Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу администрации
Краснодарского края
от 31.05.2024 N 173
"Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом администрации
Краснодарского края
от 31.05.2024 N 173
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 31.05.2024 N 173" имеется в виду "от 17.12.2021 г. N 499"
Методические рекомендации
по организации и осуществлению проведения социологических опросов и исследований
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации и осуществлению проведения социологических опросов и исследований (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в исполнительных органах Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 марта 2018 г. N 98 "Об организации проектной деятельности в исполнительных органах Краснодарского края" (далее - Положение).
1.2. В соответствии с функциональной структурой проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" настоящие методические рекомендации направлены на организацию проведения исполнительными органами Краснодарского края, ответственными за реализацию региональных проектов Краснодарского края, обеспечивающих достижение и (или) вклад в достижение целей и (или) показателей и реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (далее - региональные проекты), социологических исследований в части удовлетворенности населения Краснодарского края достижением результатов региональных проектов (далее - исследования), устанавливают правила исследований.
1.3. Методическими рекомендациями предусмотрена возможность проведения двухуровневой системы мониторинга показателей информированности и удовлетворенности населения Краснодарского края достижениями результатов региональных проектов. Первый уровень - осуществляется за счет проведения социологических опросов по анкетам, содержащим минимальный перечень наиболее значимых вопросов. Второй уровень - сбор развернутой информации о проблематике реализации региональных проектов на территории Краснодарского края. Используется для более детального анализа причин неудовлетворенности населения реализацией региональных проектов. Рекомендуемая периодичность в плановом порядке - один раз в год.
1.4. Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях: анкета - набор вопросов, подготовленный в виде структуры, отражающий все задачи исследований, используемый в качестве средства для сбора информации;
анкетирование (очное, заочное) - метод социологического опроса, используемый в рамках конкретных исследований, предполагающий самостоятельное заполнение анкет целевыми группами респондентов и возврат анкет интервьюеру;
вопрос закрытый - разновидность формулировки вопроса, ответ на который респондент выбирает из предложенных в анкете вариантов;
вопрос полузакрытый - разновидность вопроса, по которому наряду с заранее сформулированными вариантами ответов в анкете предусмотрена позиция для самостоятельно сформулированного респондентом ответа;
вопрос открытый - разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респонденту самостоятельно сформулировать ответ;
интервью - метод социологического опроса двух и более респондентов, при котором интервьюер задаёт вопросы (не менее трех) респондентам и получает от них ответы;
интервьюер - уполномоченное исполнительным органом Краснодарского края лицо, ответственное за реализацию региональных проектов Краснодарского края, осуществляющее сбор эмпирической социологической информации по направлению деятельности посредством опроса респондентов;
респонденты - граждане Российской Федерации старше 14 лет, проживающие на территории Краснодарского края, потенциальные получатели результатов региональных проектов, принявшие участие в анкетировании или интервью;
социологический опрос - метод исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (респонденты).
2. Цели и задачи исследований
2.1. Цель исследований - сбор социологических данных об информированности и удовлетворенности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов.
2.2. Задачи первого уровня:
выявление фактических значений параметров оценки удовлетворенности населения Краснодарского края достижениями результатов региональных проектов Краснодарского края;
проведение качественно-количественной, возрастно-половой оценки информированности населения о реализации национальных проектов на территории Краснодарского края;
анализ динамики показателей удовлетворенности и информированности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов по направлениям деятельности.
2.3. Задачи второго уровня:
изучение причин неудовлетворенности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов;
изучение информированности населения Краснодарского края о мероприятиях и результатах реализации региональных проектов;
подготовка предложений по совершенствованию информационно-просветительской работы с населением в части реализации региональных проектов на основе использования наиболее эффективных каналов информации;
подготовка рекомендаций по добавлению в паспорта региональных проектов мероприятий и результатов, направленных на решение проблем, полученных на основе данных от респондентов.
3. Методы исследований и сроки их проведения
3.1. Сбор статистически значимой информации об удовлетворенности и информированности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов целесообразно осуществлять методом анкетирования. Данный метод позволяет опросить достаточно большое число респондентов при минимальных временных затратах.
Для реализации цели и задач настоящих методических рекомендаций допустимо проведение анкетирования двумя способами:
1) интервью;
2) метод самозаполнения респондентами анкет.
При проведении формализованного интервью (анкетирования) интервьюер устно задает вопросы в тех формулировках (теми словами и с теми знаками препинания), которые содержатся в анкете.
В анкетах используются закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. В закрытых вопросах интервьюер собственноручно отмечает номера соответствующих кодовых позиций в анкете, фиксируя выбранный ответ. В полузакрытых (вариант "другое") и открытых вопросах интервьюер разборчиво и максимально полно записывает ответ респондента.
При проведении опроса методом самозаполнения респондент самостоятельно читает вопросы, ответы к ним и выбирает соответствующие его мнению ответы. Респондент также самостоятельно записывает ответы на открытые вопросы. Задачей организатора опроса при использовании данного метода является проверка полноты и правильности заполнения анкеты респондентом.
При проведении опроса интервьюер разъясняет респонденту требования законодательства Российской Федерации о защите прав граждан при обработке их персональных данных, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 27.08.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
3.2. Основные требования к проведению исследований устанавливаются настоящими методическими рекомендациями. Для достижения цели исследований, а также подтверждения ключевых выводов по итогам их проведения быть использованы другие дополнительные методы исследования.
4. Порядок проведения исследований
4.1. Целью настоящего порядка является обеспечение единого методологического подхода к подготовке социологических опросов, сбору социологической информации и обработке социологических данных по информированности и удовлетворенности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов.
Порядок предусматривает работы по проведению серии социологических опросов в течение одного календарного года и включает в себя следующие этапы: подготовительный этап;
проведение анкетных опросов;
анализ полученной социологической информации.
4.2. Подготовительный этап включает в себя работы по расчету выборки для проведения анкетных опросов. Проводить расчет выборки рекомендуется 1 раз в год, в четвертом квартале текущего года на следующий календарный год.
При расчете выборки необходимо реализовать принцип пропорциональности, по которому выборка должна распределяться между муниципальными образованиями Краснодарского края пропорционально численности их населения.
В целях реализации принципа пропорциональности определяется необходимое количество репрезентативных единиц отбора (респондентов) в количестве 50% от численности населения муниципального образования Краснодарского края.
Выборка используется во всех циклах анкетирования календарного года. На следующий календарный год выборку необходимо актуализировать.
4.3. Проведение анкетных опросов осуществляется в соответствии с двухуровневой системой мониторинга показателей информированности и удовлетворенности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов.
Первый уровень - сбор оперативной информации об информированности и удовлетворенности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов. Реализуется за счет проведения социологических опросом по анкетам, содержащим минимальный перечень вопросов.
Второй уровень - сбор развернутой информации об удовлетворенности населения Краснодарского края реализацией региональных проектов.
Используется для более детального анализа причин неудовлетворенности населения результатами реализации региональных проектов.
Анкеты, разработанные для опросов второго уровня, включают в себя все вопросы анкет первого уровня в тех же формулировках. Поэтому в течение года возможно заменить один опрос первого уровня на опрос второго уровня.
Глубинные опросы второго уровня целесообразно проводить в отдельных муниципальных образованиях Краснодарского края, где в ходе проведения опросов первого уровня были отмечены наихудшие показатели удовлетворенности.
4.4. Социологический опрос может проводится в электронной форме и предусматривает сбор мнений, организованный с использованием аппаратно-программного комплекса для социологических исследований, в том числе при необходимости официального сайта исполнительного органа Краснодарского края, ответственного за организацию проведения исследования, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством индивидуального заполнения респондентами электронной анкеты.
Информация о форме проведения социологического опроса и гарантиях анонимности обязательно указывается во вступительной части электронной анкеты.
4.5. На предварительном этапе социологического опроса рекомендуется провести информирование целевой аудитории, в том числе, по возможности, посредством привлечения средств массовой информации, о факте проведения исследования.
4.6. При проведении социологического опроса рекомендуется предусмотреть возможность осуществления обратной связи по вопросам о технических проблемах, возникших при проведении опроса в электронной форме, а также о его качестве.
4.7. При проведении анализа полученной социологической информации для измерения удовлетворенности населения результатами реализации региональных проектов, и получения объективных социологических данных целесообразно использовать следующую шкалу, в которой позитивные и негативные оценки являются сбалансированными:
1) "удовлетворены";
2) "скорее удовлетворены, чем не удовлетворены";
3) "скорее не удовлетворены, чем удовлетворены";
4) "не удовлетворены".
4.7.1. Удовлетворенность населения результатами реализации региональных проектов предлагается измерять с помощью следующих эмпирических индикаторов, применимых ко всем показателям удовлетворенности:
"низкий уровень" удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" находится в диапазоне 0-25%;
"удовлетворительный уровень" удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" находится в диапазоне 25-50%;
"средний уровень" удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" находится в диапазоне 50-75%;
"высокий уровень" удельный вес суммы всех оценок "совершенно удовлетворен" и "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен" находится в диапазоне 75-100%.
4.7.2. Удовлетворенность населения результатами реализации региональных проектов предлагается измерять с помощью следующих эмпирических индикаторов, применимых ко всем показателям удовлетворенности:
Информированность о реализации региональных проектов будет измеряться с помощью следующих эмпирических индикаторов, применимых ко всем показателям информированности:
"низкий уровень" менее 25% респондентов осведомлены о реализации региональных проектов;
"средний уровень" 25-70% респондентов осведомлены о реализации региональных проектов.
"высокий уровень" более 70% респондентов осведомлены о реализации региональных проектов.
4.8. Результаты социологического исследования предлагается оценивать по следующим позициям:
общее количество респондентов, потенциальных получателей результатов региональных проектов, - общее количество в единицах, равное 100%.
Из них:
удовлетворены результатами реализации региональных проектов - общее количество в единицах и доля от общего количества респондентов в процентах;
не удовлетворены результатами реализации региональных проектов - общее количество в единицах и доля от общего количества респондентов в процентах;
затруднились ответить - общее количество в единицах и доля от общего количества респондентов в процентах.
4.9. Результаты социологического исследования могут быть использованы для подготовки рекомендаций по совершенствованию методов реализации региональных проектов.
".
Директор департамента |
С.А. Герих |
<< Назад |
||
Содержание Приказ администрации Краснодарского края от 31 мая 2024 г. N 173 "О внесении изменений в приказ администрации Краснодарского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.