Приложение N 2
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 28 мая 2024 г. N 162
Обязанности
должностных лиц кораблей войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Командир корабля, катера, судна или плавучего средства (далее - командир катера, катер соответственно) является прямым начальником всего экипажа катера.
2. Командир катера отвечает за:
постоянную боевую готовность катера и успешное выполнение катером поставленных служебно-боевых задач, применение оружия и использование технических средств, его оборону и защиту;
боевую и специальную подготовку;
состояние и сохранность корпуса, вооружения, военной техники и другого военного имущества;
безопасность плавания и управления маневрами катера;
организацию использования выделенного ресурса и топлива, своевременное предоставление времени экипажу катера для технического обслуживания оружия и технических средств;
подготовленность экипажа катера к борьбе за живучесть, исправность и готовность к действию всех средств борьбы за живучесть;
предотвращение загрязнения окружающей среды, экологическую безопасность в море и в местах стоянки катера.
3. Командир катера обязан:
3.1. Знать устройство катера, его тактико-технические характеристики, уметь управлять катером и использовать его боевые и технические средства, знать теоретические основы и уметь практически руководить борьбой за живучесть катера.
3.2. Содержать катер в установленной готовности к выходу в море и применению по предназначению.
3.3. Совершенствовать боевую и повседневную организацию катера, контролировать ведение служебной документации катера.
3.4. Еженедельно проводить обход катера, следить за содержанием корпуса и систем катера в исправном состоянии.
3.5. Контролировать хранение боеприпасов, взрывчатых, химических и легковоспламеняющихся веществ, хранение и использование специального оружия.
3.6. Поддерживать в море и в пункте базирования катеров неснижаемые запасы и табельную комплектность имущества катера согласно установленным нормам.
3.7. При подготовке к плаванию:
3.7.1. Знать задачи, поставленные на выход в море (поход, рейдовый сбор), и порядок их выполнения.
3.7.2. Определить мероприятия по подготовке катера и его экипажа к решению задач в море и безаварийному плаванию.
3.7.3. Организовать подготовку экипажа катера в соответствии с поставленными задачами.
3.7.4. Представить на утверждение координаты предварительной прокладки и расчеты маневрирования, варианты использования технических средств.
3.7.5. Пополнить при необходимости запасы технического, шкиперского имущества, продовольствия и горюче-смазочных материалов.
3.7.6. Доложить командиру подразделения о завершении предпоходовой подготовки и готовности катера к выходу в море.
3.8. Перед выходом в море:
3.8.1. Получить (уточнить) сведения об обстановке на маршруте перехода и в районе выполнения поставленных задач.
3.8.2. Уточнить порядок использования фарватеров, систем и средств навигационно-гидрографического обеспечения, организацию и режим использования радиоэлектронных средств и средств связи, порядок и сроки донесений.
3.8.3. Получить сведения о фактической и ожидаемой погоде, гидрологической и ледовой обстановке, радиолокационной наблюдаемости, местах возможных якорных стоянок, районах штормования и пунктах укрытия.
3.8.4. Уточнить назначенный порядок, время съемки с якоря (бочки, швартовов) и выхода катера из пункта базирования, а если выход осуществляется в составе группы катеров, то место катера в строю, назначенную скорость на переходе, ответственные секторы наблюдения.
3.9. Перед выходом из пункта базирования:
3.9.1. Изучить гидрометеорологическую и навигационную обстановки по маршруту перехода и в районе несения боевой службы (боевого дежурства).
3.9.2. Изучить сложные для плавания и расхождения с судами участки, правила их прохода, характер грунта и течения, глубину и ширину судового хода (фарватера).
3.10. При подходе к пункту базирования катеров, к месту постановки на якорь или швартовы у берега:
3.10.1. Определить место нахождения, привести в готовность аварийное управление рулем, заблаговременно дать малый ход, готовность якорей к отдаче, включить эхолот и радиолокационную станцию.
3.10.2. В ночное время включить ходовые огни.
3.10.3. Осуществлять плавание с безопасной скоростью хода, систематически определять место катера и измерять глубины, повороты на новый курс производить по заранее рассчитанным контрольным пеленгам, углам и дистанциям.
3.11. По возвращении в пункт базирования катеров:
3.11.1. Доложить своему непосредственному начальнику о результатах похода, состоянии экипажа и катера.
3.11.2. Принять меры к пополнению запасов и устранению неисправностей материальной части.
3.11.3. Подвести итоги похода с экипажем катера.
4. Командир катера перед постановкой на якорь должен лично определить место якорной стоянки.
5. Командир катера не должен допускать постановки на якорь в районах с интенсивным движением судов, на фарватерах и в запретных для плавания районах.
6. Командир катера для обеспечения безопасности плавания должен лично определять место катера.
7. Командир катера должен принимать все меры к обеспечению безопасности плавания и не оставлять командный пункт при нахождении катера на ходу в гидрометеорологических, навигационно-гидрографических условиях (в узкости, вблизи навигационных опасностей, в районах интенсивного судоходства или при приближении к ним, в условиях ограниченной видимости, в ситуации, если место корабля сомнительно) и (или) иных условиях, влияющих на безопасность корабля, его управляемость и безопасность лиц, находящихся на корабле (далее - сложные условия).
8. Командир катера в соответствии с наблюдениями, получаемыми прогнозами погоды и предупреждениями об опасных гидрометеорологических явлениях должен заблаговременно принимать все меры безопасности на случай ухудшения погоды.
9. При плавании в сложных условиях командир катера должен соблюдать все меры предосторожности, к которым относятся:
9.1. Повышение боевой готовности катера или отдельных его боевых групп, боевых постов.
9.2. Приготовление катера для плавания в сложных условиях.
9.3. Сверка курса, заданного рулевому, с проложенным на карте, а также показаниями основного и резервного курсоуказателей.
9.4. Уменьшение скорости хода до безопасного или остановка движения.
9.5. Приготовление якорей к отдаче, постановка на якорь до полного выяснения обстановки.
9.6. Измерение глубин под килем и сравнение их с глубинами, указанными на карте.
9.7. Стравливание якоря для обнаружения опасной глубины.
9.8. Определение элементов движения целей и расчет маневра расхождения с ними.
9.9. Запрет переключения источников питания электроэнергией и гидравликой средств, связанных с управлением катером.
9.10. Запрет смены вахты в установленное время (смена вахты в сложных условиях плавания производится только по особому разрешению командира катера).
10. В районах, где плавание без лоцмана не разрешается местными правилами, командиру катера разрешается брать лоцмана. Командир катера обязан допустить лоцмана на катер только после проверки документов, подтверждающих его лоцманское звание 1.
------------------------------
1Статья 127 Корабельного устава Военно-Морского Флота, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 511.
------------------------------
11. Командир катера должен принимать все меры к спасению и сохранению катерного имущества.
12. В случае падения человека за борт командир катера должен принять все меры к спасению упавшего за борт.
13. Командир катера должен контролировать проведение ремонта катера и качество его выполнения.
14. Командир катера должен запретить ремонтные работы на катере при обнаружении:
14.1. Неисправности, а также при отсутствии необходимых для обеспечения живучести катера средств борьбы за живучесть.
14.2. Нарушения герметичности корпуса, устройств и систем катера, а также снижения запаса плавучести.
14.3. Загромождения проходов и помещений катера материалами и имуществом, препятствующими борьбе за живучесть катера.
14.4. Отсутствия резервных каналов связи для вызова пожарной команды, нарушений работниками судоремонтного (судостроительного) предприятия правил безопасности труда.
15. Командир катера должен информировать о запрещении ремонтных работ представителя ремонтного предприятия, представителя заказчика и должен доложить командиру подразделения.
16. Старший помощник (помощник) командира катера подчиняется командиру катера, является прямым начальником всего экипажа катера.
17. Старший помощник (помощник) командира катера отвечает за:
организацию взаимодействия между боевыми постами катера;
организацию службы и внутренний порядок;
уточнение повседневных корабельных расписаний;
организацию и состояние учета личного состава, боеприпасов, оружия и иных материальных средств;
приготовление катера к бою и походу;
организацию службы суточных нарядов и соблюдение корабельного недельного распорядка дня;
содержание бортов, верхней палубы, надстроек, рангоута, жилых помещений и помещений общего пользования катера;
санитарно-гигиеническое состояние катера;
безопасность личного состава при выполнении корабельных работ и работ, связанных с подъемом тяжестей и пребыванием за бортом катера;
состояние и использование катерных плавательных средств, якорных, буксирных и подъемных устройств, приготовление их к походу, исправность и готовность к использованию штормовых лееров и креплений;
комплектование, проведение проверок состояния и готовности к действию спасательных средств.
18. Старший помощник (помощник) командира катера обязан:
18.1. Знать тактико-технические характеристики катера, управлять им и использовать его боевые и технические средства.
18.2. Организовывать и проводить мероприятия в целях обороны и защиты катера.
18.3. Поддерживать наличие запасов катера.
18.4. Знать основы борьбы за живучесть катера и уметь практически руководить ею.
18.5. Осуществлять подготовку личного состава к несению дежурства, вахты, а также лично обучать экипаж борьбе за живучесть.
18.6. Ежедневно осуществлять осмотр катера, контролировать соблюдение установленного корабельного недельного распорядка дня, состояние корпуса, помещений, оружия, боеприпасов и технических средств.
18.7. Контролировать ведение документации на катере.
18.8. Организовывать работу по предотвращению загрязнения окружающей среды.
18.9. Оставаясь за командира катера, исполнять его обязанности.
18.10. Перед выходом катера в море (поход) лично проверять наличие экипажа и отсутствие посторонних лиц на борту катера, а также докладывать командиру катера о готовности катера к плаванию.
19. На катерах, где должность старшего помощника (помощника) командира катера не предусмотрена, его обязанности возлагаются на командира катера.
20. Техник катера подчиняется командиру катера и старшему помощнику (помощнику) командира катера и отвечает за эксплуатацию оружия и технических средств катера.
21. Техник катера обязан:
21.1. Знать устройство и правила эксплуатации оружия и технических средств катера, содержать их в исправном состоянии.
21.2. Обеспечивать требования безопасности при эксплуатации оружия и технических средств.
21.3. Контролировать расход ресурса технических средств, вести техническую документацию на катере.
21.4. Вести учет запасных частей и расходных материалов на катере.
21.5. Выполнять мероприятия по метрологическому обеспечению оружия и технических средств катера.
22. На катерах, где должность техника катера не предусмотрена, его обязанности возлагаются на старшего помощника (помощника) командира катера.
23. Командир отделения катера подчиняется командиру катера и старшему помощнику (помощнику) командира катера и является непосредственным начальником всего личного состава отделения.
24. Командир отделения катера отвечает за:
успешное выполнение отделением поставленных задач;
правильное использование и сбережение личным составом отделения оружия, технических средств, снаряжения и обмундирования катера.
25. Командир отделения катера обязан:
25.1. Знать свое заведование, содержать его в полной исправности и чистоте, соблюдать требования технических инструкций по уходу за ним, а также знать обязанности матросов отделения по корабельным расписаниям и тревогам.
25.2. Требовать от матросов отделения соблюдения корабельных правил и правил безопасности на катере.
25.3. Постоянно знать, где находятся матросы отделения.
26. Матрос отвечает за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение требований безопасности, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества.
27. Матрос обязан:
27.1. Знать свое заведование, устройство, назначение и правила пользования индивидуальными спасательными средствами и изолирующими средствами органов дыхания, обязанности по корабельным расписаниям, а также общее устройство катера, выполнять корабельные правила и действия, предусмотренные боевыми расписаниями, инструкциями.
27.2. Обеспечивать работу вверенных ему оружия и технических средств.
27.3. Немедленно докладывать командиру отделения катера о возникновении аварийной ситуации, других обстоятельствах, влияющих на боеспособность боевого поста, отсека и катера в целом.
27.4. Принимать меры к устранению неисправностей катера и повреждений на нем.
27.5. Уметь применять системы и средства борьбы за живучесть.