверхностного стока;
- улучшение архитектурно-художественных качеств световой среды города Москвы в вечерне-ночное время;
- обеспечение инженерными коммуникациями существующих и строящихся жилых и нежилых зданий;
- сохранение устойчивого функционирования и развитие систем инженерно-коммунальной инфраструктуры;
- создание условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру города Москвы: государственно-частное партнерство, энергосервисные контракты (договоры);
- снижение себестоимости производства топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
- сокращение потребления первичного топлива (газа) при производстве электрической и тепловой энергии;
- снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь энергоресурсов;
- повышение осведомленности населения по вопросам энергосбережения.
Государственная программа включает в себя 11 подпрограмм, которые в комплексе обеспечивают достижение поставленных целей и решение задач:
- "Развитие электроснабжения города Москвы";
- "Развитие теплоснабжения города Москвы";
- "Развитие газоснабжения в городе Москве";
- "Развитие и модернизация объектов коллекторного хозяйства города Москвы";
- "Развитие и модернизация водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы и систем технического водоснабжения";
- "Развитие и модернизация объектов водоотведения поверхностного стока";
- "Развитие единой светоцветовой среды города Москвы";
- "Развитие сети общественных туалетов";
- "Развитие инженерных коммуникаций города Москвы";
- "Энергосбережение и повышение энергоэффективности";
- "Мероприятия в области обращения с отходами и противооползневые работы".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения города Москвы
Важнейшим условием успешной и эффективной реализации Государственной программы является дальнейшее совершенствование законодательства города Москвы в сфере коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения, в том числе формирование надлежащей правовой базы, направленной на поддержку и развитие в городе Москве строительства, реконструкции коммунально-инженерных сетей, энергосбережения и повышения энергоэффективности, обращения с отходами.
В целях совершенствования правового регулирования, актуализации правовой базы в городе Москве проводится мониторинг правовых актов города Москвы, а также осуществляется работа по формированию единообразной правоприменительной практики и оказанию методической помощи субъектам правоотношений в сфере коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения.
5. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации
Реализация Государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года: "Комфортная и безопасная среда для жизни".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 26 марта 2024 г. N 612-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.