Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2024 г. N 307-ЭС24-11986 по делу N А26-2442/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2024 по делу N А26-2442/2022 Арбитражного суда Республики Карелия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" (185035, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1А; ОГРН 1021000531199; ИНН 1001117010; далее - Учреждение) об обязании в срок до 15.09.2023 разработать и представить в Министерство проект лесовосстановления, а также выполнить работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 120,67 га (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ВАД" (160019, г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 133; ОГРН 1037804006811; ИНН 7802059185).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2024, решение от 08.08.2023 отменено, иск удовлетворен: на Учреждение возложена обязанность в срок до 02.05.2024 разработать и представить в Министерство проект лесовосстановления (подготовка почвы, посадка лесных культур) на площади 120,67 га, а также в срок до 01.07.2024 провести работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 120,67 га.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановления апелляционного и окружного судов, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что лесной участок, предоставленный ответчику в постоянное (бессрочное) пользование Приказом Министерства N 2022 от 07.11.2016 в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (для строительства, реконструкции линейного объекта) фактически находился в пользовании ответчика - ФКУ Упрдор "Кола" до 10.09.2019, то есть до его перевода в иную категорию земель.
Судами апелляционной и кассационной инстанций допущены нарушения статей 6.1, 62, 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Приказом Министерства от 07.11.2016 N 2022 Учреждению предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование спорные земельные участки общей площадью 120,67 га в целях использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта (разрешенное использование).
Перевод земельных участков из категории земли "лесного фонда" на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли иного специального назначения" осуществлен 10.09.2019.
Само по себе использование земельных участков (часть 1 статьи 63.1 Лесного кодекса) без осуществления рубки (после 01.01.2019) или изменение целевого назначения ( в том числе, в связи с переводом) земельных участков (часть 2 статьи 63.1 Лесного кодекса), на которых отсутствуют (после 01.01.2019) лесные участки, не влечет за собой обязанность по лесовосстановлению (воспроизводству лесов).
Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ Лесной кодекс с 01.01.2019 был дополнен статьей 63.1, согласно части первой которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых, линейных объектов не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка (Определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2024 по делу N А40-220978/2022).
Необходимым основанием ( по части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса) возникновения обязанности по лесовосстановлению является именно осуществление рубки лесных насаждений ( в соответствии как с частью 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции Закона N 212-ФЗ, так и частями 5, 6 в редакции Закона N 303-ФЗ), но осуществление рубки в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса после 01.01.2019.
В обжалуемых судебных актах площадь 120,67 га, на который Учреждение обязано выполнить лесовосстановление, является площадью именно земельных участков, а не лесных земель, находящихся на таких земельных участках. В настоящем деле судами не установлен объем лесных земель, находившихся на спорных земельных участках (после 01.01.2019), исключаемых из состава земель лесного фонда.
Между тем, ответчиком в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие осуществление рубки лесных насаждений на спорных земельных участках до вступления в силу Закона N 212-ФЗ (до 01.01.2019), при этом доказательства осуществления рубок на указанных участках после 01.01.2019 отсутствуют, а спорные земельные участки хотя и входили в состав земель лесного фонда, но к "лесным землям" не относились, так как учитывались в лесном учете как дороги ( то есть, относился к нелесным землям фактически и согласно определению статьи 6.1 Лесного кодекса).
Вменяемая Учреждению обязанность по лесовосстановлению ( по части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса в редакции Закона N 212-ФЗ) не может быть возложена на Учреждение с учетом требований статьи 4 Гражданского кодекса, так как Учреждение обратилось с ходатайством о переводе земельных участков письмом от 10.07.2018 N-2113 (до вступления в силу 01.01.2019 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ и Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ положения частей 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса в редакции указанных законов не распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления его в силу.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса в редакции Закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного участка в земли иных категорий, в том числе принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемым из состава земель лесного фонда.
Понуждение Учреждения к выполнению заявленных требований, как по части 1, так и по части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса необоснованно.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, на основании приказа Министерства от 07.11.2016 N 2022 Учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок общей площадью 120,67 га, расположенный в кварталах 42, 43, 55-61 Крошнозерского лесничества (по лесоустройству) Крошнозерского участкового лесничества, кварталах 98-103, 111-114, 117 Ведлозерского лесничества (по лесоустройству) Ведлозерского участкового лесничества Пряжинского лесничества (кадастровые номера земельных участков 10:21:0000000:8729, 10:21:0000000:8730, 10:21:0000000:8748, 10:21:0000000:8749), в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 424 - км 445.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1838-р земли лесного фонда площадью 120,6668 га (Республика Карелия, Пряжинское лесничество, кадастровые номера земельных участков 10:21:0000000:8729, 10:21:0000000:8730, 10:21:0000000:8748, 10:21:0000000:8749) переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения автомобильной дороги.
Изменения в сведения о категории земель указанного участка в ЕГРН внесены 10.09.2019.
Министерство направило Учреждению претензионное письмо от 24.05.2021 N 2 об устранении нарушений лесного законодательства - о выполнении в срок до 30.06.2021 компенсационного лесовосстановления на площади 120,67 га.
Указав на невыполнение Учреждением работ по лесовосстановлению на землях лесного фонда Республики Карелия на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из того, что рубки были осуществлены до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ), которым Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) дополнен статьей 63.1, в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции, с которым согласился суд округа, отменил решение и исковые требования удовлетворил.
Суды апелляционной и кассационной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса (часть 1 статьи 45 Лесного кодекса).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 Лесного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Лесного кодекса лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Следовательно, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений, на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) если иное не предусмотрено названной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) установлено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46).
Для данных категорий лесопользователей установлена публичная обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2024 N 304-ЭС23-22274).
Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (утратили силу; подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям), в силу пункта 11 которых лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что в ЕГРН изменения в сведения о категории земель указанного земельного участка внесены 10.09.2019, однако Учреждение в уполномоченный орган с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению не обратилось.
Претензионное письмо Министерства от 24.05.2021 N 2 об устранении нарушений лесного законодательства путем выполнения в срок до 30.06.2021 компенсационного лесовосстановления ответчиком отклонено.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) если иное не предусмотрено данной статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Согласно части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.02.2016 N 3-П, придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что имевшаяся у ответчика в силу закона обязанность по лесовосстановлению не исполнена.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2024 г. N 307-ЭС24-11986 по делу N А26-2442/2022
Опубликование:
-