Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
Рекомендуемые профессиональные и личностные качества для оценки при отборе претендентов на замещение должностей государственной гражданской службы и правила оценки
Профессиональные и личностные качества, необходимые для исполнения государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) должностных обязанностей вне зависимости от должности государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), а также исходя из функциональных особенностей профессиональной служебной деятельности, устанавливаются в Модели профессиональных и личностных качеств (компетенций).
Рекомендуемая Модель профессиональных и личностных качеств (компетенций) представлена в Таблице 1.
Данная модель подготовлена на основе профессиональных и личностных качеств, представленных в единой методике проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397.
Модель профессиональных и личностных качеств (компетенций) включает профессиональные и личностные качества, характеризующие их умения, поведенческие индикаторы, позволяющие определить их наличие у претендентов на замещение должностей гражданской службы (далее - претенденты). При этом следует отметить, что профессиональные и личностные качества "Лидерство", "Принятие управленческих решений" необходимы только гражданским служащим, замещающим должности категории "руководители" и "помощники (советники)" всех групп должностей гражданской службы, а также иные должности, в должностные обязанности по которым входит организация и планирование деятельности гражданских служащих, находящихся в линейном или функциональном подчинении, и в целом государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы), а также контроль хода исполнения документов и проектов для достижения задач и целей государственного органа, структурных(ого) подразделений(я) или проектных(ой) групп(ы).
О наличии у претендента требуемых профессиональных и личностных качеств будет свидетельствовать проявление при выполнении оценочных заданий в рамках отборочных процедур поведения, описанного в Таблице 1 в графе "Поведенческие индикаторы".
Для определения степени выраженности наличия у претендента профессиональных и личностных качеств рекомендуется использовать Таблицу 2. При анализе поведенческих индикаторов, проявляемых претендентом, целесообразно использовать шкалу, представленную в Таблице 3, и руководствоваться примером, содержащимся в Таблице 4.
Использование единых критериев для оценки претендентов при отборе в государственные органы направлено на создание системы профессионального развития гражданских служащих, основанной на справедливых началах.
Таблица 1. Модель профессиональных и личностных качеств (компетенций)
Профессиональные и личностные качества (компетенции) для всех категорий и групп должностей гражданской службы предъявляются следующие:
Перечень компетенций (профессиональных и личностных качеств) |
Характеристики компетенций (умения) |
Поведенческие индикаторы |
1.1. Стратегическое мышление |
Умение мыслить стратегически (системно) |
- При решении задач определяет пробелы в информации, находит возможные источники и формулирует точные вопросы для ее получения. - Определяет взаимосвязь отдельных частей проблемы, находит причины ее возникновения. - Рассматривает ситуацию в широком контексте, учитывает влияние максимального количества факторов. - Точно прогнозирует развитие событий и оценивает, как его решения отражаются на других (людях, организациях, регионах), в том числе в долгосрочной перспективе. - Предлагает варианты решений, направленные на предотвращение возможных проблем и использование будущих возможностей. - Руководствуется в работе стратегическими целями государственного органа. |
1.2. Командное взаимодействие |
Коммуникатив-ные умения |
- Общается с другими в уважительной и доброжелательной манере. - Устанавливает и поддерживает долгосрочные партнерские отношения с другими людьми внутри и вне организации, расширяет круг контактов. - В своих действиях учитывает потребности других людей, вырабатывает взаимовыгодные решения, проявляет готовность идти на компромисс. - Четко и ясно выражает свою точку зрения. Последовательно и логично излагает свою позицию в необходимых для собеседника форме и объеме. - Проявляет уверенность в общении с разными людьми. - Аргументировано объясняет другим свою точку зрения. - Оказывает влияние и заручается поддержкой других для продвижения идей, решений, проектов. |
1.3. Персональная эффективность |
Умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результат |
- Обеспечивает выполнение работы в установленные сроки. - Сталкиваясь с препятствиями, проявляет настойчивость и продолжает работать, пока не достигнет результата. - Обеспечивает контроль над процессами и людьми. |
1.4. Гибкость и готовность к изменениям |
Умение управлять изменениями |
- Предлагает новые способы действия, повышающие эффективность исполнения должностных обязанностей. - Рассматривает идеи и предложения других по повышению эффективности исполнения должностных обязанностей и реализует их. - Разъясняет другим необходимость изменений. - В короткие сроки переключается с выполнения одной задачи на другую. - Не снижает качества работы при необходимости выполнять несколько задач. - Быстро изменяет подход к решению проблем, переходя от выполнения одной задачи к другой, и наоборот. |
Для должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)" всех групп должностей, категории специалисты высшей группы должностей, а также главной группы должностей наряду с вышеуказанными профессиональными и личностными качествами дополнительно могут предъявляться следующие:
Перечень компетенций (профессиональных и личностных качеств) |
Характеристики компетенций (умения) |
Поведенческие индикаторы |
1.5. Лидерство |
Умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение |
- Четко ставит задачи и контролирует их исполнение. - Распределяет задачи между подчиненными, учитывая их индивидуальные особенности и текущую нагрузку. - Поощряет подчиненных к обучению и профессиональному развитию. - Демонстрирует уверенность в успешном разрешении проблемы, вдохновляет других своими действиями и энтузиазмом на наилучшее выполнение работ и достижение общей цели. |
1.6. Принятие управленческих решений |
Умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения |
- Оперативно принимает решения на своем уровне ответственности, соблюдая установленную процедуру принятия решений. - Решения принимаются взвешенно с учетом возможных рисков. - Выстраивает систему мотивации на основе прозрачных и понятных показателей. - Несет ответственность за свои решения и действия. |
Таблица 2. Шкала оценки профессиональных и личностных качеств
Оценка |
Значение |
Описание |
Когда ставится |
3 |
Ярко выражено |
Претендент демонстрирует качество в полном объеме во всех ситуациях. Может служить ролевой моделью для других. |
Все поведенческие индикаторы проявляются всегда, когда это необходимо, и в полном объеме. |
2 |
Выражено |
Качество проявляется в большинстве ситуаций. Уровень развития качества достаточен для эффективной работы. |
Проявляется больше половины поведенческих индикаторов. Возможны отдельные негативные проявления. |
1 |
Слабо выражено |
Данное качество недостаточно развито, что оказывает влияние на эффективность работы. Качество необходимо развивать. |
Проявляется меньше половины поведенческих индикаторов. Негативных проявлений больше половины. |
0 |
Совсем не выражено |
Претендент практически не демонстрирует данное качество в работе, что оказывает существенное негативное влияние на его эффективность. |
Поведенческие индикаторы не проявляются вовсе, или проявляются редко. Негативные проявления преобладают. |
Правила оценки
Шаг 1. Оценивается каждый поведенческий индикатор, относящийся к качеству по следующей шкале:
Таблица 3
Балл |
Значение |
Описание |
3 |
Ярко выражено |
Поведение проявляется во всех ситуациях в полном объеме. |
2 |
Выражено |
Поведение проявляет часто, более, чем в половине ситуаций. |
1 |
Слабо выражено |
Поведение проявляется редко. |
0 |
Совсем не выражено |
Поведение совсем или почти совсем не проявляется. |
Н/Д |
Нет данных |
Нет возможности оценить поведение. |
Шаг 2. По итогам оценки всех индикаторов выводится оценка профессионального и личностного качества в целом. Индикаторы, которые невозможно было оценить (оценка "Н/Д" - нет данных), не учитываются.
Таблица 4. Пример оценки профессионального и личностного качества "Командное взаимодействие"
Оценка
Индикаторы |
Нет данных (Н/Д) |
Совсем не выражено (0) |
Слабо выражено (1) |
Выражено (2) |
Ярко выражено (3) |
Общается с другими в уважительной и доброжелательной манере. |
|
|
|
Х |
|
Устанавливает и поддерживает долгосрочные партнерские отношения с другими людьми внутри и вне организации, расширяет круг контактов. |
|
|
Х |
|
|
В своих действиях учитывает потребности других людей, вырабатывает взаимовыгодные решения, проявляет готовность идти на компромисс. |
|
|
Х |
|
|
Чётко и ясно выражает свою точку зрения. Последовательно и логично излагает свою позицию в необходимых для собеседника форме и объеме. |
Х |
|
|
|
|
Проявляет уверенность в общении с разными людьми. |
|
|
|
|
Х |
Аргументировано объясняет другим свою точку зрения. |
|
|
Х |
|
|
Оказывает влияние и заручается поддержкой других для продвижения идей, решений, проектов. |
|
|
|
Х |
|
ИТОГ |
|
|
Х |
|
|
Оценка по профессиональному и личностному качеству "Командное взаимодействие" - 1 ("Слабо выражено").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.