Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федерального казначейства
от 27 апреля 2024 г. N 162
Утвержден
приказом Федерального казначейства
от 2 июля 2018 г. N 188
Порядок организации процессов жизненного цикла информационных систем в Федеральном казначействе
I. Общие положения
1.1. Порядок организации процессов жизненного цикла (далее - Порядок) устанавливает последовательность процессов жизненного цикла государственных информационных систем (далее - ГИС) и иных информационных систем, не являющихся государственными информационными системами (далее - Ведомственные ИС), оператором которых является Федеральное казначейство (далее при совместном упоминании - ИС), определяет участников жизненного цикла ИС, зоны их ответственности, типовые процедуры, выполняемые структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства (далее - ЦАФК), территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) и федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР") в процессах жизненного цикла ИС.
1.2. В рамках настоящего Порядка применяются следующие термины и сокращения:
N |
Термин/Сокращение |
Содержание |
1. |
Концепция |
Документ, содержащий обоснование вариантов построения системы, условия и мероприятия по ее созданию, на основе которых принимается решение о необходимости и целесообразности создания системы, формируются требования к ней, а также обеспечиваются единый контекст и взаимосвязь результатов реализации требований к системе на последующих этапах ее жизненного цикла, в том числе при разработке технического задания на систему. |
2. |
Проектная документация |
Документация, разрабатываемая на этапе жизненного цикла ИС, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 (далее - Требования), содержащая описание проектных решений по автоматизируемым процессам деятельности, реализуемым посредством системы, решений по архитектуре системы, решений по содержанию, структуре и ограничениям целостности, используемых для создания базы данных системы в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию (развитию) ИС. |
3. |
Рабочая документация |
Документация, разрабатываемая на этапе жизненного цикла ИС, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Требований, содержащая сведения, необходимые для выполнения ввода в эксплуатацию и эксплуатации ИС, и порядок эксплуатации ИС, включающий сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) ИС, установленных в проектных решениях. |
4. |
ИТ-инфраструктура |
Комплекс взаимосвязанных примененных технологий, технических, аппаратных и системных программных средств, систем связи и телекоммуникаций, систем жизнеобеспечения, образующих основу функционирования ИС. |
5. |
Техническое задание на информационную систему (ТЗ на ИС) |
Документ, определяющий требования и порядок создания (развития) ИС, в соответствии с которым проводится создание (развитие) ИС, приемка, ввод в эксплуатацию. |
6. |
Частное техническое задание на часть информационной системы (ЧТЗ на ИС) |
Документ, определяющий требования и порядок создания (развития) части ИС. |
7. |
Технологический регламент (ТР) |
Документ, устанавливающий последовательность действий, выполняемых сотрудниками Федерального казначейства в ИС, входит в комплект рабочей документации. |
8. |
Проектная документация на систему (подсистему) защиты информации ИС |
Документация, разрабатываемая на этапе жизненного цикла ИС, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 Требований, содержащая описание проектных решений по системе (подсистеме) защиты информации ИС, структуре системы защиты информации ИС, по структуре технических средств. |
9. |
Рабочая документация на систему (подсистему) защиты информации ИС |
Документация на систему (подсистему) защиты информации ИС, разрабатываемая на этапе жизненного цикла ИС, предусмотренного подпунктом "б" пункта 5 Требований, содержащая сведения, необходимые для выполнения ввода в эксплуатацию и эксплуатации системы (подсистемы) защиты информации ИС, и порядок эксплуатации системы (подсистемы) защиты информации ИС, включающий сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (подсистемы) защиты информации ИС, установленных в проектных решениях. |
1.3. Жизненный цикл ИС включает в себя следующие стадии:
I. Создание (развитие) ИС.
II. Ввод ИС в эксплуатацию.
III. Эксплуатация ИС.
IV. Вывод ИС из эксплуатации.
1.4. Участниками жизненного цикла ИС являются заместитель руководителя Федерального казначейства, курирующий структурное подразделение ЦАФК, определенное в качестве Технолога соответствующей ИС (далее - заместитель руководителя Федерального казначейства), структурные подразделения ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
1.5. В процессе жизненного цикла ИС предусмотрены следующие роли:
а) Функциональный заказчик;
б) Технолог;
в) Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру;
г) Ответственный за обеспечение эксплуатации;
д) Ответственный за информационную безопасность;
е) Пользователь ИС;
ж) Пилотные пользователи;
з) Ответственный за внедрение клиентоцентричного подхода.
1.6. Зоны ответственности участников жизненного цикла ИС:
N |
Роль |
Участник жизненного цикла ИС |
Зона ответственности |
1. |
Функциональный заказчик |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за организацию исполнения функции Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР", в целях автоматизации которой создается (развивается) ИС, а также организации исполнения новой (измененной) функции, автоматизированной в ИС (Версии программного обеспечения ИС) (далее - Версии ПО ИС) |
1. Разработка и организация согласования проекта Концепции. 2. Формирование Заявки на создание (развитие) ИС. 3. Консультирование Технолога по вопросам организации исполнения функции Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР", в целях автоматизации которой создается (развивается) ИС, в процессе создания, развития и эксплуатации ИС. 4. Согласование ТР. 5. Участие в проведении предварительных испытаний ИС (далее - ПДИ), опытной эксплуатации (далее - ОЭ), приемочных испытаний ИС (Версии ПО ИС) (далее - ПМИ) (по решению Функционального заказчика) |
2. |
Технолог |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за создание (развитие) ИС (включая интеграцию между ИС) |
1. Участие в разработке проекта Концепции. 2. Разработка и организация согласования: - проекта финансово-экономического обоснования затрат на выполнение работ по созданию ИС; - ТЗ (ЧТЗ) на ИС; - описания постановки задачи; - проектной и рабочей документации на ИС, за исключением документации на систему (подсистему) защиты информации ИС; - ТР (для функций, выполняемых сотрудниками Федерального казначейства в ИС); - проекта приказа Федерального казначейства о создании (развитии) ИС. 3. Разработка схем функциональных процессов (при необходимости). 4. Разработка или адаптация ИС (Версии ПО ИС). 5. Организация и проведение ПДИ, ОЭ и ПМИ ИС (Версии ПО ИС). 6. Утверждение проектной, рабочей документации на ИС, за исключением проектной и рабочей документации на систему защиты информации ИС. 7. Информирование Функционального заказчика о ходе создания (развития) ИС. 8. Согласование проектной и рабочей документации на систему (подсистему) защиты информации ИС |
3. |
Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за эксплуатацию ИС, за создание (развитие) ИТ-инфраструктуры ИС, за актуализацию системной архитектуры ИС |
1. Участие в разработке проекта Концепции. 2. Согласование: - проекта финансово-экономического обоснования затрат на выполнение работ по созданию (развитию) ИС; - ТЗ (ЧТЗ) на ИС; - проектной и рабочей документации на ИС (Версии ПО ИС); - проектной и рабочей документации на систему (подсистему) защиты информации ИС; - ТЗ (ЧТЗ) на создание (развитие) системы (подсистемы) защиты информации ИС. 3. Разработка и организация согласования: - проекта приказа о вводе в эксплуатацию ИС; - проекта приказа о выводе из эксплуатации ИС. 4. Организация выполнения мероприятий по подготовке (актуализации) расчета затрат на создание (развитие) ИС, Ведомственной программы цифровой трансформации. 5. Организация проведения пусконаладочных работ для подготовки ИТ-инфраструктуры, тестовых стендов и целевых программно-аппаратных комплексов для проведения ПДИ и ОЭ ИС (Версии ПО ИС). 6. Участие в проведении ПМИ ИС (Версии ПО ИС). 7. Ввод в эксплуатацию ИС (Версии ПО ИС). 8. Организация технического сопровождения эксплуатации ИС. 9. Вывод из эксплуатации ИС. 10. Определение требований к системной архитектуре ИС (Версии ПО ИС), ИТ-инфраструктуре для развития и эксплуатации ИС (Версии ПО ИС). 11. Обеспечение ИТ-инфраструктуры, достаточной для эксплуатации ИС (Версий ПО ИС) |
4. |
Ответственный за обеспечение эксплуатации |
ФКУ "ЦОКР", обеспечивающее штатное функционирование переданных ему на эксплуатацию ИС |
1. Проведение пусконаладочных работ для подготовки ИТ-инфраструктуры ИС, тестовых стендов и целевых программно-аппаратных комплексов для проведения ПДИ, ОЭ ИС (Версии ПО ИС). 2. Участие в проведении ПДИ, ОЭ, ПМИ ИС (Версии ПО ИС). 3. Участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию ИС (Версии ПО ИС) и выводу из эксплуатации ИС. 4. Обеспечение эксплуатации ИС, включая техническое сопровождение эксплуатации ИС в соответствии с рабочей документацией на ИС и на систему (подсистему) защиты информации ИС |
5. |
Ответственный за информационную безопасность |
Структурное подразделение ЦАФК, ответственное за обеспечение информационной безопасности и юридической значимости |
1. Участие в разработке проекта Концепции. 2. Согласование: - ТЗ (ЧТЗ) на ИС в части требований к юридической значимости; - проектной и рабочей документации на ИС (Версии ПО ИС) в части требований к юридической значимости. 3. Разработка и организация согласования: - модели угроз безопасности информации; - модели нарушителя информационной безопасности; - ТЗ (ЧТЗ) на ИС на создание (развитие) системы (подсистемы) защиты информации ИС; - проектной и рабочей документации на систему (подсистему) защиты информации ИС. 4. Утверждение проектной и рабочей документации на систему (подсистему) защиты информации ИС. 5. Участие в проведении ПДИ, ОЭ, ПМИ. 6. Аттестация ГИС |
6. |
Пользователь ИС |
Структурное подразделение ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР", выполняющее свои функции в ИС |
1. Исполнение функции Федерального казначейства. 2. Исполнение функции участника (неучастника) бюджетного процесса. 3. Формирование предложений о развитии ИС |
7. |
Пилотные пользователи |
Пользователь ИС, принимающий участие в ПДИ, ОЭ |
1. Участие в проведении ПДИ, ОЭ ИС (Версии ПО ИС). 2. Подготовка и подписание протоколов ПДИ и ОЭ |
8. |
Ответственный за внедрение клиентоцентричного подхода |
Структурное подразделение ЦАФК и/или уполномоченный по решению руководителя Федерального казначейства ТОФК, ответственное за внедрение клиентоцентричного подхода, принятого в деятельности Федерального казначейства |
оценка предложений об автоматизации новой (изменении существующей) функции Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР" на предмет отражения в них клиентоцентричного подхода, принятого в деятельности Федерального казначейства при взаимодействии с пользователями и внешними пользователями ИС |
1.7. Роли "Функциональный заказчик", "Технолог", "Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру" по решению руководителя Федерального казначейства могут быть возложены на ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
1.8. Закрепление ролей "Функциональный заказчик", "Технолог", "Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру" осуществляется по каждой ИС Федерального казначейства в Матрице ролей при создании, развитии и эксплуатации информационных систем Федерального казначейства и государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство (далее - Матрица ролей), утверждаемой приказом Федерального казначейства.
1.9. Перечень мероприятий, выполняемых на стадиях создания (развития) ИС, ввода ИС в эксплуатацию, эксплуатации ИС, вывода ИС из эксплуатации, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при выполнении указанных мероприятий устанавливаются Регламентом создания (развития) информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом приемки (испытаний) информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом ввода в эксплуатацию и эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом вывода из эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе.
Указанные регламенты утверждаются приказами Федерального казначейства.
1.10. В случае, если согласно Матрице ролей, указанной в пункте 1.8 настоящего Порядка, структурное подразделение ЦАФК или уполномоченный по решению руководителя Федерального казначейства ТОФК выполняет две и более роли, то составление документов, предназначенных для обмена сведениями между соответствующими ролями, не требуется.
II. Создание (развитие) информационной системы
2.1. Предложения о создании ИС подготавливаются Функциональным заказчиком и рассматриваются Комиссией по информатизации Федерального казначейства (далее - Комиссия по информатизации).
В случае, если Комиссией по информатизации принято положительное решение, Функциональный заказчик совместно с Технологом, Ответственным за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру и Ответственным за информационную безопасность обеспечивает разработку проекта Концепции.
Концепция утверждается руководителем Федерального казначейства.
2.2. Основанием создания ГИС являются:
а) обязанность Федерального казначейства по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами.
б) решение Федерального казначейства о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий.
2.3. Основанием создания Ведомственной ИС является приказ Федерального казначейства о создании Ведомственной ИС.
2.4. Проекты актов, предусматривающие создание ИС, разрабатываются с учетом Концепции.
2.5. Автоматизация в рамках развития ИС новой (изменение существующей) функции осуществляется на основании:
- нормативных правовых актов (далее - НПА) и проектов НПА 1, наделяющих Федеральное казначейство и/или ФКУ "ЦОКР" новыми полномочиями; устанавливающих (изменяющих) порядок исполнения функций Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР"; устанавливающих (изменяющих) полномочия (функции) лиц, осуществляющих выполнение своих функций посредством ГИС, оператором которых является Федеральное казначейство;
- разъяснительных писем Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, иных органов государственной власти, конкретизирующих и детализирующих общие положения НПА; порядок исполнения функций Федерального казначейства и/или ФКУ "ЦОКР"; устанавливающих (изменяющих) полномочия (функции) лиц, осуществляющих выполнение своих функций посредством ГИС, оператором которых является Федеральное казначейство;
- мероприятий утвержденных Планов деятельности Федерального казначейства;
- информации о потребностях, сформированных в ходе эксплуатации ИС, в целях оптимизации технологических процессов в ИС;
- функциональных требований, поступающих в Федеральное казначейство на основании НПА;
- решений Информационно-методологического совета Федерального казначейства об автоматизации исполнения полномочий Федерального казначейства.
2.6. Основанием развития ИС является приказ Федерального казначейства о развитии ИС.
2.7. При наличии одного из оснований, указанных в пункте п. 2.2, п. 2.3, п. 2.5 в целях инициации создания (развития) ИС Функциональный заказчик формирует Заявку на создание (развитие) ИС и направляет ее Технологу.
2.8. В случае отсутствия финансового обеспечения для автоматизации в ИС новой (измененной) функции, решение о целесообразности 2 и сроках автоматизации принимается Комиссией по информатизации Федерального казначейства (далее - Комиссия по информатизации) на основании материалов, представленных Технологом.
Решения Комиссии по информатизации и материалы, достаточные для предварительной классификации ИС и рекомендаций по системе защиты информации данной ИС, направляются Технологом на рассмотрение Постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны Федерального казначейства (далее - Постоянно действующая техническая комиссия) с целью выработки решения о классификации ИС и рекомендаций по защите информации, обрабатываемой ИС.
На основании положительного решения Комиссии по информатизации Ответственный за эксплуатацию, инфраструктуру, архитектуру организует внесение изменений в Ведомственную программу цифровой трансформации.
С учетом решения Комиссии по информатизации и решения, рекомендаций Постоянно действующей технической комиссии издается приказ о создании (развитии) ИС и определяется срок выполнения мероприятий по созданию (развитию) ИС с учетом сроков ПДИ, ОЭ, ПМИ и ввода ИС в эксплуатацию, а также сроков по утверждению ТЗ (ЧТЗ) на ИС.
2.9. Порядок создания (развития) ИС включает следующие этапы:
2.9.1. Разработка ТЗ (ЧТЗ) на ИС.
2.9.1.1. Автоматизация в ИС новой (изменение существующей) функции осуществляется в соответствии с ТЗ (ЧТЗ) на ИС.
2.9.1.2. ТЗ (ЧТЗ) на ИС формируется с учетом поступивших Заявок на создание (развитие) ИС и оснований, указанных в пункте 2.5 Порядка.
2.9.1.3. Создание (развитие) ИС осуществляется в соответствии с ТЗ (ЧТЗ) на ИС с учетом Модели угроз безопасности информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1(2) Требований.
Модель угроз безопасности информации и ТЗ (ЧТЗ) на ИС согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
2.9.1.4. Модель угроз безопасности информации и ТЗ (ЧТЗ) на ИС утверждаются заместителем руководителя Федерального казначейства, курирующим Ответственного за информационную безопасность.
2.9.2. Разработка документации на ИС.
2.9.2.1. разработка проектной документации на ИС (версию ПО ИС) в соответствии с ТЗ (ЧТЗ) на ИС;
2.9.2.2. разработка проектной документации на систему (подсистему) защиты информации ИС (версии ПО ИС);
2.9.3. разработка (адаптация) программного обеспечения ИС (версии ПО ИС), разработка рабочей документации на ИС (версию ПО ИС), рабочей документации на систему (подсистему) защиты информации ИС (версии ПО ИС);
2.9.4. пусконаладочные работы;
2.9.5. проведение ПДИ;
2.9.6. проведение ОЭ;
2.9.7. проведение ПМИ.
2.10. По итогам создания (развития) ИС оформляется Акт приемки ИС в эксплуатацию и приказ о вводе в эксплуатацию ИС.
2.11. Перечень мероприятий, выполняемых на стадии создания (развития) ИС, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при выполнении указанных мероприятий устанавливаются Регламентом создания (развития) информационных систем в Федеральном казначействе, Регламентом приемки (испытаний) информационных систем в Федеральном казначействе.
2.12. Разрабатываемая документация подлежит передаче в Фонд алгоритмов и программ Федерального казначейства.
III. Ввод информационной системы в эксплуатацию
3.1. Основанием для ввода ИС в эксплуатацию является приказ о вводе ИС в эксплуатацию (если иное не установлено НПА), определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода ИС в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.
3.2. Срок начала эксплуатации ИС не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного приказом о вводе ИС в эксплуатацию.
IV. Эксплуатация информационной системы
4.1. Эксплуатация ИС осуществляется в соответствии с рабочей документацией на ИС и рабочей документацией на систему (подсистему) защиты информации ИС.
4.2. Перечень мероприятий, выполняемых на стадии эксплуатации ИС, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при выполнении указанных мероприятий устанавливаются Регламентом ввода в эксплуатацию и эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе.
V. Вывод из эксплуатации
5.1. Выводу из эксплуатации ИС подлежат ИС, потерявшие свою актуальность, и дальнейшее использование которых становится нецелесообразным.
5.2. Вывод из эксплуатации ИС осуществляется на основании приказа Федерального казначейства о выводе из эксплуатации ИС (если иное не установлено НПА).
5.3. Перечень мероприятий, выполняемых на стадии вывода ИС из эксплуатации, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями ЦАФК, ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при выполнении указанных мероприятий, устанавливаются Регламентом вывода из эксплуатации информационных систем в Федеральном казначействе.
------------------------------
1 В случае принятия руководителем Федерального казначейства решения об автоматизации в ИС новой (измененной) функции.
2 Только для Ведомственных ГИС.
------------------------------
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Федерального казначейства от 27 апреля 2024 г. N 162 "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального казначейства" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.