Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Официальный отзыв Правительства Российской Федерации на проект федерального закона N 498499-8 "О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан"

 

Досье на проект федерального закона

 

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается установить обязательную нотариальную форму договора дарения недвижимого имущества, за исключением случаев, когда даритель и одаряемый являются супругами или близкими родственниками. Законопроектом также сохраняется требование о государственной регистрации договора дарения недвижимого имущества.

С учетом того, что предлагаемое законопроектом регулирование нацелено на превентивную защиту имущественных прав граждан, законопроект заслуживает поддержки.

Требование о соблюдении нотариальной формы договора дарения недвижимого имущества направлено на недопущение заключения сделок с пороком воли. Удостоверяя сделку, нотариус проверяет дееспособность граждан, разъясняет сторонам смысл, значение представленного ими проекта сделки и проверяет соответствие его содержания действительным намерениям сторон и требованиям закона (статьи 43 и 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Введение обязательного нотариального удостоверения договора дарения недвижимого имущества не повлечет для граждан существенных расходов, поскольку размер взимаемого федерального тарифа будет определяться по ставкам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, которые значительно ниже федеральных тарифов, взимаемых при нотариальном удостоверении сделок, для которых обязательная нотариальная форма законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Вместе с тем установление исключений из общего правила о нотариальной форме сделки на основании ее субъектного состава не согласуется с принципом равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что соблюдение данного принципа означает в том числе запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах и обязанностях лиц, принадлежащих к одной категории.

Необходимо учесть, что наличие брака и (или) близкого родства между дарителем и одаряемым не исключает возможности нарушения имущественных интересов дарителя, в том числе в результате неправомерных действий одаряемого, что подтверждается наличием судебной практики по гражданским делам по искам о признании договоров дарения недействительными.

Кроме того, следует исключить из статьи 574 Кодекса положение о государственной регистрации договора дарения недвижимого имущества, поскольку в соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Кодекса, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 г.

Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.

 

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации

Д. Григоренко