Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу инспекции
гостехнадзора
Брянской области
от 19.12.2023 N 76
Программа
профилактики рисков причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год при осуществлении регионального надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Брянской области
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год при осуществлении регионального надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Брянской области (далее - Программа профилактики) Программа) устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Брянской области.
Программа разработана государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Брянской области (далее - контрольный (надзорный) орган) в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Контрольный (надзорный) орган в соответствии с постановлением Правительства Брянской области "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Брянской области", является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Брянской области (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
соблюдение физическими лицами - гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность (индивидуальными предпринимателями) и организациями - юридическими лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке, их обоснованными подразделениями, а также иными организациями, в том числе иностранными, объединениями и их подразделениями (далее - контролируемые лица), деятельность, действия или результаты деятельности которых подлежат государственному контролю (надзору) обязательных требований:
а) установленных Правительством Российской Федерации, к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
б) установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к порядку выдачи и оформления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися изготовителями самоходных машин и других видов техники, паспортов самоходных машин и других видов техники, а также к порядку оформления электронных паспортов самоходных машин и других видов техники;
в) утвержденных актами Президента Российской Федерации, в отношении мобилизационной готовности самоходных машин и других видов техники, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также к создаваемым на военное время специальным формированиям в части их наличия и готовности к работе;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) соблюдение физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, требований, установленных Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", к страхованию гражданской ответственности владельцев самоходных машин и других видов техники.
Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
б) самоходные машины и другие виды техники, к техническому состоянию которых предъявляются обязательные требования.
Программа профилактики предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Брянской области.
Определенная настоящей программой система мер предусматривает изменение формы воздействия на контролируемых лиц с уклоном на профилактическую.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности контролируемых лиц и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
1. Анализ текущего состояния осуществления вида надзора, описание текущего уровня развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направленна профилактика рисков причинения вреда
В 2024 году инспекцией гостехнадзора Брянской области плановые контрольно-надзорные мероприятия в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и друг их видов техники на территории Брянской области не установлены.
Согласно постановлению Правительства Брянской области от 20.12.2021 года N 562-п "Об утверждении положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на территории Брянской области" (далее постановление), вступившему в законную силу с 3 июля 2022 года, периодичность плановых проверок определяется исходя из определения категории риска контролируемого объекта. Установлены следующие категории риска:
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных надзорных мероприятий составляет:
- для категории значительного риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в три года;
- для категории среднего риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в четыре года;
- для категории умеренного риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в пять лет.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
В 2023 году проводилось активная профилактическая работа, направленная на:
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований законодательства при эксплуатации самоходных машин в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраняемым законом ценностям или снижение рисков их возникновения;
- принятие мер по предупреждению нарушений контролируемых лиц обязательных требований законодательства в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц при эксплуатации самоходных машин, аттракционов в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраняемым законом ценностям.
Проводились следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- консультирование;
- объявление предостережения;
- профилактический визит;
- обобщение правоприменительной практики.
Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте инспекции, лично или по телефону.
Основными требованиями к информированию являются:
- актуальность, своевременность, доступность и полнота информации;
- четкость в изложении материала.
В целях информирования владельцев поднадзорной техники утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, которое размещено на официальном сайте Инспекции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также, в связи с изменением правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники подготовлены и размещены на официальном сайте сведения об изменениях, внесенных в действующее законодательство. Размещена памятка-листовка по проведению профилактического визита, сведения о способах получения консультаций, перечень документов, запрашиваемых у контролируемых лиц, разъяснено понятие предостережения.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по их обращению по вопросам, связанных с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора).
Консультирование осуществляется должностными лицами инспекции гостехнадзора Брянской области по телефону, посредством видео - конференцсвязи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий. В настоящее время специалистами инспекции гостехнадзора Брянской области оказано 123 консультации.
При осуществлении консультирования уполномоченное должностное лицо обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц инспекции, иных участников контрольного мероприятия.
Консультирование осуществляется по вопросам:
организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора);
порядка осуществления профилактических, контрольных мероприятий, установленных положением о виде контроля.
Консультирование в письменной форме осуществляется в случаях, если:
контролируемым лицом предоставлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;
ответ на поставленные вопросы требует получения дополнительной информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Если поставленные во время консультирования вопросы не связаны с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) контролируемому лицу и их представителям даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований объявляется инспекцией гостехнадзора Брянской области и направляется контролируемому лицу в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Предостережение - это процессуальный документ, имеющий предупредительный, профилактический характер. Оно не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, и является актом, преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона, носит информационный характер.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требование о предоставлении контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется в управление гостехнадзора в письменной форме не позднее тридцати календарных дней с момента получения предостережения.
Возражение составляется контролируемым лицом в произвольной форме, оно должно содержать следующую информацию:
наименование контролируемого лица;
сведения об объекте контроля;
дата и номер предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
фамилию, имя, отчество направившего возражения;
дату направления возражения;
способ извещения контролируемого лица о принятом решении.
Возражение рассматривается в течение 5 рабочих дней с момента получения такого возражения.
За текущий период выдано 9 предостережения, возражений на предостережение не поступало.
Профилактический визит проводится специалистом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении контролируемых лиц, которые начали осуществлять деятельность в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники не позднее чем в течение одного года с момента начала осуществления такой деятельности.
Обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска:
осуществляющих деятельность в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, проводится 1 раз в три года.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом инспекцию не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
За текущий период проведено 1 профилактический визит.
По итогам проведения профилактического мероприятия очевидно, что одной из причин нарушений является различное толкование контролируемыми лицами действующего законодательства и позиция контролируемых лиц о необязательности соблюдения этих требований.
Основные проблемы, на решение которых будет направлена программа профилактики:
Формирование добросовестного, правового поведения контролируемых лиц и единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной деятельности посредством проведения информирования, консультирования, выдачи предостережения, проведения профилактических визитов.
Проведение профилактических мероприятий должно способствовать улучшению в целом ситуации, снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований в указанной сфере.
Мероприятия Программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач Программы.
По итогам обобщения правоприменительной практики инспекция гостехнадзора Брянской области обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики инспекции (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится инспекцией гостехнадзора Брянской области один раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным годом. Инспекция обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом инспекции гос технадзора Брянской области и размещается на сайте инспекции в течение 10 рабочих дней со дня утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад инспекции о состоянии регионального государственного контроля (надзора).
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2023 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Обращено внимание, что указанные особенности применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются в том числе на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц.
Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит.
Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.
Внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда здоровью граждан.
2. Цели и задачи программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
4) снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
5) снижение размера ущерба, причиняемого охраняемым законом ценностям.
Задачами реализации программы профилактики являются:
1) укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;
2) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения при эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований при эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
4) формирование одинакового понимания обязательных требований в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
5) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, и необходимых мерах по их исполнению;
6) повышение прозрачности осуществления регионального государственного контроля (надзора).
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичности) их проведении
Контрольный (надзорный) орган при осуществлении контроля может проводить следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется должностными лицами контрольного (надзорного) органа посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в средствах массовой информации и в иных формах, в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Контрольный (надзорный) орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника контрольного (надзорного) органа и размещается на официальной странице контрольного (надзорного) органа в срок, не превышающий 5 рабочих дней после его утверждения.
Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется контролируемому лицу в случае наличия у контро
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.