Решение Ленинградского областного суда от 11 апреля 2024 г. по делу N 3а-123/2024
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.
при секретаре Черкасовой Е.С., с участием прокурора Чигаркиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8" о признании недействующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 17 июня 2021 года N 379 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения",
установил:
17 июня 2021 года Правительством Ленинградской области издано постановление N 379 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения", которым утверждена схема территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения согласно приложению (пункт 1) (л.д. 162-181 том 1).
Названное постановление опубликовано 17 июня 2021 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 20 июня 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (л.д. 103 том 1).
Административный истец ФИО9" (далее по тексту - ФИО26") обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Ленинградской области от 17 июня 2021 года N 379 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", к зоне преимущественного сельскохозяйственного использования "Гатчинская".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеназванный земельный участок принадлежит ему на праве собственности. В соответствии с оспариваемым постановлением данный земельный участок был отнесен к зоне преимущественного сельскохозяйственного использования "Гатчинская", что влечет невозможность использования земельного участка для ведения дачного хозяйства (организации садоводства). Указанный земельный участок имеет сложный рельеф (перепад высот), неправильную вытянутую форму, наличие перепада высот исключает использование специальной сельскохозяйственной техники. Кроме того, земельный участок ориентирован вдоль берега реки Кременка, полностью расположен в водоохранной зоне реки Кременка. В отношении земельного участка действуют ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с частями 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно заключению специалиста от 12 июня 2023 года N 6805-3 в настоящее время земельный участок не имеет сельскохозяйственных угодий, плодородие почвы утрачено, при этом повышение плодородия на земельном участке не допустимо в силу нахождения земельного участка в водоохранной зоне, сельскохозяйственное производство на участке не рентабельно в силу рельефа участка.
При указанных ограничениях преимущественно сельскохозяйственное использование земельного участка невозможно, а поскольку в силу оспариваемого постановления административный истец не вправе использовать земельный участок кроме как для сельскохозяйственного использования, то оспариваемым постановлением нарушены права административного истца (л.д. 5 том 1).
В ходе рассмотрения настоящего дела административным истцом были представлены письменные объяснения со ссылкой на правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 года N 328, согласно которым в отношении земельного участка административного истца установлена территориальная зона СХ-4 (ведение дачного хозяйства) (л.д. 145 - 149 том 1).
Административными ответчиками Губернатором Ленинградской области, Правительством Ленинградской области представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми административные ответчики возражали против удовлетворения административного искового заявления, указав, что Правительство Ленинградской области наделено необходимыми полномочиями, позволяющими ему принимать нормативно-правовые акты об утверждении схем территориального планирования Ленинградской области, в том числе схемы в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения.
Проект схемы подготовлен в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Областного закона от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области", постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечен доступ к проекту схемы и материалам по обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, Комитетом градостроительной политики Ленинградской области направлены уведомления об обеспечении указанного доступа в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Ленинградской областью, в органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - ведение дачного хозяйства.
Согласно материалам цифровой картографической основы Фонда пространственных данных большая часть земельного участка в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, относится к сельскохозяйственным угодьям (пашни, сенокосы).
Согласно Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной Областным законом от 8 августа 2016 года N 76-оз, для территории поселения предусмотрен запрет на расширение границ населенных пунктов.
В соответствии с оспариваемым постановлением земельный участок административного истца расположен в границах зоны преимущественно сельскохозяйственного использования Гатчинская - объекта регионального значения.
Основное назначение зон преимущественно сельскохозяйственного использования с учетом Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20, Перечня поручений по итогам заседания Госсовета, утвержденного Президентом Российской Федерации 13 февраля 2020 года N Пр-234ГС, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р, - рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, в первую очередь, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, повышение биопродуктивности сельскохозяйственных земель, обеспечение ведения интенсивного и конкурентоспособного агропромышленного производства, формирование специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, реализация крупных сельскохозяйственных проектов, повышение конкурентоспособности региональной сельскохозяйственной продукции.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемой схемы положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку на настоящий момент водоохранная зона в отношении водного объекта реки Кременка не установлена, что подтверждается ответом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ N N.
Доводы о наличии перепада высот, исключающего возможность использования специальной сельскохозяйственной техники, не имеют правового значения, поскольку действующее законодательство не содержит императивного требования об обязательности использования подобного вида техники при возделывании земель сельскохозяйственного значения.
Ссылка на заключение специалиста от 12 июня 2023 года N 6805-3 является необоснованной, поскольку из сведений, содержащихся в ЕГРН, а также Фонда пространственных данных, следует, что земельный участок большей своей частью относится к сельскохозяйственным угодьям (пашни, сенокосы).
Кроме того, в подпункте 2 пункта 2 положения о территориальном планировании, являющегося приложением к оспариваемому постановлению, указано, что в связи с размещением зон преимущественно сельскохозяйственного использования и в связи с размещением объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством зоны с особыми условиями использования территорий не устанавливаются.
Таким образом, отнесение земельного участка административного истца в схеме к планируемой зоне преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" не наложило на земельный участок каких-либо новых ограничений, не существовавших до момента утверждения схемы.
Кроме того, указано, что в связи с исключением из статьи 3 Областного закона от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области" на основании Областного закона от 20 декабря 2023 года N 147-оз "О внесении изменений в статью 3 Областного закона "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области" объекта регионального значения "зона преимущественного сельскохозяйственного использования" из перечня объектов регионального значения, подлежащих отображению в схеме территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, Комитетом градостроительной политики Ленинградской области издано распоряжение от 29 декабря 2023 года N 394 "О подготовке проекта изменений в Схему территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения", которым предусматривается исключение из Схемы зон преимущественного сельскохозяйственного использования (л.д. 99 - 102 том 1).
Заинтересованным лицом Комитетом градостроительной политики Ленинградской области представлены письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым данное заинтересованное лицо полагало требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению по тем же доводам, которые привели административные ответчики (л.д. 111 - 112, 116 - 119 том 1).
Представитель административного истца ФИО29" ФИО4 в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал, представил письменные объяснения, в которых указано, что земельный участок с кадастровым номером N без каких-либо распорядительных документов был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения (л.д. 217 - 219 том 1). В судебном заседании представитель административного истца сослался также на непроведение публичных слушаний при принятии оспариваемого постановления (л.д. 241 том 1).
Представитель административных ответчиков Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области ФИО5, представитель заинтересованного лица Комитета градостроительной политики Ленинградской области ФИО6 в судебное заседание явились, против удовлетворения требований административного искового заявления возражали.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за ФИО30" зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования - ведение дачного хозяйства (л.д. 12 - 20, 133 - 141, 212 - 216 том 1).
В соответствии с пунктом 1.2 Схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, являющейся приложением к постановлению Правительства Ленинградской области от 17 июня 2021 года N 379, предусмотрены сведения о планируемых объектах и территориях регионального значения в области планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, вид планируемых объектов: зоны преимущественно сельскохозяйственного использования регионального значения, назначение планируемых объектов: территории, которые необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов, предусмотренных пунктом 10 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 3.6 пункта 1.2 указанной Схемы планируемым объектом является зона преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" общей площадью "данные изъяты" га (л.д. 172, 181, 220 том 1).
Сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером N находится в пределах планируемого объекта - зоны преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская".
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится планирование использования земель сельскохозяйственного назначения (пункт 10 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на дату принятия оспариваемого постановления и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
В соответствии с положениями статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1).
Подготовка проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования (часть 1.1).
Согласно статье 3 Областного закона Ленинградской области от 12 июля 2001 года N 44-оз "О новой редакции областного закона "Устав Ленинградской области" Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Областного закона Ленинградской области от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области" в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления, к объектам регионального значения, подлежащим отображению в схеме территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, относятся объекты, предусмотренные соответствующими государственными стратегиями, государственными программами Ленинградской области в области социально-экономического развития: зоны преимущественного сельскохозяйственного использования.
В силу пункта 1 статьи 7 Областного закона Ленинградской области от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области" документом территориального планирования Ленинградской области является схема территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 8 Областного закона Ленинградской области от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области" подготовка проекта схемы территориального планирования Ленинградской области может осуществляться применительно к части территории Ленинградской области (часть 1).
Подготовка и согласование проекта схемы территориального планирования Ленинградской области осуществляются уполномоченным Правительством Ленинградской области органом исполнительной власти Ленинградской области совместно с органами исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющими полномочия Ленинградской области, в целях выполнения которых предусматривается размещение объектов регионального значения Ленинградской области, подлежащих отображению в схеме территориального планирования Ленинградской области (часть 2).
Состав проекта схемы территориального планирования Ленинградской области определяется в соответствии со статьей 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 2-1).
Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации урегулированы статьями 15 - 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что проект оспариваемого нормативного правового акта был направлен на согласование в установленном статьей 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации (письмо Комитета градостроительной политики Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N N, письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N), Правительство Республики Карелия, Правительство Вологодской области, Правительство Новгородской области, Правительство Псковской области, Правительство Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления муниципальных образований (письма Комитета градостроительной политики Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N N соответственно (л.д. 223 - 232 том 1).
Вопреки доводам административного истца, положения статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат обязательного требования о проведении общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
В силу положений подпункта "в" пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации отнесена к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации в рамках планирования и программирования.
Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона (статья 38 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне (часть 1).
Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются согласно полномочиям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 2).
Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования, должны быть рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, ответственными за разработку документа стратегического планирования (часть 3).
В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (часть 4).
Кроме того, в силу части 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения, а в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 12, частями 5.1 и 5.2 статьи 16, частями 6.1 и 6.2 статьи 21, частью 7 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения.
Из материалов дела усматривается, что 17 декабря 2020 года в федеральной государственной информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (fgistp.economy.gov.ru) опубликован (размещен) подготовленный проект нормативного правового акта - Схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 233, 234 том 1).
Указанные обстоятельства подтверждают, что процедура принятия оспариваемого постановления в целом отвечает также требованиям приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 апреля 2013 года N 169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Требования к содержанию документов территориального планирования субъекта Российской Федерации определены в статье 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий; образование; здравоохранение; физическая культура и спорт; энергетика; иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации (часть 3).
В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, муниципального округа, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 4).
На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения (часть 5).
К схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт (часть 7).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Часть 7 в статье 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует
Согласно пункту 2 части 8 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта Российской Федерации в текстовой форме содержат обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования.
Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок административного истца относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу части 5.1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется на основании стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.
Статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 8 августа 2016 года N 76-оз "О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года" утверждена Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.
Разделом 2 указанной Стратегии предусмотрено обеспечение устойчивых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции.
Исходя из изложенного, судом не усматривается оснований полагать произвольным выбор административным ответчиком объекта регионального значения - зоны преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" в оспариваемой схеме территориального планирования.
Оценивая оспариваемый нормативный правовой акт, суд приходит к выводу о соответствии его содержания вышеприведенным требованиям закона.
Суд исходит из того, что схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, относясь к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, регулирует деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию, программированию пространственного развития Ленинградской области и, вопреки позиции административного истца, не является непосредственно решением об отнесении земельного участка административного истца к определенной категории земель либо установлении в отношении земельного участка вида разрешенного использования.
Отображение на карте Схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения в зоне преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" земельного участка административного истца носит общий, планируемый характер, само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов административного истца в отношении земельного участка.
В соответствии с частью 3.3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения.
Судом отклоняется ссылка административного истца на правила землепользования и застройки, согласно которым земельный участок с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне СХ-4 (ведение дачного хозяйства), поскольку оспариваемая Схема территориального планирования и отображенные в ней объекты регионального значения, планируемые к реализации, имеют приоритет над документами территориального планирования муниципальных образований, а с даты включения объекта регионального значения в Схему органы местного самоуправления муниципального образования обязаны учитывать наличие объектов, планируемых к реализации в соответствии со Схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Суд оценивает критически довод административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта статье 65 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (часть 4).
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров (часть 5).
В силу положений пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
По общему правилу части 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Суд находит не состоятельной ссылку административного ответчика на письмо Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N N, в соответствии с которым Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в отношении водного объекта реки Кременка, расположенного в Гатчинском муниципальном районе Ленинградской области, не устанавливались границы водоохранной зоны реки Кременка (л.д. 105 том 1), поскольку исходя из вышеприведенных положений водоохранная зона водного объекта действует в силу закона.
Вместе с тем суд не усматривает противоречия оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку в оспариваемой Схеме территориального планирования не устанавливаются и не определяются границы водоохранных зон водных объектов.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Ленинградской области от 17 июня 2021 года N 379 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения" в оспариваемой административным истцом части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья |
Н.Ю. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 11 апреля 2024 г. по делу N 3а-123/2024
Опубликование:
-