Определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2024 г. N 305-ЭС24-12120 по делу N А40-141862/2023
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эниологический Центр "Квант-Вега" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2024 по делу N А40-141862/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭЦ Квант-Вега" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭЦ Квант-Вега") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости, Госинспекция) о признании незаконным акта 13.03.2023 N 9105553; об оспаривании действий по сносу строений по адресу г. Москва, г. Зеленоград, 3-й Западный проезд, д. 3А, стр. 1, 2, 3 и обязании ответчика устранить нарушенные права заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2024, производство по делу в части оспаривания акта Государственной инспекции по контролю за объектами недвижимости г. Москвы от 13.03.2023 N 9105553, прекращено; в удовлетворении заявленных ООО "ЭЦ Квант-Вега" требований о признании незаконными действий Государственной инспекции по контролю за объектами недвижимости г. Москвы по сносу строений по адресу: Москва, Зеленоград, 3-й Западный проезд, дом 3А, стр. 1, 2, 3 и обязании устранить нарушенные права заявителя, отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что снесенные вспомогательные строения были возведены вокруг основных зданий(1956-1959 года постройки, находящиеся в собственности заявителя) в 1977 году при строительстве производственно-складской базы по ремонту возвратной тары Управлением материально-технического снабжения Московского городского района Управления "Мосгорлестара" в соответствии с распоряжением исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся N 666р от 18.04.1977, а заявителем получены при создании в январе 1991 года, были поставлены на технический учет как вспомогательные строения, что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 04.12.1994.
Здания, строения, сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995 в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками и снесены. Вопреки утверждению Инспекции, строения были учтены Росреестром.
Снесенные строения перечислены в пункте 1.4 договора краткосрочной аренды земельного участка N М-10-506315 от 04.06.2008, а также в приложении N 2 к договору краткосрочной аренды земельного участка как вспомогательные строения. Во вспомогательном строении, примыкавшем к строению 1 д. 3А, был расположен тепловой пункт, существовавший с момента возведения в 1977 году и учтенный Теплосетью.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, на спорном земельном участке, в отсутствие оформленных земельно-правовых отношений размещены пять строений общей площадью 1 037 кв. м, десять бытовок общей площадью 154 кв. м, возведен навес площадью 15 кв. м.
Указанные объекты на государственный кадастровый учет не поставлены, информация о зарегистрированных правах отсутствует.
По данному факту в соответствии постановлением Правительства города Москвы N 819-ПП составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Не согласившись с действиями Государственной инспекции по недвижимости по сносу строений по адресу г. Москва, г. Зеленоград, 3-й Западный проезд, д. 3А, стр. 1, 2, 3 заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу в части оспаривания акта Государственной инспекции по недвижимости от 13.03.2023 N 9105553, суды признали, что акт от 13.03.2023 N 9105553 подтверждения факта нецелевого использования земельного участка г. Москвы, составленный по результатам обследования земельного участка, сам по себе не создает для заявителя и/или третьих лиц каких-либо обязанностей, то есть не несет в себе распорядительно-властного или иного обязательного характера, поэтому не является ненормативным актом или решением, действием (бездействием), нарушающим права заявителей, соответственно данный акт, не может быть оспорен в суде в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3.3 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в случае выявления инспекцией в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, инспекция проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 указанного Положения.
Согласно пункту 4 указанного Приложения N 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков Государственная инспекция по недвижимости обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Пунктом 4.1.1 Приложения N 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП предусмотрено, что Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь указанными выше нормами, а также положениями статей 5, 7, 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 4, 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москвы"; Постановления от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка", суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с пунктом 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков; на спорном земельном участке в отсутствие оформленных земельно-правовых отношений размещены пять строений общей площадью 1 037 кв. м, десять бытовок общей площадью 154 кв. м, возведен навес площадью 15 кв. м, при этом, указанные объекты на государственный кадастровый учет не поставлены, информация о зарегистрированных правах отсутствует; отсутствие объектов в перечнях (приложениях) постановления Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП не исключает проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение самовольного строительства, предусмотренных постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Суды заключили, что действия Госинспекции осуществлены в соответствии с предоставленными ей полномочиями и компетенцией, при отсутствии нарушений действующего законодательства.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Эниологический Центр "Квант-Вега" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2024 г. N 305-ЭС24-12120 по делу N А40-141862/2023
Опубликование:
-