Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
образования и науки
Алтайского края
от 07.08.2024 N 41-П
Порядок
контроля за осуществлением органами местного самоуправления Алтайского края переданных государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления Алтайского края переданных государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (далее - "Порядок") определяет механизм проведения мероприятий по контролю за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края (далее - "органы местного самоуправления"), их должностных лиц государственных полномочий, переданных законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" (далее соответственно - "контроль", "переданные государственные полномочия"), за исключением контроля за использованием финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для реализации переданных государственных полномочий.
1.2. Контроль проводится в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Алтайского края в части осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.
1.3. Предметом контроля является соблюдение органами местного самоуправления обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, при осуществлении переданных государственных полномочий (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий).
1.4. Контроль осуществляет Министерство образования и науки Алтайского края (далее - "Министерство").
1.5. К отношениям, связанным с осуществлением контроля, положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются. При осуществлении контроля мероприятия организуются и осуществляются в соответствии с особенностями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
2. Способы и сроки проведения контроля
2.1. Контроль осуществляется путем:
проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий;
истребования необходимых документов и другой информации об осуществлении переданных государственных полномочий;
заслушивания должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.
2.2. Проведение проверок деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению переданных государственных полномочий осуществляется Министерством в виде плановых и внеплановых проверок.
Организация и проведение проверок в отношении органов местного самоуправления, должностных лиц органов местного самоуправления осуществляются с соблюдением требований статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 131-ФЗ").
Проверка проводится должностными лицами Министерства, определенными приказом Министерства (далее - "Уполномоченные лица").
2.3. Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц органов местного самоуправления проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного с органами прокуратуры в порядке, определенном приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.04.2014 N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления". При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Внеплановая проверка деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц органов местного самоуправления проводится на основании решения министра образования и науки Алтайского края по согласованию с органами прокуратуры, принимаемого на основании обращения граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушения законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровья граждан, а также массовые нарушения прав граждан, за исключением случаев ее проведения, указанных в абзаце втором части 2.6 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ.
2.4. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных или выездных проверок.
2.5. Под документарной проверкой понимается контрольное мероприятие, проводимое по месту нахождения Министерства и предметом которого являются сведения, содержащиеся в документах органа местного самоуправления, устанавливающих права и обязанности, а также сведения, содержащиеся в документах, используемых при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и решений Министерства, документы органа местного самоуправления, имеющиеся в распоряжении Министерства, а также истребованные в порядке, предусмотренном пунктами 2.6, 2.7 Порядка, результаты предыдущих контрольных мероприятий и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого органа местного самоуправления контроля.
2.6. В ходе документарной проверки осуществляются следующие действия:
1) истребование необходимых документов и другой информации об осуществлении переданных государственных полномочий от органов местного самоуправления (далее - "истребование информации") в случаях, предусмотренных пунктом 2.7 Порядка;
2) получение письменных объяснений от должностных лиц органов местного самоуправления (далее - "получение письменных объяснений").
2.7. Истребование информации, получение письменных объяснений осуществляется в случаях:
1) если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение органом местного самоуправления обязательных требований;
2) если выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных органом местного самоуправления документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении контроля.
2.8. В целях истребования информации, получения письменных объяснений в соответствии с пунктом 2.7 Порядка, Министерство направляет в адрес органа местного самоуправления посредством Единой системы электронного документооборота (далее - ЕСЭД) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Министерства, и направленного в адрес электронной почты органа местного самоуправления, соответствующий запрос.
В течение 10 рабочих дней со дня получения запроса орган местного самоуправления обязан направить в Министерство указанные в запросе документы (информацию), письменные объяснения.
2.9. Сокращение срока предоставления документов (информации), письменных объяснений по запросу допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
2.10. При проведении проверки органы местного самоуправления и должностные лица органа местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу Министерства, если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом орган местного самоуправления, должностное лицо органа местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
2.11. Срок проведения плановой или внеплановой документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты начала проведения проверки, указанной в приказе Министерства о её проведении.
В целях необходимости истребования информации и получения письменных объяснений в случаях, указанных в пункте 2.7 Порядка, срок проведения проверки продлевается уполномоченным заместителем Министра, но не более чем на 10 рабочих дней.
2.12. Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным органом местного самоуправления, должностными лицами органа местного самоуправления в целях оценки соблюдения им (ими) обязательных требований.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) органа местного самоуправления.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и (или) достоверности сведений, содержащихся в документах органа местного самоуправления, находящихся в распоряжении Министерства;
2) оценить соответствие деятельности органа местного самоуправления, должностных лиц органа местного самоуправления обязательным требованиям без проведения выезда.
Срок проведения плановой или внеплановой выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней с даты начала проведения проверки, указанной в приказе Министерства о её проведении.
2.13. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа Министерства о проведении проверки, в котором указываются:
1) наименование органа местного самоуправления, деятельность которого подлежит проверке;
2) должности, фамилии, имена, отчества (последние - при наличии) Уполномоченных лиц;
3) основания проведения проверки;
4) цель и предмет проверки;
5) проверяемый период;
6) вид проведения проверки (плановая или внеплановая);
7) форма проведения проверки (документарная или выездная);
8) сроки проведения проверки (дата начала и дата окончания).
2.14. Министерство уведомляет орган местного самоуправления о проведении плановой проверки не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления органу местного самоуправления копии приказа о проведении плановой проверки через ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Министерства, и направленного в адрес электронной почты органа местного самоуправления.
2.15. Министерство уведомляет орган местного самоуправления о проведении внеплановой проверки в день подписания приказа Министерства о проведении внеплановой проверки посредством направления копии приказа Министерства органу местного самоуправления через ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Министерства, и направленного в адрес электронной почты органа местного самоуправления.
2.16. При осуществлении проверки Министерство имеет право:
1) требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
2) истребовать информацию, получать письменные объяснения в соответствии с пунктом 2.7 Порядка.
2.17. При осуществлении проверки Министерство обязано:
1) своевременно и в полной мере осуществлять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации и законодательство Алтайского края, права и законные интересы органов местного самоуправления, в отношении которых проводится проверка;
3) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать установленные Порядком сроки проведения проверки;
5) в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства при реализации переданных государственных полномочий направлять в соответствующие органы местного самоуправления обязательные для исполнения письменные предписания по устранению выявленных нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления переданных государственных полномочий (далее - "предписание") и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
2.18. Должностные лица органов местного самоуправления, в отношении которых проводится проверка, имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки;
2) обжаловать действия (бездействие) Министерства, Уполномоченных лиц, повлекшие за собой нарушение прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.19. Органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, в отношении которых проводится проверка, обязаны:
1) представлять по запросу Министерства необходимые для осуществления проверки документы, материалы и сведения;
2) направлять в Министерство документы и письменные объяснения должностных лиц органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 Порядка.
3) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения Министерством проверок осуществления переданных государственных полномочий.
2.20. Заслушивание должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам осуществления переданных государственных полномочий, в том числе эффективности и качества осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий (далее - "заслушивание") проводится ежеквартально на совещании с отдельными органами местного самоуправления.
Министерство уведомляет орган местного самоуправления о проведении заслушивания письмом, направляемым органу местного самоуправления через ЕСЭД не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты его проведения.
3. Результаты контроля
3.1. По результатам проведения проверки не позднее пяти рабочих дней со дня ее завершения Уполномоченные лица составляют акт проверки по форме согласно приложению 1 к Порядку.
3.2. Акт проверки должен содержать следующую информацию:
1) дата и место составления акта проверки;
2) фамилии, имена, отчества (последние - при наличии) и должности Уполномоченных лиц;
3) дата, номер, наименование приказа, на основании которого проведена проверка;
4) основания проведения проверки;
5) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность уполномоченного лица органа местного самоуправления, присутствовавшего при проведении проверки (при наличии присутствующих лиц);
6) наименование проверяемого органа местного самоуправления;
7) предмет проверки;
8) период, сроки и место проведения проверки;
9) форма (документарная, выездная), вид (плановая, внеплановая) проведения проверки;
10) сведения о результатах проверки, выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации с указанием конкретных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, Алтайского края, требования которых были нарушены;
11) подписи Уполномоченных лиц.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия в акте проверки указывается факт его устранения.
3.3. Акт проверки составляется в двух экземплярах.
3.4. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушения органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации Министерство выдает предписания по форме согласно приложению 2 к Порядку.
3.5. Предписание должно содержать следующую информацию:
1) дата и место составления предписания;
2) полное наименование проверяемого органа местного самоуправления, юридический и фактический адрес;
3) основание вынесения предписания (акт проверки);
4) описание выявленного нарушения со ссылкой на нормативный правовой акт, требование которого нарушено или не соблюдено;
5) срок устранения выявленного нарушения;
6) срок предоставления информации в Министерство об устранении нарушений.
3.6. Срок подготовки предписания, составленного по результатам проверки, не должен превышать пять рабочих дней со дня завершения проведения проверки.
Предписание является обязательным для исполнения органами местного самоуправления в установленный им срок.
3.7. Министерство при выдаче предписания и установлении срока его исполнения обязано учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
3.8. Должностным лицом Министерства, уполномоченным на выдачу предписания, является заместитель министра образования и науки Алтайского края или иное уполномоченное министром должностное лицо Министерства.
3.9. Один экземпляр акта проверки и предписания (в случае его выдачи) не позднее пяти рабочих дней со дня подписания направляется в орган местного самоуправления посредством ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Министерства, и направленного в адрес электронной почты органа местного самоуправления.
3.10. Орган местного самоуправления направляет в Министерство информацию об устранении выявленных нарушений в срок, указанный в предписании, посредством ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа местного самоуправления.
3.11. В случае несогласия с содержанием акта проверки и (или) предписания в целом или его отдельными положениями руководитель проверяемого органа местного самоуправления или уполномоченное им лицо вправе представить Министерству возражения посредством ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа местного самоуправления, в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения акта проверки и (или) предписания.
3.12. Рассмотрение возражений осуществляется Министерством в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения Министерством возражений.
По результатам рассмотрения возражений Министерством принимается одно из решений:
об удовлетворении возражения;
об отказе в удовлетворении возражения при отсутствии подтверждения доводов возражения.
О принятом решении Министерство уведомляет орган местного самоуправления, направивший возражения, в течение двух рабочих дней с даты его принятия посредством ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Министерства, и направленного в адрес электронной почты органа местного самоуправления.
3.13. В случае невозможности устранения нарушения в установленный предписанием срок руководитель органа местного самоуправления не менее чем за 10 рабочих дней до окончания срока устранения нарушения законодательства Российской Федерации, указанного в предписании, вправе направить в Министерство ходатайство с просьбой о продлении срока устранения указанного в предписании нарушения (далее - "ходатайство") посредством ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа местного самоуправления, и направленного в адрес электронной почты Министерства.
В ходатайстве должны быть отражены объективные причины невыполнения предписания в установленные сроки, а также приложены документы, материалы, подтверждающие принятие органом местного самоуправления необходимых мер по надлежащему исполнению предписания.
3.14. Министерство рассматривает ходатайство в течение пяти рабочих дней со дня его поступления, принимает одно из решений:
о продлении срока устранения нарушения;
об отклонении ходатайства.
Основанием для продления срока устранения нарушения являются документы, материалы, представленные в Министерство и подтверждающие принятие органом местного самоуправления исчерпывающих мер по устранению указанного в предписании нарушения и невозможность устранения нарушения органом местного самоуправления по независящим от него обстоятельствам в срок, указанный в предписании.
Министерство вправе продлить срок исполнения предписания не более чем на 10 рабочих дней от первоначально установленного срока для исполнения предписания.
О принятом решении Министерство уведомляет орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней посредством ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Министерства, и направленного в адрес электронной почты органа местного самоуправления.
3.15. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
3.16. Результаты проведения заслушивания Министерством отражаются в протоколе, в котором должна быть указана следующая информация:
1) дата и место проведения заслушивания;
2) полное наименование заслушиваемого органа местного самоуправления;
3) фамилии, имена, отчества (последние - при наличии), должности лиц, участвовавших в заслушивании;
4) предложения и рекомендации Министерства органам местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий.
Протокол оформляется и направляется в орган местного самоуправления в течение 20 рабочих дней со дня проведения заслушивания посредством ЕСЭД или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Министерства, и направленного в адрес электронной почты органа местного самоуправления.
<< Назад |
Приложение 1. >> Акт проверки |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 7 августа 2024 г. N 41-П "Об утверждении Порядка контроля за осуществлением... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.