Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 240н "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"

 

В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", абзацем вторым пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", подпунктом 5.11 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Министр

А.О. Котяков

 

Зарегистрировано в Минюсте России 30 июля 2024 г.

Регистрационный N 78958

 

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 27 апреля 2024 г. N 240н

 

Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

 

I. Общие положения

 

1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Положение) определяет основы организации гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство).

2. Гражданская оборона в Министерстве организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Положением.

3. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по организации обеспечения защиты федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) Министерства от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, предусмотренных главой IV Положения (далее - мероприятия по гражданской обороне).

4. Ведение гражданской обороны в Министерстве начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

5. Ведение гражданской обороны в Министерстве, осуществляется на основе плана гражданской обороны Министерства, разрабатываемого в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 марта 2020 г. N 216ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58257; далее - приказ МЧС России N 216ДСП).

 

II. Организация управления гражданской обороной

 

6. Общее руководство гражданской обороной в Министерстве осуществляет Министр труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - руководитель гражданской обороны).

Руководитель гражданской обороны несет персональную ответственность за организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне.

Руководитель гражданской обороны осуществляет руководство гражданской обороной через структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационный орган, комиссию по повышению устойчивости функционирования, дежурную службу, группу контроля и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.

7. Непосредственное управление ведением гражданской обороны в Министерстве осуществляет один из заместителей Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

8. Органом управления гражданской обороны Министерства является структурное подразделение Министерства, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, которое осуществляет планирование мероприятий по гражданской обороне и организацию их выполнения, организацию подготовки необходимых сил и средств, контроль за состоянием и готовностью гражданской обороны и выполнением мероприятий по гражданской обороне в Министерстве.

9. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне в Министерстве создаются дежурная служба Министерства и группа контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне Министерства (далее - дежурная служба и группа контроля соответственно).

10. Дежурная служба осуществляет доведение сигналов оповещения до должностных лиц Министерства:

1) о внезапном нападении противника;

2) о введении в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях в полном объеме или частично;

3) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне и других сигналов гражданской обороны.

11. Группа контроля осуществляет:

1) сбор докладов о результатах доведения сигналов оповещения до должностных лиц Министерства;

2) контроль за выполнением мероприятий по гражданской обороне;

3) обмен информацией в области гражданской обороны с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с приказом МЧС России N 216ДСП;

4) информационное обеспечение руководителя гражданской обороны о складывающейся и сложившейся обстановке в области гражданской обороны;

5) взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти.

12. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в Министерстве заблаговременно в мирное время создается эвакуационный орган.

Деятельность эвакуационного органа регламентируется положением о нем, а деятельность его членов - должностными обязанностями.

13. Для планирования, подготовки и проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов Министерства заблаговременно в мирное время создается комиссия по повышению устойчивости функционирования.

Деятельность комиссии по повышению устойчивости функционирования регламентируется положением о ней, а деятельность ее членов - должностными обязанностями.

14. При выполнении мероприятий по гражданской обороне Министерство взаимодействует с Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272.

 

III. Основные задачи и функции в области гражданской обороны

 

15. Основными задачами в области гражданской обороны Министерства являются:

1) подготовка гражданских служащих Министерства в области гражданской обороны;

2) оповещение гражданских служащих Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) эвакуация в безопасные районы гражданских служащих Министерства и членов их семей, материальных и культурных ценностей;

4) предоставление гражданским служащим Министерства средств индивидуальной и коллективной защиты;

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для гражданских служащих Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

7) первоочередное жизнеобеспечение гражданских служащих Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

8) борьба с пожарами на объектах (территориях) Министерства, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

9) обнаружение и обозначение объектов (территорий) Министерства, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

10) санитарная обработка гражданских служащих Министерства, обеззараживание зданий и сооружений Министерства, специальная обработка техники и территории Министерства;

11) восстановление и поддержание порядка на объектах (территориях) Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время на объектах (территориях) Министерства;

13) срочное захоронение трупов гражданских служащих Министерства в военное время;

14) обеспечение устойчивости функционирования объектов Министерства, необходимых для выживания гражданских служащих Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

15) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Министерства.

16. Министерство в соответствии с возложенными задачами в области гражданской обороны осуществляет следующие полномочия и выполняет следующие функции:

1) принимает нормативные правовые акты в области гражданской обороны, доводит их требования до гражданских служащих Министерства и контролирует их выполнение в соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

2) разрабатывает и реализует план гражданской обороны Министерства, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств, в соответствии с абзацем третьим статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

3) осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Министерстве;

4) организует финансовое и материально-техническое обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне;

5) создает и поддерживает в готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения работы защитного сооружения гражданской обороны;

6) создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности пункт управления, системы связи и оповещения гражданских служащих Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

7) определяет перечень учреждений, подведомственных Министерству, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне Министерства в соответствии с абзацем седьмым статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

8) осуществляет внутренний (ведомственный) контроль в области гражданской обороны в Министерстве.

 

IV. Основные мероприятия по гражданской обороне, организация и порядок их выполнения в Министерстве

 

17. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с подготовкой гражданских служащих Министерства в области гражданской обороны, относятся:

1) организация, планирование и осуществление подготовки, повышения квалификации или курсового обучения в области гражданской обороны гражданских служащих Министерства в соответствии с абзацем седьмым подпункта "а" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841;

2) разработка и реализация программы проведения вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми гражданскими служащими Министерства в течение первого месяца службы (работы);

3) осуществление организационно-методического руководства и контроля за подготовкой руководителей, гражданских служащих и работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

4) планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

5) осуществление организационно-методического руководства и контроля за подготовкой гражданских служащих Министерства, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

6) создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы в области гражданской обороны для подготовки гражданских служащих Министерства.

18. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с оповещением гражданских служащих Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:

1) создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения гражданских служащих Министерства, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

2) установка специализированных технических средств оповещения и информирования гражданских служащих Министерства и иных лиц, находящихся в зданиях Министерства;

3) комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио- и других средств передачи информации;

4) информирование гражданских служащих Министерства о складывающейся обстановке;

5) сбор и обмен информацией в области гражданской обороны.

19. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с эвакуацией в безопасные районы гражданских служащих Министерства и членов их семей, материальных и культурных ценностей, относятся:

1) организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в безопасные районы из зон возможных опасностей;

2) создание и организация деятельности эвакуационного органа и подготовка его личного состава в соответствии с пунктом 12 Положения;

3) подготовка безопасных районов для размещения гражданских служащих Министерства и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

4) разработка, согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления планов эвакуационных мероприятий и размещения гражданских служащих Министерства и членов их семей в безопасных районах.

20. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением гражданским служащим Министерства средств индивидуальной и коллективной защиты, относятся:

1) накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими гражданских служащих Министерства;

2) разработка планов распределения и выдачи средств индивидуальной защиты гражданским служащим Министерства;

3) обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты гражданским служащим Министерства;

4) поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание имеющихся защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

5) приспособление заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия гражданских служащих Министерства;

6) планирование, подготовка к строительству (в мирное время) и строительство (при приведении гражданской обороны в готовность) быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны и укрытий простейшего типа (при недостаточности имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, приспособленных заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства);

7) обеспечение укрытия гражданских служащих Министерства в имеющихся защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства или быстровозводимых защитных сооружениях гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием.

21. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, относятся:

1) определение перечня объектов, зданий и сооружений, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки;

2) разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

3) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

4) проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков.

22. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для гражданских служащих Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является организация взаимодействия с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

23. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением гражданских служащих Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:

1) планирование и организация основных видов жизнеобеспечения гражданских служащих Министерства;

2) создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

3) организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди гражданских служащих Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) определение численности гражданских служащих Министерства, оставшихся без жилья, и организация их размещения в сохранившихся зданиях и сооружениях, а также в служебных помещениях;

5) организация оказания первой помощи пострадавшим гражданским служащим Министерства, организация их эвакуации (доставки) в учреждения здравоохранения;

6) организация информационно-психологической поддержки гражданским служащим Министерства.

24. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами на объектах (территориях) Министерства, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов относятся:

1) обучение гражданских служащих Министерства действиям при возникновении пожаров;

2) организация накопления, хранения, освежения и использования по предназначению материально-технических средств противопожарной безопасности;

3) организация взаимодействия с подразделениями Государственной противопожарной службы и другими подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров на объектах (территориях) Министерства.

25. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением объектов (территорий) Министерства, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, относятся:

1) введение режима радиационной защиты в структурных подразделениях Министерства, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

2) создание и организация деятельности постов радиационного и химического наблюдения, обеспечение их средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля.

26. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой гражданских служащих Министерства, обеззараживанием зданий и сооружений Министерства, со специальной обработки техники и территории Министерства, относятся:

1) организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по санитарной обработке гражданских служащих Министерства, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий

2) заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

3) организация проведения мероприятий по санитарной обработке служащих и работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

27. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка на объектах (территориях) Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:

1) осуществление пропускного режима на объектах Министерства, поддержание порядка на них и на маршрутах эвакуации гражданских служащих Министерства;

2) принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

28. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время на объектах (территориях) Министерства, относятся:

1) организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения аварийно-восстановительных ремонтных работ на объектах коммунального хозяйства;

2) организация доставки питьевой воды для обеспечения гражданских служащих Министерства;

3) создание запаса мобильных автономных электрогенераторов.

29. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов гражданских служащих Министерства в военное время, является организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по осуществлению опознания, учета и захоронения трупов служащих и работников Министерства, погибших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

30. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования объектов Министерства, необходимых для выживания гражданских служащих Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:

1) создание в соответствии с пунктом 13 Положения комиссии по повышению устойчивости функционирования, организация ее деятельности;

2) мероприятия, направленные на повышение надежности функционирования систем энергоснабжения, водоснабжения и канализации объектов Министерства, проводной и мобильной телефонной связи;

3) планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ на объектах (территориях) Министерства;

4) создание страхового фонда документации.

31. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Министерства, относятся:

1) организация создания и оснащения современными техническими средствами сил гражданской обороны;

2) организация подготовки сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

3) определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.

 

V. Заключительные положения

 

32. Министерство планирует и осуществляет финансирование мероприятий по гражданской обороне в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

33. В целях проверки выполнения требований нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также реальности выполнения планов гражданской обороны в Министерстве осуществляется внутренний (ведомственный) контроль в области гражданской обороны.

34. Внутренний (ведомственный) контроль в области гражданской обороны осуществляет структурное подразделение Министерства, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.

35. Внутренний (ведомственный) контроль в области гражданской обороны в Министерстве организуется и проводится в ходе подготовки и выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также в ходе проверок, учений, тренировок и занятий.

 

Урегулированы вопросы организации и ведения гражданской обороны в Минтруде. В частности, определены основные задачи и функции в области ГО, основные мероприятия по ГО и порядок их выполнения.

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 240н "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"

 

Зарегистрировано в Минюсте России 30 июля 2024 г.

Регистрационный N 78958

 

Вступает в силу с 10 августа 2024 г.

 

Опубликование:

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 30 июля 2024 г. N 0001202407300012