Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 02 августа 2024 года N 416-П
Региональная адресная программа
по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2024 - 2025 годах
Паспорт программы
Наименование Программы |
региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2024 - 2025 годах (далее - Программа, автономный округ) |
Основание для разработки Программы |
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ); Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ); Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"; постановление Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие строительного комплекса и жилищной сферы" |
Государственный заказчик Программы |
департамент строительства и жилищной политики автономного округа |
Разработчик Программы |
департамент строительства и жилищной политики автономного округа |
Ответственные за реализацию Программы |
департамент строительства и жилищной политики автономного округа; органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе - участников Программы; некоммерческая организация "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ФЖС ЯНАО) |
Цели и задачи Программы |
цели Программы: - обеспечение в автономном округе устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда путем переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке c 01 января 2017 года до 01 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома), расположенных на территориях муниципальных образований в автономном округе - участников Программы; - создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, переселяемых из аварийных многоквартирных домов, путем предоставления им благоустроенных жилых помещений или выплаты возмещения за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах |
задачи Программы: - переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в установленные сроки; - создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; - развитие жилищного строительства на территории муниципальных образований в автономном округе - участников Программы | |
Сроки реализации Программы |
2024 - 2025 годы, в том числе: с участием средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) - до 01 декабря 2024 года; без участия средств Фонда - до 01 июля 2025 года |
Показатели реализации Программы |
основными показателями реализации Программы являются: 1) общая площадь расселённых жилых помещений; 2) число граждан, переселенных из аварийных многоквартирных домов |
Перечень мероприятий в составе Программы |
в рамках Программы реализуются следующие мероприятия: 1) формирование и утверждение перечня аварийных многоквартирных домов в соответствии с требованиями Федерального закона N 185-ФЗ в рамках Программы согласно приложению N 1; 2) определение объемов строительства жилищного фонда, необходимого для расселения граждан из аварийного жилищного фонда, входящего в перечень аварийных многоквартирных домов, как расчет потребности в соответствии с занимаемыми жилыми помещениями, составами семей и нуждаемостью в жилых помещениях в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 4) приобретение (строительство) ФЖС ЯНАО жилых помещений с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе - участников Программы; 5) приобретение ФЖС ЯНАО объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов в целях достройки и последующей безвозмездной передачи жилых помещений в собственность муниципальных образований в автономном округе - участников Программы; 6) предоставление гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения аварийного жилищного фонда, входящего в перечень аварийных многоквартирных домов, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 ЖК РФ; 7) предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, входящего в перечень аварийных многоквартирных домов, в свободном муниципальном жилищном фонде муниципальных образований в автономном округе - участников Программы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составит 3 284 511 961,86 рубля, в том числе: объем средств Фонда на софинансирование Программы составит 169 906 156,56 рубля; объем средств консолидированного бюджета автономного округа на софинансирование мероприятий составит 3 114 605 805,30 рубля, в том числе: средства окружного бюджета - 3 043 971 116,00 рублей; средства местных бюджетов - 70 634 689,30 рубля |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
расселение жилых помещений общей площадью 18 964,40 кв. м; переселение из аварийных многоквартирных домов в результате реализации Программы 1 143 человек |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Согласно данным, сформированным в информационной системе "Реформа ЖКХ" по состоянию на 01 июня 2024 года, на территории автономного округа в период с 01 января 2017 года до 01 января 2022 года признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации 1 415 многоквартирных домов (общая расселяемая площадь 554,9 тыс. кв. м, проживает более 12,5 тыс. человек).
Аварийный жилищный фонд не только ухудшает внешний облик территорий муниципальных образований в автономном округе, но, прежде всего, создает угрозу безопасного проживания в нем граждан и зачастую оказывает негативное воздействие на их здоровье. Проживание в аварийном жилищном фонде практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из наиболее актуальных проблем, существующих в автономном округе, и требует использования программно-целевого метода.
Реализация Программы предполагается при предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, действующего на основании Федерального закона N 185-ФЗ, субсидий из окружного бюджета и средств местных бюджетов.
При этом на реализацию Программы могут привлекаться средства собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в случаях, если способом переселения собственников жилых помещений выбрано предоставление другого жилого помещения, а размер определенного в установленном порядке возмещения за изымаемые у собственников жилые помещения ниже стоимости предоставляемых им с их согласия жилых помещений.
Участниками Программы определены муниципальные образования в автономном округе, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома:
- с финансовой поддержкой Фонда: муниципальный округ Пуровский район автономного округа;
- без финансовой поддержки Фонда: городской округ город Губкинский автономного округа, городской округ город Салехард, муниципальный округ Тазовский район автономного округа.
Очередность участия в Программе установлена исходя из предполагаемых объемов финансирования программных мероприятий с учетом даты признания многоквартирных домов аварийными, нахождения аварийных многоквартирных домов в пределах одного населенного пункта, сроков строительства жилых домов на территории автономного округа.
Перечень аварийных многоквартирных домов сформирован на основании сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, представленных муниципальными образованиями в автономном округе - участниками Программы.
Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в период 2024 - 2025 годов, включенных в перечень аварийных многоквартирных домов.
Объем средств окружного бюджета на реализацию мероприятий по приобретению жилых помещений на первичном рынке жилья у застройщика, вторичном рынке жилья, а также выплате возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение определяется при формировании окружного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной постановлением Правительства автономного округа на текущий квартал года. Расходование субсидий, предоставленных муниципальным образованиям в автономном округе на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и частью 7 статьи 32 ЖК РФ.
Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину-нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ на получение возмещения или по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения.
В размер возмещения за жилое помещение включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 32 ЖК РФ), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. При этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов по способам переселения приведен в приложении N 2.
II. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.
Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, включенных в перечень аварийных многоквартирных домов.
Источники и объемы финансирования Программы, в том числе по муниципальным образованиям в автономном округе - участникам Программы и годам реализации, приведены в плане мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда согласно приложению N 3.
Финансовое обеспечение Программы, учитываемое в Законе автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приведено в приложении N 5.
III. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Показатели реализации Программы, в том числе по муниципальным образованиям в автономном округе - участникам Программы и годам реализации, приведены в приложении N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.