Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Курганской области
от 2 августа 2024 года N 245
"О внесении изменений в постановление
Правительства Курганской области
от 29 декабря 2023 года N 458"
"Приложение
к постановлению Правительства Курганской области
от 29 декабря 2023 года N 458
"О государственной программе Курганской области
"Управление государственными финансами
и государственным долгом Курганской области"
Стратегические приоритеты
в сфере реализации государственной программы Курганской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Курганской области"
Раздел I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Курганской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Курганской области"
С 2015 года по 2020 год успешно реализовывалась государственная программа Курганской области "Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений", утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 10 октября 2014 года N 385 "О государственной программе Курганской области "Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений".
С 2021 года в продолжение государственной программы Курганской области "Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений" реализуется государственная программа Курганской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Курганской области" (далее - государственная программа), которая сохраняет преемственность целей и задач предыдущей.
За период реализации государственной программы осуществлялось обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета Курганской области и повышение качества управления государственными финансами при исполнении принятых расходных обязательств:
сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной политики и содержащего показатели финансового обеспечения государственных программ;
утверждены правила составления проекта бюджета Курганской области на очередной финансовый год и плановый период в целях повышения качества нормативного регулирования в сфере бюджетного планирования на региональном уровне;
бюджет Курганской области с 2015 года формируется в структуре государственных программ Курганской области;
обеспечено внедрение государственных заданий в качестве основного инструмента управления результатами деятельности государственных учреждений; функционирует система нормативного финансового обеспечения государственных услуг, работ;
средний показатель оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Курганской области составил по итогам 2022 года 4,1 балла по 5-балльной шкале.
Существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Курганской области является политика в области развития доходного потенциала региона.
Благодаря проведению эффективной налоговой политики в сложных экономических условиях сохранена положительная динамика поступления собственных доходов консолидированного бюджета Курганской области. Общий объем собственных доходов в 2023 году превысил 45 миллиардов рублей, темп роста составил 123% к уровню 2022 года (в среднем по Российской Федерации рост составил 115%). Положительная динамика по исполнению собственных доходов обеспечивается на протяжении последних 5 лет, общий рост собственных доходов составил более 180%.
Основные направления, дающие положительный эффект в развитии региона и увеличения доходов бюджета:
применение механизмов, направленных на инвестиционную активность частного предпринимательства;
использование налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиционной деятельности. Очень хороший эффект показывает внедренный с 1 января 2020 года механизм пониженных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, переходящих в юрисдикцию Курганской области;
работа по вовлечению в налоговой оборот объектов имущества и земли. Работа с неиспользуемыми землями сельскохозяйственного назначения и вовлечением их в сельскохозяйственный оборот обозначена как приоритетная.
Наряду с увеличением доходов регионального бюджета очень важным остается вопрос по эффективному расходованию бюджетных средств.
Выполнена задача по повышению оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации 2012 года.
Все социальные обязательства Курганской области выполнены в полном объеме.
В целях повышения инвестиционной привлекательности региона, а также качества общественных пространств и социальной инфраструктуры увеличена доля расходов капитального характера в общем объеме расходов консолидированного бюджета Курганской области с 7,3% в 2022 году до 8,2% в 2023 году.
Расходы практически всех сфер деятельности - от строительства дорог и крупных объектов инфраструктуры до поставки продуктов и лекарственных препаратов в социальные учреждения - осуществляются на основе региональной системы торгов, которая позволила охватить весь цикл закупочного процесса.
В 2022 году Курганская область получила сертификат за оценку "Высокая прозрачность" в категории "Региональные заказчики" проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок 2022" и заняла 23 место, поднявшись на новый уровень (в 2021 году - 52 место, "средняя прозрачность", до 2021 года - "базовая прозрачность").
По итогам исполнения за 2023 год бюджет Курганской области и большинство бюджетов муниципальных образований Курганской области исполнены без дефицита.
Результатом работы по обеспечению сбалансированности бюджета Курганской области и местных бюджетов стало отсутствие просроченной кредиторской задолженности по обязательствам областных и большей части муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Повысить эффективность работы органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и обеспечить сдерживание роста неэффективных расходов на 1,5 миллиарда рублей позволила административная реформа, начатая в 2019 году. Итог - 24 муниципальных округа и 2 городских округа вместо 418 муниципальных образований Курганской области, существовавших в начале.
Еще одно из важнейших направлений, связанное с бюджетным процессом Курганской области, - долговая политика Курганской области.
Долговая политика Курганской области направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета области, поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, не выше предельно допустимых значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В 2021 году государственный долг Курганской области впервые за пятнадцать лет был снижен. По итогам 2023 года он представляет собой только задолженность перед федеральным бюджетом.
Реализация принятых на федеральном уровне решений по замещению рыночных заимствований регионов и муниципальных образований является эффективной мерой поддержки регионов, в том числе в части оптимизации расходов на обслуживание государственного и муниципального долга - расходы консолидированного бюджета Курганской области на их обслуживание за период 2021 - 2022 годов были уменьшены на 445 миллионов рублей.
Эффективное управление государственным долгом Курганской области позволило сохранить его на безопасном уровне, в связи с чем Курганская область отнесена к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости в 2023 году.
Вместе с тем остаются риски для сбалансированности бюджетов Курганской области, в их числе:
сокращение доходной базы в отдельных муниципальных образованиях Курганской области в соответствии со сложившейся экономической ситуацией;
неравномерное исполнение в течение года расходов капитального характера областного и местных бюджетов, основной объем которых в отчетный период приходился на четвертый квартал года. В результате не удавалось использовать плановые бюджетные ассигнования в полном объеме, а также достичь отдельных запланированных результатов от их вложения.
Устранение существующих проблем и достижение необходимых результатов возможно в рамках государственной программы путем реализации комплексов процессных мероприятий, направленных на совершенствование управления государственными финансами Курганской области.
Раздел II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области.
Направления реализации государственной программы соответствуют приоритетам и целям государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 445, и государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 320, в частности:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами;
обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами;
совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
повышение эффективности управления региональными и муниципальными финансами;
поддержание устойчивого исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации;
достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры государственного долга Российской Федерации;
минимизация стоимости заимствования.
Кроме того, государственная программа разработана согласно государственным приоритетам, целям и задачам, реализуемым в рамках:
ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
основных направлений налоговой и бюджетной политики Российской Федерации;
основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации;
Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";
Закона Курганской области от 28 декабря 2007 года N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области".
Целями государственной программы являются:
обеспечение дефицита бюджета Курганской области на уровне не более 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета Курганской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
обеспечение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета Курганской области и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Курганской области до 0,51% к 2028 году;
обеспечение соотношения государственного долга Курганской области по отношению к общему объему доходов бюджета Курганской области без учета объема безвозмездных поступлений до 2028 года на уровне не более 100%.
Раздел III. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения
Достижение целей государственной программы будет обеспечиваться путем решения следующих задач.
Цель 1 - обеспечение дефицита бюджета Курганской области на уровне не более 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета Курганской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 1 относятся:
обеспечение исполнения бюджета Курганской области, совершенствование бюджетного процесса в Курганской области;
обеспечение функционирования и модернизации автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом Курганской области, повышение качества управления государственными финансами Курганской области.
Первоочередной мерой обеспечения устойчивости бюджетов Курганской области и противодействия бюджетным рискам должно выступать применение механизма ограничения роста бюджетных расходов, не обеспеченных надежными источниками доходов, при безусловной реализации принятых решений (действующих обязательств), в том числе в рамках утвержденных государственных программ Курганской области. Ожидаемым результатом является обеспечение дефицита бюджета Курганской области на уровне не более 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета Курганской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений ежегодно.
Цель 2 - обеспечение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета Курганской области и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Курганской области до 0,51% к 2028 году. К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 2 относятся:
создание равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения путем межбюджетного регулирования;
оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, создание стимулов к улучшению качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Курганской области.
Ожидаемым результатом является обеспечение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета Курганской области и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Курганской области до 0,51% к 2028 году.
Цель 3 - обеспечение предельного объема государственного долга Курганской области по отношению к общему объему доходов бюджета Курганской области без учета объема безвозмездных поступлений до 2028 года на уровне не более 100%.
К основному направлению деятельности в сфере реализации цели 3 относятся обеспечение интересов Курганской области как заемщика и гаранта.
Ожидаемыми результатами являются обеспечение уровня долговой нагрузки Курганской области в размере не более 100% от доходов бюджета Курганской области без учета безвозмездных поступлений к 2028 году.
Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных государственной программой результатов и показателей сферы управления государственными финансами Курганской области.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Курганской области от 2 августа 2024 г. N 245 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.