Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2024 г. N АПЛ24-240
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Вавилычевой Т.Ю., Якимова А.А.
при секретаре Шолгиной Н.И.
с участием прокурора Смирновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Шереметьево Карго" о признании частично недействующими примечания 18 пункта 2, абзацев первого, седьмого и одиннадцатого пункта 5, абзацев первого и четвертого пункта 6, абзацев первого, четвертого и пятого пункта 7 Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности, определенных приказом Федеральной таможенной службы от 18 марта 2019 г. N 444, приложений N 1-3 к Способу предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форме отчетов, структуре и формату представляемых отчетов в виде электронного документа, Порядку их заполнения, а также Порядку и срокам представления отчетности
по апелляционной жалобе акционерного общества "Шереметьево Карго" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. по делу N АКПИ24-59, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей акционерного общества "Шереметьево Карго" Демкина Н.А., Кудрявцева М.И., Якунина Е.В. и Ушакова В.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителей Федеральной таможенной службы Голомутько М.В., Ивлевой А.С., Макарова Д.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 18 марта 2019 г. N 444 (далее - Приказ N 444) определены Способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, формы отчетов, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (далее - Способ предоставления отчетности).
Нормативный правовой акт 17 апреля 2019 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 54416, и 18 апреля 2019 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Пунктом 2 Способа предоставления отчетности предусмотрено, что владельцы складов временного хранения (далее также - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к Приказу N 444, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее также - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N 3).
Согласно примечанию 18 к названному пункту ДО-2 не формируется при выдаче проб и образцов в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 приложения N 1 к Приказу N 444 при условии, что данные пробы и образцы будут указаны в отчетности по форме ДО-2 на товары, составной частью которых они являются.
В пункте 5 Способа предоставления отчетности закреплено, что заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом установленных этим пунктом особенностей (абзац первый). Графа "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС и ТН ВЭД ЕАЭС" заполняется, если сведения о коде товара представляются владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) лицом, указанным в пункте 2 приложения N 1 к Приказу N 444 (далее также - уполномоченное лицо), или содержатся в информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 444 (абзац седьмой). Графы "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются, если сведения о стоимости представляются владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уполномоченным лицом или содержатся в информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 444 (абзац одиннадцатый).
Пунктом 6 Способа предоставления отчетности определено, что заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к Приказу N 444) (абзац первый). Графы "Наименование товара", "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Складской номер товара", "Количество грузовых мест", "Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м) (либо в дополнительных единицах измерения)", "Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к Приказу N 444, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к Приказу N 444 (абзац четвертый)
Исходя из пункта 7 Способа предоставления отчетности заполнение отчета по форме ДО-3 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения, указанное в пункте 2 приложения N 4 к Приказу N 444) и выданных, с учетом установленных этим пунктом особенностей (абзац первый). Графа "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС" заполняется в соответствии с абзацем шестым пункта 5 Способа предоставления отчетности (абзац четвертый). Графы "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" заполняются в соответствии с абзацем восьмым пункта 5 Способа предоставления отчетности (абзац пятый).
В приложениях N 1-3 к Способу предоставления отчетности приведены формы отчетов ДО-1, ДО-2 и ДО-3
Формой отчета ДО-1 (приложение N 1) предусмотрена таблица (далее также - таблица формы отчета ДО-1), состоящая из 10 граф, в которой указываются сведения о принятом на хранение товаре, в том числе код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС и ТН ВЭД ЕАЭС (графа 4), стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах (графа 8), буквенный код валюты (графа 9).
В форме отчета ДО-2 (приложение N 2) приведена таблица (далее также - таблица формы отчета ДО-2), состоящая из 21 графы, в которой указываются сведения о выдаче товаров со склада временного хранения (иного места временного хранения): приход, расход и остаток. В сведениях о приходе указываются, в частности, код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС и ТН ВЭД ЕАЭС (графа 6), стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах (графа 10), буквенный код валюты (графа 11). Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, приводится также в сведениях о расходе (графа 16) и сведениях об остатке (графа 21).
В форме отчета ДО-3 (приложение N 3) содержится таблица (далее также - таблица формы отчета ДО-3), состоящая из 20 граф, в которой указываются сведения о товарах, помещенных на склад временного хранения (иное место временного хранения) и выданных с него: приход, расход. В сведениях о приходе указываются, в частности, код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС и ТН ВЭД ЕАЭС (графа 10), стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах (графа 11), буквенный код валюты (графа 12). Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, приводится также в сведениях о расходе (графа 19).
Акционерное общество "Шереметьево Карго" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими примечания 18 пункта 2, абзацев первого, седьмого и одиннадцатого пункта 5, абзацев первого и четвертого пункта 6, абзацев первого, четвертого и пятого пункта 7 Способа предоставления отчетности, графы 4, 8, 9 таблицы формы отчета ДО-1, графы 6, 10, 11, 16, 21 таблицы формы отчета ДО-2, графы 10, 11, 12, 19 таблицы формы отчета ДО-3. В обоснование заявления административный истец ссылался на то, что оспариваемые предписания противоречат статьям 1, 2, части 2 статьи 15, статьям 17, 18, части 1 статьи 19, части 1 статьи 45, частям 1, 2 статьи 46, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 8, части 1 статьи 341, главе 62 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), подпунктам 2, 3 пункта 1 статьи 88, пунктам 1, 3 статьи 100, главе 57 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС), пункту 1 статьи 909 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку создают правовую неопределенность порядка заполнения отчетов по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3, требуют от владельцев СВХ в данных отчетах заполнять сведения о коде единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80 (далее также - ТН ВЭД ЕАЭС), и о стоимости товара.
В административном исковом заявлении указано, что Общество является владельцем склада временного хранения, включенным в соответствующий реестр; несоблюдение оспариваемых норм влечет для владельца СВХ административную ответственность, предусмотренную статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный ответчик ФТС России и привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Минюст России административный иск не признали, отметив в письменных возражениях и отзыве, что Приказ N 444 издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном законом порядке, а оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. административное исковое заявление Общества удовлетворено частично. Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы четвертый и пятый пункта 7 Способа предоставления отчетности. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, не соглашаясь с таким решением, просит его изменить, удовлетворив административное исковое заявление в полном объеме. Полагает, что судом первой инстанции не применены положения закона, подлежащего применению, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, ввиду чего выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Административный истец ссылается на то, что суд первой инстанции проигнорировал приведенные им конкретные обстоятельства, связанные с заполнением отчетов по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3 в части сведений о кодах ТН ВЭД ЕАЭС и стоимости товаров, свидетельствующие о правовой неопределенности оспариваемых предписаний.
В жалобе указано, что Общество является владельцем СВХ, расположенного в аэропорту Шереметьево. Авиаперевозчики при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС в силу установленных норм и правил перевозки грузов воздушным транспортом не обладают сведениями о кодах ТН ВЭД ЕАЭС перевозимых товаров и их стоимости, обязанность авиаперевозчиков представлять таможенным органам данные сведения отсутствует, что следует из пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС. Нормами международного права, Воздушным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено наличие в товаросопроводительных документах по авиаперевозке сведений о кодах ТН ВЭД ЕАЭС, стоимости товаров и коде валюты.
По мнению административного истца, существенным обстоятельством, которое не учел суд первой инстанции, является объективная невозможность в некоторых случаях сопоставить сведения о товарах при заполнении отчета по форме ДО-2 с отчетом по форме ДО-1.
Общество также утверждает, что суд первой инстанции не обосновал в решении вывод об отсутствии правовой неопределенности в оспариваемых нормах.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФТС России просит в ее удовлетворении отказать, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы административного истца несостоятельными.
Минюст России также представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых поддержал свою позицию по данному делу, изложенную в суде первой инстанции, и просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения обжалуемого решения суда не находит.
Согласно статье 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Евразийского экономического союза (далее также - Союз), помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. В соответствии с законодательством государств-членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании может быть установлено, что указанными лицами отчетность представляется только по требованию таможенного органа. Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункты 1, 2).
Статьей 13 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены этим законом, в том числе лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (пункт 5 части 1).
Исходя из статьи 337 названного закона владельцы складов временного хранения отнесены к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является ФТС России (пункт 1 ранее действовавшего Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809, пункт 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636).
С учетом изложенных норм, а также положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в обжалуемом решении правомерно указано, что Приказ N 444, которым определен Способ предоставления отчетности, издан ФТС России в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и введения в действие нормативного правового акта.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт в части установления обязанности владельцев СВХ при предоставлении таможенному органу отчетов по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3 заявлять в них сведения о коде товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС и ТН ВЭД ЕАЭС, о стоимости товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, о буквенном коде валюты не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу положений ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) (пункт 1 статьи 98).
Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых может осуществляться временное хранение товаров (далее также - места временного хранения). Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории свободной (специальной, особой) экономической зоны, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункты 1, 2 статьи 99).
Владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС. Отношения владельца склада временного хранения с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе (пункты 1, 2 статьи 410).
Статьей 414 ТК ЕАЭС установлены обязанности владельца СВХ, к которым, в частности, относится обязанность вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Полномочия по определению способа представления отчетности, как уже отмечалось выше, делегированы федеральным законодателем ФТС России (часть 1 статьи 13 Закона о таможенном регулирования), которая в Приказе N 444 осуществила соответствующее правовое регулирование.
На основании приведенных законоположений суд первой инстанции верно указал в решении, что владелец СВХ при осуществлении хранения на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, ведет учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представляет таможенным органам отчетность о таких товарах, а не о грузах, как ошибочно полагает административный истец.
В статье 100 ТК ЕАЭС закреплено, что для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа. Подача документов таможенному органу может быть осуществлена в электронном виде. Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено названным кодексом (пункты 1, 3).
Перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, содержится в пункте 1 статьи 89 ТК ЕАЭС. Так, при международной перевозке автомобильным транспортом представляются в том числе транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, сведения о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков), о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); при международной перевозке водных транспортом - в том числе декларация о грузе, транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре не содержатся в декларации о грузе, сведения о товарах (наименования, общее количество и описание); при международной перевозке воздушным транспортом - в том числе документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость), транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, сведения о товарах (наименования); при международной перевозке железнодорожным транспортом - в том числе транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, сведения о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков), весе брутто товаров (в килограммах).
Статьей 95 Закона о таможенном регулировании установлено, что товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС и положениями главы 15 данного закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также осуществляется таможенное декларирование товаров (части 1, 2).
Одним из видов таможенной декларации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС является декларация на товары.
В силу пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию в том числе сведения о товарах (в частности, наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость), а также сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (в частности, курс валют, применяемый для их исчисления в соответствии с ТК ЕАЭС).
Классификация товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности осуществляется декларантом при таможенном декларировании, а в отдельных случаях таможенным органом (пункты 1, 2 статьи 20 ТК ЕАЭС). Если при классификации товаров в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи (исчисление таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате), у таможенного органа отсутствуют точные сведения о характеристиках товаров, их наименованиях или иная информация, необходимая для классификации товаров на уровне 10 знаков, допускается определение кода товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 4 знаков исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки (пункт 3 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Выпуск товаров согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определяется как действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с данным кодексом помещению под таможенные процедуры.
Пунктом 6 статьи 118 ТК ЕАЭС на таможенный орган возложена обязанность в электронной форме уведомлять о выпуске товаров лицо, осуществляющее временное хранение товаров, в отношении которых произведен выпуск товаров.
В приложении N 1 к Приказу N 444 (Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров) закреплено, что перевозчик или иное лицо, указанное в статье 83 ТК ЕАЭС (далее также - уполномоченное лицо), совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в сроки, установленные частью 9 статьи 85 Закона о таможенном регулировании. Для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности которого планируется временное хранение указанных товаров (далее также - таможенный пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, при условии, что такая предварительная информация содержит сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение. Фактическое размещение товаров на СВХ (в ином месте временного хранения) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, а также получения владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) информации, предусмотренной пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 444 (пункты 2, 4, 5).
Приложением N 2 к Приказу N 444 (Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов) предусмотрено, что регистрация документов, представленных в соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Приказу N 444, осуществляется не позднее 1 часа с момента их представления таможенному посту. После регистрации данных документов уполномоченному лицу направляется подтверждение об их регистрации, содержащее в том числе информацию об истечении срока временного хранения товаров. Информация о факте регистрации указанных документов, о реквизитах этих документов и содержащихся в них сведениях передается в информационную систему владельца СВХ (лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) при условии наличия у таможенного поста сведений, подтверждающих заключение договора хранения (иного договора, в соответствии с которыми осуществляется временное хранение товаров) между указанным владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) и уполномоченным лицом (пункты 3, 4).
Согласно пункту 12 приложения N 1 к Приказу N 444 таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 названного приложения (в частности, при помещении товаров под таможенную процедуру, при отборе проб и образцов товаров), направляет владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения) и имеющее регистрационный номер и содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров).
Как правомерно отмечено в обжалуемом решении, из приведенных положений действующего законодательства следует, что сведения, указанные в формах отчетов ДО-1, ДО-2, ДО-3, в том числе о коде товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС, о стоимости товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, о буквенном коде валюты, предоставляются уполномоченным лицом в таможенный орган для помещения товаров на временное хранение и для выдачи товаров. После получения подтверждения о регистрации документов, а также оформления уведомления, являющегося разрешением на выдачу товаров, информация о факте регистрации документов и об оформлении уведомления, о реквизитах этих документов и содержащихся в них сведениях направляется владельцу СВХ.
Данные сведения в полной мере позволяют владельцу СВХ заполнить все графы в формах отчетов ДО-1, ДО-2, ДО-3 с учетом того, что обязательность заполнения графы "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС" в отчете по форме ДО-1 абзацем седьмым пункта 5 Способа предоставления отчетности предусмотрена, если сведения о коде товара представляются владельцу СВХ лицом, указанным в пункте 2 приложения N 1 к Приказу N 444, то есть перевозчиком или иным лицом, указанным в статье 83 ТК ЕАЭС, совершающим таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, или если эти сведения содержатся в информации, переданной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 444 в информационную систему владельца СВХ. Кроме того, заполнение граф Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" в отчете по форме ДО-1 абзацем одиннадцатым пункта 5 Способа предоставления отчетности предусмотрено, если сведения о стоимости представляются владельцу СВХ уполномоченным лицом или содержатся в информации, переданной таможенным постом в информационную систему владельца СВХ.
Таким образом, сведения о коде товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС, о стоимости товаров, о буквенном коде валюты могут не указываться в отчете по форме ДО-1 в случае, если такие сведения отсутствуют в товаросопроводительных документах, представленных уполномоченным лицом таможенному органу при их регистрации для целей помещения товаров на временное хранение.
Заполнение граф "Наименование товара", "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Складской номер товара", "Количество грузовых мест", "Вес товара брутто (в кг.) или объем товара (в куб. м.) (либо в дополнительных единицах измерения)", "Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" в отчете по форме ДО-2 абзацем четвертым пункта 6 Способа предоставления отчетности предусмотрено на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к Приказу N 444 (документы, предоставляемые владельцем СВХ таможенному посту, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации фиксируется разделение товарной партии и (или) устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в кг) либо объема (в куб. м), указанным в транспортных или коммерческих документах, или в случае прибытия товаров воздушным транспортом без транспортных документов), а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к Приказу N 444.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что приведенные нормативные предписания не противоречат нормам ТК ЕАЭС и Закона о таможенном регулировании, регламентирующим вопросы предоставления таможенным органам отчетности и временного хранения товаров на складах временного хранения, и не нарушают права административного истца в указанном им аспекте.
Заполнение сведений о коде товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС, о стоимости товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, о буквенном коде валюты предусмотрено в целях осуществления таможенного контроля, идентификации товара, а также начисления таможенных пошлин.
Нормативного правового акта большей юридической силы, который устанавливал бы иной способ предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что в некоторых случаях невозможно сопоставить сведения о товарах при заполнении отчета по форме ДО-2 с отчетом по форме ДО-1, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения.
Исходя из пункта 6 Способа предоставления отчетности отчет по форме ДО-2 заполняется на основании сведений, содержащихся в отчете по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к Приказу N 444, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, являющемся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ. Следовательно, несовпадение сведений в отчете по форме ДО-1 со сведениями, содержащимися в отчете по форме ДО-2, не исключается. При этом направление таможенным органом уведомления о возможности выдачи товаров с СВХ осуществляется исключительно в целях выдачи лишь тех товаров, в отношении которых в установленном порядке произведено таможенное декларирование и выпуск. То есть у владельца СВХ имеется возможность отразить корректно все предусмотренные отчетностью сведения и, соответственно, исполнить обязанность по представлению отчетности с достоверными сведениями.
Примечание 18 пункта 2 Способа предоставления отчетности, вопреки утверждению административного истца, не создает предпосылок для нарушения владельцем СВХ положений Приказа N 444 при выдаче проб и образцов в случае, если по каким-либо причинам декларант не заявляет сведения о пробах и образцах в декларации на товары, поскольку заявление полных и достоверных сведений в декларации на товары является прямой обязанностью декларанта, ответственность за неисполнение которой возложена на него (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценки конкретным обстоятельствам, связанным с заполнением Обществом отчетов по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3 в части сведений о кодах ТН ВЭД ЕАЭС и о стоимости товаров, которые, по его мнению, свидетельствуют о правовой неопределенности оспариваемых предписаний, не является основанием для отмены или изменения вынесенного решения.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, при рассмотрении административных дел в порядке абстрактного нормоконтроля судом не устанавливаются и не исследуются фактические обстоятельства, относящиеся к конкретной ситуации (спору) и не связанные с решением вопроса о соответствии оспариваемого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В обжалуемом решении отражены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для данного дела, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Утверждение в апелляционной жалобе о правовой неопределенности примечания 18 пункта 2, абзацев первого, седьмого, одиннадцатого пункта 5, абзацев первого, четвертого пункта 6, абзаца первого пункта 7 Способа предоставления отчетности также является несостоятельным.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.
Между тем содержание приведенных норм Способа предоставления отчетности отвечает критериям ясности, недвусмысленности и не допускает неоднозначного толкования; данных о том, что их применение на практике не соответствует истолкованию, выявленному судом при рассмотрении настоящего административного дела, не установлено (часть 3 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая, что какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, примечания 18 пункта 2, абзацев первого, седьмого, одиннадцатого пункта 5, абзацев первого, четвертого пункта 6, абзаца первого пункта 7 Способа предоставления отчетности и приложения N 1-3 к нему не противоречат, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал Обществу в удовлетворении административного искового заявления в части признания недействующими указанных положений.
При этом суд первой инстанции, установив, что определенное абзацами четвертым и пятым пункта 7 Способа предоставления отчетности регулирование по заполнению граф "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" и "Буквенный код валюты" отчета по форме ДО-3 порождает правовую неопределенность, правильно признал данные предписания не действующими со дня вступления решения в законную силу.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Шереметьево Карго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зайцев В.Ю. |
Члены коллегии |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Якимов А.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2024 г. N АПЛ24-240
Опубликование:
-