Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
"Черняховский муниципальный округ
Калининградской области"
от 31 июля 2024 года N 2008
Порядок
разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Черняховский муниципальный округ Калининградской области"
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Черняховский муниципальный округ Калининградской области" (далее - Порядок, МО "Черняховский муниципальный округ"), внесения в них изменений, а также контроля за ходом их реализации.
2. Муниципальная программа представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (результатов), взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития МО "Черняховский муниципальный округ".
3. Настоящим Порядком выделяются следующие типы муниципальных программ:
программа - муниципальная программа, предметом которой является достижение приоритетов и целей социально-экономического развития МО "Черняховский муниципальный округ" в рамках конкретной отрасли или сферы;
комплексная программа - муниципальная программа, предметом которой является достижение приоритетов и целей межотраслевого характера, затрагивающих сферы реализации нескольких муниципальных программ.
В состав муниципальных программ в соответствии со сферами их реализации подлежат включению направления деятельности органов местного самоуправления МО "Черняховский муниципальный округ".
В комплексных программах дополнительно подлежат аналитическому отражению соответствующие сферам (отраслям) их реализации направления деятельности, включенные в состав муниципальных программ.
4. Понятия, используемые в настоящем Порядке:
ответственный исполнитель муниципальной программы - администрация МО "Черняховский муниципальный округ" в лице структурного подразделения администрации МО "Черняховский муниципальный округ", определенного ответственным в перечне муниципальных программ МО "Черняховский муниципальный округ", утвержденном постановлением администрации МО "Черняховский муниципальный округ";
соисполнители муниципальной программы - структурные подразделения администрации МО "Черняховский муниципальный округ", подведомственные учреждения и организации МО "Черняховский муниципальный округ", участвующие в реализации структурных элементов муниципальной программы;
участники муниципальной программы - подведомственные учреждения и организации, участвующие в реализации структурных элементов муниципальной программы, не являющиеся соисполнителями муниципальной программы;
показатель муниципальной программы - количественно измеримая характеристика достижения целей муниципальной программы, отражающая конечные общественно значимые социально-экономические результаты от реализации муниципальной программы;
структурные элементы муниципальной программы - муниципальные проекты, региональные проекты, ведомственные проекты в совокупности составляющие проектную часть муниципальной программы; комплексы процессных мероприятий;
понятия "региональный проект", "ведомственный проект" используемые в настоящем Порядке, применяются в определениях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".
комплекс процессных мероприятий - группа скоординированных мероприятий (результатов), имеющих общую целевую направленность на выполнение функций и решение текущих задач органов местного самоуправления.
5. Разработка и реализация муниципальных программ осуществляется исходя из следующих принципов:
1. Обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития МО "Черняховский муниципальный округ", установленных документами стратегического планирования;
2. обеспечение планирования и реализации муниципальных программ с учетом необходимости достижения национальных целей развития;
3. включение в состав муниципальной программы всех инструментов и мероприятий в соответствующей сфере;
4. синхронизация муниципальных программ с государственными программами и программами развития (иными программами);
5. учет показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления МО "Черняховский муниципальный округ";
6. выделение в структуре муниципальной программы (комплексной программы):
- проектов, определяемых, формируемых и реализуемых в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок организации проектной деятельности;
- процессных мероприятий.
- закрепление должностного лица, ответственного за реализацию муниципальной программы, а также каждого структурного элемента муниципальной программы.
6. Для муниципальной программы формулируются цель (цели), которые должны соответствовать приоритетам социально-экономического развития МО "Черняховский муниципальный округ" в соответствующей сфере и определять конечные результаты реализации муниципальной программы. Формулировка целей муниципальной программы не должна дублировать наименования задач структурных элементов такой программы.
Для цели муниципальной программы формируются показатели, отражающие конечные общественно значимые социально-экономические результаты реализации муниципальной программы.
7. Под задачами структурного элемента муниципальной программы понимается итог деятельности, обеспечивающий достижение определенных изменений в социально-экономической сфере.
Решение задач структурного элемента муниципальной программы направлено на достижение цели (целей) муниципальной программы.
8. Муниципальная программа подлежит общественному обсуждению и утверждается постановлением администрации МО "Черняховский муниципальный округ". Муниципальные программы, планируемые к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде, подлежат утверждению не позднее 01 декабря текущего года.
II. Требования к структуре муниципальной программы.
9. Муниципальная программа должна содержать:
- текстовую часть (стратегические приоритеты в сфере реализации муниципальной программы);
- паспорт муниципальной программы;
- паспорта структурных элементов муниципальной программы;
- сведения о финансировании структурных элементов муниципальной программы.
При наличии методических рекомендаций по разработке программ, утвержденных или рекомендованных, в структуру муниципальной программы могут также входить разделы в соответствии с требованиями указанных методических рекомендаций.
10. Муниципальная программа в качестве структурных элементов содержит муниципальные проекты, региональные проекты, ведомственные проекты, составляющие проектную часть муниципальной программы, а также комплексы процессных мероприятий, составляющие процессную часть.
В рамках комплекса процессных мероприятий Программы осуществляется реализация направлений деятельности, предусматривающих непредвиденные расходы, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
III. Требования к содержанию муниципальной программы.
11. Текстовая часть (стратегические приоритеты муниципальной программы) включает в себя:
а) оценку текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития округа;
б) описание приоритетов и целей муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы;
в) задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в соответствующей сфере муниципального управления.
12. Паспорт муниципальной программы составляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и включает:
а) наименование муниципальной программы;
б) сведения об ответственном исполнителе, соисполнителях;
в) цели и показатели муниципальной программы;
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели или результаты, которые являются следствием достижения самой цели, а также описание путей, средств и методов достижения цели.
В разделе "Показатели муниципальной программы" должны быть включены основные и дополнительные показатели муниципальной программы, реализация которых предусмотрена в муниципальной программе. Количество показателей муниципальной программы определяется исходя из необходимости и достаточности для оценки достижения целей муниципальной программы. Показатели муниципальной программы должны соответствовать следующим требованиям:
- количественно (в процентах, долях, условных единицах и т.д.) характеризовать ход реализации и достижение цели муниципальной программы;
- отражать специфику развития соответствующей сферы социально-экономического развития, на решение которой направлена реализация муниципальной программы;
- иметь запланированные по годам реализации муниципальной программы количественные значения с отражением данных базового периода и планового периода;
- определяться на основе данных государственного статистического наблюдения или рассчитываться по методикам, утвержденным ответственным исполнителем или международными организациями. Сведения об источниках получения информации о значениях показателя приводится в приложении к паспорту муниципальной программы.
Значения показателей муниципальных (региональных, ведомственных) проектов должны соответствовать значениям показателей, установленным соответствующими проектами.
В качестве базового значения показателя указывается плановое значение показателя на год разработки проекта муниципальной программы. В случае отсутствия указанных данных в качестве базового значения приводится фактическое значение за год, предшествующий году разработки проекта муниципальной программы.
г) сроки реализации муниципальной программы;
д) перечень структурных элементов муниципальной программы (раздел "Структура муниципальной программы");
В данном разделе приводится информация о реализуемых в составе муниципальной программы муниципальных (региональных ведомственных) проектах, комплексах процессных мероприятий, а также при необходимости об отдельных мероприятиях.
В отношении каждого структурного элемента муниципальной программы указываются задачи, решение которых обеспечивается реализацией данного структурного элемента. В отношении региональных проектов в обязательном порядке приводятся общественно значимые результаты и (или) задачи, не являющиеся общественно значимыми результатами.
Каждый структурный элемент и каждая задача структурного элемента должны быть связаны хотя бы с одним показателем муниципальной программы.
е) параметры финансового обеспечения за счет всех источников финансирования в целом и по годам реализации муниципальной программы. В данном разделе объем финансирования указывается в рублях.
13. Паспорт регионального (муниципального, ведомственного) проекта муниципальной программы составляется по форме согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему Порядку.
В случае если в составе муниципальной программы предусмотрено финансирование по нескольким муниципальным (региональным, ведомственным) проектам, то в отношении каждого проекта заполняется отдельный паспорт.
14. Паспорт комплексов процессных мероприятий заполняется по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. Если в муниципальной программе предусмотрено несколько комплексов процессных мероприятий, то для каждого комплекса процессных мероприятий разрабатывается свой паспорт.
Мероприятия комплекса процессных мероприятий не должны дублировать мероприятия других комплексов процессных мероприятий муниципальной программы.
В каждом комплексе процессных мероприятий должно быть предусмотрено не менее одного показателя, за исключением комплекса процессных мероприятий, включающего мероприятия по обеспечению деятельности (содержанию) ответственного исполнителя муниципальной программы, а также его подведомственных учреждений.
В случае если в рамках реализации структурного элемента муниципальной программы подлежат исполнению обязательства по достижению результатов использования субсидий из федерального, регионального бюджетов, то значения результатов, характеризующих степень реализации такого структурного элемента, должны соответствовать значениям результатов использования субсидии, установленным соглашением о предоставлении субсидии из федерального, регионального бюджетов.
В случае если в рамках реализации структурного элемента муниципальной программы подлежат исполнению обязательства по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, то значения результатов, характеризующих степень реализации такого структурного элемента, должны отражать степень выполнения указанными получателями субсидий условий, установленных соглашением о предоставлении таких субсидий.
В случае если в рамках реализации структурного элемента муниципальной программы муниципальными учреждениями осуществляется оказание муниципальных услуг (выполнение работ), соответствующие мероприятия (результаты) отражают свод значений показателей выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
15. Сведения о финансировании структурных элементов муниципальной программы составляется по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
В данном разделе приводится информация о бюджетных ассигнованиях, планируемых на реализацию муниципальной программы за счет средств местного бюджета с расшифровкой по главным распорядителям средств местного бюджета, структурным элементам муниципальной программы, а также по годам реализации муниципальной программы.
IV. Основание и этапы разработки муниципальной программы.
16. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ МО "Черняховский муниципальный округ", утвержденного постановлением администрации МО "Черняховский муниципальный округ" (далее - Перечень).
17. Проект Перечня формируется комитетом по финансам и бюджету администрации МО "Черняховский муниципальный округ" (далее - комитет по финансам) совместно с управлением перспективного экономического развития и поддержки малого предпринимательства администрации МО "Черняховский муниципальный округ" (далее - управление экономики) с учетом документов стратегического характера, принятых на муниципальном уровне.
18. В течение текущего финансового года допускается внесение изменений в Перечень в части корректировки наименования муниципальных программ и (или) ответственных исполнителей.
Внесение изменений в Перечень муниципальных программ, планируемых к реализации с очередного финансового года, производится до 01 сентября текущего финансового года на основании предложений ответственных исполнителей, согласованных с комитетом по финансам и управлением экономики.
Не допускается внесение предложений о включении в перечень новых муниципальных программ, цели и задачи которых могут быть реализованы в рамках одной из действующих муниципальных программ, за исключением случаев, когда наличие отдельной муниципальной программы обусловлено требованиями федеральных (региональных) органов государственной власти в качестве условия для получения межбюджетных трансфертов из федерального (регионального) бюджета.
19. Срок реализации муниципальной программы определяется исходя из ожидаемых сроков достижения цели и результатов реализации муниципальной программы, но не менее шести лет.
20. Разработка проекта муниципальной программы на новый период осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями муниципальной программы в срок до 01 ноября года, предшествующего планируемому.
В случае принятия решения ответственного исполнителя муниципальной программы о разработке муниципальной программы на новый период до истечения срока реализации действующей муниципальной программы ответственным исполнителем муниципальной программы совместно с соисполнителями муниципальной программы в установленном порядке разрабатывается проект муниципальной программы на новый период. При этом действующая муниципальная программа прекращает свое действие с нового финансового года, а в случае изменения сроков реализации муниципальной программы в нее вносятся изменения.
Для определения плановых значений показателей муниципальной программы, плановых значений результатов ее структурных элементов на новый период используются значения плановых показателей и результатов действующей муниципальной программы в том году, в котором разработан проект муниципальной программы на новый период.
Значения плановых показателей муниципальной программы, утвержденной на новый период, и результатов ее структурных элементов подлежат корректировке с учетом фактического достижения значения показателей и результатов ранее действующей муниципальной программы, которая осуществляется до 01 ноября первого года реализации такой муниципальной программы. Такая корректировка при оценке эффективности бюджетных расходов на реализацию муниципальной программы не учитывается.
21. Ответственные исполнители муниципальных программ несут персональную ответственность за полноту и достоверность информации, содержащейся в документах муниципальной программы.
Проект муниципальной программы согласовывается с соисполнителями (участниками). После согласования с соисполнителями ответственный исполнитель готовит проект нормативно-правового акта и направляет его в управление экономики и комитет по финансам. Муниципальная программа является приложением к нормативно-правовому акту администрации МО "Черняховский муниципальный округ".
Управление экономики в течение 3 рабочих дней со дня поступления проекта рассматривает его, и в случае отсутствия замечаний визирует нормативно-правовой акт или направляет его на доработку. Комитет по финансам в течение 3 рабочих дней со дня поступления проекта рассматривает его в части соответствия объемов финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом МО "Черняховский муниципальный округ", визирует или отправляет на доработку.
Также проект нормативно-правового акта подлежит обязательной правовой и антикоррупционной экспертизе с учетом подведомственности.
Далее ответственный исполнитель направляет проект муниципальной программы в Контрольно-счетную палату МО "Черняховский муниципальный округ" для проведения экспертизы.
Контрольно-счетная палата МО "Черняховский муниципальный округ" в пределах своих полномочий и установленного срока проводит экспертизу проекта муниципальной программы и направляет ее результаты ответственному исполнителю.
В случае если на проект муниципальной программы получено отрицательное заключение контрольно-счетной палаты, ответственный исполнитель осуществляет его доработку и обеспечивает повторное рассмотрение и согласование соответствующего проекта в вышеуказанном порядке
22. В целях обеспечения открытости и доступности информации проект нормативно-правового акта об утверждении муниципальной программы подлежит общественному обсуждению в порядке, установленном администрацией МО "Черняховский муниципальный округ". Ответственный исполнитель обеспечивает размещение данного проекта на официальном сайте МО "Черняховский муниципальный округ" и в федеральной информационной системе стратегического планирования (далее - ФИС СП) государственной информационной системы ГАС "Управление". После проведения процедуры общественного обсуждения допускается корректировка проекта нормативно-правового акта об утверждении муниципальной программы в части уточнения объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период без проведения повторной процедуры общественного обсуждения.
23. Ответственный исполнитель после получения положительного заключения контрольно-счетной палаты и результатов общественных обсуждений направляет проект нормативного правового акта об утверждении муниципальной программы с визами управления экономики и комитета по финансам на визирование заместителю главы администрации МО "Черняховский муниципальный округ" по вопросам ведения. В течение трех дней заместитель главы администрации по вопросам ведения согласовывает проект нормативно-правового акта или отправляет на доработку. После согласования проекта нормативно-правового акта заместителем главы администрации соответствующий проект направляется главе администрации МО "Черняховский муниципальный округ" на утверждение.
Глава администрации МО "Черняховский муниципальный округ" принимает решение об утверждении муниципальной программы или отправляет ее на доработку.
24. После утверждения муниципальной программы ответственный исполнитель:
а) направляет муниципальную программу в управление экономики для включения ее в реестр муниципальных программ; копию постановление в формате ПДФ, приложение (МП) в формате ворд единым файлом;
б) организует размещение муниципальной программы в сети Интернет, опубликование в газете "Полюс";
в) направляет муниципальную программу в течение 10 рабочих дней в управление экономики для размещения в федеральной информационной системе стратегического планирования (ГАС "Управление").
25. Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению до 01 декабря текущего года и уточнению после вступления в силу решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период до начала очередного финансового года.
Подготовка изменений в муниципальную программу и ее структурные элементы инициируется ответственным исполнителем, соисполнителями или участниками муниципальной программы в соответствии с пунктами 20-21 настоящего Порядка.
Внесение изменений в муниципальную программу в течение финансового года в части уточнения объема средств на финансовое обеспечение ее реализации производится в случае, если планируемые изменения бюджетных ассигнований оказывают влияние на показатели муниципальной программы и (или) мероприятия (результаты) ее структурных элементов.
Нормативные правовые акты о внесении изменений в утвержденную муниципальную программу, а также в ее структурные элементы в текущем финансовом году утверждаются до конца текущего финансового года.
V. Финансовое обеспечение муниципальной программы.
26. Параметры финансового обеспечения муниципальных программ на период их действия планируются исходя из необходимости достижения целей и приоритетов социально-экономического развития МО "Черняховский муниципальный округ".
27. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, предусмотренных на очередной финансовый год и плановый период, привлеченных средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников (при наличии).
28. Необходимость внесения изменений в муниципальную программу является основанием для подготовки проекта о внесении изменений в решение окружного Совета депутатов МО "Черняховский муниципальный округ" о бюджете МО "Черняховский муниципальный округ" на очередной финансовый год и плановый период.
VI. Управление и контроль за реализацией муниципальной программы.
29. Ответственный исполнитель муниципальной программы осуществляет текущее управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.
30. Ответственный исполнитель муниципальной программы:
организует разработку и обеспечивает реализацию муниципальной программы, согласование ее с соисполнителями и участниками;
координирует деятельность соисполнителей и участников муниципальной программы в рамках подготовки проекта муниципальной программы;
представляет по запросу управления экономики и комитета по финансам сведения, необходимые для осуществления мониторинга реализации муниципальной программы;
запрашивает у соисполнителей и участников муниципальной программы информацию, необходимую для формирования отчетности и проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы;
подготавливает отчеты о ходе реализации муниципальной программы, годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальной программы и представляет его в управление экономики для размещения в федеральной информационной системе стратегического планирования (ГАС "Управление");
выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Порядком.
31. Соисполнители муниципальной программы:
обеспечивают согласование проекта муниципальной программы с участниками муниципальной программы в части структурных элементов, в реализации которых предполагается их участие;
совместно с участниками муниципальной программы обеспечивают реализацию включенных в муниципальную программу региональных, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий;
запрашивают у участников муниципальной программы информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы ответственного исполнителя, а также информацию, для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальной программы;
предоставляют ответственному исполнителю необходимую информацию, для подготовки ответов на запросы по вопросам реализации муниципальной программы;
выполняют иные функции, предусмотренные настоящим Порядком.
32. Участники муниципальной программы:
обеспечивают реализацию отдельных мероприятий структурных элементов муниципальной программы в реализации которых предполагается их участие;
предоставляют ответственному исполнителю и соисполнителю муниципальной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки годового отчета о ходе реализации муниципальной программы;
выполняют иные функции, предусмотренные настоящим Порядком.
33. Комитет по финансам в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет в управление экономики информацию о кассовых расходах бюджета МО "Черняховский муниципальный округ" на реализацию муниципальных программ в разрезе структурных элементов.
34. Ответственный исполнитель в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальной программы за год (далее - годовой отчет), содержащий текстовую часть и приложения, составленные по формам согласно приложениям N 6 и N 7 к настоящему Порядку и представляет его в управление экономики.
35. Управление экономики и инвестиционной деятельности в срок до 01 апреля готовит сводный годовой доклад о реализации и об оценке эффективности муниципальных программ, по итогам которого принимается решение о дальнейшем финансировании каждой муниципальной программы или ее досрочном прекращении.
36. Сводный годовой доклад о реализации и об оценке эффективности муниципальных программ в течение 10 рабочих дней после его утверждения главой администрации МО "Черняховский муниципальный округ" подлежит размещению на сайте МО "Черняховский муниципальный округ" в сети Интернет.
VII. Порядок проведения мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальной программы.
37. Под мониторингом реализации муниципальной программы понимается система мероприятий по измерению фактических параметров исполнения муниципальной программы и ее структурных элементов, определению их отклонений от плановых параметров, определению рисков, возникших при реализации муниципальной программы и ее структурных элементов.
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется на основе отчетов о ходе реализации муниципальной программы.
Подготовка отчета о ходе реализации муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем в разрезе ее структурных элементов в соответствии с формой согласно приложению N 7.
Периодичность формирования отчетов - за 6 месяцев, 9 месяцев и годовая (включая оценку эффективности реализации муниципальных программ). Квартальные отчеты заполняются нарастающим итогом - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (годовой отчет - до 15 февраля года, следующего за отчетным).
В квартальном отчете о ходе реализации муниципальной программы подлежат отражению фактические сведения о следующих параметрах:
- показатели;
- мероприятия (результаты);
- финансовое обеспечение за счет всех источников финансирования;
- причины отклонений.
38. Оценка эффективности реализации муниципальных программ рассчитывается в соответствии с методикой, приведенной в приложении N 6 к настоящему порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.