Решение Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. N 3а-19/2024
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.И.В, к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующими в части нормативных правовых актов, установил:
приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 25 ноября 2021 года N 43/Пр/108 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - Перечень на 2022 год).
В пункт 1042 указанного Перечня включено нежилое помещение по адресу: "адрес" кадастровый номер ***.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Алтайского края, официальном интернет-портале правовой информации 26 ноября 2021 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов 15 декабря 2021 года с присвоением регистрационного номера RU220002022101890.
Приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 18 ноября 2022 года N 43/Пр/165 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - Перечень на 2023 год).
В пункт 1131 указанного Перечня включено нежилое помещение по адресу: "адрес" кадастровый номер ***.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Алтайского края, официальном интернет-портале правовой информации 18 ноября 2022 года, включен в федеральный регистр нормативных правовых актов 6 декабря 2022 года с присвоением регистрационного номера RU22000202202798.
К.И.В. (с учетом уточнения требований) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанных нормативных правовых актов недействующими в части включения указанного нежилого помещения, ссылаясь на то, что объект недвижимости не обладает перечисленными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками для включения его в соответствующий перечень. Ответчиком не проводилось обследования нежилого помещения для установления фактического использования его как офисного, не установлено, что более 20% общей площади помещения используется как офис.
В судебном заседании административный истец К.И.В, её представитель Д.М.В. на доводах, изложенных в административном исковом заявлении, уточненном административном исковом заявлении, дополнительных пояснениях настаивали, указали, что законодатель и правоприменитель определяют приоритет установления фактического использования объекта перед формальным подходом на основании данных ЕГРН.
Представитель административного ответчика К.Е.Г. в судебном заседании возражал против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных отзывах, и объяснил, что включение нежилого помещения с кадастровым номером *** в перечни было произведено на основании того, что наименование нежилого помещения в сведениях ЕГРН значилось как "нежилое помещение офиса на 1-и этаже жилого дома с пристройкой" и его фактическое использование в данном случае значения не имело. По заявлению К.И.В. 28 сентября 2023 года произведено изменение наименования спорного помещения с "нежилое помещение офиса на 1-и этаже жилого дома с пристройкой" на "нежилое" в связи с чем в Перечень на 2024 год указанный объект недвижимого имущества включен не был.
Выслушав объяснения административного истца, её представителя, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 25 ноября 2021 года N 43/Пр/108 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год. Под пунктом 1042 Перечня на 2022 год указано нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 18 ноября 2022 года N 43/Пр/165 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Под пунктом 1131 Перечня на 2023 год указано то же спорное нежилое помещение.
Анализ Перечней на 2022 и 2023 годы позволяет суду сделать вывод о том, что они являются нормативными, поскольку отвечают признакам нормативности, предусмотренным п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налога на их имущество.
Также при рассмотрении дела установлено, что К.И.В. является собственником спорного нежилого помещения (л.д. 19-20).
В соответствии с п. 2 ст. 11 и ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе нежилых помещений.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подп. 1 п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая помещения.
Пунктом 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц предусматривается, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года N 97-ЗС "Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой установлено 01 января 2020 года.
В силу подп. 2, 3 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
- 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В связи с включением нежилого помещения по "адрес" Алтайского края в оспариваемые перечни налоговая база по налогу на имущество физических лиц, подлежащего уплате К.И.В. за 2022-2023 годы, в отношении указанного объекта должна быть определена налоговым органом в размере кадастровой стоимости, а налог за данный период должен быть установлен в размере 2% от кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах К.И.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и она полагает, что этими актами нарушены её права и законные интересы, поэтому с учетом положений ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации К.И.В. является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативных правовых актов, данные требования должны быть рассмотрены в порядке главы 21 настоящего кодекса.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края - Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (п. 4 Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Алтайского края от 29 июня 2017 года N 237 (далее Правила формирования перечня), п.п. 2.1.6, 2.1.38 Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 25 апреля 2014 года N 48).
В соответствии с п. 5 Правил формирования перечня подготовку документов для формирования и определения уполномоченным органом Перечня, а также вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляет рабочая группа по подготовке проекта Перечня.
Состав рабочей группы определен распоряжением Губернатора Алтайского края от 21 марта 2017 года N 103-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 20 ноября 2018 года N 328-р (л.д. 72-73).
Также из протокола заседания рабочей группы от 21 октября 2021 года следует, что ее членами было рекомендовано управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры рассмотреть и утвердить проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Из протокола заседания рабочей группы от 28 октября 2022 года следует, что ее членами было рекомендовано управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры рассмотреть и утвердить проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Из материалов административного дела следует, что приказы об утверждении оспариваемых Перечня на 2022 и Перечня на 2023 годы подписаны начальником Управления Алтайского края, нормативные правовые акты опубликованы на официальном сайте Алтайского края, официальном интернет-портале правовой информации, включены в федеральный регистр нормативных правовых актов.
В период действия оспариваемых Перечней были внесены изменения в части включения и исключения из них отдельных объектов недвижимости. При этом данные изменения не касаются помещения по адресу: "адрес" с кадастровым номером ***.
С учетом изложенного суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края, уполномоченным на то государственным органом - управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, в установленном порядке, а также с соблюдением требований о его опубликовании и включении в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, по данному основанию административным ответчиком данные акты не оспариваются.
Проверяя соответствие пункта 1042 Перечня на 2022 год и пункта 1131 Перечня на 2023 год положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что К.И.В. является собственником нежилого помещения площадью *** с кадастровым номером: ***. Помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома. Согласно сведениям, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости до 28 сентября 2023 года помещение имело наименование "нежилое помещение офиса на 1-м этаже жилого дома с пристройкой".
Земельный участок на котором расположен многоквартирный дом имеет вид разрешенного использования "многоквартирный дом, в том числе со встроенными и пристроенными объектами" (л.д. 90).
В судебном заседании 16 января 2024 года К.И.В. не отрицала, что при переводе жилого помещения в нежилое она самостоятельно указала такое назначение помещения как офис (л.д. 96 оборот).
При изложенный обстоятельствах, поскольку спорное помещение имеет наименование "офис", суд не находит оснований для признания недействительными пункта 1042 Перечня на 2002 год и пункта 1131 Перечня на 2023 год.
Довод административного истца о том, что административному ответчику следовало установить фактическое использование нежилого помещения, а также учесть сведения, содержащиеся в техническом паспорте на жилой дом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о земельном участке по адресу: "адрес", основан на неверном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку наличие в назначении нежилого помещения наименования "офис" в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для его включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Не имеет правового значения для разрешения настоящего административного спора и указание представителя административного истца о том, что технический паспорт нежилого помещения не подтверждает его предназначенность для использования в качестве офиса, поскольку законодателем предусмотрена возможность отнесения нежилых помещений к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в том числе в соответствии со сведениями о их наименовании, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, признав оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в ходе судебного разбирательства противоречий между оспариваемым решением и нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлено, то административные исковые требования К.И.В, оспаривающей отдельные положения Перечней на 2022 и 2023 год, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых требований К.И.В. к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующими в части нормативных правовых актов, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 20 февраля 2024 г. N 3а-19/2024
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании