В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2023 г. N 525 "О государственной информационной системе "Региональная информационная система межведомственного электронного взаимодействия Чувашской Республики" и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики" приказываю:
1. Утвердить технические требования к взаимодействию информационных систем с государственной информационной системой "Региональная информационная система межведомственного электронного взаимодействия Чувашской Республики" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
И.о. министра |
А.Ю. Гурьянов |
Зарегистрировано в Госслужбе Чувашии по делам юстиции 6 августа 2024 г.
Регистрационный N 9486
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
цифрового развития,
информационной политики
и массовых коммуникаций
Чувашской Республики
от 8 июля 2024 г. N 106
Технические требования
к взаимодействию информационных систем с государственной информационной системой "Региональная информационная система межведомственного электронного взаимодействия Чувашской Республики"
I. Общие положения
1. Настоящие Технические требования определяют правила интеграции информационных систем исполнительных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, иных органов и организаций (далее - органы и организации), используемых при предоставлении (исполнении) государственных и муниципальных услуг (функций) в электронной форме (далее - информационные системы), с государственной информационной системой "Региональная информационная система межведомственного электронного взаимодействия Чувашской Республики" (далее - РСМВ), а также требования к техническому обеспечению информационного обмена, осуществляемого с применением РСМВ, между информационными системами в целях предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций) в электронной форме.
II. Межведомственное электронное взаимодействие с использованием единого электронного сервиса
2. Единый электронный сервис представляет собой программные и технические средства, обеспечивающие единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций при обмене сведениями, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее - Единый электронный сервис).
3. Информационный обмен сведениями осуществляется органами и организациями с использованием Единого электронного сервиса РСМВ.
4. Требования к форматам сведений, представляющим собой структуру передаваемых сведений, устанавливаются органами и организациями, предоставляющими сведения, необходимые в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций (далее - поставщики), в соответствии с настоящими Требованиями.
5. Органы и организации, получающие сведения с использованием Единого электронного сервиса РСМВ (далее - потребитель), инициируют запрос сведений путем обращения к Единому электронному сервису РСМВ.
6. Оператор РСМВ ведет реестр сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций в РСМВ (далее - реестр сведений).
7. В рамках информационного взаимодействия информационные системы поставщика и потребителя обмениваются сообщениями. Информационная система, отправляющая сообщение через РСМВ, является отправителем сообщения, а информационная система, получающая сообщение из РСМВ, - получателем.
7.1. В рамках информационного взаимодействия в целях предоставления государственных или муниципальных услуг или исполнения государственных или муниципальных функций (далее - предоставление (исполнение) услуг (функций) информационная система потребителя осуществляет отправку запроса на присвоение уникального кода электронного сообщения (далее - код транзакции) в РСМВ.
7.2. РСМВ обеспечивает присвоение кода транзакции электронных сообщений, передаваемых в РСМВ, и направляет информационной системе потребителя сообщение, содержащее присвоенный код транзакции.
7.3. Код транзакции формируется путем направления информационной системой потребителя в РСМВ запроса, в который обязательно включаются буквенно-цифровой код информационной системы органа или организации информационного взаимодействия (далее - мнемоника информационной системы) и уникальный реестровый номер услуги (функции), в рамках предоставления (исполнения) которой запрошен код транзакции.
8. Информационное взаимодействие в РСМВ осуществляется в асинхронном режиме. Передача сообщений через РСМВ осуществляется посредством технологии очередей.
9. Форматы сведений разрабатываются поставщиком с использованием языка описания схем данных XML Schema Definition (XSD).
10. XML-схема или Schematron-cxeMa, созданные на основе XSD-описания формата сведений, доступны для проверки поставщиком входящего запроса потребителя только в случае, если эти схемы содержатся в реестре сведений.
11. В РСМВ реестр сведений включает одну или несколько версий формата сведений. Каждая версия формата сведений состоит из одной или нескольких XML-схем: одна описывает сведения, передаваемые в сообщении, а остальные, при необходимости, импортируются в нее посредством выполнения директивы "xs:import".
12. При необходимости внесения изменений в формат сведений в РСМВ необходимо зарегистрировать новую версию XML-схемы. Чтобы обеспечить корректную маршрутизацию сообщений, соответствующих устаревшим версиям форматов сведений, в РСМВ сохраняется полная история всех изменений, включая все предыдущие версии XML-схем. Для каждой новой версии формата сведений XML-схема должна иметь отличающееся от предыдущих версий форматов целевое пространство имен (target namespace).
13. В РСМВ используются сообщения следующих типов: запрос, ответ, отмена (запроса).
13.1. К сообщениям типа "Запрос" (далее - запрос) относятся сообщения, исходящие от потребителя (кроме сообщений типа "Отмена").
Результатом сообщения типа "Запрос кода транзакции" является присвоение кода транзакции в рамках предоставления (исполнения) услуг (функций).
13.2. Сообщения типа "Ответ" (далее - ответ) могут содержать или запрошенные данные, или мотивированный отказ в приеме запроса к исполнению. Запросы, представляющие собой широковещательные рассылки, не требуют ответов.
13.3. Результатом сообщения типа "Отмена" (далее - отмена) является удаление сообщения из очереди РСМВ, если запрос не был получен поставщиком. Сообщения типа "Отмена" применимы только к сообщениям типа "Запрос".
14. Сообщения в РСМВ передаются в формате XML в кодировке UTF-8 с указанием кодировки в заголовке сообщения. Сообщения, содержащие WSDL и XSD файлы, должны также использовать кодировку UTF-8 с указанием кодировки в заголовке сообщения.
Для передачи сообщения типа "Запрос кода транзакции" от информационной системы потребителя в РСМВ используется метод запроса кода транзакции (TransactionCode), который при условии успешного прохождения запроса кода транзакции форматно-логического контроля (далее - ФЛК) автоматически присваивается РСМВ и направляется потребителю, инициировавшему такой запрос.
15. Информационные системы участников взаимодействия в теле сообщений должны поддерживать применение блоков, элементов данных и электронных подписей. Использование отличных от описанных в настоящих требованиях блоков и элементов данных не допускается.
16. В сообщениях, передаваемых через РСМВ, применяются следующие усиленные квалифицированные электронные подписи:
16.1. электронная подпись, формируемая должностным лицом органа власти, участвующего в межведомственном взаимодействии (далее - ЭП-СП);
16.2. электронная подпись, формируемая от имени органа власти, участвующего в межведомственном взаимодействии (далее - ЭП-ОВ);
16.3. электронная подпись, автоматически формируемая в РСМВ от имени юридического лица, выполняющего функции оператора РСМВ, при обработке сообщений, передаваемых через РСМВ (далее - ЭП-РСМВ), которой подписываются, в том числе, коды транзакций, передаваемые в сообщении от РСМВ в информационную систему, инициировавшую запрос на предоставление кода транзакции.
17. ЭП-ОВ и ЭП-РСМВ включаются в состав сообщения в обязательном порядке.
18. ЭП-СП должностного лица органа власти, участвующего в межведомственном взаимодействии, также включается в состав сообщения в обязательном порядке в случае наличия соответствующего требования нормативного правового акта Российской Федерации и соответствия указанного лица такому требованию.
19. Структура запроса, который информационная система потребителя передает в РСМВ, включает в себя:
19.1. блок данных запроса;
19.2. блок содержимого вложений;
19.3. ЭП-ОВ.
20. Блок данных запроса включает, в том числе:
20.1. блок структурированных сведений;
20.2. ЭП-СП;
20.3. блок заголовков вложений и ЭП-СП для вложений;
20.4. блок атрибутов бизнес-процесса;
20.5. код транзакции.
21. Блок содержимого вложений добавляется, если потребителю необходимо передать в информационную систему поставщика информацию, в том числе неструктурированную, которая не входит в блок структурированных сведений в соответствии с требованиями поставщика. Вложенные файлы и идентификаторы вложений располагаются вне подписанного с помощью ЭП-ОВ блока данных запроса для корректной реализации кодирования вложений с помощью механизма оптимизации передачи сообщений МТОМ.
22. Электронная подпись ЭП-ОВ, формируемая от имени органа власти, участвующего в межведомственном взаимодействии и выступающего в роли потребителя сведений, подписывает блок данных запроса. С помощью ЭП-ОВ обеспечивается целостность запроса и идентификация информационной системы отправителя.
23. Структура запроса, который информационная система поставщика получает из РСМВ, включает в себя:
23.1. блок данных РСМВ-конверта;
23.2. блок содержимого вложений;
23.3. ЭП-РСМВ.
24. РСМВ-конверт представляет собой структурированный набор данных для передачи сообщений в РСМВ, включающих блоки и элементы служебных данных, бизнес-данных и электронные подписи.
25. Блок данных РСМВ-конверта включает в том числе:
25.1. блок данных запроса, сформированный отправителем сообщения;
25.2. ЭП-ОВ, которой подписан блок данных запроса;
25.3. обратный адрес, необходимый для доставки ответа потребителю, включающий, в том числе, код транзакции (далее - адрес потребителя);
25.4. блок маршрутной информации.
26. Блок содержимого вложений не изменяется при прохождении через РСМВ и соответствует блоку содержимого вложений запроса, который информационная система потребителя передала в РСМВ.
27. С помощью ЭП-РСМВ:
27.1. подписываются блок данных запроса вместе с ЭП-ОВ и добавленные в РСМВ блок маршрутной информации и адрес потребителя;
27.2. обеспечивается целостность запроса на всем пути от отправителя до получателя.
28. Структура ответа, который информационная система поставщика передает в РСМВ, включает в себя:
28.1. блок данных ответа;
28.2. блок содержимого вложений;
28.3. ЭП-ОВ.
29. Блок данных ответа включает, в том числе:
29.1. блок структурированных сведений;
29.2. ЭП-СП;
29.3. блок заголовков вложений и ЭП-СП для вложений;
29.4. адрес потребителя.
30. Блок содержимого вложений может быть добавлен, если поставщику необходимо передать информацию, в том числе неструктурированную, которая не входит в ответ.
31. Ответ подписывается ЭП-ОВ, формируемой от имени органа власти, участвующего в межведомственном взаимодействии и выступающего в роли поставщика сведений. С помощью ЭП-ОВ обеспечивается целостность ответа и идентификация информационной системы отправителя.
32. Структура ответа, который информационная система потребителя получает из РСМВ, включает в себя:
32.1. блок данных РСМВ-конверта;
32.2. блок содержимого вложений;
32.3. ЭП-РСМВ.
33. Блок данных РСМВ-конверта включает в том числе:
33.1. блок данных ответа, сформированный отправителем сообщения;
33.2. код транзакции;
33.3. ЭП-ОВ, которой подписан блок данных ответа;
33.4. идентификатор, присвоенный запросу в РСМВ, на который передается ответ;
33.5. блок маршрутной информации.
34. Блок содержимого вложений в процессе доставки РСМВ не изменяется.
35. С помощью ЭП-РСМВ обеспечивается целостность ответа на всем пути от отправителя до получателя, подтверждение поступления ответа из РСМВ во время, указанное в метке времени и право на обращение информационной системы потребителя за ответом.
36. Изготовление, выдача ключей электронных подписей и сертификатов ключей проверки электронных подписей участникам информационного взаимодействия осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
37. Обмен сообщениями между информационной системой потребителя и информационной системой поставщика осуществляется путем вызова одного или нескольких методов Единого электронного сервиса, предоставляемых РСМВ и представляющих собой операции обмена структурированными сообщениями (далее - метод).
38. Для передачи запроса от информационной системы потребителя к информационной системе поставщика и ответа от информационной системы поставщика к информационной системе потребителя используются следующие методы:
38.1. Послать запрос (SendRequest), служит для передачи запроса от информационной системы потребителя в РСМВ;
38.2. Получить запрос (GetRequest), служит для получения запроса информационной системой поставщика из РСМВ;
38.3. Подтвердить получение (Аск), служит для подтверждения получения сообщения, вызывается после получения сообщения методами GetRequest или GetResponse;
38.4. Послать ответ (SendResponse), служит для передачи ответа на запрос от информационной системы поставщика в РСМВ;
38.5. Получить ответ (GetResponse), служит для получения из РСМВ ответа на запрос от информационной системы потребителя;
38.6. Отмена запроса (CancelRequest), служит для отмены запроса информационной системы поставщика в РСМВ;
38.7. Получение статистики (GetlncomingOueueStatistics), служит для получения статистики по доставке сообщений в РСМВ.
39. Перед отправкой запроса в РСМВ информационная система потребителя осуществляет его подготовку, включающую корректное заполнение блока структурированных данных запроса, в том числе кода транзакции добавление ЭП-ОВ и, при необходимости, добавление вложений.
40. Запрос передается в РСМВ с помощью метода SendRequest, после чего в РСМВ последовательно выполняются следующие операции:
40.1. ФЛК РСМВ-конверта по схеме XSD. ФЛК представляет собой проверку формата сведений, контроль логики заполнения сведений, осуществляемые путем проверки соответствия этих данных документам на языке XSD и, при необходимости, Schematron;
40.2. проверка ЭП-ОВ на предмет корректности и на предмет действительности соответствующих сертификатов ключей подписи. ЭП-ОВ также используется для идентификации потребителя сервиса, приславшего запрос;
40.3. проверка бизнес-данных по схемам XSD и, при наличии, Schematron, разработанным поставщиком сведений (проверяется полное имя корневого структурного элемента формата сведений для идентификации информационной системы поставщика - получателя запроса);
40.4. проверка ЭП-СП;
40.5. проверка по ЭП-РСМВ кода транзакции;
40.6. помещение запроса в очередь запросов и присвоение сообщению РСМВ-идентификатора, подтверждающего факт помещения запроса в очередь запросов (автоматически присваивается РСМВ и направляется потребителю).
41. Запрос находится в очереди запросов до момента его получения информационной системой поставщика посредством обращения к РСМВ.
41.1. Для получения запроса информационная система поставщика подготавливает и подписывает ЭП-ОВ сообщение на получение запроса, после чего путем вызова метода GetRequest, передает это сообщение в РСМВ.
41.2. РСМВ по ЭП-ОВ идентифицирует информационную систему поставщика и, при наличии недоставленных запросов, возвращает в информационную систему поставщика очередной запрос, предварительно подписав его ЭП-РСМВ.
42. Получив из РСМВ запрос, информационная система поставщика проверяет ЭП-РСМВ и, в случае успешной проверки, сохраняет у себя этот запрос и подтверждает получение запроса путем вызова метода Аск.
43. Информационная система поставщика готовит ответ на полученный запрос и, подписав его ЭП-ОВ, отправляет в РСМВ путем вызова метода SendResponse. РСМВ, получив ответ от информационной системы поставщика, выделяет из него адрес потребителя, определяет по нему очередь сообщений для потребителя и помещает в нее полученный ответ.
44. Информационная система потребителя путем вызова метода GetResponse передает в РСМВ подготовленное и подписанное ЭП-ОВ сообщение для чтения ответов на отправленные запросы. РСМВ по ЭП-ОВ идентифицирует информационную систему потребителя и определяет, к каким очередям этот потребитель имеет доступ. Из соответствующей очереди РСМВ выбирает ответ, подписывает его ЭП-РСМВ и передает в информационную систему потребителя. Информационная система потребителя при получении ответа проверяет ЭП-РСМВ, сохраняет этот ответ и подтверждает получение ответа путем вызова метода Аск.
45. В случаях, когда информационной системе поставщика для формирования ответа на полученный запрос в целях предоставления (исполнения) услуг (функций) необходимо направить запросы другим информационным системам участников межведомственного взаимодействия, формирование таких запросов осуществляется с обязательным использованием кода транзакции, полученного от информационной системы потребителя, инициировавшей первую транзакцию в рамках указанного взаимодействия.
III. Межведомственное электронное взаимодействие с использованием электронных сервисов
46. В целях исполнения своих функций РСМВ обеспечивает доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к РСМВ, в соответствии с настоящими Техническими требованиями. Документированный способ доступа к информационным системам (далее - интерфейс), подключаемых к РСМВ, должен быть реализован в виде электронного сервиса.
47. Программно-аппаратные средства обеспечения защищенной интеграции информационных систем с РСМВ должны обеспечивать выполнение настоящих Технических требований.
48. Применяемые при разработке и использовании интерфейсов технологии, стандарты и спецификации должны соответствовать нормативно установленным и общепринятым стандартам и требованиям в области информационных технологий и программного обеспечения.
49. При использовании сетевых протоколов передачи данных необходимо придерживаться следующих спецификаций:
49.1. Протокол передачи гипертекста не ниже версии 1.1;
расширенный протокол передачи гипертекста не ниже версии 1.1 с обеспечением безопасности транспортного уровня;
протокол защищенных соединений не ниже версии 3;
набор протоколов для обеспечения защиты данных, передаваемых по межсетевому протоколу;
протоколы использования системы поддержки пространства имен.
50. При разработке электронных сервисов необходимо придерживаться следующих спецификаций:
спецификация универсального описания, поиска и интеграции электронных сервисов не ниже версии 2.0;
протокол обмена структурированными сообщениями не ниже версии 1.1;
язык описания электронных сервисов не ниже версии 1.1;
базовый профиль интероперабельности не ниже версии 1.1;
политика использования электронных сервисов не ниже версии 1.2;
профиль интероперабельности по передаче бинарных данных;
оптимизированный механизм передачи бинарных данных в структурированных сообщениях;
профиль сопоставления данных не ниже версии 1.0;
спецификация универсального описания, поиска и интеграции электронных сервисов не ниже версии 3.0.
51. При описании данных, а также информации о данных, их составе и структуре, содержании, формате представления, методах доступа и требуемых для этого полномочиях пользователей, о месте хранения, источнике, владельце и др. (далее - метаданные) и используемых наборах символов, применяемых в процессе информационного обмена, необходимо придерживаться следующих спецификаций:
расширяемый язык разметки;
расширяемый язык описания схем данных версии не ниже 1.0;
расширяемый язык описания таблиц стилей не ниже версии 1.1.
52. При разработке электронных сервисов должны быть соблюдены следующие особые условия и ограничения:
согласно базовому профилю интероперабельности не ниже версии 1.1 все описания электронных сервисов и описания схем данных должны создаваться в кодировке UTF-8 или UTF-16 (с указанием этой кодировки в заголовке соответствующего описания);
в описаниях электронных сервисов запрещены циклические ссылки между описаниями двух и более сервисов (несмотря на то, что язык описания электронных сервисов версии 1.1 это допускает). Однонаправленные ссылки между описаниями электронного сервиса и описаниями схем данных допустимы в любом количестве и сочетании;
электронный сервис считается доступным только при одновременной доступности и точки доступа электронного сервиса, и описания электронного сервиса. Доступность электронного сервиса обеспечивает участник
взаимодействия - оператор информационной системы, в рамках которой функционирует электронный сервис (далее - поставщик).
53. Входящие электронные сообщения, полученные по каналам связи РСМВ, проходят контроль в порядке:
проверки электронной подписи (далее - ЭП) электронного сообщения (при необходимости);
формально-логической проверки электронного сообщения.
54. Проверка ЭП электронного сообщения осуществляется оператором РСМВ.
Проверка ЭП в электронных сообщениях производится на предмет корректности значений ЭП и на предмет действительности соответствующих сертификатов ключей подписи.
55. В случае если проверка корректности одного из значений ЭП или проверка действительности одного из сертификатов ключей подписи дала отрицательный результат, отправителю электронного сообщения направляется уведомление в виде служебного сообщения, а результат операции записывается в журнал регистрации событий РСМВ.
56. Электронные сообщения, проверка ЭП которых дала положительный результат, подвергаются формально-логической проверке значений реквизитов электронного сообщения.
57. В случае непрохождения формально-логической проверки электронное сообщение исключается из дальнейшей обработки, данный факт фиксируется, и по каналам связи РСМВ отправителю направляется служебное электронное сообщение, извещающее об отказе в приеме электронного сообщения.
58. В случае прохождения формально-логической проверки электронного сообщения по каналам связи РСМВ отправителю направляется служебное электронное сообщение, извещающее об успешном приеме электронного сообщения информационной системы, подключенной к РСМВ.
59. Если принятое и успешно прошедшее процедуры контроля электронное сообщение является сообщением запроса на предоставление электронной услуги, то информационная система участника взаимодействия - поставщика разрешает использование данного электронного сервиса.
60. Если принятое и успешно прошедшее процедуры контроля электронное сообщение является извещением о готовности данных, то информационная система участника взаимодействия, имеющего право использования электронного сервиса в соответствии с настоящими Требованиями (далее - потребитель), при необходимости инициирует сервис запроса этих данных.
61. Общая структура электронного сообщения включает в себя:
заголовок электронного сообщения РСМВ (soap:header);
тело электронного сообщения РСМВ (soap:body);
сообщение об ошибке (soap:Fault).
62. Заголовок электронного сообщения РСМВ включает в том числе:
передачу сведений об аутентификации и авторизации (WS-security);
передачу параметров при асинхронном взаимодействии (WS-Addressing).
63. Тело электронного сообщения РСМВ в общем случае состоит из следующих элементов:
блок данных;
блок присоединенных документов;
блок ЭП.
64. Блок данных электронного сообщения должен содержать дату и время отправки электронного сообщения в РСМВ.
65. Блок присоединенных документов может содержать информацию (текстовую, графическую и пр.), прилагаемую к электронному сообщению региональной РСМВ.
66. Блок ЭП должен содержать одну или несколько ЭП, фиксирующих целостность и авторство каждого из блоков данных и каждого из блоков присоединенных документов.
67. Сообщение об ошибке содержит текстовое описание возникшей ошибки и ее код в рамках информационной системы, в которой она возникла.
68. Ответственным за содержание реквизитов электронного сообщения является участник взаимодействия, отправивший данное электронное сообщение, если иное не предусмотрено настоящими Требованиями, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
69. Ответственным за легитимность использования ЭП является участник взаимодействия, отправивший электронное сообщение.
70. Все элементы метаданных в описании схемы данных должны быть документированы на русском языке.
71. Документирование элементов метаданных рекомендуется выполнять с использованием конструкции:
<xsd:annotation>
<xsd:documentation> Текст описания <xsd:documentation>
</xsd:annotation>.
Синтаксическую конструкцию <! - текст комментария - > рекомендуется применять только в качестве вспомогательных комментариев к описаниям данных, если это необходимо, и не использовать для документирования элементов метаданных.
72. При формировании наименования элементов метаданных рекомендуется осуществлять подбор слова или словосочетания из английского языка, соответствующего тому или иному используемому понятию.
73. Наименования, обозначающие общепринятые аббревиатуры, подлежат транслитерации на латиницу.
В исключительных случаях, если в английском языке отсутствует слово или словосочетание, достаточно однозначно определяющее описываемое понятие или допускающее большое количество вариантов обратного перевода, допустимо использовать транслитерацию на латинский алфавит.
74. Все слова в наименовании элемента метаданных рекомендуется использовать полностью, без сокращений.
Порядок записи слов в наименовании, в которых используется два или более слова, должен соответствовать правилам английского языка. Слова должны записываться подряд, без пробела и других знаков между ними.
75. Наименования метаданных должны записываться строчными буквами, кроме аббревиатур, записываемых полностью прописными (заглавными) буквами. Если используется два или более слова, то каждое последующее слово, кроме первого, должно начинаться с прописной (заглавной) буквы.
По согласованию с оператором РСМВ допускается использование первого (а также единственного) слова, начинающегося с прописной (заглавной) буквы.
76. В наименования простых и составных типов (simpleType, complexType) для обозначения их отличия от элементов (element) рекомендуется добавлять суффикс "Туре".
77. По согласованию с оператором РСМВ при наименовании элементов метаданных допускается использование кириллицы.
78. Под контрольным примером обращения к электронному сервису понимается пример обращения к электронному сервису и ответа электронного сервиса на указанное обращение. Контрольный пример обращения и ответа должен быть предоставлен поставщиком в формате протокола обмена структурированными сообщениями.
79. Назначением контрольного примера является подтверждение работоспособности электронного сервиса при проведении процедуры регистрации, в рамках которой осуществляется отправка электронному сервису запроса, приведенного в контрольном примере, и сравнение полученного ответа электронного сервиса с ответом, приведенным в контрольном примере.
80. Контрольный пример не должен вызывать выполнение каких-либо операций в информационной системе поставщика, которые могут привести к возникновению событий, позволяющих информационной системе участника взаимодействия или работникам участника взаимодействия интерпретировать полученные при выполнении контрольного примера данные как реальные, а не тестовые.
81. Регистрация электронного сервиса информационной системы поставщика и/или потребителя может считаться завершенной только при условии успешного выполнения контрольного примера, которое предполагает совпадение ответа электронного сервиса с ответом, приведенным в контрольном примере, либо, при объективной невозможности возврата электронным сервисом повторяемых данных, - его соответствие описанию логики формирования ответа, которое в подобных случаях должно сопровождать предоставляемый контрольный пример (к примеру, электронный сервис возвращает номер зарегистрированного обращения, который не может повторяться, - в этом случае контрольный пример сопровождается указанием этого факта).
82. В дальнейшем контрольный пример может быть использован для настройки модуля РСМВ, обеспечивающего проверку доступности и работоспособности электронного сервиса, а также для отладки программного кода разработчиками потребителя.
83. Информационные системы участников взаимодействия должны обеспечивать гарантированную доставку неискаженных сообщений в рамках информационного обмена между информационными системами участников взаимодействия и РСМВ.
84. РСМВ обеспечивает гарантированную доставку неискаженных сообщений с определенным интервалом времени ожидания ответа на запрос путем определенного количества повторных вызовов электронных сервисов информационных систем участников взаимодействия за заданный интервал времени.
85. РСМВ обеспечивает фиксацию факта доставки неискаженного сообщения либо факта ошибки при передаче сообщения в рамках информационного обмена между информационной системой участника взаимодействия и РСМВ.
86. Электронные сервисы информационных систем участников взаимодействия могут разделяться по режиму работы в части обработки сообщений на синхронные и асинхронные электронные сервисы.
87. РСМВ обеспечивает фиксацию и хранение сведений об истории движения в РСМВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - история движения сообщений), а также ведение журнала обращений потребителей к электронным сервисам поставщиков.
88. Хранение истории движения сообщений осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
89. Регистрация электронных сервисов поставщика осуществляется в реестре электронных сервисов информационных систем, подключенных к РСМВ (далее - реестр электронных сервисов).
90. В РСМВ подлежат регистрации электронные сервисы, обеспечивающие:
взаимодействие информационных систем, подключенных к РСМВ;
предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
91. Электронные сервисы, обеспечивающие предоставление государственных услуг и муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала, должны реализовывать следующие функции:
направление сведений из заполненных форм заявлений и иных документов в едином портале в информационную систему поставщика;
обновление в едином портале информации о ходе предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции поставщиком;
передачу из информационной системы поставщика в единый портал результата оказания государственной услуги и/или ее отдельных административных процедур (действий).
92. Поставщик обеспечивает доступность электронного сервиса, регистрируемого в РСМВ, для проведения приемки электронного сервиса.
93. Для регистрации электронного сервиса в РСМВ поставщик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 89 настоящих Требований, а также предоставляет оператору РСМВ следующие документы:
паспорт электронного сервиса, регистрируемого в РСМВ;
методику испытаний электронного сервиса, регистрируемого в РСМВ, включая контрольный пример обращения к электронному сервису;
руководство пользователя электронного сервиса, регистрируемого в РСМВ.
94. В предоставляемом поставщиком паспорте электронного сервиса, регистрируемого в РСМВ, указываются:
полное и краткое наименования электронного сервиса;
развернутое описание назначения электронного сервиса;
информационная система, предоставляющая электронный сервис;
стадия создания и использования электронного сервиса (разработка, тестовая эксплуатация, опытная эксплуатация или промышленная эксплуатация);
режим гарантированной доступности электронного сервиса, который выражается в формате "а/b", где
а - количество часов доступности сервиса в сутки;
b - количество дней доступности сервиса в году, с дополнительным указанием рабочего времени;
полное и сокращенное наименование организации - собственника технических средств, используемых для обработки информации, содержащейся в базах данных, составляющих информационную систему, предоставляющую электронный сервис;
полное и сокращенное наименование организации - оператора информационной системы, предоставляющей электронный сервис;
наименование структурного подразделения организации - оператора информационной системы, предоставляющей электронный сервис, ответственного за эксплуатацию электронного сервиса;
фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, контактный телефон, адрес электронной почты должностного лица, ответственного за эксплуатацию электронного сервиса;
текущая версия электронного сервиса в формате Х.ХХ;
тип режима работы сервиса: А - асинхронный или С - синхронный;
дата начала функционирования электронного сервиса;
ссылка на WSDL-документ, описывающий электронный сервис;
адрес электронного Сервиса у поставщика.
При заполнении паспорта электронного сервиса описание отдельных его элементов может повторяться.
Оператором РСМВ при регистрации электронного сервиса в реестре электронных сервисов в паспорте электронного сервиса дополнительно указываются:
неизменный уникальный идентификатор электронного сервиса в рамках принятой системы идентификации;
узел РСМВ, через который осуществляется доступ к электронному сервису;
адрес электронного сервиса в РСМВ.
95. Оператор РСМВ осуществляет регистрацию электронного сервиса, в процессе которой осуществляется:
проверка представленной документации;
проверка соответствия разработанного электронного сервиса Требованиям;
тестирование электронного сервиса на контрольном примере в соответствии с представленной методикой испытаний.
В случае если электронный сервис не проходит проверку, он возвращается на доработку поставщику.
В случае соответствия электронного сервиса условиям, указанным в Требованиях, оператор РСМВ регистрирует его в реестре электронных сервисов.
96. В целях изменения электронного сервиса, зарегистрированного в РСМВ, поставщик электронного сервиса обеспечивает доступность новой версии электронного сервиса для проведения приемки и предоставляет оператору РСМВ следующие документы:
паспорт новой версии электронного сервиса;
методику испытаний новой версии электронного сервиса, включая контрольный пример обращения к электронному сервису;
руководство пользователя новой версии электронного сервиса.
97. Оператор РСМВ осуществляет приемку новой версии электронного сервиса, разработанного поставщиком, в следующем порядке:
проверяет комплектность и качество представленной документации;
проверяет соответствие новой версии электронного сервиса настоящим Требованиям;
тестирует новую версию электронного сервиса на контрольном примере в соответствии с представленной методикой испытаний.
98. При положительных результатах проверки новой версии электронного сервиса, разработанного поставщиком, оператор РСМВ осуществляет регистрацию электронного сервиса в РСМВ и уведомляет всех потребителей данного электронного сервиса о выходе его новой версии и сроках работоспособности старой версии электронного сервиса.
99. В случае если новая версия электронного сервиса, разработанного поставщиком, не прошла проверку, Оператор РСМВ возвращает электронный сервис поставщику на доработку.
100. В целях удаления из РСМВ ранее зарегистрированного в ней электронного сервиса (далее - исключение электронного сервиса):
поставщик направляет уведомление Оператору РСМВ об исключении электронного сервиса с указанием причины;
оператор РСМВ проверяет обоснованность заявки на исключение электронного сервиса из РСМВ и определяет оставшийся срок эксплуатации электронного сервиса;
оператор РСМВ уведомляет потребителей электронного сервиса о сроках его отключения;
поставщик выводит исключаемый электронный сервис из эксплуатации в установленный срок;
оператор РСМВ удаляет запись об электронном сервисе из РСМВ.
101. Для осуществления поиска и обнаружения необходимого электронного сервиса в РСМВ потребитель обращается на технологический портал РСМВ и просматривает список всех зарегистрированных электронных сервисов либо осуществляет поиск нужного электронного сервиса с использованием поисковых процедур.
По запросу потребитель получает полное описание электронного сервиса.
102. В целях осуществления мониторинга состояния и использования электронного сервиса при получении информационными системами потребителя электронных сообщений из информационных систем поставщика в РСМВ фиксируются факты взаимодействия двух информационных систем.
103. В рамках процедуры мониторинга состояния и использования электронных сервисов, зарегистрированных в РСМВ, для каждого взаимодействия автоматически регистрируются следующие данные:
запрашиваемый электронный сервис;
пользователь (для авторизованных запросов);
IP-адрес пользователя;
время отклика электронного сервиса;
содержимое запроса;
содержимое ответа;
объем передаваемых данных в запросе (в байтах); объем передаваемых данных в ответе (в байтах); при возникновении ошибки - ее описание.
104. В рамках процедуры мониторинга состояния и использования электронных сервисов, зарегистрированных в РСМВ, также:
1) в автоматическом режиме осуществляется регулярный опрос зарегистрированных электронных сервисов, анализируется их состояние и формируется автоматическая рассылка уведомлений Оператору РСМВ и поставщику электронного сервиса при диагностировании ошибок;
2) в автоматизированном режиме выполняются задачи предоставления аналитических отчетов по результатам работы РСМВ с возможностью группировки, сортировки и фильтрации данных.
105. Условия и порядок использования ЭП при осуществлении информационного взаимодействия определяются - законодательством Российской Федерации в области применения ЭП.
106. Подсистема информационной безопасности каждой информационной системы, подключаемой к РСМВ, должна обеспечивать установленные законодательством Российской Федерации уровни защищенности информации, обрабатываемой в этой системе.
107. Каналы связи РСМВ, выходящие за пределы контролируемых зон участников взаимодействия, защищаются с помощью сертифицированных средств криптографической защиты информации, удовлетворяющих установленным требованиям к средствам криптографической защиты информации класса не ниже КСЗ.
108. Доступ к электронным сервисам информационных систем участников взаимодействия осуществляется с использованием сертифицированных средств межсетевого экранирования.
109. Администрирование и сопровождение оборудования, обеспечивающего криптографическую защиту каналов связи, должно производиться только участником взаимодействия либо уполномоченными им лицами.
110. Доступ посторонних лиц ко всем техническим средствам РСМВ, каналам связи и поддерживающим системам (электропитания, вентиляции, кондиционирования и т.п.) в контролируемой зоне участника взаимодействия должен быть исключен.
111. В целях обеспечения защиты информации, содержащейся в информационных системах, подключенных к РСМВ, участники взаимодействия:
обеспечивают при обслуживании информационных систем, подключенных к РСМВ, исполнение установленных требований по информационной, производственной, технологической и противопожарной безопасности;
осуществляют контроль доступа посторонних лиц к техническим средствам и каналам связи в контролируемой зоне участника взаимодействия, включая время проведения ремонтных работ и уборки помещений;
обеспечивают обслуживание информационных систем, подключенных к РСМВ, только лицами, имеющими право доступа к информации, содержащейся в указанных информационных системах;
принимают необходимые и достаточные меры, исключающие доступ посторонних лиц к защищаемой (в т.ч. парольной и ключевой) информации, хранящейся на используемых и отчуждаемых носителях информации;
осуществляют учет лиц, имеющих доступ к оборудованию, обеспечивающему криптографическую защиту каналов связи РСМВ, расположенному в контролируемой зоне участника взаимодействия, а также лиц, имеющих возможность изменения конфигурации информационных систем данного участника взаимодействия, подключенных к РСМВ.
112. В целях обеспечения полноценного функционирования РСМВ и подключенных к ней информационных систем каждый участник взаимодействия:
обеспечивает возможность оперативного переключения на резервный канал с сохранением функций обеспечения безопасности информации для всех каналов связи, выход из строя которых может существенно повлиять на доступность информационных систем, подключенных к РСМВ;
обеспечивает возможность оперативной замены оборудования, обеспечивающего криптографическую защиту каналов связи, используемых участником взаимодействия для осуществления информационного обмена в рамках РСМВ, в случае выхода такого оборудования из строя.
113. При взаимодействии с РСМВ должна осуществляться идентификация и аутентификация информационных систем участников взаимодействия по идентификатору (кеду) и паролю условно-постоянного действия длиной не менее восьми буквенно-цифровых символов или с использованием криптографических методов.
114. Программными средствами электронного сервиса должны протоколироваться факты приема и отправки каждого информационного сообщения в рамках РСМВ с указанием уникального в рамках электронного сервиса идентификатора сообщения, направления (вида) сообщения (прием или отправка), даты, времени, адресата и контрольной суммы сообщения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики от 8 июля 2024 г. N 106 "Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем с государственной информационной системой "Региональная информационная система межведомственного электронного взаимодействия Чувашской Республики"
Зарегистрировано в Госслужбе Чувашии по делам юстиции 6 августа 2024 г.
Регистрационный N 9486
Вступает в силу с 18 августа 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "право21.рф" 7 августа 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 августа 2024 г. N 2101202408070001