Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 14 ноября 2022 г. N 612-р
План
мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2022 - 2025 годы
2 августа 2024 г.
1. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2022 - 2025 годы
1.1. Поддержка развития конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что стихийное протекание рыночных процессов в ряде случаев порождает противоречия, элементы монополизма, диспропорции и так далее.
Государственное регулирование направлено на обеспечение правовых и экономических условий беспрепятственного функционирования рыночных отношений, защиту свободной конкуренции от монополистического и административного давления.
1.2. Предметом настоящего Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2022 - 2025 годы (далее - План) являются направления развития конкуренции, которые имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.
1.3. Основными целями Плана являются:
- организованная деятельность администрации города Махачкалы по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в определенных отраслях экономики;
- содействие формированию прозрачной системы работы администрации города Махачкалы в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
- создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.
Планом предусматриваются системные мероприятия, выполняемые администрацией города Махачкалы, способствующие развитию конкуренции в наиболее значимых отраслях экономики.
Реализация мероприятий позволит обеспечить достижение ключевых показателей развития конкуренции, установленных Планом.
2. Оценка и общая характеристика состояния конкуренции в городе Махачкале
2.1. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие конкуренции как в городе Махачкале, так и в Республике Дагестан в целом являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции, высокий уровень "теневой" экономики.
Важной задачей является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет снижения уровня административных барьеров, а также за счет реализации мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.
2.2. Характеристика состояния конкуренции в отраслях экономики (видов деятельности) города Махачкалы:
Рынок социальных услуг
В рамках постановления администрации ГО с ВД "город Махачкала" от 29 августа 2019 г. N 1424 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, и отмене постановления Администрации ГО с ВД "город Махачкала" от 19 ноября 2018 г. N 1464 и постановления Главы г. Махачкалы от 19 апреля 2012 г. N 1131 предусмотрено оказание финансовой поддержки в форме субсидий на реализацию социально значимых программ (проектов) социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СО НКО) на конкурсной основе.
В целях развития негосударственного сектора социально ориентированных организаций в рамках норм, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ, Законом Республики Дагестан от 17 ноября 2015 г. N 94 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов" и иными нормативно-правовыми актами, администрацией города Махачкалы предусмотрена возможность выделения земельных участков под реализацию социальных проектов.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Дагестан от 17 ноября 2015 г. N 94 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются аренду юридическим лицам без проведения торгов" (далее - Закон), протоколом заседания Правительства Республики Дагестан от 15 декабря 2021 г. 13.5, заключением Министерства по земельным имущественным отношениям Республики Дагестан от 10 декабря 2021 г. соответствии объекта социально-культурного назначения "Дневной центр для детей молодых людей инвалидностью" критериям, установленным Законом, Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам "Жизнь без слез" (ОГРН 1060500002463) предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкрн Ветеран, ул. Ветеранская 10-я, 4, площадью 5000 кв. м.
Также администрацией города Махачкалы реализуется комплекс мероприятий по оказанию консультативной, информационной поддержки физическим, юридическим лицам, желающим участвовать в деятельности по предоставлению социальных услуг.
Услуги дошкольного образования
Проблема доступности дошкольного образования, обострившаяся в связи с наметившейся тенденцией увеличения рождаемости в последние годы, является одной из острых социальных проблем.
За последние десятилетия изменилась социально-демографическая структура общества: расслоение населения по уровню благосостояния вызвало спрос на дифференцированные (специализированные, высококачественные) услуги дошкольного образования. Спрос в свою очередь породил и предложение услуг со стороны негосударственного сектора. На начало 2022 года в Махачкале зарегистрировано 74 дошкольные образовательные организаций (далее - ДОО) с охватом 21 293 ребенка.
Доля негосударственных ДОО в общем количестве организаций дошкольного образования составляет 47,2% (35 детских садов) по сравнению с предыдущим годом 25,2% (25 детских садов). Доля численности детей в негосударственных дошкольных образовательных организациях в общей численности детей в дошкольных образовательных организациях городе Махачкале составила около 18%, при этом в среднем по Республике Дагестан показатель составляет 5,9%.
Основными проблемами на рынке услуг дошкольного образования являются:
недостаточный уровень платежеспособности населения;
отсутствие специализированных помещений, высокая стоимость аренды недвижимости, необходимой для размещения ДОО;
сложный порядок лицензирования образовательной деятельности, высокие требования к организации для получения лицензии.
В целях поддержания развития конкуренции в данной отрасли, администрацией города на регулярной основе осуществляется оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи негосударственным дошкольным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Услуги общего образования
На начало 2021-2022 учебного года в городе Махачкале функционирует 71 общеобразовательная организация, с контингентом обучающихся 98 568 ученика при проектной мощности школ города 50 217 ученических места. Из общего числа общеобразовательных организаций 54 (76,1%) расположены в типовых и 17 школ (23,9%) в приспособленных зданиях.
Потребность города Махачкалы в учреждениях общего образования с учётом требований СанПин составляет 60 школ с проектной мощностью 800 ученических мест.
Проблемы развития частных общеобразовательных учреждений связаны с недостаточной материально-технической базой, недостатком или отсутствием собственных площадей и зданий для осуществления образовательной деятельности, отсутствием нормативно-правовой базы, краткосрочностью договора аренды, непомерностью налогов (как у любой коммерческой организации), высокой стоимостью аренды площадей помещения, игровых и спортивных площадок, сложностью в сборе необходимых документов, незнанием нормативно-правовой базы.
В целях развития негосударственного сектора общеобразовательных организаций в рамках норм, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ, Законом Республики Дагестан от 17 ноября 2015 г. N 94 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов" и иными нормативно-правовыми актами, администрацией города Махачкалы предусмотрена возможность выделения земельных участков под реализацию проектов по строительству негосударственных общеобразовательных организаций.
На регулярной основе осуществляется оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи негосударственным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу.
Агропромышленный комплекс
Реализация сельскохозяйственной продукции
Одним из способов расширения мобильной, мелкорозничной, ярмарочной и сезонной торговли сельскохозяйственной продукцией является создание сельскохозяйственными производителями потребительских кооперативов разных видов (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, страховые, кредитные и другие).
Без интеграции мелких и средних сельхозтоваропроизводителей в кооперативы разных форм деятельности, организовать доставку произведенной продукции к потребителю невозможно в силу объективных причин (мелкие объемы производства, некалиброванная и несортированная продукция, отсутствие современных видов упаковки и т.д.).
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории города Махачкалы является весьма актуальным, так как на долю владельцев личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится более 80 процентов объема валовой продукции сельского хозяйства.
Количество сельскохозяйственных кооперативов в городе Махачкале составляет 4 ед.
Объем реализации продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции составляет 1.8 процента.
В рамках развития малых форм хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов осуществляется системная консультативная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства с целью привлечения мелких и средних сельхозтоваропроизводителей к реализации продукции собственного производства по схеме "производитель-потребитель", что также способствует сдерживанию необоснованного роста цен на потребительском рынке.
Большая часть земель сельскохозяйственного использования (80%) отводится для обеспечения потребностей животноводства в кормовых культурах и естественных сенокосах. Перераспределение земельных ресурсов происходит в пользу более рентабельных отраслей растениеводства (плодоводство и виноградарство) и для обеспечения потребностей такой важной отрасли как животноводства (в основном крупнорогатого скота).
Учитывая потребительский спрос особое внимание сельхозпроизводителей муниципалитета уделено увеличению производства столового винограда, что позволит обеспечить население свежим виноградом, в т.ч. в зимний период, а производителям получать дополнительную прибыль, поскольку цена реализации винограда столовых сортов почти в два раза выше, чем технических.
За последнее время учитывая ряд санкционных ограничений активное развитие получило строительство современных тепличных комплексов, из общего количества овощей около 6200 тонн, в защищённом грунте произвели около 3050 тонн, что составляет 49,5% к общему объему.
Увеличиваются площади орошаемого земледелия на территориях сельскохозяйственных земель г. Махачкалы.
В целях содействия развитию сельхозкооперации на территории города Махачкалы сельхозтоваропроизводителям города Махачкалы предоставляется возможность участия в ярмарках выходного дня, а также в республиканских сельскохозяйственных ярмарках. На территории города функционирует центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Республики Дагестан, основной задачей которого является оказание информационной и консультативной помощи фермерам и сельскохозяйственным кооперативам.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Строительство и архитектурно-строительное проектирование
В сфере строительства по данным налоговых органов на начало 2022 года в городе Махачкале зарегистрировано 962 организации частной формы собственности с годовым оборотом 9 598 271 тыс. рублей. на начало 2022 г. данные показатели составляют 1 365 ед. и 26 855 126,5 тыс. руб. соответственно. Несмотря на положительную динамику, имеется ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции в отрасли. Основными факторами, препятствующими развитию конкурентной среды на строительном рынке, являются: высокий уровень административных барьеров при получении разрешительной документации, неплатежеспособность заказчика, недостаток квалифицированных рабочих (13%), недостаток заказов на работу (32%), конкуренция со стороны других строительных фирм (27%) и высокий уровень налогов (50%).
Администрацией города Махачкалы, в пределах имеющихся полномочий, для решения, в том числе указанных проблем, в целях снижения административных, финансовых издержек предпринимателей реализованы мероприятия по оптимизации процедур в сфере строительства, в том числе, в рамках национального рейтинга по улучшению инвестиционного климата в Республике Дагестан.
Доля организаций частной формы собственности в данной отрасли в городе Махачкале на сегодняшний день составляет 95%.
При дальнейшем росте строительного комплекса и его модернизации соответственно повысятся требования к проектировщикам, привлекаемым для реализации проектов.
Для дальнейшего развития конкурентных преимуществ проектных организаций и содействия выходу данных организаций на внешние рынки необходимо принятие системных мер на региональном уровне в том числе по повышению уровня квалификации инженеров-проектировщиков.
Выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
Наиболее активно развивается конкуренция в сфере управления многоквартирными домами. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализовали способ управления, составляет 99 процентов, в том числе 49,2 процента - управление управляющей организацией, 50,3 процента - управление товариществом собственников жилья и жилищным кооперативом 0,5 процентов - непосредственное управление.
Доля частных хозяйствующих субъектов (за исключением непосредственного способа управления), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, к общей доле хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами, составляет 100 процентов.
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городе Махачкале характеризуется незначительными барьерами входа. Деятельность управляющих организаций не требует значительных первоначальных инвестиций.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, администрацией города Махачкалы проводятся консультации и разъяснительные работы среди населения по вопросам жилищного законодательства.
Кадастровые и землеустроительные работы
Конкуренцию организациям частной формы собственности в области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.