Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Собрания
представителей г. Владикавказ
от 26 июля 2024 года N 61/73
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования г. Владикавказ, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок в соответствии со статьями 7 и 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 05.11.2016 N 58-РЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Северная Осетия-Алания" и Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13.05.2022 N 198 "О мерах по реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания от 05.11.2016 N 58-РЗ "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания, проектов муниципальных нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания, муниципальных нормативных правовых актах, проведении экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания, муниципальных нормативных правовых актов" регламентирует проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - ОРВ), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и при проведении экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования г. Владикавказ (далее - экспертиза НПА), затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.2. ОРВ проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального образования г. Владикавказ.
Экспертиза НПА проводится в отношении муниципальных нормативных правовых актов, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.3. ОРВ и экспертиза НПА осуществляются в соответствии со следующими принципами:
- прозрачность;
- публичность;
- сбалансированность;
- эффективность.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и их определения:
- обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления разрешений, иных форм оценки и экспертизы;
- уполномоченный орган - орган администрации местного самоуправления (структурное подразделение администрации местного самоуправления г. Владикавказа, должностные лица администрации местного самоуправления г. Владикавказа либо специально созданный коллегиальный орган), определенный правовым актом администрации местного самоуправления г. Владикавказа, ответственный за развитие процедуры ОРВ, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения указанной процедуры, осуществляющий подготовку заключений об ОРВ по проектам муниципальных нормативных правовых актов и на проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, а также осуществляющих подготовку заключений об экспертизе;
- разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов - органы местного самоуправления г. Владикавказа (структурные подразделения органа местного самоуправления г. Владикавказа) или субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования г. Владикавказ, осуществляющие в пределах предоставляемых полномочий функции по вопросам местного значения (далее - органы-разработчики), а также на участие в процедурах ОРВ в части организации публичных обсуждений и подготовки сводного отчета об ОРВ, а также других действий определенных порядком проведения ОРВ;
- размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
- сводный отчет о проведении ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта г. Владикавказа (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Форма сводного отчета утверждается решением Собрания представителей г. Владикавказ в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания (приложение 3);
- размещение проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик и (или) уполномоченный орган организует обсуждение текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета с заинтересованными лицами, в том числе с использованием официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- публичные обсуждения - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта) предлагаемого, организуемого органом-разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ, а также текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, организуемого органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия;
- заключение об ОРВ - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, в том числе с целью обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджета муниципального образования г. Владикавказ, о наличии либо отсутствии в сводном отчете достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьёй 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, обеспечивающий соблюдение требований антимонопольного законодательства РФ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии в муниципальном нормативном правовом акте, в отношении которого проводится экспертиза, положений необоснованно затрудняющих осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
2. Порядок проведения ОРВ
2.1. Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, за исключением:
1) проектов нормативных правовых актов Собрания представителей г. Владикавказ устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
2) проектов нормативных правовых актов Собрания представителей г. Владикавказ, регулирующих бюджетные правоотношения;
3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
2.2. ОРВ проводится органами-разработчиками после принятия решения о подготовке проекта нормативного правового акта.
2.3. Органы-разработчики проектов нормативных правовых актов на стадии предварительной подготовки и рассмотрения проектов актов изучают проблемы регулируемой сферы, определяют цель регулирования на уровне муниципального образования, концептуальные варианты решения существующих проблем и достижения цели регулирования, включая вариант сохранения действующего режима регулирования, и возможные последствия изменения государственного регулирования.
2.4. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблем, выявленных в регулируемой сфере, уточнения состава потенциальных адресатов регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с введением нового правового регулирования, а также получения предложений о других возможных вариантах решения проблем, органы-разработчики проводят в форме открытого обсуждения публичные обсуждения со всеми заинтересованными лицами.
2.5. Для проведения публичных обсуждений орган-разработчик размещает на официальном сайте муниципального образования г. Владикавказ (далее - официальный сайт), созданном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", уведомление о проведении публичных обсуждений, в котором представляет сравнительный анализ возможных вариантов решения выявленной проблемы.
Форма и содержание уведомления, примерный перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных обсуждений, отражены в приложении 1 к настоящему Порядку.
2.6. При размещении уведомления орган-разработчик указывает срок, в течение которого осуществляется прием отзывов заинтересованных лиц. Срок принятия отзывов должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения уведомления на официальном сайте. Одновременно с размещением уведомления на официальном сайте орган-разработчик осуществляет рассылку извещений о проведении публичных обсуждений на бумажных носителях и в электронном виде:
- уполномоченному органу по ОРВ и иному заинтересованному органу местного самоуправления г. Владикавказ;
- общественным организациям, действующим на территории Республики Северная Осетия-Алания, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- иным лицам, которых целесообразно привлечь к публичным обсуждениям исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.10. По истечении срока проведения публичных обсуждений орган-разработчик в течение 5 рабочих дней со дня завершения публичных обсуждений должен составить сводку предложений согласно приложению 2 к настоящему Порядку и разместить ее на официальном сайте. Орган-разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с размещением уведомления о проведении публичных обсуждений, исключение составляют анонимные отзывы и предложения.
2.11. Позиции заинтересованных лиц могут выявляться органом-разработчиком также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, проведения опросов представителей заинтересованных групп лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения рассматриваются органом-разработчиком и включаются в общую сводку предложений.
2.12. По результатам рассмотрения предложений участников публичных обсуждений орган-разработчик принимает решение о подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от подготовки проекта нормативного правового акта.
При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта орган-разработчик размещает соответствующее решение на официальном сайте и доводит до органов и заинтересованных лиц, которые приняли участие в публичных обсуждениях.
2.13. В случае принятия решения о необходимости введения нового правового регулирования для решения выявленной проблемы, орган-разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов правового регулирования. На основе выбранного варианта правового регулирования и с учетом поступивших в ходе публичных обсуждений предложений орган-разработчик подготавливает соответствующий проект муниципального нормативного правового акта и заполняет форму сводного отчета о результатах проведения ОРВ указанного проекта нормативного правового акта согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов вводимого регулирования и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
2.14. Текст проекта нормативного правового акта, сводный отчет о результатах проведения ОРВ и сводку предложений, полученных в ходе публичных обсуждений, орган-разработчик размещает на официальном сайте и направляет с сопроводительным письмом уполномоченному органу для подготовки заключения об ОРВ.
2.15. Уполномоченный орган направляет сводный отчет о результатах проведения ОРВ в Финансовое управление администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - Финансовое управление) для проведения финансовой экспертизы расчетов органа-разработчика в части бюджетных доходов и расходов. В течение 10 рабочих дней со дня получения сводного отчета Финансовое управление обеспечивает проведение его финансовой экспертизы, по итогам которой направляет уполномоченному органу соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней с даты получения от органа-разработчика указанного пакета документов подготавливает с учетом заключения Финансового управления заключение об ОРВ.
2.16. Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта содержит выводы о наличии (отсутствии) в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местного бюджета г. Владикавказа.
Положительное заключение об ОРВ является основанием для дальнейшего рассмотрения и согласования проекта муниципального нормативного правового акта в соответствии с Регламентом работы администрации местного самоуправления г. Владикавказа.
2.17. В случае выявления фактов несоблюдения органом-разработчиком требований настоящего Порядка и (или) неточности в расчетах и обосновании проекта муниципального нормативного правового акта, уполномоченным органом в заключении отражаются выводы о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных настоящим Порядком, начиная с невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, и дополнительного обоснования проекта муниципального нормативного правового акта.
2.18. Орган-разработчик обязан доработать проект муниципального нормативного правового акта с учетом замечаний уполномоченного органа и повторно направить ему проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет для подготовки заключения об ОРВ. В случае несогласия органа-разработчика с выводами и замечаниями уполномоченного органа проводится согласительное совещание представителей органа-разработчика и уполномоченного органа, в ходе которого рассматриваются и уточняются все разногласия. Итоги совещания отражаются в соответствующем протоколе, который включается в перечень сопроводительной документации проекта нормативного правового акта.
При наличии не урегулированных в ходе совещания разногласий проект нормативного правового акта с сопроводительной документацией, направляется на рассмотрение комиссии по оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования г. Владикавказ (далее - Комиссия).
2.19. Решение Комиссии, содержащее способ устранения разногласий между органом-разработчиком и уполномоченным органом по содержанию заключения об ОРВ, является обязательным для исполнения органом-разработчиком и уполномоченным органом. Решение Комиссии оформляется соответствующим протоколом и включается в перечень сопроводительной документации проекта муниципального нормативного правового акта, который далее рассматривается и принимается в соответствии с Регламентом администрации местного самоуправления г. Владикавказа.
2.20. В случае отсутствия заключения об ОРВ проект муниципального нормативного правового акта не рассматривается, за исключением случаев, когда разработка проекта нормативного правового акта требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
В случае наличия отрицательного заключения об ОРВ и решения Комиссии проект нормативного правового акта также не рассматривается.
2.21. В целях подготовки заключения об ОРВ, уточнения сведений сводного отчета и содержания проекта нормативного правового акта, полученных от органа-разработчика, уполномоченный орган может самостоятельно проводить процедуры ОРВ в соответствии с настоящим Порядком.
Уполномоченный орган вправе:
- отразить итоги проведенных публичных обсуждений в заключении об ОРВ;
- привлекать независимых экспертов и использовать их документально подтвержденное мнение;
- провести мониторинг нормативных правовых актов и рекомендовать структурным подразделениям администрации местного самоуправления г. Владикавказа использовать полученные аналитические материалы для совершенствования действующего правового регулирования;
- инициировать разработку проекта нормативного правового акта в рамках утвержденных полномочий.
2.22. Для оценки достижения ранее заявленных целей регулирования органы-разработчики проводят мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов, прошедших процедуры ОРВ в течение указанной в сводном отчете периодичности, и ежегодно представляют отчет о полученных результатах уполномоченному органу. При обнаружении в отчетах об итогах мониторинга фактического воздействия нормативных правовых актов и подтверждении фактов низкой эффективности выбранного варианта правового регулирования, возникновения дополнительных рисков, проблем и расходов у различных социальных групп в ходе его применения, уполномоченным органом совместно с органом-разработчиком муниципального нормативного правового акта может инициироваться предложение:
- об отмене нормативного правового акта;
- о внесении изменений в нормативный правовой акт;
- о принятии мер по совершенствованию правоприменительной практики, устраняющих негативные эффекты;
- о разработке нового нормативного правового акта.
3. Экспертиза НПА
3.1. Экспертиза НПА проводится в отношении нормативных правовых актов, необоснованно затрудняющих, по мнению органов, организаций, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования г. Владикавказ.
Экспертиза НПА - исследование и анализ положений нормативных правовых актов во взаимосвязи со сложившейся практикой их применения, в ходе которых определяются характер и степень воздействия положений нормативных правовых актов на регулируемые отношения и их субъекты.
3.2. Экспертиза НПА проводится для оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
3.3. Экспертиза НПА осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от:
а) органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания;
б) органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания;
в) научно-исследовательских, общественных и иных организаций;
г) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.4. Ежегодно на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган, составляется план проведения экспертизы (далее - план). Нормативные правовые акты включаются в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного правового акта создают условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования г. Владикавказ. Указанные сведения могут быть получены уполномоченным органом как в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, так и самостоятельно в связи с осуществлением функций по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
3.5. План утверждается главой администрации местного самоуправления г. Владикавказа, либо его заместителями на год и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.6. Срок проведения экспертизы НПА не должен превышать двух месяцев, но в случае необходимости дополнительного исследования существующих проблем регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности может быть продлен уполномоченным органом на один месяц.
3.7. В ходе экспертизы НПА проводятся публичные обсуждения, исследование нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования г. Владикавказ, и составляется заключение об экспертизе.
3.8. Для проведения публичных обсуждений уполномоченный орган размещает на официальном сайте уведомление об обсуждении нормативного правового акта.
Форма и содержание уведомления, примерный перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных обсуждений, отражены в приложении 1 к настоящему Порядку.
3.9. При размещении уведомления уполномоченный орган указывает срок, в течение которого осуществляется прием отзывов заинтересованных лиц. Срок принятия отзывов должен составлять не менее 30 календарных дней со дня размещения уведомления на сайте уполномоченного органа.
Одновременно с размещением уведомления на сайте уполномоченный орган извещает о проведении публичных обсуждений:
- орган местного самоуправления г. Владикавказ, осуществляющий функции по нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;
- научно-исследовательские, общественные и иные организации;
- субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- иные заинтересованные лица.
3.10. По истечении срока проведения публичных обсуждений уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня завершения публичных обсуждений должен составить сводку предложений согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и разместить ее на своем сайте. Уполномоченный орган обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с размещением уведомления о проведении публичных обсуждений, исключение составляют анонимные отзывы и предложения.
3.11. Структурные подразделения администрации местного самоуправления г. Владикавказа предоставляют по запросу уполномоченного органа сведения, аналитические материалы, необходимые в целях проведения экспертизы нормативных правовых актов.
3.12. Уполномоченный орган вправе обращаться к представителям предпринимательского сообщества и иным заинтересованным лицам с запросом информационно-аналитических материалов по предмету экспертизы, предлагая в нем срок для их предоставления.
3.13. В случае если структурным подразделением администрации местного самоуправления г. Владикавказа на запрос уполномоченного органа в установленный срок не представлены необходимые в целях проведения экспертизы НПА материалы, сведения об этом указываются в тексте проекта заключения.
3.14. По результатам исследования и публичных обсуждений уполномоченным органом составляется заключение об экспертизе НПА, содержащее выводы о положениях, затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета муниципального образования, а также предложения о способах их устранения.
3.16. После подписания главой администрации местного самоуправления г. Владикавказа заключение об экспертизе НПА размещается на официальном сайте, а также направляется автору предложения о проведении экспертизы данного муниципального нормативного правового акта и в структурное подразделение администрации местного самоуправления г. Владикавказа в соответствующей сфере деятельности.
3.17. Структурное подразделение администрации местного самоуправления г. Владикавказа в соответствующей сфере деятельности, получившее заключение об экспертизе НПА, принимает меры:
- по отмене, изменению нормативного правового акта;
- отмене или изменению отдельных положений нормативного правового акта, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории муниципального образования г. Владикавказ;
- совершенствованию правоприменительной практики в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
4. Отчетность о развитии и результатах ОРВ и экспертизы НПА
4.1. Уполномоченным органом ежегодно, не позднее 12 января года, следующего за отчетным, готовится доклад о развитии, результатах ОРВ и экспертизы НПА муниципального образования г. Владикавказ и опубликовывается на официальном сайте.
4.2. Органами-разработчиками ежегодно в срок до 10 января года, следующего за отчетным, готовятся и предоставляются уполномоченному органу отчеты об итогах проведения ОРВ, мониторингов действующих нормативных правовых актов, прошедших ОРВ, и принятых мерах по результатам экспертизы НПА в соответствии с формами, утвержденными уполномоченным органом.
4.3. Ежеквартально органы-разработчики письменно извещают уполномоченный орган о планируемых ОРВ и мониторингах нормативных правовых актов.
4.4. Ежеквартально и ежегодно уполномоченным органом в установленные сроки предоставляется необходимая отчетность об итогах проведения ОРВ и экспертизы НПА в уполномоченный орган Республики Северная Осетия-Алания по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Северная Осетия-Алания - Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.