Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.М. Радионовского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.М. Радионовский оспаривает конституционность подпункта 2 пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан (утвержден постановлением администрации Костромской области от 28 февраля 2011 года N 57-а "О предоставлении мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан"), согласно которому назначение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, впервые обратившимся за получением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, производится областным государственным казенным учреждением "Центр социальных выплат" с первого числа месяца, следующего за датой обращения и предъявления документов, указанных в пункте 4.2 указанного Порядка, в областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" или его обособленное структурное подразделение.
Как следует из представленных материалов, в декабре 2020 года В.М. Радионовский был признан инвалидом, 20 января 2022 года он обратился с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которая и была назначена ему с 1 февраля 2022 года, что заявитель счел нарушающим его конституционные права.
По мнению В.М. Радионовского, оспариваемая норма, примененная в его деле судами, не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 7 (часть 2) и 55 (часть 2), поскольку препятствует выплате указанной компенсации с момента установления лицу инвалидности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Частью тринадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право инвалидов на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Право на такого рода льготы непосредственно Конституцией Российской Федерации не устанавливаются, поэтому определение оснований их предоставления, круга субъектов, на которых они распространяются, источника и порядка их финансирования входит в компетенцию органов государственной власти, уполномоченных законодательством.
В силу части первой статьи 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий Администрацией Костромской области, действовавшей в рамках предоставленной ей компетенции, постановлением администрации Костромской области от 28 февраля 2011 года N 57-а был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, закрепивший правило о том, что назначение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг производится с первого числа месяца, следующего за датой обращения гражданина за ее получением и предъявления необходимых документов.
Оспариваемая заявителем норма, содержащая данное правило, обеспечивает гражданам возможность получения предусмотренных для них льгот и направлена на упорядочение отношений по их оформлению на основе единого подхода.
Разрешение же вопроса о возможности выплаты названной компенсации за прошлое время гражданам, имеющим право на ее получение, но не обращавшимся за ее назначением, связано с изменением законодательства, регламентирующего порядок реализации предоставленной инвалидам льготы, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Радионовского Валерия Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 1534-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Радионовского Валерия Михайловича на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-