Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2024 г. N АКПИ24-78
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.
при секретаре Сибиле Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котоманова Максима Игоревича о признании недействующим пункта 499 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 4 июля 2022 г. N 110 (далее также - Приказ) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2022 г., регистрационный номер 69157, размещён на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г.
Согласно пункту 499 Правил в лечебно-профилактических учреждениях (далее также - ЛПУ) изолированно от других категорий осуждённых к лишению свободы содержатся только мужчины, осуждённые к лишению свободы при особо опасном рецидиве преступлений, осуждённые, отбывающие пожизненное лишение свободы, а также осуждённые к лишению свободы, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определённый срок или пожизненным лишением свободы, осуждённые к лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьме. Применяется только камерная система размещения в ЛПУ указанных осуждённых к лишению свободы. Отдельно от других осуждённых к лишению свободы в ЛПУ содержатся несовершеннолетние, женщины содержатся отдельно от мужчин, осуждённые к лишению свободы, больные инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно по видам инфекций и отдельно от больных, проходящих лечение по поводу неинфекционных заболеваний.
Котоманов М.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 499 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит части восьмой статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также - УИК РФ), нарушает его право как бывшего работника правоохранительных органов на содержание отдельно от других категорий осуждённых. По мнению административного истца, оспариваемая норма позволяет не соблюдать правило о раздельном содержании осуждённых - бывших работников судов и правоохранительных органов, установленное частью третьей статьи 80 УИК РФ.
В обоснование заявленного требования Котоманов М.И. указывает, что в период нахождения в лечебно-профилактическом учреждении уголовно-исполнительной системы содержался совместно с другими категориями осуждённых, в связи с чем возникла угроза его жизни и здоровью. Считает в отношении себя нарушенными положения статьи 80 УИК РФ.
Административный ответчик Минюст России и заинтересованное лицо Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указали, что Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормы соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Административный истец и его представитель Королев С.В. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В судебное заседание представитель административного истца Королев С.В. не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Минюста России Ермасов Е.В. и представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русаков И.В. в судебном заседании, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Обсудив доводы административного истца Котоманова М.И., выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Ермасова Е.В. и представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу части третьей статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Полномочия Минюста России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, на момент утверждения Правил были определены подпунктом 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", утвердившего Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение).
В настоящий момент соответствующие полномочия Минюста России закреплены в подпункте 9 пункта 2 Положения.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, Правила утверждены Минюстом России при реализации полномочий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, с соблюдением формы и порядка введения в действие, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2023 г. N АКПИ22-1212, от 24 марта 2023 г. N АКПИ23-66, от 22 июня 2023 г. N АКПИ23-504, от 23 августа 2023 г. N АКПИ23-636, от 11 января 2024 г. N АКПИ23-1085, от 24 января 2024 г. N АКПИ23-1066.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого положения нормативного правового акта части восьмой статьи 74 УИК РФ и о нарушении его прав, свобод и законных интересов являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Исходя из положений части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осуждённых являются задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, включающего в том числе Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (часть вторая статьи 1, часть первая статьи 2 УИК РФ).
В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, лишение и ограничение прав и свобод устанавливаются федеральным законом в виде применения наказания, при исполнении которого им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, часть вторая статьи 10 УИК РФ).
Права и обязанности осуждённых определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (часть четвёртая статьи 10 УИК РФ).
К одному из основных средств исправления осуждённых часть вторая статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации относит порядок исполнения и отбывания наказания (режим), под которым согласно части первой статьи 82 названного кодекса понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Пункт 499 Правил предусматривает раздельное содержание некоторых категорий осуждённых в лечебно-профилактических учреждениях, а именно: мужчин, осуждённых к лишению свободы при особо опасном рецидиве преступлений, осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, осуждённых к лишению свободы, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определённый срок или пожизненным лишением свободы, осуждённых к лишению свободы, отбывающих наказание в тюрьме, несовершеннолетних, женщин и мужчин, осуждённых к лишению свободы, больных инфекционными заболеваниями.
Оспариваемая норма не противоречит нормам Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о раздельном содержании осуждённых.
В силу статьи 80 УИК РФ в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осуждённых к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых (часть первая). Лица, впервые осуждённые к лишению свободы, содержатся отдельно от осуждённых, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осуждённых содержатся: осуждённые при опасном рецидиве, осуждённые при особо опасном рецидиве преступлений; осуждённые к пожизненному лишению свободы; осуждённые, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определённый срок (часть вторая). В отдельных исправительных учреждениях содержатся осуждённые - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осуждённые (часть третья). Установленные названной статьёй требования раздельного содержания осуждённых не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребёнка. Осуждённые, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом (часть четвёртая). Осуждённые, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осуждённых (часть пятая).
Таким образом, условия содержания осуждённых к лишению свободы в исправительных учреждениях находят своё выражение в раздельном, отдельном и изолированном содержании. Необходимо отметить, что названные требования закона об отдельном, раздельном и изолированном содержании не означают, что для каждой выделенной группы в местах лишения свободы создаются особые условия.
В соответствии со статьёй 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения (часть первая). В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осуждённые, указанные в части второй статьи 101 этого кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осуждённых (часть восьмая).
Как следует из положений частей первой и второй статьи 101 УИК РФ, лечебно- и санитарно-профилактическая помощь осуждённым к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья, для чего в уголовно-исполнительной системе организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулёзные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осуждённых, больных открытой формой туберкулёза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Кроме того, часть пятая той же статьи, действуя во взаимосвязи со статьёй 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", конкретизирующей права лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на получение медицинской помощи, относит вопрос определения порядка оказания такой помощи к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В свою очередь, Правила определяют особенности размещения осуждённых в лечебно-профилактических учреждениях и условия отбывания наказания в период стационарного лечения (глава XXXI), а также особенности условий содержания осуждённых в лечебных исправительных учреждениях (глава XXXII).
Следовательно, медицинская помощь в стационарных условиях осуждённым к лишению свободы оказывается в лечебно-профилактических учреждениях или в медицинских организациях (больницах), а в лечебных исправительных учреждениях осуждённым (больным туберкулёзом, алкоголизмом и наркоманией) оказывается медицинская помощь как амбулаторно, так и - при наличии медицинских показаний - в стационарных условиях. В частности, помещение (направление) больных туберкулёзом в отдельные (профильные) лечебные исправительные учреждения обусловлено необходимостью оказания им специализированной помощи и требованием медицинской (санитарной) изоляции таких лиц от других осуждённых для снижения рисков заражения этим социально опасным заболеванием и для предупреждения его дальнейшего распространения.
Из приведённых положений в их взаимосвязи следует, что требований раздельного содержания граждан во время их пребывания в лечебно-профилактических учреждениях действующее законодательство не содержит.
Установленное оспариваемой нормой правовое регулирование является элементом обеспечения режима содержания под стражей и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов административного истца, поскольку не вводит дополнительных запретов или ограничений, не предусмотренных законом.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование административного истца о признании недействующим пункта 499 Порядка фактически основано на его несогласии с действиями (бездействием) должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации при реализации данного порядка, а также с состоявшимся судебным решением, проверка законности и обоснованности которого не входит в предмет настоящего административного дела.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений и дополнений в действующее регулирование в части необходимости регламентации иного порядка содержания в лечебно-профилактических учреждениях бывших работников судов и правоохранительных органов с другими категориями осуждённых, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Поскольку пункт 499 Правил не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в упоминаемых им аспектах, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Котоманова Максима Игоревича о признании недействующим пункта 499 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2024 г. N АКПИ24-78
Опубликование:
-