Решение Алтайского краевого суда от 27 июня 2024 г. N 3а-342/2024
Алтайский краевой суд, рассмотрев с участием прокурора А.Т.А, представителей административного ответчика С.Ю.Н, заинтересованного лица К.Е.А. в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края к Правительству Алтайского края о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Алтайского края от 19 августа 2021 года N 308, установил:
постановлением Правительства Алтайского края от 19 августа 2021 года N 308 утверждены:
- Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение части расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности (далее Порядок N 1);
- Порядок предоставления субсидии из краевого бюджета социально ориентированной некоммерческой организации на финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью ресурсного центра развития гражданских инициатив и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Порядок N 2);
- Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение расходов, связанных с участием в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации (далее - Порядок N 3);
- Порядок предоставления субсидии из краевого бюджета социально ориентированной некоммерческой организации на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением краевого форума социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Порядок N 4).
Постановление Правительства Алтайского края от 19 августа 2021 года N 308 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 19 августа 2021 года, включено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 23 сентября 2021 года, регистрационный номер RU22000202101192.
Постановление Правительства Алтайского края 11 апреля 2022 года N 113 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Алтайского края" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 11 апреля 2022 года, включено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 26 апреля 2022 года, регистрационный номер RU22000202200404.
Постановление Правительства Алтайского края 23 ноября 2022 года N 434 "О внесении изменений в постановления Правительства Алтайского края от 19.08.2021 N 308, от 11.04.2022 N 113" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 ноября 2022 года, включено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 1 декабря 2022 года, регистрационный номер RU22000202202745.
Постановление Правительства Алтайского края 26 сентября 2023 года N 359 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 19.08.2021 N 308" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28 сентября 2023 года, включено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 13 октября 2023 года, регистрационный номер RU22000202301662.
Постановление Правительства Алтайского края 12 апреля 2024 года N 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 19.08.2021 N 308" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 15 апреля 2024 года, включено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 26 апреля 2024 года, регистрационный номер RU22000202400492.
Первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края о признании не действующими абз. 2 пунктов 2.5 Порядка N 1, Порядка N 2, Порядка N 4, а также абз. 2 пункта 2.5 Порядка N 3, ссылаясь в обоснование требований на противоречие нормативного правового акта в оспариваемой части положениям постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 года N 1782 "Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий" (далее - Общие требования).
В судебном заседании прокурор А.Т.А. настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель административного ответчика Правительства Алтайского края С.Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва, согласно которым нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и обнародования. Согласно пункту 3 Общих требований в правовом акте в целях установления условий и порядка предоставления субсидий указываются требования к получателю субсидии (участнику отбора), которым он должен соответствовать на дату, определенную правовым актом, в том числе у получателя субсидии (участника отбора) на едином налоговом счете отсутствует или не превышает размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (абз. 7 подп. "а"). Из буквального толкования указанной нормы права следует, что у получателя субсидии (участника отбора) либо отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо не превышает размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в правовом акте могут быть определены иные требования, не указанные в настоящем пункте (абз. 11).
Правительство Алтайского края, при предоставлении субсидий из своего бюджета, воспользовавшись правом, предусмотренным абз. 11 подп. "а" пункта 3 Общих требований, установило в оспариваемом правовом акте требование к получателям субсидий о полном отсутствии у них задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которое не противоречит федеральному законодательству.
Вопреки доводам административного истца Правительство Алтайского края решение о включении в оспариваемый нормативный правовой акт требования, предусмотренного абз. 7 подп. "а" пункта 3 Общих требований, не принимало.
Представитель Министерства финансов Алтайского края К.Е.А. просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указывая на то, что оспариваемые положения не противоречат положениям Общих требований, поскольку абз. 7 подп. "а" пункта 3 Общих требований закрепляет, что у получателя субсидии (участника отбора) либо отсутствует задолженность на едином налоговом счете, либо не превышает, установленный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации размер отрицательного сальдо на едином налоговом счете 30 000 руб.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи.
В рамках реализации государственной программы Алтайского края "Социальная поддержка граждан" Правительством Алтайского края 19 августа 2021 года принято постановление N 308 "О предоставлении субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям". Предоставление субсидий осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете.
Указанное постановление принято Правительством Алтайского края в пределах полномочий, предоставленных частью 1 статьи 87 Устава (Основного закона) Алтайского края от 05 июня 1995 года N 3-ЗС, с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта, в установленной форме и опубликовано в установленном порядке согласно Закону Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности", постановлению Правительства Алтайского края от 17 августа 2017 года N 304 "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края", Регламенту Правительства Алтайского края, утвержденному постановлением Правительства Алтайского края от 30 января 2017 года N 16. По данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Право прокурора Алтайского края на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями об оспаривании нормативного правового акта, вытекает из положений части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Порядок определения объема и предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Во исполнение приведённой нормы Правительством Российской Федерации издано постановление от 25 октября 2023 года N 1782 "Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий".
Оспариваемые в части Порядок N 1, Порядок N 2, Порядок N 3, Порядок N 4 в силу приведенных норм должны соответствовать Общим требованиям.
Согласно абз. 7 подп. "а" пункта 3 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в указанных нормативных актах в качестве требования, которому должны соответствовать получатели субсидии (участники отбора) на дату, определенную правовым актом содержится условие, в соответствии с которым у получателя субсидии (участника отбора) на едином налоговом счете отсутствует или не превышает размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Оспариваемые нормы Порядков N 1, N 2, N 3, N 4 дублируют указанную норму за исключением слов "или не превышает размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями оспариваемых Порядков N 1, N 2, N 3, N 4 предусмотрена возможность допуска некоммерческой организации к участию в отборе только при отсутствии у нее на едином налоговом счете задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и исключена возможность участия некоммерческой организации, имеющей задолженность, не превышающую размер, определенный в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Общих требований настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица, о том, что абз. 12 подп. "а" пункта 3 Общих требований позволяет включать в нормативный правовой акт условия, предусмотренные абз. 7 подп. "а" пункта 3 Общих требований при необходимости, не могут быть приняты во внимание, поскольку из Общих требований следует, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе либо предусмотреть указанную обязанность именно в том объеме, в котором её изложил федеральный законодатель, либо не предусмотреть указанное требование вовсе. Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 58-АПА19-28.
Ссылка административного ответчика на то, что в оспариваемые акты не включались положения абз. 7 подп. "а" пункта 3 Общих требований, а в соответствии с абз. 11 подп. "а" пункта 3 Общих требований были разработаны иные требования допуска некоммерческой организации к участию в отборе, является несостоятельной, поскольку абз. 11 допускает возможность предусматривать иные требования, не указанные в подп. "а".
Таким образом, Порядки N 1, N 2, N 3, N 4 в оспариваемой прокурором части противоречит нормам федерального законодательства, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания отдельных положений нормативного правового акта недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 2.5 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение части расходов, связанных с осуществлением уставной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 19 августа 2021 года N 308 (в редакции постановления Правительства Алтайского края от 12 апреля 2024 года N 104), в той части, в какой им не предусмотрено наличие у участника отбора задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, не превышающей размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 2.5 Порядка предоставления субсидии из краевого бюджета социально ориентированной некоммерческой организации на финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью ресурсного центра развития гражданских инициатив и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 19 августа 2021 года N 308 (в редакции постановления Правительства Алтайского края от 12 апреля 2024 года N 104), в той части, в какой им не предусмотрено наличие у участника отбора задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, не превышающей размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 2.3 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение расходов, связанных с участием в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 19 августа 2021 года N 308 (в редакции постановления Правительства Алтайского края от 12 апреля 2024 года N 104), в той части, в какой им не предусмотрено наличие у участника отбора задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, не превышающей размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 2.5 Порядка предоставления субсидии из краевого бюджета социально ориентированной некоммерческой организации на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением краевого форума социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 19 августа 2021 года N 308 (в редакции постановления Правительства Алтайского края от 12 апреля 2024 года N 104), в той части, в какой им не предусмотрено наличие у участника отбора задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, не превышающей размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сообщение о данном решении опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 27 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил административный иск прокурора, признав недействующими отдельные положения постановления Правительства, касающиеся требований к получателям субсидий. Установлено, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству, так как не учитывают возможность наличия задолженности по налогам в пределах установленного лимита. Решение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Алтайского краевого суда от 27 июня 2024 г. N 3а-342/2024
Текст решения предоставлен Алтайского краевого суда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании