Финансовый мониторинг
В настоящее время сформирован достаточно четкий механизм привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этой связи Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ) и его территориальные управления имеют возможность возбуждать дела об административных правонарушениях и привлекать к ответственности по ст.15.27 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения по ст.15.27 КоАП РФ заключается в неисполнении организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - законодательство о противодействии легализации) в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) в ст.7 устанавливает перечень обязанностей, адресованных организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, невыполнение которых влечет административную ответственность.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - Организация), Законом отнесены: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации Федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.
Указанные Организации являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ. Они обязаны встать на учет в КФМ в течение 30 дней с даты государственной регистрации юридического лица (порядок постановки на учет определен в постановлении Правительства РФ от 18.01.2003 N 28). За неисполнение этой обязанности ответственность несет руководитель Организации.
Контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2003 N 211 осуществляет КФМ в порядке, утвержденном Приказом КФМ от 16.06.2003 N 73. Установлено два вида проверок: на основании документов и информации о проверяемой организации, имеющихся непосредственно в КФМ, и выездные проверки по месту нахождения инспектируемой Организации.
При осуществлении контроля прежде всего проверяется наличие у Организации Правил внутреннего контроля противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и соблюдение требований об идентификации клиентов, анализируется соблюдение порядка направления в КФМ сведений о денежных операциях и требований о приостановке подозрительных операций. Данные Правила должны быть согласованы с КФМ в порядке, установленном Приказом КФМ от 07.02.2003 N 15, а порядок направления информации в КФМ определен Приказом КФМ от 17.04.2002 N 245.
Протоколы по ст.15.27 КоАП РФ составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (их перечень содержится в Приказе КФМ от 30.07.2003 N 94).
Постановление по делу об административном правонарушении по ст.15.27 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения, а при длящемся составе правонарушения (например, отсутствие Правил внутреннего контроля) - по истечении одного года со дня его обнаружения.
Совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ. Проблема борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в настоящее время приобрела особую актуальность. Сформированная система правовых актов будет способствовать наиболее эффективному привлечению к ответственности виновных в нарушении законодательства о противодействии легализации, а также предупреждению подобных нарушений.
О. Еремина,
помощник судьи Арбитражного суда Ростовской области
"эж-ЮРИСТ", N 6, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru