В соответствии с частью третьей статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022), Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н, администрация Инжавинского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда администрации Инжавинского муниципального округа согласно приложению.
2. Главному специалисту отдела организационно-контрольной и кадровой работы администрации округа Жамковой И.А. ознакомить работников с Положением о системе управления охраной труда в администрации Инжавинского муниципального округа.
3. Считать утратившим силу постановление администрации района от 09.03.2022 г. N 159 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда администрации Инжавинского района".
4. Опубликовать настоящее постановление в печатном средстве массовой информации Инжавинского муниципального округа "Информационный вестник местного самоуправления Инжавинского муниципального округа Тамбовской области" и разместить на официальном сайте администрации Инжавинского муниципального округа Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации Инжавинского муниципального округа Жукова Р.М.
Глава Инжавинского |
Г.В. Селезнев |
Утверждено
Постановлением
администрации Инжавинского
муниципального округа
от 09.01.2024 N 48
Положение
о системе управления охраной труда администрации Инжавинского муниципального округа
I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда в администрации Инжавинского муниципального округа (далее - Положение о СУОТ) разработано с учетом Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н (далее - Примерное положение о СУОТ).
2. Положение о СУОТ разработано также с учетом, в частности:
1) разд. X "Охрана труда" ТК РФ;
2) ГОСТ 12.0.230-2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст);
3) ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст).
3. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в администрации Инжавинского муниципального округа, разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
4. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
1) организационной структуры управления, предусматривающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
2) мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
3) документированной информации (локальных нормативных актов, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
5. СУОТ распространяется на всех работников администрации Инжавинского муниципального округа. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, в структурных подразделениях и пр.
6. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения, перемещения на территории администрации Инжавинского муниципального округа, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях учреждения, в том числе на представителей органов надзора и контроля. Данные положения доводятся до указанных лиц при проведении вводных инструктажей.
7. Для целей Положения о СУОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение в администрации Инжавинского муниципального округа безопасных условий нахождения и осуществления трудовой деятельности. В рамках взаимодействия по охране труда учитываются потребности и ожидания работников администрации Инжавинского муниципального округа и иных заинтересованных сторон.
8. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа.
II. Политика в области охраны труда
9. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Администрации Инжавинского муниципального округа, особенности организации работы в нем, а также профессиональные риски.
10. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников Администрации Инжавинского муниципального округа в их трудовой деятельности и обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
11. В Администрации Инжавинского муниципального округа обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
12. Администрация Инжавинского муниципального округа гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
13. В обеспечение указанной гарантии Администрации Инжавинского муниципального округа намерено принять необходимые меры и реализовать соответствующие мероприятия.
14. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
1) проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), выявление и оценка опасностей и уровней профессиональных рисков;
2) обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
3) обучение по охране труда;
4) внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
5) приобретение и монтаж установок (автоматов) с питьевой водой для работников;
6) организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
7) установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, соответствующих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочих и иных помещениях;
8) обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
15. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие стратегическим задачам Администрации Инжавинского муниципального округа в данной области. При необходимости политика пересматривается исходя из результатов оценки функционирования СУОТ, приведенных в ежегодном отчете.
III. Разработка и внедрение СУОТ
16. Возложение обязанностей на работников и наделение их полномочиями осуществляются в соответствии с базовыми подходами, которые установлены Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
17. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается главой. С данной информацией должны быть ознакомлены работники всех уровней управления учреждением.
18. Глава Инжавинского муниципального округа является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в учреждении, а также реализацию мер по улучшению условий труда работников.
19. Распределение обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
20. Обязанности в рамках функционирования СУОТ закрепляются в должностной инструкции ответственного работника соответствующего уровня управления.
21. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Глава - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
2) первый заместитель главы администрации муниципального округа, заместители главы - организация работ по охране труда;
3) руководители структурного подразделения, их заместители:
а) обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
б) организация подготовки по охране труда;
в) участие в управлении профессиональными рисками;
г) обеспечение участия работников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
д) участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
е) информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
ж) обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
з) приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
и) обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников структурного подразделения и иных лиц;
к) принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
4) иные работники:
а) соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкции по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
б) информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств и оборудования, установленных на рабочем месте;
в) извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или ухудшении состояния своего здоровья;
г) соблюдение порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
IV. Планирование СУОТ
22. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией.
23. В целях обнаружения, распознавания и описания опасностей применяются рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
24. В Администрации Инжавинского муниципального округа обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и дается им оценка.
25. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Администрации Инжавинского муниципального округа.
26. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда.
При составлении плана учитываются основные направления работы по охране труда.
27. План мероприятий утверждается Главой.
28. В плане мероприятий отражаются, в частности:
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за его реализацию;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
29. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся следующих аспектов:
1) нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
2) условий труда работников (по результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (ОПР));
3) трудовых процессов.
30. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
1) устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
2) отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
3) достижению показателей улучшения условий труда.
31. При планировании достижения целей по охране труда определяются ресурсы, ответственные лица, сроки, способы и показатели оценки достижения этих целей, влияние результатов на трудовой процесс.
V. Обеспечение функционирования СУОТ
32. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда.
33. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются необходимые компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках СУОТ.
34. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечиваются:
1) подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
2) непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
35. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый Главой.
36. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
1) о политике и целях Администрации Инжавинского муниципального округа в области охраны труда;
2) системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
3) ответственности за нарушение этих требований;
4) результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
5) опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
37. Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается с учетом Приказов Минтруда России от 17.12.2021 N 894, от 29.10.2021 N 773н. Конкретный формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
В Администрации Инжавинского муниципального округа организуется уголок охраны труда.
VI. Функционирование СУОТ
38. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации Инжавинского муниципального округа, являются:
1) оценка профессиональных рисков;
2) обучение работников;
3) обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений;
4) обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования;
5) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
6) санитарно-бытовое обеспечение работников;
7) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
8) обеспечение социального страхования работников;
9) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
10) реагирование на аварийные ситуации;
11) реагирование на несчастные случаи;
12) учет микротравм;
13) реагирование на профессиональные заболевания.
39. По результатам специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков с учетом специфики деятельности и штатного состава работников Администрации Инжавинского муниципального округа устанавливается следующий перечень процессов:
1) процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп. 3 - 5 п. 44 данного раздела);
2) процессы, обеспечивающие безопасную производственную среду;
3) сопутствующие процессы;
4) процессы реагирования.
40. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, устанавливается следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения данных мероприятий, анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) информирование работников, взаимодействие с ними;
6) распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
41. В администрации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
42. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления документов определяется инструкцией, утвержденной Главой.
VII. Оценка результатов деятельности
43. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, подлежащие реализации в рамках СУОТ.
44. К основным видам контроля относятся:
1) контроль состояния рабочего места, оборудования, выявление опасностей и определение уровня профессиональных рисков; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (обучение по охране труда);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) регулярный контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
45. В рамках мероприятий по контролю может использоваться фото- и видеофиксация.
46. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются в плане мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
47. В Администрации Инжавинского муниципального округа составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
48. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
3) эффективность действий на всех уровнях управления;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности СУОТ;
7) полнота идентификации опасностей и эффективность управления профессиональными рисками;
8) необходимость выработки корректирующих мер.
49. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
1) абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
2) относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
3) качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
50. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию, для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
VIII. Улучшение функционирования СУОТ
51. С учетом показателей ежегодного отчета о функционировании СУОТ в Администрации Инжавинского муниципального округа при необходимости реализуются корректирующие действия по ее совершенствованию.
52. Реализация корректирующих действий состоит из следующих этапов:
1) разработка;
2) формирование;
3) планирование;
4) внедрение;
5) контроль.
53. Действия на каждом этапе реализации, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются Г лавой.
54. На этапах разработки и формирования корректирующих действий производится опрос работников относительно совершенствования СУОТ.
55. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности учреждения по постоянному улучшению СУОТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Инжавинского муниципального округа Тамбовской области от 9 января 2024 г. N 48 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда администрации Инжавинского муниципального округа"
Вступает в силу с 1 августа 2024 г.
Опубликование:
Информационный вестник местного самоуправления Инжавинского муниципального округа Тамбовской области, 31 июля 2024 г. N 15