Интервью с Ю.Я.Чайкой,
министром юстиции Российской Федерации
Редакция решила не ограничивать беседу с министром юстиции РФ Ю.Я. Чайкой какой-то одной темой, полагая, что освещение разных аспектов деятельности вверенного Юрию Яковлевичу министерства поможет читателям составить более полное представление о задачах данного ведомства и о том, как идет их реализация.
- Юрий Яковлевич, вот первые два вопроса: как идет процесс реализации закона "О политических партиях" и насколько верно утверждение о том, что политическая система в России уже сложилась?
- Постараюсь последовательно ответить на каждый из них. Сегодня, по прошествии более двух лет действия Федерального закона "О политических партиях", можно сказать, что Минюсту России удалось реализовать его основные положения, касающиеся регистрации и контроля над деятельностью политических партий.
В настоящее время в государственный реестр включены 50 действующих партий, имеющих более 2000 региональных отделений. При этом большинство из них были зарегистрированы в 2001-2002 гг. За девять месяцев текущего года регистрацию прошли всего шесть партий. Для сравнения: до введения в действие закона "О политических партиях" в стране существовало более 190 только общероссийских политических объединений граждан с соответствующими региональными структурами, которые пытались выполнять сходные функции.
Безусловно, выборы в Государственную Думу и предстоящие выборы Президента РФ оказывают решающее влияние на процессы, связанные с созданием и регистрацией политических партий. Большинство партий стремились завершить процесс формирования к предстоящим выборам. Так, из 50 действующих партий 44, зарегистрированные на момент объявления избирательной кампании, приобрели право на участие в федеральных выборах.
Однако должен сказать, что процесс создания политических партий не окончен. По закону они могут основываться, преобразовываться и ликвидироваться независимо от сроков проведения той или иной избирательной кампании. Поэтому утверждать, что становление политической системы в России связано только с реализацией закона "О политических партиях", было бы некорректно.
Думаю, для создания более или менее стабильной политической системы в России определяющее значение будут иметь два фактора. Во-первых, наличие твердой и стабильной правовой базы, о которой могу с уверенностью сказать, что она создана. Во-вторых, и это не менее важно, - практические результаты участия созданных партий в федеральных и региональных выборах.
Но говорить о сложившейся действующей политической системе России еще преждевременно, она находится в стадии становления.
- Как проходит реализация программы реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства юстиции РФ?
- С сентября 1998 г., когда пенитенциарная система была передана в ведение Минюста России, началось ее реформирование. При этом большое значение придается гуманизации уголовных наказаний, соблюдению прав человека, обеспечению стабильной обстановки в учреждениях. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на 2002-2006 гг.", утвержденная Правительством РФ по инициативе Министерства, предусматривает строительство и реконструкцию СИЗО и тюрем, реформирование промышленного сектора УИС, а также содействие трудоустройству осужденных. В рамках этой программы строятся новые и реконструируются старые СИЗО. За последние два года площади в них увеличились на 8,5 тыс. мест. В 2003 г., после перепрофилирования четырех тюрем, лимит следственных изоляторов увеличился на 6426 мест. Строительство новых СИЗО в г.Грозном, Калининграде и Москве обусловило появление дополнительных 1369 мест. Сегодня на одного подследственного приходится в среднем 3,8 кв. м жилой площади. Таким образом, можно говорить о реальном улучшении условий содержания подозреваемых и обвиняемых и приближении их к международно-правовым стандартам.
Кроме того, в ближайшие пять лет в СИЗО будет создано дополнительно 46 тыс. мест, а 40 тыс. осужденных смогут работать на новых рабочих местах. Не забыты и сотрудники УИС, для них будет построено 25 тыс. кв. м жилой площади.
Принятые государством меры по гуманизации уголовной политики позволили за последние три года почти в два раза сократить численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и довести ее в среднем до установленных лимитов наполнения.
По состоянию на 1 октября 2003 г. в учреждениях УИС содержалось 855,2 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе в исправительных колониях - 695,3 тыс., в воспитательных - 15,4 тыс., в следственных изоляторах - 144,5 тыс. человек.
Однако снижение численности граждан в местах лишения свободы - не самое важное достижение реформирования правоохранительной системы. Главное - человеку дается возможность избежать негативного влияния тюрьмы. Если еще недавно за совершение преступлений небольшой и средней тяжести люди обычно брались под стражу, то сейчас в отношении них применяются меры пресечения, альтернативные аресту: залог, поручительство, домашний арест, а в отношении несовершеннолетних - помещение под присмотр родственников, опекунов или иных заслуживающих доверия лиц. Так что налицо явная либерализация мер пресечения.
В октябре 2003 г. Госдумой РФ в первом чтении был принят внесенный Президентом РФ законопроект "О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ"", который предусматривает расширение прав осужденных на получение психологической и юридической помощи, выезды за пределы исправительных учреждений, обеспечение индивидуальными средствами гигиены, получение осужденными беременными женщинами специализированной медицинской помощи и выплату пособия по беременности и родам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей.
Проект предусматривает направление всех осужденных женщин, в том числе при особо опасном рецидиве преступлений, в исправительные колонии общего режима, что означает ликвидацию института исправительных колоний строгого режима для женщин. Предполагается создание в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима для осужденных, достигших во время отбывания наказания 18 лет.
Реформирование УИС, приведение российского законодательства в соответствие с европейскими стандартами и правилами свидетельствуют о выполнении Россией взятых на себя при вступлении в Совет Европы обязательств. Заместитель Генерального секретаря Совета Европы М. де Бур-Букиккио в своем обращении к премьер-министру России М.М. Касьянову дала высокую оценку реформированию уголовно-исполнительной системы в России, и прежде всего с точки зрения гуманизации уголовной политики.
- Юрий Яковлевич, вопрос социальной реабилитации осужденных и граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, всегда был актуальным. Как он решается в настоящее время?
- Актуальным он остается и сегодня, хотя для его решения предпринималось и предпринимается немало усилий. Например, в штаты исправительных учреждений введены должности социальных работников, которые помогают своим подопечным найти место в жизни после освобождения.
Для полного учета лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, всем осужденным по завершении срока заключения вручается социальная карта. Она представляется в органы внутренних дел, занятости и социальной защиты населения, здравоохранения и другие организации по месту жительства.
В исправительных учреждениях созданы группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Они занимаются социальной защитой этих лиц, подготовкой их к освобождению, восстановлением и укреплением их социально полезных связей, содействуют в бытовом и трудовом устройстве после освобождения, оформляют необходимые документы для назначения и выплаты им пенсий и т.д.
За шесть месяцев до освобождения с ними проводятся индивидуальные беседы, в ходе которых выясняется, где они планируют поселиться после освобождения и где собираются работать, имеют ли контакты с родственниками, обсуждаются иные вопросы. На основании письменного заявления осужденного о выборе им места жительства направляются запросы в органы внутренних дел. Кроме того, соответствующая информация сообщается родственникам освобождающихся, а также службам занятости и органам социальной защиты населения.
Осужденным могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений, в том числе краткосрочные, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
В целях подготовки осужденных к жизни на свободе и получения ими минимума правовых знаний, необходимых для решения вопросов трудового и бытового устройства, а также оказания им помощи в восстановлении социально полезных связей в исправительных учреждениях организованы особые школы для подготовки к жизни на свободе. Лекции и консультации проводят юристы, психологи, работники органов социальной защиты.
В рамках программ государственной поддержки учреждений и органов УИС, а также оказания социальной помощи наиболее незащищенной категории граждан в Московской, Нижегородской, Тверской, Новгородской областях, Красноярском крае и других регионах России местные органы власти создают реабилитационные центры (их уже 30), которые предоставляют бывшим осужденным временное жилье, оказывают им помощь в трудоустройстве, получении необходимой профессии, восстановлении утраченных документов, предоставляют другие услуги социального характера.
- В какой мере в действующем законодательстве учитываются минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе ООН 30 августа 1955 г.?
- Думаю, учитываются в полной мере, потому что с вступлением в Совет Европы Россия приняла на себя ряд обязательств, в числе которых приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами в сфере соблюдения прав человека. Уголовно-исполнительный кодекс РФ перенял положения, содержащиеся в минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, относящиеся к их содержанию, питанию, медицинскому обслуживанию, перемещению, дисциплине и наказаниям. Кроме того, в структуре Минюста России уже свыше двух лет функционирует управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов исполнительной системы. В апреле 2003 г. при министре юстиции создан общественный совет, призванный координировать деятельность неправительственных зарубежных и российских общественных организаций, религиозных конфессий по осуществлению контроля за деятельностью учреждений пенитенциарной системы в сфере соблюдения и защиты прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе от пыток и иного жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство человека обращения.
Добавлю, что в последнее время прикладывается немало усилий для того, чтобы деятельность пенитенциарной системы стала открытой. Ее учреждения регулярно посещают эксперты международных организаций, правозащитники. В сентябре 2003 г. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности". Кроме того, 15 октября 2003 г. Правительство России приняло Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах их питания и порядке медицинского обслуживания. Такой документ впервые принят на столь высоком уровне, ранее данные вопросы регулировались лишь ведомственными инструкциями.
- Какова на сегодняшний день роль Министерства юстиции в регулировании адвокатской деятельности?
- Участие Минюста России определяется Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". В частности, Министерство юстиции ведет реестр иностранных адвокатов, утверждает формы ордера на исполнение поручения и удостоверения, а также порядок ведения реестра адвокатов субъектов Российской Федерации. В свою очередь, территориальные органы юстиции ведут реестр адвокатов субъекта Российской Федерации, выдают адвокату соответствующее удостоверение, подтверждающее его статус, участвуют в заседаниях квалификационной комиссии при адвокатской палате, организуют проверку достоверности документов и сведений, представленных для занесения в региональный реестр, а также проведение учредительных собраний (конференций) адвокатов в субъекте Российской Федерации, осуществляют контроль за соблюдением законодательства при реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, созданных до вступления в силу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Кроме того, территориальные органы Минюста России, располагающие сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляют представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса данного адвоката, территориальные органы юстиции вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Также по требованию территориального органа юстиции в случае неисполнения советом адвокатской палаты требований названного Федерального закона в целях досрочного прекращения полномочий совета может созываться внеочередное собрание (конференция) адвокатов.
- Что предпринимается Минюстом РФ для создания единого информационно-правового пространства?
- Начну с того, что наше Министерство с 2000 г. ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Он содержит уже более 160 тыс. нормативных правовых актов, а также дополнительные сведения об этих актах: экспертные заключения Минюста России, акты судебных и антимонопольных органов, информацию о мерах прокурорского реагирования, заключения ЦИК России, указы Президента РФ о приостановлении действия правовых актов и другие сведения. Все это позволяет получить полную информацию об актах субъектов федерации, в том числе о наличии в них норм, противоречащих Конституции страны и федеральному законодательству. В соответствии с конституционным принципом предоставления информации содержащиеся в регистре сведения доступны для граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц. Доступ к информационным ресурсам реализуется также через сеть Интернет. Немаловажно, что субъекты федерации начали предоставлять федеральному регистру статус источника официального опубликования нормативных правовых актов.
В настоящее время Минюст России выступил с инициативой создания единого федерального банка нормативных правовых актов Российской Федерации, который будет включать федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов, акты которых подлежат государственной регистрации в Минюсте России, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это предложение поддержано и одобрено Президентом РФ, Правительством РФ. Проект указа проходит согласование.
Кроме того, в настоящее время Министерством ведется сбор и учет уставов муниципальных образований, оказывается помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в создании реестра муниципальных нормативно-правовых актов.
- Юрий Яковлевич, благодарим за то, что нашли время ответить на наши вопросы. Однако темы для бесед не исчерпаны, поэтому надеемся на новые встречи. Желаем успешной работы в новом году!
"Законодательство", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с Ю.Я.Чайкой, министром юстиции Российской Федерации
Автор
Ю.Я. Чайка - министр юстиции Российской Федерации.
Юрий Яковлевич Чайка родился в 1951 г. в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края.
1968-1970 гг. - учился в Политехническом институте г. Комсомольска-на-Амуре.
1970-1972 г. - проходил службу в Вооруженных Силах СССР.
1972-1976 гг. - учился в Свердловском юридическом институте.
1976-1978 гг. - стажер, затем следователь прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области.
1978-1979 гг. - заместитель Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области.
1979-1983 гг. - Тайшетский транспортный прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
1983 г. - начальник следственного отдела Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
1984-1986 гг. - инструктор отдела административных органов Иркутского обкома КПСС.
1986-1988 гг. - первый заместитель прокурора Иркутской области - начальник следственного отдела.
1988-1990 гг. - заведующий государственно-правовым отделом Иркутского обкома КПСС.
1990-1992 гг. - Восточно-Сибирский транспортный прокурор.
1992-1995 гг. - прокурор Иркутской области.
В 1995 г. был назначен первым заместителем Генерального прокурора РФ, а с осени 1998 г. по август 1999 г. исполнял обязанности Генерального прокурора РФ.
С 1999 г. по настоящее время является министром юстиции Российской Федерации (Указ Президента РФ от 17 августа 1999 г. N 1066).
Указом Президента РФ от 31 августа 1999 г. N 1133 Ю.Я. Чайке присвоен классный чин государственного советника юстиции Российской Федерации.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 1