Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
распоряжением администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 14 ноября 2022 г. N 612-р
План
мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2022 - 2025 годы
2 августа 2024 г.
1. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2022 - 2025 годы
1.1. Поддержка развития конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что стихийное протекание рыночных процессов в ряде случаев порождает противоречия, элементы монополизма, диспропорции и так далее.
Государственное регулирование направлено на обеспечение правовых и экономических условий беспрепятственного функционирования рыночных отношений, защиту свободной конкуренции от монополистического и административного давления.
1.2. Предметом настоящего Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале на 2022 - 2025 годы (далее - План) являются направления развития конкуренции, которые имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции.
1.3. Основными целями Плана являются:
- организованная деятельность администрации города Махачкалы по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в определенных отраслях экономики;
- содействие формированию прозрачной системы работы администрации города Махачкалы в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
- создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.
Планом предусматриваются системные мероприятия, выполняемые администрацией города Махачкалы, способствующие развитию конкуренции в наиболее значимых отраслях экономики.
Реализация мероприятий позволит обеспечить достижение ключевых показателей развития конкуренции, установленных Планом.
2. Оценка и общая характеристика состояния конкуренции в городе Махачкале
2.1. Одним из основных факторов, сдерживающих развитие конкуренции как в городе Махачкале, так и в Республике Дагестан в целом являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции, высокий уровень "теневой" экономики.
Важной задачей является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет снижения уровня административных барьеров, а также за счет реализации мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.
2.2. Характеристика состояния конкуренции в отраслях экономики (видов деятельности) города Махачкалы:
Рынок социальных услуг
В рамках постановления администрации ГО с ВД "город Махачкала" от 29 августа 2019 г. N 1424 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, и отмене постановления Администрации ГО с ВД "город Махачкала" от 19 ноября 2018 г. N 1464 и постановления Главы г. Махачкалы от 19 апреля 2012 г. N 1131 предусмотрено оказание финансовой поддержки в форме субсидий на реализацию социально значимых программ (проектов) социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СО НКО) на конкурсной основе.
В целях развития негосударственного сектора социально ориентированных организаций в рамках норм, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ, Законом Республики Дагестан от 17 ноября 2015 г. N 94 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов" и иными нормативно-правовыми актами, администрацией города Махачкалы предусмотрена возможность выделения земельных участков под реализацию социальных проектов.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Дагестан от 17 ноября 2015 г. N 94 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются аренду юридическим лицам без проведения торгов" (далее - Закон), протоколом заседания Правительства Республики Дагестан от 15 декабря 2021 г. 13.5, заключением Министерства по земельным имущественным отношениям Республики Дагестан от 10 декабря 2021 г. соответствии объекта социально-культурного назначения "Дневной центр для детей молодых людей инвалидностью" критериям, установленным Законом, Дагестанской региональной общественной организации помощи инвалидам "Жизнь без слез" (ОГРН 1060500002463) предоставлен в аренду без проведения торгов земельный участок, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, мкрн Ветеран, ул. Ветеранская 10-я, 4, площадью 5000 кв. м.
Также администрацией города Махачкалы реализуется комплекс мероприятий по оказанию консультативной, информационной поддержки физическим, юридическим лицам, желающим участвовать в деятельности по предоставлению социальных услуг.
Услуги дошкольного образования
Проблема доступности дошкольного образования, обострившаяся в связи с наметившейся тенденцией увеличения рождаемости в последние годы, является одной из острых социальных проблем.
За последние десятилетия изменилась социально-демографическая структура общества: расслоение населения по уровню благосостояния вызвало спрос на дифференцированные (специализированные, высококачественные) услуги дошкольного образования. Спрос в свою очередь породил и предложение услуг со стороны негосударственного сектора. На начало 2022 года в Махачкале зарегистрировано 74 дошкольные образовательные организаций (далее - ДОО) с охватом 21 293 ребенка.
Доля негосударственных ДОО в общем количестве организаций дошкольного образования составляет 47,2% (35 детских садов) по сравнению с предыдущим годом 25,2% (25 детских садов). Доля численности детей в негосударственных дошкольных образовательных организациях в общей численности детей в дошкольных образовательных организациях городе Махачкале составила около 18%, при этом в среднем по Республике Дагестан показатель составляет 5,9%.
Основными проблемами на рынке услуг дошкольного образования являются:
недостаточный уровень платежеспособности населения;
отсутствие специализированных помещений, высокая стоимость аренды недвижимости, необходимой для размещения ДОО;
сложный порядок лицензирования образовательной деятельности, высокие требования к организации для получения лицензии.
В целях поддержания развития конкуренции в данной отрасли, администрацией города на регулярной основе осуществляется оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи негосударственным дошкольным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Услуги общего образования
На начало 2021-2022 учебного года в городе Махачкале функционирует 71 общеобразовательная организация, с контингентом обучающихся 98 568 ученика при проектной мощности школ города 50 217 ученических места. Из общего числа общеобразовательных организаций 54 (76,1%) расположены в типовых и 17 школ (23,9%) в приспособленных зданиях.
Потребность города Махачкалы в учреждениях общего образования с учётом требований СанПин составляет 60 школ с проектной мощностью 800 ученических мест.
Проблемы развития частных общеобразовательных учреждений связаны с недостаточной материально-технической базой, недостатком или отсутствием собственных площадей и зданий для осуществления образовательной деятельности, отсутствием нормативно-правовой базы, краткосрочностью договора аренды, непомерностью налогов (как у любой коммерческой организации), высокой стоимостью аренды площадей помещения, игровых и спортивных площадок, сложностью в сборе необходимых документов, незнанием нормативно-правовой базы.
В целях развития негосударственного сектора общеобразовательных организаций в рамках норм, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ, Законом Республики Дагестан от 17 ноября 2015 г. N 94 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду юридическим лицам без проведения торгов" и иными нормативно-правовыми актами, администрацией города Махачкалы предусмотрена возможность выделения земельных участков под реализацию проектов по строительству негосударственных общеобразовательных организаций.
На регулярной основе осуществляется оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи негосударственным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу.
Агропромышленный комплекс
Реализация сельскохозяйственной продукции
Одним из способов расширения мобильной, мелкорозничной, ярмарочной и сезонной торговли сельскохозяйственной продукцией является создание сельскохозяйственными производителями потребительских кооперативов разных видов (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, страховые, кредитные и другие).
Без интеграции мелких и средних сельхозтоваропроизводителей в кооперативы разных форм деятельности, организовать доставку произведенной продукции к потребителю невозможно в силу объективных причин (мелкие объемы производства, некалиброванная и несортированная продукция, отсутствие современных видов упаковки и т.д.).
Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории города Махачкалы является весьма актуальным, так как на долю владельцев личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится более 80 процентов объема валовой продукции сельского хозяйства.
Количество сельскохозяйственных кооперативов в городе Махачкале составляет 4 ед.
Объем реализации продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции составляет 1.8 процента.
В рамках развития малых форм хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов осуществляется системная консультативная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства с целью привлечения мелких и средних сельхозтоваропроизводителей к реализации продукции собственного производства по схеме "производитель-потребитель", что также способствует сдерживанию необоснованного роста цен на потребительском рынке.
Большая часть земель сельскохозяйственного использования (80%) отводится для обеспечения потребностей животноводства в кормовых культурах и естественных сенокосах. Перераспределение земельных ресурсов происходит в пользу более рентабельных отраслей растениеводства (плодоводство и виноградарство) и для обеспечения потребностей такой важной отрасли как животноводства (в основном крупнорогатого скота).
Учитывая потребительский спрос особое внимание сельхозпроизводителей муниципалитета уделено увеличению производства столового винограда, что позволит обеспечить население свежим виноградом, в т.ч. в зимний период, а производителям получать дополнительную прибыль, поскольку цена реализации винограда столовых сортов почти в два раза выше, чем технических.
За последнее время учитывая ряд санкционных ограничений активное развитие получило строительство современных тепличных комплексов, из общего количества овощей около 6200 тонн, в защищённом грунте произвели около 3050 тонн, что составляет 49,5% к общему объему.
Увеличиваются площади орошаемого земледелия на территориях сельскохозяйственных земель г. Махачкалы.
В целях содействия развитию сельхозкооперации на территории города Махачкалы сельхозтоваропроизводителям города Махачкалы предоставляется возможность участия в ярмарках выходного дня, а также в республиканских сельскохозяйственных ярмарках. На территории города функционирует центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Республики Дагестан, основной задачей которого является оказание информационной и консультативной помощи фермерам и сельскохозяйственным кооперативам.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Строительство и архитектурно-строительное проектирование
В сфере строительства по данным налоговых органов на начало 2022 года в городе Махачкале зарегистрировано 962 организации частной формы собственности с годовым оборотом 9 598 271 тыс. рублей. на начало 2022 г. данные показатели составляют 1 365 ед. и 26 855 126,5 тыс. руб. соответственно. Несмотря на положительную динамику, имеется ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции в отрасли. Основными факторами, препятствующими развитию конкурентной среды на строительном рынке, являются: высокий уровень административных барьеров при получении разрешительной документации, неплатежеспособность заказчика, недостаток квалифицированных рабочих (13%), недостаток заказов на работу (32%), конкуренция со стороны других строительных фирм (27%) и высокий уровень налогов (50%).
Администрацией города Махачкалы, в пределах имеющихся полномочий, для решения, в том числе указанных проблем, в целях снижения административных, финансовых издержек предпринимателей реализованы мероприятия по оптимизации процедур в сфере строительства, в том числе, в рамках национального рейтинга по улучшению инвестиционного климата в Республике Дагестан.
Доля организаций частной формы собственности в данной отрасли в городе Махачкале на сегодняшний день составляет 95%.
При дальнейшем росте строительного комплекса и его модернизации соответственно повысятся требования к проектировщикам, привлекаемым для реализации проектов.
Для дальнейшего развития конкурентных преимуществ проектных организаций и содействия выходу данных организаций на внешние рынки необходимо принятие системных мер на региональном уровне в том числе по повышению уровня квалификации инженеров-проектировщиков.
Выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
Наиболее активно развивается конкуренция в сфере управления многоквартирными домами. Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализовали способ управления, составляет 99 процентов, в том числе 49,2 процента - управление управляющей организацией, 50,3 процента - управление товариществом собственников жилья и жилищным кооперативом 0,5 процентов - непосредственное управление.
Доля частных хозяйствующих субъектов (за исключением непосредственного способа управления), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, к общей доле хозяйствующих субъектов, осуществляющих управление многоквартирными домами, составляет 100 процентов.
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городе Махачкале характеризуется незначительными барьерами входа. Деятельность управляющих организаций не требует значительных первоначальных инвестиций.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, администрацией города Махачкалы проводятся консультации и разъяснительные работы среди населения по вопросам жилищного законодательства.
Кадастровые и землеустроительные работы
Конкуренцию организациям частной формы собственности в области землеустроительных и кадастровых работ в городе Махачкале оказывают в основном пять организаций, из которых одна муниципальная МУП "Кадастрово-геодезическое бюро", региональная (ГБУ РД "Дагтехкадастр") и две федеральные (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан и АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", филиал по Республике Дагестан) и ООО "Дагестанкадастрсъемка".
Объем (доля) выручки организаций частной формы собственности по выполнению кадастровых и землеустроительных работ к объему (доле) выручки всех хозяйствующих субъектов в данной сфере в городе Махачкале составляет порядка 90 процентов.
Дорожное строительство
По состоянию на 1 января 2022 года строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог на территории города Махачкалы осуществляют 10 подрядных организаций, в том числе 9 частных организаций, отобранных конкурентным способом закупки и 1 муниципальное предприятие МБУ "Махачкала-1".
Сначала 2022 года заключены 5 муниципальных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и реконструкции автомобильных дорог на территории МО города Махачкалы с частными организациями, отобранных конкурентным способом закупки.
1 муниципальное предприятие МБУ "Махачкала-1" осуществляет текущий ремонт и содержание автомобильных дорог.
В 2022 году продолжается работа по контролю за сохранностью дорог с использованием мобильных комплексов весового контроля транспортных средств. Это мероприятие позволит улучшить транспортно-эксплуатационное состояние существующей сети дорог общего пользования и будет способствовать повышению безопасности дорожного движения.
К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относятся: низкая эффективность работы дорожных предприятий, их технологическое отставание, недостаточность объемов финансирования и эффективных рычагов воздействия на функционирование дорожных предприятий.
Основным условием для допуска на рынок является наличие развитой производственной базы, позволяющей проводить требуемые виды работ для дорожной сети (дорожная техника, наличие оборотных финансовых средств для закупки материалов, допуск к нерудным строительным материалам, наличие специалистов, налаженное оборудование) и прозрачность проведения конкурсных процедур (тендеров).
При входе на рассматриваемые рынки для хозяйствующих субъектов существенными являются административные ограничения в виде процедуры участия в торгах, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Транспортные услуги
Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок
Общее количество перевозчиков на конец 2021 г., зарегистрированных в городе Махачкале, составляет 13 предприятий (из них 2 муниципальных предприятия и 3 государственных).
Всего в городе Махачкале установлено 69 регулярных маршрутов.
Общая протяженность регулярных маршрутов города Махачкалы составляет 1120 км.
Перевозчиками негосударственной (немуниципальной) формы собственности обслуживается 52 маршрута, что составляет 75%
Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности составляет 71%.
Объем реализованных на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок товаров, работ, услуг (количество перевезенных пассажиров) в натуральном выражении частными организациями к объему реализованных товаров, работ, услуг в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов составляет 95 процентов.
В период 2016 - 2021 гг. за счет средств инвесторов (частных перевозчиков) приобретено 481 автобусов малого класса марки Газель NEXT.
Полностью обновлен парк транспортных средств по 24 регулярным маршрутам, что позволило оптимизировать маршрутную сеть по данным маршрутам более чем на 30 процентов.
В целях улучшения качества транспортного обслуживания п. Ленинкент установлен дополнительный маршрут N 65, обслуживаемый автобусами повышенной вместимости.
Основной проблемой на текущий момент является отсутствие системы онлайн диспетчеризации перевозок в городе Махачкале. В этой связи диспетчеризация осуществляется силами самих перевозчиков.
В свою очередь, администрацией города Махачкалы с 2022 г. реализуются мероприятия по внедрению интеллектуальной транспортной системы, в рамках которой на базе городского ЦОДД установлен модуль управления движением общественного пассажирского транспорта. В настоящее время, к модулю подключен парк подвижного состава троллейбусов. Ведется работа по поэтапному подключению к системе всего городского пассажирского транспорта.
Рынок рекламы (Наружная реклама)
В сфере наружной рекламы по состоянию на 1 января 2022 года в городе Махачкале функционирует 62 организаций частной формы собственности.
Доля организаций частной формы собственности, осуществляющих деятельность в сфере наружной рекламы в городе Махачкале, составляет 100 процентов, что свидетельствует о высоком уровне конкурентной среды на данном рынке.
На рынке рекламы, как и на других рынках, действует закон конкуренции, в соответствии с которым происходит повышение качества рекламных услуг, снижение их цены, а также объективный процесс вытеснения с рекламного рынка некачественных и дорогих рекламных услуг.
К основным функциям муниципального контроля на рынке рекламы относится борьба с ненадлежащей рекламой, предупреждение и пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, а также ежегодное утверждение схемы расположения рекламных конструкций на территории города Махачкалы.
3. Ключевые показатели развития конкуренции
3.1. Ключевые показатели развития конкуренции определяют цели осуществления мероприятий по развитию конкуренции, включаемые в план мероприятий ("дорожную карту"), и содержат цифровые значения минимально допустимой доли организаций частной формы собственности в отраслях (сферах) экономики (видов деятельности) города Махачкалы по итогам реализации плана мероприятий ("дорожной карты").
Минимальные значения ключевых показателей установлены с учетом сложившейся ситуации на каждом конкретном товарном рынке, а также в ряде случаев ориентированы на аналогичные показатели, установленные планом мероприятий по содействию развитию конкуренции в Республике Дагестан.
В соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, выбор рынков, направления работы по развитию конкуренции, набор предлагаемых показателей "дорожной карты" определяются органами местного самоуправления самостоятельно.
В Плане определен перечень ключевых показателей развития конкуренции в городе Махачкале и мероприятия по развитию конкуренции, обеспечивающие их достижение к 1 января 2023 года, согласно приложению 1 к Плану.
4. Мероприятия по содействию развитию конкуренции
Мероприятия по содействию развитию конкуренции в городе Махачкале предусмотрены в приложении 2 к Плану.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.