Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июля 2024 г. N КЧ-4-8/7504@
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросам, связанным с применением поручительства в целях обеспечения исполнения обязанности по решениям о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, принятым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, сообщает следующее.
Основания, порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей определены главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Одним из условий их предоставления в соответствии с пунктом 7 статьи 61 Кодекса является предоставление обеспечения исполнения обязанности, в том числе в форме поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, оформленного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
На основании статьи 74 Кодекса в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
Вместе с тем, может возникнуть ситуация когда до исполнения обязательств должника по решению о предоставлении отсрочки, рассрочки, может наступить смерть поручителя, ликвидация, банкротство и т.п.
Основания для прекращения поручительства определены в статье 367 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Из содержания данной нормы, а также разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 45 "О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве" (далее - Постановление) следует, что смерть поручителя не относится к тем обстоятельствам, с которыми положения данной статьи связывают возможность прекращения поручительства.
В пункте 37 Постановления высказывается позиция, согласно которой в случае смерти поручителя либо объявления его умершим, обязанными по договору поручительства являются наследники поручителя, которые отвечают перед кредитором солидарно в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления налоговыми органами отсрочки, рассрочки по уплате задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил, инвестиционного налогового кредита, утвержденного приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1134@, при рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговый орган должен проанализировать финансовое состояние поручителя, удостовериться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, а также в его платежеспособности (далее - анализ финансового состояния).
При замене поручителя в правоотношении в силу стечения вышеуказанных обстоятельств, данное правило также представляется справедливой мерой в целях подтверждения достаточности обеспечения обязательств заинтересованного лица по решению об отсрочке, рассрочке или инвестиционного налогового кредита, равно как и замена поручителя (или поручительства иным способом обеспечения) в случае неудовлетворительных результатов анализа финансового состояния.
На основании изложенного, налоговым органам, принявшим решение о переносе срока уплаты налоговых обязательств, при выявлении риска утраты поручительства необходимо оценить оставшуюся сумму обязательства, исполнение которого обеспечено поручительством, платежную дисциплину по исполнению заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки, и, в случае вероятности, по мнению налогового органа, риска неисполнения оставшейся суммы обязательств по решению предпринять меры по замене поручительства.
При представлении замены поручителя проводится анализ его финансового состояния, и при неудовлетворительном результате следует направить в адрес налогоплательщика не позднее 2 рабочих дней со дня осуществления анализа уведомление о нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки и установлением срока для устранения нарушения.
В случае, если по истечении установленного срока замена поручителя (или поручительства иным способом обеспечения) не произведена, решение об отсрочке, рассрочке подлежит досрочному прекращению в соответствии с пунктом 3 статьи 68 Кодекса не позднее следующего рабочего дня после истечения срока.
Решение о досрочном прекращении отсрочки, рассрочки в соответствии с пунктом 5 статьи 68 Кодекса направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Действительный государственный |
К.Н. Чекмышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одним из условий предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов является предоставление обеспечения исполнения обязанности, в том числе в форме поручительства, оформленного договором между налоговым органом и поручителем.
Поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
Смерть поручителя не влечет прекращения поручительства. Обязанными по договору поручительства являются наследники поручителя, которые отвечают перед кредитором солидарно в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговый орган должен проанализировать финансовое состояние поручителя, удостовериться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам, а также в его платежеспособности. Это касается и замены поручителя.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июля 2024 г. N КЧ-4-8/7504@
Опубликование:
-